Программа внеурочной деятельности
«Моя семья»
1 класс
Срок реализации: 1 год
(для детей с нарушением слуха)
2023 - 2024 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
«Декларация о правах ребенка»;
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 535 от 19.03.2015 «Об утверждении методических рекомендаций» по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Возраст обучающихся 7- 8 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Содержание данной программы внеурочной деятельности общеобразовательной (общеразвивающей) программы определяется Адаптированной дополнительной общеобразовательной программой КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1». Программа рассчитана на общее количество часов, реализуемых за 1 год –33 (в том числе теоретических – 13часов, практических – 20 часов)
Нагрузка распределена следующим образом: длительность занятия – 35 минут, наполняемость занятия не более 6 человек.
Занятия проводятся в соответствии с составленным планом воспитательной работы класса (1 раз в неделю).
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Моя семья» составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Л.Д. Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2011
Цель: расширить знания ребёнка о самом себе, пробуждение интереса к истории своей семьи; способствовать более близкому общению членов семьи.
пробуждение интереса к истории своей семьи;
способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи:
- ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
- помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении истории своей семьи. В ходе реализации программы школьники получают знания о своей родословной. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города, края, страны.
Учащиеся познакомятся: с понятиями «семья», «члены семьи», «родословная», «род», «родственники», «генеалогическое дерево»
Содержание программы.
Я и моё имя. Что оно означает, кто и почему меня так назвали? Рассказы детей, беседа об именах ребят.
Знакомство с историей возникновения имён.
Значение имён. Откуда они к нам пришли. Православные имена, взятые из церковного календаря.
Я и моя семья. Знакомство с членами семьи, с понятиями «поколение».
Семейные обязанности и традиции. Знакомство с понятием «традиции» Увлечение моей семьи. Обязанности членов семьи
Моя родословная. Познакомить с понятием родословная; Нужно ли знать свою родословную.
Сундучок семейных альбомов и реликвий. Рассказы детей о жизни семьи, выставка семейных альбомов.
Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи.
Основные виды деятельности и формы занятий:
В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:
- семейном укладе и традициях семьи;
-о том, где его корни и кто его предки;
-о взаимоотношениях родителей и детей;
знать:
- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;
- историю создания своей семьи;
- памятные даты своих близких;
уметь:
-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;
Результатом работы учащихся станет составление генеалогического древа своей семьи.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Моя семья» рассчитан для 1 класса на 1 год обучения, 33 часа (1 час в неделю) Продолжительность занятий 35 мин.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
- Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии;
- формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
- развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
Будут сформированы:
следующие понятия: «семья», «родители», «дочь, сын», «брат, сестра», «дедушка, бабушка», «внук, внучка», «дядя, тётя», «племянник, племянница»;
уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
умение оценивать жизненные ситуации;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Ученик научится
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
вносить коррективы в работу после учёта характера сделанных ошибок.
принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД
Ученик научится
определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
устанавливать несложные причинно-следственные связи;
произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
Ученик научится
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
задавать вопросы;
использовать речь для решения различных коммуникативных задач.
Предметные УУД
Познакомятся с понятием «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предки»;
узнают:
историю возникновения имён и фамилий;
степени родства в семье;
о профессиях предков;
о семейных увлечениях и традициях;
составят:
«ленту времени» своей жизни;
Проект «Родословное древо»
Формы контроля
Тестирование, практические работы, творческие работы учащихся.
Тематическое планирование содержания курса
№ | Названия модулей | Общее количество часов |
1м | Я и моё имя | 5 |
2 м | Я и моя семья | 17 |
3 м | Семейные обязанности и традиции | 5 |
4 м | Моя родословная | 6 |
| Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 КЛАССЕ.
№ п/п | Тема занятия | Содержание деятельности |
Я и моё имя |
1 | Вводное занятие. Будем знакомы! | Знакомство. Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу. |
2 | Я и моё имя. | Как тебя зовут? Меня зовут… . |
3 | Я и моя фамилия. | Как твоя фамилия? Моя фамилия … . |
4 | Я родился. Мои родители. | Мои родители: мама и папа. Я у них родился. Я для мамы и папы сын (дочь). |
5 | Кто я, и как меня зовут? | Я –мальчик (девочка). Моё имя - … . Моя фамилия - … . Я учусь в первом классе. Я ученик (ученица). |
Я и моя семья |
6 | Что такое семья? | Семья – это дом. В доме живут вместе родные люди, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. |
7 | Члены моей семьи. | Семья – это мама, папа, сестра, брат и я. |
8 | Имена моих родителей. | Мою маму зовут… … . Моего папу зовут … … . |
9 | Где и с кем я живу? | Я живу с мамой, папой, …, …, … . |
10 | День рождения. | Я родился … … . Моё день рождения…. … . Мне … лет. День рождения отмечаем всей семьёй. |
11 | Мама – первое слово (подарок маме) | Подарок маме. Я сделал подарок маме. Я подарю подарок мамочке |
12 | Мои братья и сёстры. | У меня есть брат (сестра). Брата зовут … . Сестру зовут … . |
13 | Мои бабушки и дедушки. | У меня есть бабушка и дедушка. Бабушку зовут … . Дедушку зовут … . Я, для бабушки и дедушки –внук, внучка. |
14 | Мои родственники. | У меня есть тётя, дядя. Тётю зовут … . Дядю зовут … . Я, для тёти и дяди –племянник, племянница. |
15 | Новый год – семейный праздник (поделки). | Мне нравится праздник Новый год. Новый год – семейный праздник. Мы любим отмечать Новый год вместе. |
16-17 | Кто, кому и кем доводится? | Степени родства в семье. |
18 | Мамина линия | Степени родства в семье. |
19 | Родное сердце (изготовление поделок) | Подарок маме. Я сделал подарок маме. Я подарю подарок мамочке |
20 | Папина линия | Степени родства в семье. |
21 | Подарок папе. («Стильный галстук») | Подарок папе. Я сделал подарок папе. Я подарю подарок папе. |
22 | Связь поколений | Связь поколений. |
Семейные обязанности и традиции |
23 | Мир семейных увлечений. | Мир увлечений, хобби. |
24 | Семейные обязанности. | Обязанности членов семьи. |
25 | Семейные традиции. | Какие традиции есть в моей семье. Собрать информацию и рассказать о семейных традициях |
26-27 | Пальчиковый театр «Дружная семья». | Мастерская 1 класса. Изготовление атрибутов, фигурок для пальчиков. |
| | Моя родословная |
28 | Что такое родословная? | Введение понятий «род», «родня», «родословная» |
29-30 | Моя родословная. | Обобщение накопленного материала. Работа с различными источниками информации. Составление родословных. |
31-32 | Графическое представление родословной | Составление родословных, их графическое представление. |
33 | Итоговое занятие. Генеалогическое дерево. | Работа над презентацией своей семьи. Генеалогическое дерево. Публичные выступления |
Учебно-методическое обеспечение
Библиотечный фонд:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2012.
Тимарцева, А.В. Тематическое планирование классных часов по программе «Моя родословная» (Текст) //Завуч. Начальная школа 2017г. -№3.
Технические средства обучения:
Средства обучения:
технические (проектор, компьютер);
учебное оборудование;