Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №3 им. С. Орджоникидзе
г. Клинцы Брянской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на МС школы приказом по ОУ №
Протокол №____ от Протокол № ___от от «___» ___2018г
«___»_______20___г от «__» 2018г. Директор школы
________ Т.В.Фиц
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019учебный год
по математике
Уровень основное общего образования 5 класс
Общее количество часов 175 часов
Количество часов в неделю 5часов
Учитель Ломарева Галина Ивановна
Квалификационная категория первая
г. Клинцы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «математика» для 5 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Для всех учебников кроме учебников из перечня 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016
7. Письмо Департамента образования и науки Брянской области «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2017 учебный год» от 12.04.2017г. №2501-04-О ;
8. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
9.УМК Математика С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин М.
Программа составлена для обучающихся 5 класса в соответствии с учебным планом и положением о рабочей программе МБОУ-СОШ №3
г. Клинцы Брянской области.
Федеральный базисный план отводит 175 часов для образовательного изучения математики в 5 классе из расчёта 5 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется Программа по математике в объеме 175 часов.
Цели:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС, данная рабочая программ для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения математики .
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Натуральные числа и нуль(52ч.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение и законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело и деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Основные цели – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, об их сложении и вычитании, умножении и делении; добиться осознанного овладения приемами вычислений с применением законов сложения и умножения; развивать навыки вычислений с натуральными числами. Площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда.
Глава 2. Изменение величин (38 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Единицы площадей, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Основные цели – систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин; продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.
Глава 3. Делимость натуральных чисел (25 ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Основные цели – завершить изучение натуральных чисел рассмотрением свойств и признаков делимости; сформировать у учащихся простейшие доказательные умения.
Глава 4. Обыкновенные дроби (75ч.)
Понятие дроби, равенство дробей(основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Основные цели – сформировать у учащихся умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби, вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные дроби и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими способами.
Тематическое планирование
для учащихся 5 класса
Учебник Никольский и др.
Количество часов за год 175 Количество часов в неделю 5
Номер пункта | Содержание материала | | Дата проведения |
Количество часов | По плану | По факту |
| Глава 1. Натуральные числа и нуль | 46 | | |
1.1 | Ряд натуральных чисел | 1 | | |
1.2 | Десятичная система записи натуральных чисел | 2 | | |
1.3 | Сравнение натуральных чисел | 2 | | |
1.4 | Сложение. Законы сложения | 3 | | |
1.5 | Вычитание | 3 | | |
1.6 | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания | 2 | | |
1.7 | Умножение. Законы умножения | 3 | | |
1.8 | Распределительный закон | 2 | | |
1.9 | Сложение и вычитание столбиком | 3 | | |
| К/Р №1 | 1 | | |
1.10 | Умножение чисел столбиком | 3 | | |
1.11 | Степень с натуральным показателем | 2 | | |
1.12 | Деление нацело | 3 | | |
1.13 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления | 2 | | |
1.14 | Задачи «на части» | 3 | | |
1.15 | Деление с остатком | 3 | | |
1.16 | Числовые выражения | 2 | | |
| К/Р № 2 | 1 | | |
1.17 | Нахождение двух чисел по их сумме и разности | 3 | | |
| Дополнения к главе 1 | | | |
1 | Вычисления с помощью калькулятора | - | | |
2 | Исторические сведения | | | |
3 | Занимательные задачи | 2 | | |
| Глава 2. Измерение величин | 30 | | |
2.1 | Прямая. Луч. Отрезок | 2 | | |
2.2 | Измерение отрезков | 2 | | |
2.3 | Метрические единицы длины | 2 | | |
2.4 | Представление натуральных чисел на координатном луче | 2 | | |
| К/Р № 3 | 1 | | |
2.5 | Окружность и круг. Сфера и шар | 1 | | |
2.6 | Углы. Измерение углов | 2 | | |
2.7 | Треугольники | 2 | | |
2.8 | Четырехугольники | 2 | | |
2.9 | Площадь прямоугольника. Единицы измерения | 2 | | |
2.10 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | | |
2.11 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема | 2 | | |
| К/Р № 4 | 1 | | |
2.12 | Единицы массы | 1 | | |
2.13 | Единицы времени | 1 | | |
2.14 | Задачи на движение | 3 | | |
| Дополнения к главе 2 | | | |
1 | Многоугольники | - | | |
2 | Исторические сведения | | | |
3 | Занимательные задачи | 2 | | |
| Глава 3. Делимость натуральных чисел | 19 | | |
3.1 | Свойства делимости | 2 | | |
3.2 | Признаки делимости | 3 | | |
3.3 | Простые и составные числа | 2 | | |
3.4 | Делители натурального числа | 3 | | |
3.5 | Наибольший общий делитель | 3 | | |
3.5 | Наименьшее общее кратное | 3 | | |
| К/Р № 5 | 1 | | |
| Дополнения к главе 3 | | | |
1 | Использование четности и нечетности при решении задач | - | | |
2 | Исторические сведения | | | |
3 | Занимательные задачи | 2 | | |
| Глава 4. Обыкновенные дроби | 65 | | |
4.1 | Понятие дроби | 1 | | |
4.2 | Равенство дробей | 3 | | |
4.3 | Задачи на дроби | 4 | | |
4.4 | Приведение дробей к общему знаменателю | 4 | | |
4.5 | Сравнение дробей | 3 | | |
4.6 | Сложение дробей | 3 | | |
4.7 | Законы сложения | 4 | | |
4.8 | Вычитание дробей | 4 | | |
| К/Р № 6 | 1 | | |
4.9 | Умножение дробей | 4 | | |
4.10 | Нахождение части целого и целого по его части | 2 | | |
4.11 | Задачи на совместную работу | 3 | | |
4.12 | Понятие смешанной дроби | 3 | | |
4.13 | Сложение смешанных дробей | 3 | | |
4.14 | Вычитание смешанных дробей | 3 | | |
4.15 | Умножение и деление смешанных дробей | 5 | | |
| К/Р № 7 | 1 | | |
| Представление дробей на координатном луче | 3 | | |
| Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | 2 | | |
| Дополнения к главе 4 | | | |
1 | Сложные задачи на движение по реке | - | | |
2 | Исторические сведения | | | |
3 | Занимательные задачи | 3 | | |
| Повторение | 10 | | |
| Повторение за 5 класс | 9 | | |
| Итоговая К/Р | 1 | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |