Учебная программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413;
- Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая постановлением от 26 декабря 2017 г. № 1642;
- Основной общеобразовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №12», утвержденной приказом №56 от 26.08.2020 года.
Пояснительная записка
Цели и задачи учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования
Рабочая программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Основной целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде, обладать экологической культурой, ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знания, знать биологические термины, понятия, теории.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 10-11 классах на углубленном уровне:
- системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников;
- овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
- раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества;
- роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориентиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
- раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;
- развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.
Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
Место в учебном плане
В соответствии с ООП CОО МБОУ «CОШ № 12» и учебным планом на текущий учебный год на изучение учебного предмета «Биология» отводится:
углубленный уровень:
10 класс - 105 часов, 3 часа в неделю;
11 класс - 102 часа, 3 часа в неделю.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа углубленного курса по предмету «Биология» основана на учебно-методическом комплекте, обеспечивающем обучение курсу биологии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, который включает в себя учебники:
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова биология 10 класс углублённый уровень- М.: «Вентана –Граф», 2018.
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова биология 11 класс углублённый уровень- М.: «Вентана –Граф», 2015.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ООП СОО МБОУ «СОШ № 12» изучение учебного предмета «Биология» направлено на достижение следующих планируемых результатов освоения ООП СОО.
Выпускник на углубленном уровне научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументировано ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
III. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
В данной части программы приведено рекомендуемое распределение учебных часов по разделам курса, определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учениками.
10 класс
Введение в курс биологии для 10 – 11 классов
Биология как наука и ее прикладное значение. Введение: Биология — наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Экскурсия №1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»
Общие биологические явления и методы их исследования. Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого.
Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.
Лабораторная работа №1 «Наблюдение за живой клеткой»
Лабораторная работа №2 «Методика работы с определителями растений и животных»
Биосферный уровень организации жизни
Особенности биосферного уровня живой материи. Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле.
Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы. Условия жизни в биосфере.
Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Человек как житель биосферы.
Лабораторная работа №3 «Условия жизни в биосфере»
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы.
Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.
Экскурсия №2 «Живой мир вокруг нас. Приемы описания живого покрова на территории около школы»
Биогеоценотический уровень организации жизни
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема
Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы.
Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит-хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов.
Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе. Многообразие биогеоценозов и их значение.
Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы — агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.
Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе»
Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества.
Экскурсия №3 «Природная экосистема (лес, луг, водоём)»
Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.
Экскурсия №4 «Агроэкосистема (поле, сад)»
Лабораторная работа №5 «Свойства экосистем»
Лабораторная работа №6 «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе»
Популяционно-видовой уровень организации жизни
Особенности популяционно-видового уровня жизни. Вид и видообразование.
Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор – главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Происхождение и этапы эволюции человека.
Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека.
Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.
Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.
Учение об эволюции и его значение.
Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества.
Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Лабораторная работа №7 «Характеристики вида»
Лабораторная работа №8 «Значение искусственного отбора»
Лабораторная работа №9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов»
Экскурсия №5. «Выявление способов размножения растений в природе»
Экскурсия №6. «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (селекционная станция или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка)
11 класс
Организменный уровень жизни
Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
Основные закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.
Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Практическая работа: «Решение задач по генетике»
Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.
Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».
Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.
Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений»
Клеточный уровень организации жизни
Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.
Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.
Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов).
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».
Молекулярный уровень организации жизни
Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.
Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК. Химические процессы в молекулярных системах. Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде .Молекулярный уровень жизни и его особенности. Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача человечества.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».
Лабораторная работа №7 «Ферментативные процессы в клетке».
IV.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс (105 ч, 3 ч в неделю) | |
Название темы | Количество часов | Количество практических работ | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Введение в курс биологии для 10 – 11 классов | 14 | - | 2 | - |
Биосферный уровень организации жизни | 26 | - | 1 | - |
Биогеоценотический уровень организации жизни | 26 | - | 3 | - |
Популяционно-видовой уровень организации жизни | 39 | - | 3 | - |
Итого: | 105 | 0 | 9 | 0 |
11 класс (102 ч, 3 ч в неделю) | |
Название темы | Количество часов | Количество практических работ | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Организменный уровень жизни | 47 | 1 | 3 | - |
Клеточный уровень организации жизни | 25 | - | 2 | - |
Молекулярный уровень организации жизни | 30 | - | 2 | - |
Итого: | 102 | 1 | 7 | 0 |
Календарно – тематическое планирование 10 класс |
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | Форма текущего контроля | Практические и лабораторные работы | Дата |
по плану | по факту |
Введение в курс биологии для 10 – 11 классов (14ч) |
1 | Биология и ее связи с другими науками | 1 | Фронтальный опрос | | | |
2 | Биологическое разнообразие как проблема науки биологии | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
3 | Осознание ценности изучения биологических видов | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
4 | Практическая биология и ее значение | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
5 | Обобщающий урок. Экскурсия №1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» | 1 | Отчет по экскурсии №1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» | | | |
6 | Основные свойства жизни | 1 | Фронтальный опрос | | | |
7 | Определение понятия «жизнь» | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
8 | Общие свойства живых систем -биосистем | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
9 | Структурные уровни организации жизни | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
10 | Методы биологических исследований | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
11 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение за живой клеткой» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №1 «Наблюдение за живой клеткой» | Лабораторная работа №1 «Наблюдение за живой клеткой» | | |
12 | Определение видов растений и животных | 1 | Фронтальный опрос | | | |
13 | Определение видов растений и животных. Лабораторная работа №2 «Методика работы с определителями растений и животных» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №2 «Методика работы с определителями растений и животных» | Лабораторная работа №2 «Методика работы с определителями растений и животных» | | |
14 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Тестирование | | | |
Биосферный уровень организации жизни (26ч) |
15 | Функциональная структура биосферы | 1 | Фронтальный опрос | | | |
16 | Учение В. И. Вернадского о биосфере | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
17 | Функции живого вещества в биосфере | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
18 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
19 | Гипотезы происхождения живого вещества на Земле | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
20 | Современные гипотезы возникновения жизни | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
21 | Предыстория происхождения живого на Земле | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
22 | Физико-химическая эволюция планеты Земля | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
23 | Этапы возникновения жизни на Земле | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
24 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
25 | Хронология развития жизни на Земле | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
26 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
27 | Биосфера как глобальная биосистема и экосистема | 1 | Фронтальный опрос | | | |
28 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
29 | Примеры круговорота веществ в биосфере | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
30 | Механизмы устойчивости биосферы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
31 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
32 | Условия жизни на Земле | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
33 | Экологические факторы и их значение | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
34 | Человек как житель биосферы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
35 | Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
36 | Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе № 3 «Условия жизни в биосфере» | Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере» | | |
37 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
38 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
39 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Тестирование | | | |
40 | Экскурсия №2 «Живой мир вокруг нас. Приёмы описания живого покрова на территории около школы» | 1 | Отчет по экскурсии №2 «Живой мир вокруг нас. Приёмы описания живого покрова на территории около школы» | | | |
Биогеоценотический уровень организации жизни (26ч) |
41 | Биогеоценоз как биосистема и экосистема | 1 | Фронтальный опрос | | | |
42 | Концепция экосистемы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
43 | Природное сообщество в концепции биогеоценоза | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
44 | Другие характеристики биогеоценоза | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
45 | Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы) | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
46 | Экологические пирамиды чисел | 1 | Фронтальный опрос | | | |
47 | Строение биогеоценоза (экосистемы) | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
48 | Экологические ниши в биогеоценозе | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
49 | Совместная жизнь видов в биогеоценозах | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
50 | Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
51 | Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе» | Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе» | | |
52 | Условия устойчивости биогеоценозов | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
53 | Условия устойчивости биогеоценозов. Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №5 «Свойства экосистем» | Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем» | | |
54 | Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
55 | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов | 1 | Фронтальный опрос | | | |
56 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
57 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
58 | Многообразие биогеоценозов (экосистем) | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
59 | Многообразие биогеоценозов суши | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
60 | Искусственные биогеоценозы - агробиоценозы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
61 | Искусственные биогеоценозы - агробиоценозы. Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории (парка, газона), прилегающей к школе» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №6 «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе». | Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе» | | |
62 | Сохранение и разнообразие биогеоценозов | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
63 | Природопользование в истории человечества природопользования | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
64 | Экологические законы природопользования | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
65 | Экскурсия №3 «Природная экосистема (лес, луг, водоём)». Экскурсия №4 «Агроэкосистема (поле, сад)» | 1 | Отчет по экскурсии №3 «Природная экосистема (лес, луг, водоём)»; экскурсия №4 «Агроэкосистема (поле, сад)» | | | |
66 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Тестирование | | | |
Популяционно-видовой уровень организации жизни (39ч) |
67 | Вид, его критерии и структура | 1 | Фронтальный опрос | | | |
68 | Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа № 7 «Характеристика вида» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №7 «Характеристика вида» | Лабораторная работа № 7 «Характеристика вида» | | |
69 | Популяция как форма существования вида | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
70 | Популяция – структурная единица вида | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
71 | Популяция как структурный компонент биогеоценоза | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
72 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
73 | Микроэволюция и факторы эволюции | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
74 | Движущий и направляющий факторы эволюции | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
75 | Факторы естественного отбора | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
76 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле | 1 | Фронтальный опрос | | | |
77 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №8 «Значение искусственного отбора» | Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора» | | |
78 | Видообразование – процесс возникновения новых видов на Земле | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
79 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
80 | Происхождение человека | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
81 | История становления вида Homo sapiens | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
82 | Особенности эволюции человека | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
83 | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
84 | Расы и гипотезы их происхождения | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
85 | Палеолитические находки на территории России | 1 | Фронтальный опрос | | | |
86 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
87 | История развития эволюционных идей | 1 | Фронтальный опрос | | | |
88 | Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
89 | Современное учение об эволюции | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
90 | Доказательства эволюции живой природы | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
91 | Основные направления эволюции | 1 | Фронтальный опрос | | | |
92 | Основные направления эволюции. Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у организмов» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у организмов» | Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у организмов» | | |
93 | Основные закономерности и результаты эволюции | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
94 | Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
95 | Новая система органического мира | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
96 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
97 | Обобщающий урок | 1 | Тестирование | | | |
98 | Значение изучения популяций и видов | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
99 | Генофонд и охрана видов | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
100 | Проблема утраты биологического разнообразия | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
101 | Всемирная стратегия охраны природных видов | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
102 | Экскурсия №5 «Выявление способов размножения в природе» | 1 | Отчет по экскурсии «Выявление способов размножения в природе» | | | |
103 | Экскурсия №6 «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (селекционная станция или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка)» | 1 | Отчет по экскурсии «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (селекционная станция или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка)» | | | |
104 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Тестирование | | | |
105 | Обобщающий урок по курсу биологии 10 класса | 1 | Тестирование | | | |
Календарно - тематическое планирование 11класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Форма текущего контроля | Практические и лабораторные работы | Дата |
по плану | по факту |
Организменный уровень жизни (47 ч) |
1 | Организм как биосистема. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
2 | Организм как открытая биосистема. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
3 | Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
4 | Свойства многоклеточных организмов. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
5 | Лабораторная работа №1 «Свойства живых организмов» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №1 «Свойства живых организмов» | Лабораторная работа №1 «Свойства живых организмов» | | |
6 | Транспорт веществ в живом организме. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
7 | Системы органов многоклеточного организма. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
8 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
9 | Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
10 | Размножение организмов. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
11 | Оплодотворение и его значение. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. | | | |
12 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма – онтогенез. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
13 | Рост и развитие организма. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
14 | Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
15 | Генетика – наука о наследовании свойств организмов. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
16 | Гибридологический метод исследования наследственности. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
17 | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
18 | Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
19 | Наследование при взаимодействии генов. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
20 | Ген и хромосомная теория наследственности. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
21 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
22 | Практическая работа: «Решение задач по генетике» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по практической работе: «Решение задач по генетике» | Практическая работа: «Решение задач по генетике» | | |
23 | Наследственные болезни человека | 1 | Фронтальный опрос | | | |
24 | Эстетические аспекты медицинской генетики | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
25 | Факторы, определяющие здоровье человека | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
26 | Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
27 | Изменчивость – важнейшее свойство организмов | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
28 | Многообразие форм изменчивости у организмов | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
29 | Лабораторная работа №2 «Модификационная изменчивость» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №2 «Модификационная изменчивость» | Лабораторная работа №2 «Модификационная изменчивость» | | |
30 | Наследственная изменчивость и её типы | 1 | Фронтальный опрос | | | |
31 | Многообразие типов мутаций | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
32 | Мутагены, их влияние на живую природу и человека | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
33 | Развитие знания о наследственной изменчивости | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
34 | Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
35 | Генетические основы селекции | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
36 | Вклад Н.И. Вавилова в развитии селекции | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
37 | Достижения селекции растений и животных | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
38 | Биотехнология, её направления и значение | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
39 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
40 | Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
41 | Неклеточные организмы - вирусы | 1 | Фронтальный опрос | | | |
42 | Строение и свойства вирусов | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
43 | Вирусные заболевания | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
44 | Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №3 «Вирусные заболевания растений» | Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений» | | |
45 | Организменный уровень жизни и его роль в природе | 1 | Фронтальный опрос | | | |
46 | Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
47 | Урок обобщения и подведения итогов по разделу «Организменный уровень жизни». | 1 | Тестирование | | | |
Клеточный уровень организации жизни (25ч) |
48 | Из истории развития науки о клетке | 1 | Фронтальный опрос | | | |
49 | Клеточная теория и её основные положения | 1 | Фронтальный опрос | | | |
50 | Современные методы цитологических исследований | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
51 | Основные части клетки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
52 | Поверхностный комплекс клетки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
53 | Цитоплазма и её структурные компоненты. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
54 | Немембранные органоиды клетки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
55 | Мембранные органоиды клетки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
56 | Двухмембранные органоиды клетки. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
57 | Ядерная система клетки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
58 | Хромосомы, их строение и функции | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
59 | Особенности клеток прокариот. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
60 | Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
61 | Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
62 | Лабораторная работа №4 «Изучение многообразия в строении клеток (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов)» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №4 «Изучение многообразия в строении клеток (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов)» | Лабораторная работа №4 «Изучение многообразия в строении клеток (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов)» | | |
63 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | 1 | Тестирование | | | |
64 | Клеточный цикл. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
65 | Непрямое деление клетки – митоз. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
66 | Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки». | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №5 «Изучение свойств клетки». | Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки». | | |
67 | Мейоз – редукционное деление клетки. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
68 | Образование мужских гамет – сперматогенез. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
69 | Образование женских половых клеток – оогенез. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
70 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
71 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | 1 | Тестирование | | | |
72 | Урок обобщения и подведения итогов по разделу «Клеточный уровень организации жизни». | 1 | Тестирование | | | |
Молекулярный уровень организации жизни (30ч) |
73 | Основные химические соединения живой материи. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
74 | Химические соединения в живой клетке. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
75 | Органические соединения клетки – углеводы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
76 | Липиды и белки. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
77 | Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки». | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №6 «Органические вещества клетки». | Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки». | | |
78 | Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
79 | Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
80 | Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
81 | Наследственная информация, её хранение и передача. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
82 | Молекулярные основы гена и генетический код. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
83 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | 1 | Тестирование | | | |
84 | Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
85 | Трансляция как этап биосинтеза белков. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
86 | Молекулярные процессы синтеза у растений. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
87 | Энергетический этап фотосинтеза у растений. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
88 | Пути ассимиляции углекислого газа. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
89 | Лабораторная работа №7 «Ферментативные процессы в клетке» | 1 | Фронтальный опрос. Отчёт по лабораторной работе №7 «Ферментативные процессы в клетке» | Лабораторная работа №7 «Ферментативные процессы в клетке» | | |
90 | Бактериальный фотосинтиез и хемосинтез. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
91 | Молекулярные энергетические процессы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
92 | Кислородный этап энергетического обмена. | 1 | Индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
93 | Молекулярные основы обмена веществ в живой клетке. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
94 | Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
95 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | 1 | Тестирование | | | |
96 | Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов. | 1 | Фронтальный опрос | | | |
97 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
98 | Структурные уровни организации живой материи. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос | | | |
99 | Урок обобщения и подведения итогов по теме. | 1 | Тестирование | | | |
100 | Урок обобщения и подведения итогов по разделу «Молекулярный уровень организации жизни». | 1 | Тестирование | | | |
101 | Урок обобщения и подведения итогов по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
102 | Урок обобщения и подведения итогов по курсу. | 1 | Тестирование | | | |
15