Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Караярская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО «27 » августа 2018 Протокол № 1 | Согласовано заместитель директора по увр __________________/Сафина г.г./ | Утверждаю Директор _________________ / СУЛТАНОВА Р.Т./ Приказ № 204 от 28.08.2018 |
Программа кружка
«Юный обществовед»
для учащихся 7-11 классов.
Составила:
учитель истории и обществознания
Хайруллина Р.Х.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для подготовки обучающихся 7-8 классов к олимпиаде по обществознанию; обучающихся 9-11 классов к олимпиаде по обществознанию и к государственной (итоговой) аттестации по предмету. Она составлена на основе примерной программы по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Цель программы — качественная подготовка обучающихся к олимпиаде и экзаменам по обществознанию.
Задачами программы являются следующие:
обобщить и систематизировать теоретический материал по обществознанию, изученный в 7,8,9, 10, 11 классах;
развивать умение решать тестовые задания;
научить анализировать обществоведческие тексты различной тематики;
развивать практические умения оценки конкретных ситуаций и выработки модели поведения в них.
Задачи определяются структурой КИМов и олимпиадных заданий по правоведению и по обществознанию.
Общая характеристика
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок , а также в соответствии с недостаточным уровнем готовности обучающихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию.
В основу программы положены следующие принципы:
системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;
практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;
деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.
Главная содержательная линия курса — человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.
В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:
общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;
экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;
политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;
социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;
духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.
Место курса в базисном учебном плане
Кружок «Юный обществовед» проводится для учащихся 7-11 классов за счёт часов кружковой работы по выбору учащихся в 2018-2019 учебном году 1 раз в неделю по расписанию работы кружков в объёме 34 часов за год.
Предполагаемые результаты освоения содержания курса
Программа направлена на достижение следующих результатов её освоения:
личностных, включающих в себя осознание своих потребностей, интересов, ценностей, своего места в обществе, перспектив развития личности в выбранном направлении, овладение набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей;
метапредметных, включающих умения работать с различными источниками информации, овладение логическими действиями, умение формулировать и аргументировать свою позицию по заданной проблеме, умение организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;
предметных, включающих целостное представление об обществе и каждом его компоненте в отдельности, овладение понятийным аппаратом, умение устанавливать причинно-следственные связи между сферами общественной жизни.
Содержание курса
Тема 1. Общество как система. (4 часа)
Теория. Сферы общественной жизни. Человек в обществе. Общество и природа. Ступени развития общества и его исторические типы. Особенности современного общества. Прогресс и регресс.
Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.
Тема 2. Экономическая сфера (5 часов)
Теория. Экономика, её структура и роль в современном обществе. Типы экономических систем: традиционная, государственная, рыночная. Собственность и её виды: частная, государственная, муниципальная, собственность общественных организаций. Роль государства в экономике. Характери-стика рыночной экономики. Экономические проблемы на современном этапе развития общества.
Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.
Тема 3. Политическая сфера (7 часов)
Теория.Власть. Государство и его признаки. Формы правления: монархия, республика. Формы территориально-государственного устройства: федерация, унитарное государство. Политические режимы. Демократия, правовое государство, гражданское общество. Выборы. Принцип разделения властей на примере РФ. Политические партии, их роль в современной политике.
Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.
Тема 4 Социальная сфера (7 часов)
Теория. Социальная стратификация, социальные группы. Социальный конфликт, способы его разрешения. Социальный статус, социальная роль. Социальная мобильность. Потребности, их виды. Социальное неравенство, его причины.
Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.
Тема 5. Духовная сфера (4 часа)
Теория. Мораль. Право. Религия. Наука. Образование. Искусство. Роль духовной сферы в современном обществе.
Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.
Тема 6. Правоведение (7 часов)
Теория. Правовая норма. Институты права. Отрасли права. Принципы, презумпции и аксиомы права. Источники права. Понятие и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный обществовед»
№ п/п | Тема занятия | Время проведения |
1 | Общество как система | 5.09 |
2 | Сферы общественной жизни | 10.09 |
3 | Решение заданий из КИМов,/ олимпиадных заданий. | 17.09 |
4 | Учимся писать эссе | 24.09 |
5 | Экономика: наука и хозяйство | 1.10 |
6 | Экономика, её структура и роль в обществе. | 8.10 |
7 | Типы экономических систем. Рыночная экономика | 15.10 |
8 | Решение заданий из КИМов | 22.10 |
9 | Решение олимпиадных задач | 5.11 |
10 | Политическая система общества | 12.11 |
11 | Сущность и организация государства | 19.11 |
12 | Политические режимы | 26.11 |
13 | Правовое государство. Гражданское общество | 3.12 |
14 | Решение заданий из КИМов | 10.12 |
15 | Учимся писать эссе | 17.12 |
16 | Решение олимпиадных заданий | 24.12 |
17 | Социальная сфера общественной жизни | 14.01 |
18 | Социальная стратификация | 21.01 |
19 | Социальная мобильность | 28.01 |
20 | Социальный статус, социальная роль | 4.02 |
21 | Решение заданий из КИМов | 11.02 |
22 | Учимся писать эссе | 18.02 |
23 | Решение олимпиадных заданий | 25.02 |
24 | Духовная сфера общественной жизни | 3.03 |
25 | Мораль и право. Религия. | 10.03 |
26 | Наука. Образование. Искусство. | 17.03 |
27 | Анализ источников по теме «Духовная сфера» | 31.03 |
28 | Система права | 7.04 |
29 | Принципы, аксиомы и презумпции права | 14.04 |
30 | Формы права | 21.04 |
31 | Правонарушения и их характеристика | 28.04 |
32 | Юридическая ответственность | 5.05 |
33 | Решение заданий из КИМов | 12.05 |
34 | Учимся писать эссе | 19.05 |
Литература
Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 2009. - 66 с.
Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ
Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. – 400 с.
Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
Обществознание: Понятия и термины: справочник / авт-сост. М.Ю.Брандт. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 126, [2] с. (Серия «Справочники»)
Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013. – 158 с.
Основы экономики в вопросах и ответах. Ростов н/Д; Издательство «Феникс», 1996. - 448 с.
Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах / РЦОИТ-М., 2007. – 56 с.
Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8—11 кл.: Учебно-методическое пособие / А. Ю. Головатенко, А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 160 с.
Сошникова, Т. А. Трудовое право России в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.- 256 с.
Интернет-источники:
http://www.alleng.ru/
http://www.rusolymp.ru
http://ecsocman.edu.ru/
http://www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru
http://www.fipi.ru/
http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/2017_2018/#table
https://olimpiada.ru/activity/84/tasks