ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Автор (ФИО): | Распаева Сауле Авгановна |
Место работы: | МБОУ «Новоникитинская СОШ» |
Должность: | Учитель физической культуры |
E-mail: | Sweta.raspaeva2017@yandex.ru |
Задание
Разработать методическую концепцию программы мероприятий по финансовой грамотности с учащимися 5-8 классов (далее – Программа мероприятий) с использованием сценариев мероприятий Программы школьного лагеря.
Цель задания
Помочь педагогам выбрать и запланировать к проведению мероприятия по сценариям Программы школьного лагеря, тематически и содержательно встроить их в текущий образовательный процесс (реализуемую педагогом программу урочной /внеурочной деятельности), с учетом уровня подготовки учащихся, а также организационных возможностей.
Требования к Программе мероприятий
Программа должна содержать не менее 3 мероприятий по сценариям Программы школьного лагеря.
Программа может включать как мероприятия по сценариям Программы школьного лагеря, так и другие мероприятия (в т.ч. не по темам финансовой грамотности).
Программа может быть реализована в форме:
программы школьного лагеря / кружка / факультатива / фестиваля / тематической недели
ИЛИ
программы по предмету (обществознание / экономика / математика / информатика и т.п.)
Программа должна быть практически реализуемой и актуальной для выбранной вами группы учащихся, с учетом их возраста, уровня подготовки, особенностей региона проживания, ваших технических и организационных возможностей.
Концепция Программы мероприятий
пришкольного осеннего лагеря «Интеллектуал»
для обучающихся 5-8 классов
МБОУ «Новоникитинской СОШ»
Образовательная цель и задачи Программы мероприятий
Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление и творческое развитие ребенка, способствующее формированию его личности в каникулярное время; формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления.
Задачи:
1) развитие познавательного интереса к миру финансовых отношений;
2) понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
3) приобретение определенных специальных практических умений и навыков (сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах);
4) понимание и правильное использование экономических терминов;
5) освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
7) приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
8) развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
9) приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
10) формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12) развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания, вариативность организации в зависимости от уровня контингента конкретного возраста.
Программа адресована детям среднего школьного возраста, учеников общеобразовательной школы. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах – до 15 человек. Состав группы постоянный. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся в очной форме. Общеразвивающая программа рассчитана на 5 дней. Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Значимость данной программы для учащихся (практическая, предметно-практическая, социальная) в саморазвитии, самообразовании и самореализации. Учащиеся ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сети Интернет). Имеют возможность выбора формы изучения программы на основе собственных интересов и увлечений. Мотивированы к участию в реализации программы познавательной деятельности.
Значимость данной программы для семьи (просветительская, социальная) проявляется в том, что родители рассматривают участие своих детей в реализации программы как необходимое условие их полноценного развития, социализации. Они имеют доступ к полной объективной информации о лагере и данной программе. Имеют возможность для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.
Формат реализации Программы мероприятий
Регламентирование образовательного процесса: 5 дней (осенние каникулы)
Сменность занятий: 1 смена
Продолжительность занятий (определяется образовательной программой): 2 академических часа в день
Возраст учащихся : 12-15 лет
Условия реализации Программы:
1. Материально-техническое обеспечение
• помещение: кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением, классной магнитной доской, шкафами для дидактического и раздаточного материалов,
• перечень технических средств обучения (ноутбук, мультимедиа-проекторы);
• дидактическое обеспечение программы (методическая литература).
2. Психолого-педагогическое сопровождение
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития личностного роста, обучения и развития учащихся.
Методы психолого-педагогического сопровождения детей: анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение; индивидуальные консультации; беседа.
3.Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
4.Финансовое обеспечение
Финансирование осуществляется на бюджетной основе.
Примерный план мероприятий
Тема / тематический блок | Перечень мероприятий (наименования и форматы) | Ключевые образовательные результаты |
Потребности и расходы (день1) | 1.ДИ «Приключения Робинзона» 2.МК «Потребности и ресурсы» | -усвоение знаний: какими основными потребностями обладает человек; какого типа бывают ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей; как можно распределять и комбинировать ресурсы. -Сформированность умений: структурировать свои потребности (ранжировать, определять их приоритет); грамотно распределять имеющиеся ресурсы. - Знать основные виды и свойства потребностей. -Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов. -Понимать необходимость выбора, какие потребности и с помощью какие ресурсов удовлетворить, а какие отложить или исключить. -Уметь определять и формулировать актуальные потребности. -Уметь формулировать способы удовлетворения потребности. |
Доходы (день 2) | МК «Выбор профессии» | Для (5-6кл) Сформированность понимания: - что получение доходов является необходимым условием осуществления расходов. - что труд является основным источником получения доходов; - что стабильное и достаточное по объему получение доходов требует затраты усилий. Знать виды доходов: заработная плата, предпринимательский доход, социальные пособия, пенсии, стипендии, доходы от собственности и сбережений, наследство, выигрыши. Умение разбираться в видах профессий: их востребованности, необходимых для профессиональной деятельности знаниях. Сформированность умения выбирать профессию исходя из собственных способностей и интересов. Понимать необходимость профессионального развития и роста. Для (7-8кл) Знать понятия: профессионал, квалификация, фиксированный оклад, сдельная и повременная оплата, географический фактор, вредность труда, график рабочего дня. Умение выбирать профессию, учитывая интересы, умения и ограничения. Сформированность понимания: -факторов, влияющих на размер заработной платы; -заработная плата платится за труд; -образование влияет на квалификацию и будущие доходы; - необходимость развития и обучения. |
Платежные средства (день 3) | 1.ДИ «Вернуть тотем» 2.МК «Наличные и электронные деньги» | 1. Сформированность понимания: - что деньги упрощают и ускоряют обмен товарами и услугами (универсальное средство обмена); -что деньги являются «непортящимся» ресурсом, пригодным для обмена в будущем (средство сбережения); -что для получения желаемых благ людям необходим обмен. 2. Сформированность понятий: наличные и электронные деньги, сдача, чек, неплатежеспособная купюра, электронные деньги, электронные кошельки, комиссия. Сформированность понимания : -сходства и различия наличных и электронных форм оплаты; - различия фальшивой и неплатежеспособной купюры, а также выработка алгоритма действий в случае столкновения с ними. Знания: - о различных вариантах использования электронных денег; - о том, как избегать опасностей, связанных с платежами электронными деньгами; - о необходимости получения и сохранения чека, как документа, подтверждающего факт состоявшейся сделки. Умения: - рассчитывать суммы покупки, учитывая скидки; - избегать незапланированных расходов электронных денег, связанных с подписками, комиссиями и другими автоматическими платежами. |
Мошенничество Управление финансами (день 4) | 1.ДИ «Цифровой двойник» 2. ПР «Бюджет Колобковых » | 1. Знание о том: - какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли; - какая информация является личной; Понимание о том, что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег. Знание и умение применять порядок действий при обнаружении кражи и/или использования злоумышленниками секретной и /или личной информации: заблокировать карты, сменить пароли, сообщить о краже/взломе родителям и знакомым. 2.Знания о том: -какие расходы являются обязательными (не могут быть отложены, сокращены); -какие существуют способы балансировки бюджета (сокращение расходов, увеличение доходов, использование сбережений). Умения группировать расходы (выделять признаки для группировки и соотносить с ними статьи расходов) в целях планирования и учета. Понимание: - необходимости создания сбережений (для накопления на крупные покупки, балансировки бюджета); -необходимости создания «подушки безопасности» (для преодоления негативных событий со значительными финансовыми последствиями); - необходимости планирования бюджета и учета фактических расходов и доходов. |
Окружающий финансовый Мир (день 5) | 1.ИШ «Финансовый гений» 2.ПР «Дискуссионный клуб» | 1.Обобщение знаний , полученных в процессе изучения тем «Потребности и расходы», «Доходы», «Платежные средства», «Мошенничество» и «Управление финансами», закрепить понимание терминов, связанных с управлением личными финансами. 2. Уметь формулировать тезис (позицию) Уметь формулировать аргументы в защиту своих тезисов (позиции) Уметь выслушать тезис (позицию) собеседника (оппонента) |
Какие сценарии Программы школьного лагеря вы включили в свою Программу мероприятий? Почему вы выбрали именно эти сценарии?
Взяв за основу программу школьного осеннего лагеря «Интеллектуал» , я оставила ту же тематику каждого дня , заменяя мероприятия , на предложенные и разработанные вашими специалистами.
План работы сезонного осеннего пришкольного лагеря «Родничок»
с 26 октября по 4 ноября 2020 года
ДАТА | МЕРОПРИЯТИЕ |
26.10.2020 «Открытие лагеря» | «Познакомимся поближе» 1. Утренняя зарядка 2. Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей 3.Ознакомление с планом работы лагеря. Открытие лагеря 4. КТД «Открытие лагерной смены». 5. ДИ «Приключения Робинзона» 6. МК «Потребности и ресурсы» |
27.10.2020 «День народного единства» | «День народного единства» 1. Утренняя зарядка. Подвижные игры наших предков. 2. «Давайте Родину любить!» открытое мероприятие, посвященное празднованию Дня народного единства 3. «В единстве народа – великая сила» - час истории 4. МК «Выбор профессии» |
28.10.2020 «День здоровья и спорта» | «Здоровым быть здорово!» 1. Утренняя зарядка на дыхание «Курение – это вредно» 2. Конкурс плакатов «Мой друг - ЗОЖик» 3. Спортивные состязания «Здоровому все здорово!» 4. ДИ «Вернуть тотем» 5.МК «Наличные и электронные деньги» |
29.10.2020 «День литературы» | «Что за прелесть эти сказки!» 1. Утренняя зарядка «Игры наших предков» 2. Литературная гостиная ««Не жалею, не зову, не плачу» 3. Фотоконкурс «Мой портрет с любимой книгой» 4. ДИ «Цифровой двойник» 5.ПР «Бюджет Колобковых» |
30.10.2020 «Закрытие лагерной смены» | 1. Утренняя зарядка. 2. КТД «Закрытие лагерной смены» 3.Оформление книги отзывов «Мы говорим спасибо!» 4.ИШ «Финансовый гений» 5.ПР «Дискуссионный клуб» |
Программа мероприятий предлагает идею свободного выбора в развитии познавательной мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, уровень их подготовленности, степень сформированности коллектива;
наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;
сознательности и активности – для активизации деятельности детей необходимо пробудить в них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала были использованы наглядные пособия следующих видов:
• схематический
• дидактические пособия
• тематические подборки материалов
Остановив свой выбор в пользу данных сценариев, я учитывала материальное и техническое обеспечение нашей школы, возможность задействовать педагогов дополнительного образования в качестве модераторов.
Место каждого мероприятия по сценарию Программы школьного лагеря в Программе мероприятий
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:
- педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы;
- педагогический анализ результатов анкетирования, конкурсов внутри коллектива, опросов, участия в мероприятиях, презентаций, активности учащихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка учащегося).
Начальный контроль - определение уровня развития детей, их творческих способностей.
Текущий контроль - определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Итоговый контроль - определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
6