Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского муниципального
округа» Приморского края
Директор МОБУ
«Мой родной Приморский край»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристическо-краеведческой направленности
Возраст учащихся:9-11 лет
Количество часов: 34 часа
В неделю: 1 час Срок реализации: 1 год
Жованик Марина Владимировна учитель начальных классов
с. Галёнки 2021 год.
Раздел №1. Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Программа кружка «Мой родной Приморский край» предназначена для учащихся третьих–четвертых классов бюджетной общеобразовательной школы.
На изучение курса отводится 34 часов в год (1раз в неделю).
Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Актуальность программы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Направленность программы: туристическо-краеведческая
Цель и задачи программы Цель программы:
Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, села, семьи, школы с жизнью
нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Занимаясь кружковой деятельностью, учащиеся должны не только увидеть красоту нашей земли, но и узнать о людях, живущих рядом с нами сейчас и о тех, кто жил раньше. Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся , формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Содержание программы
Описание места в учебном плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).
Учебный план программы
№ | Названия разделов, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | «С чего начинается Родина?!» Конкурс рисунков «Мой дом» | 1 | | 1 | конкурс |
2 | «Государственные символы России» Беседа «Флаги стран» | 1 | 1 | | |
3 | «Символика Приморского края Викторина «Знай свой край!» | 1 | | 1 | викторина |
4 | История образования Приморского края | 1 | 1 | | |
5. | Освоение Приморья. Первые русские поселения. | 1 | 1 | | |
6. | Первооткрыватели Приморского края. | 1 | 1 | | |
7. | Лес – богатство нашего края. | 1 | 1 | | |
8 | Разнообразие растений Приморского края. | 1 | 1 | | |
9 | Составление альбома. Растительный мир Приморья | 1 | | 1 | Практическая работа |
10 | Лекарственные растения Приморского края. | 1 | 1 | | |
11 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 1 | | |
12 | Разнообразие животных . | 1 | 1 | | |
13 | Составление альбома .Животный мир Приморья. | 1 | | 1 | Практическая работа |
14 | Хозяин тайги. | 1 | 1 | | |
15 | Птицы Приморского края. | 1 | 1 | | |
16 | Красная книга Приморского края (Растения) | 1 | 1 | | |
17 | Составление альбома .Растения ,занесенные в красную книгу. | 1 | | 1 | Практическая работа |
18 | Красная книга Приморского края (Животные) | 1 | 1 | | |
19 | Составление своей Красной книги. | 1 | | 1 | Защита проекта |
20 | Заповедники Приморского края | 1 | 1 | | |
21 | Морские обитатели Японского моря | 1 | 1 | | Практическая работа |
22 | Водные объекты Приморского края | 1 | 1 | | |
23 | Народы ,проживающие на территории Приморья | 1 | | | |
24 | Города Приморского края | 1 | 1 | | Практическая работа |
25 | г. Владивосток-столица Приморья | 1 | 1 | | |
26 | Полезные ископаемые Приморского края | 1 | 1 | | |
27 | Промышленность Приморского края | 1 | 1 | | |
28 | Сельское хозяйство Приморья. | 1 | 1 | | |
29 | История родного села | 1 | 1 | | Практическая работа |
30 | Экскурсия в школьный музей | | 1 | | экскурсия |
31 | Поэты , писатели и художники района и края. | 1 | 1 | | |
32 | Водопады Приморья | 1 | 1 | | Практическая работа |
33 | Люди Приморского края | 1 | 1 | | |
34 | Викторина. Знатоки Приморья. | 1 | 1 | | викторина |
| Итого: | 34ч | | | |
Содержание учебного плана
Тема 1«С чего начинается Родина?!» Конкурс рисунков «Мой дом»
Познакомить с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
Тема 2. «Государственные символы России» .Беседа «Флаги стран» Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; оценивать свои достижения на занятии.
Тема 3. «Символика Приморского края Викторина «Знай свой край!
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг Приморья; — рассказывать о малой родине;
— отвечать на итоговые вопросы
Тема 4. История образования Приморского края. Рассказать о древних государствах на территории Приморья
Тема 5. Освоение Приморья. Первые русские поселения. Рассказать , как осваивали Приморье поселенцы.
Тема 6. Первооткрыватели Приморского края
Рассказать о первооткрывателях (Арсеньев, Хабаров, Комаров)
Тема 7. Лес – богатство нашего края.
Рассказать о разнообразии широколиственных и хвойных лесов.
Тема 8. Разнообразие растений Приморского края. Познакомить детей с разными видами растений.
Тема 9. Составление альбома. Растительный мир Приморья. Составить альбом с растительным миром Приморской тайги.
Тема 10. Лекарственные растения Приморского края. Познакомить с лекарственными растениями Приморья.
Тема 11. Съедобные и несъедобные грибы. Изучить грибы съедобные и ядовитые
Тема 12. Разнообразие животных . Познакомить с разными видами животного мира . Тема 13 Составление альбома . Животный мир Приморья. Составить альбом животного мира Приморской тайги.
Тема 14. Хозяин тайги.. Рассказать о уссурийском тигре. Численность этого животного.
Тема 15. Птицы Приморского края..
Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 16. Красная книга Приморского края (Растения) Рассказать и показать Красную книгу Приморья
Тема 17. Составление альбома .Растения, занесенные в красную книгу. Составить книжку малышку с растениями из Красной книги.
Тема 18. Красная книга Приморского края (Животные) Показать и рассказать о животных
,обитающих на территории Приморского края \
Тема 19 Составление своей Красной книги. Составить книжку-малышку «Животные Красной книги»
Тема 20. Заповедники Приморского края. Познакомить с заповедными зонами Приморского края.
Тема 21. Морские обитатели Японского моря.
Рассказать о морских жителях, обитающих в наших акваториях.
Тема 22. Водные объекты Приморского края Рассказать о реках, озерах Приморского края. Тема 23. Народы , проживающие на территории Приморья Рассказать о народах, заселяющих Приморский край.
Тема 24. Города Приморского края
Познакомить с городами, достопримечательностями
Тема 25. г. Владивосток-столица Приморья Рассказ о г. Владивостоке.
Тема 26. Полезные ископаемые Приморского края Какие полезные ископаемые добывают в Приморье.
Тема 27. Промышленность Приморского края Рассказать о заводах, фабриках, комбинатах. Тема 28. Сельское хозяйство Приморья. Рассказать ,что выращивают на полях Приморья. Тема 29. История родного села Рассказать об истории создания с.Галенки.
Тема 30 Экскурсия в школьный музей Познакомиться с историей села
Тема 31. Поэты , писатели и художники района и края. Рассказать о культуре Приморского края.
Тема 32. Водопады Приморья. Знакомство с водопадами. Виртуальная экскурсия по Кравцовским водопадам
Тема 33. Люди Приморского края Рассказать об известных людях Приморья
Тема 34. Викторина. Знатоки Приморья. Обобщить знания о Приморском крае.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, края, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные предвосхищать результат. адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные .
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. установление причинно- следственных связей.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
знать:
историю своего населённого пункта, различных учреждений историю народов, проживающих в своём крае и их традиции основные краеведческие термины и понятия
основные этапы и ключевые события истории Приморского края с древности до наших дней
изменения природной среды края в результате деятельности человека особенности природы, населения
специфику географического положения и административнотерриториального устройства
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем важнейшие достижения культуры и системы ценностей Уметь:
рассказывать о важнейших событиях истории края, образование района и своего населённого пункта
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы ,работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
описывать традиции народов своего края показывать на карте границы и географический центр Приморского края, Октябрьского района. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов края составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты.
Раздел №2. Организационно-педагогические условия.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
Помещение – учебный кабинет.
Оборудование - мяч, скакалка, клей, бумага, краски, крупа, альбомы.
Компьютер, проектор, колонки, экран.
Оценочные материалы и формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в конкурсах
Участие в выставках рисунков
Защита творческих проектов
Формы отслеживания результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, защита творческих проектов.
Тематический
Предварительный
Устный
Письменный
Фронтальный
Индивидуальный
Оценочные материалы, способы проверки ЗУН учащихся. Диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень ЗУН, которые имеют дети. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, тестирования, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы. Диагностические методики, позволяющие определить достижения учащихся:
развитие познавательной деятельности учащихся;
методика выявления уровня самооценки учащихся;
личностное достижение учащихся;
тесты о духовно – нравственной личности;
методика отслеживания творческих достижений учащихся
Методические материалы
Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих (проектных) .
Критерии оценивания творческой (проектной) работы
Высокий уровень – 40-50 баллов Средний уровень –30-40 баллов Низкий уровень – 0-30 баллов
Данная таблица заполняется на каждого ребенка. Каждый критерий оценивается по 10- балльной шкале. Максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать за проектную работу- 50.
Критерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Качество наблюдений (достигнутых результатов); | | | | | | | | | | |
Качество описаний выполненных наблюдений (достигнутых результатов); | | | | | | | | | | |
Результаты и способность к сопоставлению выполненных наблюдений (результатов), а также с наблюдениями (результатами) других авторов; | | | | | | | | | | |
Понимание темы исследований, а также ее места в общей проблематике выбранной области знания | | | | | | | | | | |
Качество презентации проекта (по результатам публичного прослушивания) | | | | | | | | | | |
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | | 1 год |
Продолжительность учебного года,неделя | | 34 |
Количество учебных дней | | 34 |
Продолжительность учебных периодов | | Первое полугодие:09.09.2021г.-23.12.2021г. Второе полугодие:13.01.2022г-26.05.2022г. |
Возраст детей | | 9-11 лет |
Продолжительность занятий | | 45 мин |
Режим занятий | | 1 раз в неделю |
Годовая учебная нагрузка | | 34 |
Календарный план воспитательной работы
Реализация воспитательной работы осуществляется через ряд мероприятий
№ п/п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Беседа о правилах поведения во время занятий. Проведение инструктажа по ТБ. | В течение года |
2 | Организация взаимопомощи в учебе | На каждом занятии |
3 | Беседа «Правильная осанка – залог здоровья» | В течение года |
4 | Организация минуты отдыха на учебных занятиях | На каждом занятии |
5 | Участие в конкурсах, олимпиадах, а также разработка и проведение собственных конкурсов и олимпиад | В течение года |
6 | Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам | В течение года |
7 | Беседы о правилах дорожного движения | В течение года |
Информационно-методическое обеспечение программы
Литература:
1.Авченко, Агафонов, Безделева: Приморье. Современный путеводитель Издательство: PressPass, 2016 г.
2.Бражник Ю.Н. «Мои путешествия по северу Приморского края». Владивосток 2018
3.Водопады: Стихия и поэзия/автор-сост. П.Ф.Бровко./ Владивосток 2018
4.Народы Приморского края .Иллюстрированный историко-этнографический справочник. Владивосток 2016
5.Приморье: народы,религии,общество/отв.ред.Т.И.Табунщикова,М.В.Мухина-Владивосток .2018
6. Растительный и животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель. Владивосток 2017.
Интернет-Ресурсы о Приморье и Дальнем Востоке:
primorsky.ru – официальный сайт администрации Приморского края http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России.
Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России». Порталу исполнилось 5 лет. Является региональной мегаэнциклопедией. Постоянно находится в стадии обновления.
http://www.primkray.ru/ - исторические очерки о Приморье. http://primhistory.freehostia.com/ - история Приморского края http://www.oldvladivostok.ru/ -
исторический портал города
Владивостока и Приморского края. История Приморского края в открытках и фотографиях. http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев http://art.bdk.com.ru/ - исторические очерки о Приморье
www. museum.ru/E1463 – сайт Приморского государственного
объединенного музея им. В.К. Арсеньева www. pgpb.ru – сайт ПГПБ им. А.М. Горького (Приморская государственная публичная библиотека) http://vladivostokeparhia.ru – официальный сайт Приморской епархии РПЦ. Приморье православное. http://www.pgpb.ru/cd/primor/writers/wwww.htm - история и литература Приморья Примориана http://geraldika.ru/region/ - Гербы и флаги краев и областей Дальнего Востока, городов и районов Приморского края.
http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»
http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья».