СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный обществовед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности направлена для подготовки как к ГИА , так и к предметным олимпиадам.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный обществовед"»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Караярская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан






Рассмотрено

на заседании ШМО


«27 » августа 2018


Протокол № 1



Согласовано

заместитель директора по увр


__________________/Сафина г.г./


Утверждаю


Директор _________________

/ СУЛТАНОВА Р.Т./


Приказ № 204 от 28.08.2018







Программа кружка

«Юный обществовед»

для учащихся 7-11 классов.



Составила:

учитель истории и обществознания

Хайруллина Р.Х.








Пояснительная записка

Данная программа предназначена для подготовки обучающихся 7-8 классов к олимпиаде по обществознанию; обучающихся 9-11 классов к олимпиаде по обществознанию и к государственной (итоговой) аттестации по предмету. Она составлена на основе примерной программы по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Цель программы — качественная подготовка обучающихся к олимпиаде и экзаменам по обществознанию.

Задачами программы являются следующие:

  • обобщить и систематизировать теоретический материал по обществознанию, изученный в 7,8,9, 10, 11 классах;

  • развивать умение решать тестовые задания;

  • научить анализировать обществоведческие тексты различной тематики;

  • развивать практические умения оценки конкретных ситуаций и выработки модели поведения в них.

Задачи определяются структурой КИМов и олимпиадных заданий по правоведению и по обществознанию.


Общая характеристика

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок , а также в соответствии с недостаточным уровнем готовности обучающихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию.

В основу программы положены следующие принципы:

  • системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;

  • практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;

  • деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.

Главная содержательная линия курса — человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.

В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:

  • общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;

  • экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;

  • политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;

  • социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;

  • духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.


Место курса в базисном учебном плане

Кружок «Юный обществовед» проводится для учащихся 7-11 классов за счёт часов кружковой работы по выбору учащихся в 2018-2019 учебном году 1 раз в неделю по расписанию работы кружков в объёме 34 часов за год.

Предполагаемые результаты освоения содержания курса

Программа направлена на достижение следующих результатов её освоения:

  • личностных, включающих в себя осознание своих потребностей, интересов, ценностей, своего места в обществе, перспектив развития личности в выбранном направлении, овладение набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей;

  • метапредметных, включающих умения работать с различными источниками информации, овладение логическими действиями, умение формулировать и аргументировать свою позицию по заданной проблеме, умение организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;

  • предметных, включающих целостное представление об обществе и каждом его компоненте в отдельности, овладение понятийным аппаратом, умение устанавливать причинно-следственные связи между сферами общественной жизни.


Содержание курса

Тема 1. Общество как система. (4 часа)

Теория. Сферы общественной жизни. Человек в обществе. Общество и природа. Ступени развития общества и его исторические типы. Особенности современного общества. Прогресс и регресс.

Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.

Тема 2. Экономическая сфера (5 часов)

Теория. Экономика, её структура и роль в современном обществе. Типы экономических систем: традиционная, государственная, рыночная. Собственность и её виды: частная, государственная, муниципальная, собственность общественных организаций. Роль государства в экономике. Характери-стика рыночной экономики. Экономические проблемы на современном этапе развития общества.

Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.


Тема 3. Политическая сфера (7 часов)

Теория.Власть. Государство и его признаки. Формы правления: монархия, республика. Формы территориально-государственного устройства: федерация, унитарное государство. Политические режимы. Демократия, правовое государство, гражданское общество. Выборы. Принцип разделения властей на примере РФ. Политические партии, их роль в современной политике.

Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.


Тема 4 Социальная сфера (7 часов)

Теория. Социальная стратификация, социальные группы. Социальный конфликт, способы его разрешения. Социальный статус, социальная роль. Социальная мобильность. Потребности, их виды. Социальное неравенство, его причины.

Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.


Тема 5. Духовная сфера (4 часа)

Теория. Мораль. Право. Религия. Наука. Образование. Искусство. Роль духовной сферы в современном обществе.

Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.


Тема 6. Правоведение (7 часов)

Теория. Правовая норма. Институты права. Отрасли права. Принципы, презумпции и аксиомы права. Источники права. Понятие и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Практика: 7-8кл. – решение олимпиадных заданий, 9-11кл. – подготовка к ГИА, решение олимпиадных заданий.


Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный обществовед»


№ п/п

Тема занятия

Время проведения

1

Общество как система

5.09

2

Сферы общественной жизни

10.09

3

Решение заданий из КИМов,/ олимпиадных заданий.

17.09

4

Учимся писать эссе

24.09

5

Экономика: наука и хозяйство

1.10

6

Экономика, её структура и роль в обществе.

8.10

7

Типы экономических систем. Рыночная экономика

15.10

8

Решение заданий из КИМов

22.10

9

Решение олимпиадных задач

5.11

10

Политическая система общества

12.11

11

Сущность и организация государства

19.11

12

Политические режимы

26.11

13

Правовое государство. Гражданское общество

3.12

14

Решение заданий из КИМов

10.12

15

Учимся писать эссе

17.12

16

Решение олимпиадных заданий

24.12

17

Социальная сфера общественной жизни

14.01

18

Социальная стратификация

21.01

19

Социальная мобильность

28.01

20

Социальный статус, социальная роль

4.02

21

Решение заданий из КИМов

11.02

22

Учимся писать эссе

18.02

23

Решение олимпиадных заданий

25.02

24

Духовная сфера общественной жизни

3.03

25

Мораль и право. Религия.

10.03

26

Наука. Образование. Искусство.

17.03

27

Анализ источников по теме «Духовная сфера»

31.03

28

Система права

7.04

29

Принципы, аксиомы и презумпции права

14.04

30

Формы права

21.04

31

Правонарушения и их характеристика

28.04

32

Юридическая ответственность

5.05

33

Решение заданий из КИМов

12.05

34

Учимся писать эссе

19.05









Литература

  1. Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.

  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).

  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).

  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).

  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).

  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).

  7. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).

  8. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 2009. - 66 с.

  9. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ

  10. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.

  11. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. – 400 с.

  12. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.

  13. Обществознание: Понятия и термины: справочник / авт-сост. М.Ю.Брандт. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 126, [2] с. (Серия «Справочники»)

  14. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013. – 158 с.

  15. Основы экономики в вопросах и ответах. Ростов н/Д; Издательство «Феникс», 1996. - 448 с.

  16. Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах / РЦОИТ-М., 2007. – 56 с.

  17. Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8—11 кл.: Учебно-методическое по­собие / А. Ю. Головатенко, А. Ф. Никитин, Н. Г. Су­ворова, Т. И. Тюляева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 160 с.

  18. Сошникова, Т. А. Трудовое право России в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.- 256 с.

Интернет-источники:

http://www.alleng.ru/

http://www.rusolymp.ru

http://ecsocman.edu.ru/

http://www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru

http://www.fipi.ru/

http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/2017_2018/#table

https://olimpiada.ru/activity/84/tasks


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!