СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине ОД.02.04НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дисциплине "ОД.02.04НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" 

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине ОД.02.04НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОД.02.04НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


Специальность 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)


на базе основного общего образования (9 класс)


Срок обучения 2021-2025





















2021







Одобрено Научно-методическим советом

Протокол № ___ от «_ _» ____2021г.



Утверждено

На заседании педагогического совета

колледжа от « ___» _____ 2021г.,

протокол №____

Директор ГБПОУ КК КПК

_____________ Решетняк О.В.



Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.04 «Народная художественная культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 34947


Укрупненная группа

51.00.00 культуроведение и социокультурные проекты


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»


Разработчики:

Соколова А.Д.

Преподаватель ГБПОУ КК КПК «Краснодарский педагогический колледж»


Согласовано

цикловой методической комиссии преподавателей театральных дисциплин

Протокол № ____ от «____» _________ 2021 г.

Председатель ЦМК _________ Шмаков Ю.В.

Рецензенты:

Председатель ЦМК, преподаватель Шмаков Ю.В.

Директор МБОУ ДО ЦТ «Содружество» г. Краснодар М.А. Лященко













СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(КОД И НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.04 «Народная художественная культура» является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020;Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ (с последующими изменениями);

  • Федеральным законом “Об образовании в Российской федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.12, 12/1, 16, 58);

  • Федеральным Законом от 31.07.2020 No 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);

  • Приказом Минобрнауки России №885 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);

  • Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 No 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

  • ППССЗ по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) с включением Рабочей программы воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД

  • Локальными актами ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»



    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы


Учебная дисциплина ОД.02.04 «Народная художественная культура» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель.

- формирование знаний о русской народной художественной культуре как об уникальной составляющей мировой художественной культуры и носителе национального мировоззрения;

- выявление специфики национального мировоззрения, включающего в себя истоки народной художественной культуры в качестве основы;

Задачи:

- развивать способность к межкультурному и межконфессиональному

диалогу, терпимость, свободомыслие, современное научное мировоззрение на проблемы соотношения художественной культуры и цивилизации на индивидуальном и социальном уровне;

- раскрыть роль и место теории и истории народного художественного творчества в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности.

- познакомить студентов с основными источниками и каналами информации о теории и истории народной художественной культуры, теоретическими и научно-методическими материалами.

- сформировать систему профессиональных знаний в области организации и развития духовно-нравственной культуры общества.

Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.

Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих общих и профессиональных компетенций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;

- собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;

- использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы теории народной художественной культуры;

- исторические этапы развития народной художественной культуры;

- виды, жанры народной художественной культуры;

- формы бытования, носителей народной художественной культуры;

- традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;

- региональные особенности народной художественной культуры.



В ходе освоения учебной дисциплины формируются Личностные результаты в соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД


Код личностных результатов реализации программы

воспитания

Тема учебного занятия

(или раздела)

(из тематического плана)

Количество

часов на тему (или раздел)

ЛР 1, ЛР 5, ЛР 8, ЛР 11

Тема 04.

Этапы исторического развития народной художественной культуры

8


1.5 Содержание профильной практической подготовки


Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.04 «Народная художественная культура» предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).


Тема

Кол-во часов

Задание

Мифы и мифология древних славян.

2

1.Написание инсценировок мифов древних славян

2.Защита инсценировки мифов древних славян

«Развитие народной художественной культуры»


1

1.Написание анализа каждого исторического этапа с конкретными достижениями культуры

«Праздничные традиции и обряды»


1

Составление анализа просмотренного материала про обряды.

«Обряды и праздники кубанских казаков»:


2

Составление кроссворда по теме




1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

(на 2021-2022 учебный год):

максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:

в форме практической подготовки 6 часа,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов,

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
















2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В т. ч.

в форме практ.подг.

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

6

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88


в том числе:



лабораторные занятия



практические занятия

44


Контрольные работы



Курсовая работа (проект)



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42


Промежуточная аттестация (форма, семестр)


-/э


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОД.02.04 Народная Художественная Культура

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

всего

В т.ч. в форме практической подготовки

Тема.01.

Введение

Содержание

4



1.

Актуальность изучения народной художественной культуры.

Национальная доктрина развития образования в России, утверждённая В.В.Путиным в 2000г.

1


1

2.

Содержание и подходы к изучению курса народная художественная культура.

1


1

3.

Практические занятия

Знакомство с периодическими изданиями: Народное творчество, Живая старина, Этносфера и др.

2


2

Тема 02.

Основы теории народной художественной культуры.

Содержание

7



1.

Развитие теории НХК на основе смежных сфер научного знания: этнология, этнография, антропология, этническая история, этнопсихология, этноленгвистика, этнокультурология, этнопедагогика, фольклористика.


2


1

2.

Исходные понятия теории НХК: культура, ценности, художественная культура, творчество, этнос, традиция, менталитет, национальный характер.


1


1

3.

Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.

1


1


Практические занятия

Работа со словарём.

1


2

Работы русских композиторов-классиков которые создавали своё творчество на основе произведений традиционной народной культуры: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, П.И.Чайковский, Н.А.Римский–Корсаков, В.Васнецов, Врубель и др.

2


2

Тема 03.

Мифологические истоки народной художественной культуры.

Содержание

15



Язычество как первая религия: тотемизм, анимизм.

1


1

История изучения мифов. Виды мифов: архаические, этиологические, космогонические, календарные, героические, эсхатонические.

2


1

Мифические герои древних славян: Боги, духи и существа низшей демонологии.

2


1

Практические занятия

6



Подготовить сообщение о мифическом герое древних славян (по выбору студента)

2


1

Анализ древнеславянских мифов.

2


2

3.

Практическая работа № 1,2 Мифы и мифология древних славян.


2

3


4.

Написание инсценировок мифов древних славян



2


5.

Защита инсценировки мифов древних славян



2

Тема 04.

Этапы исторического развития народной художественной культуры.


Содержание

8



1.

Фольклорный этап развития народного художественного творчества.

1


1

2.

Городской «примитив»как явление народного художественного творчества.

1


1

3.

Любительство как явлениенародного художественного творчества(дореволюционный период).

1


1

4.

Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.

1


1

5.

Практические занятия

Просмотр фильма о творчестве Пятницкого «Поющая Россия».

1


2

6.

Просмотр фильма «Волга, Волга».Режиссёр: Григорий Александров.


2


2


7.


Практическая работа №3 «развитие народной художественной культуры»

Написание анализа каждого исторического этапа с конкретными достижениями культуры





1


Тема 05.

Календарные обряды и праздники древних славян.

Содержание

17



1.

Народный земледельческий календарь.


1


1

2.

Зимние народные праздники.


2


1

3.

Весенние обряды и праздники.


2


1

4.

Обряды и праздники летнего цикла.

2


1

5.

Осенние обряды и праздники древних славян.

1


1


Практические занятия

Заполнение схемы календарных народных праздников.

1


2


Просмотр видеоматериала:

Русские традиции: зимние праздники. DVD: Рождество. Святки. Крещение.

2


3


Русские традиции: летние праздники. DVD:Семик. Троица. Иванов день.

2


2


Русские традиции: осенние праздники. DVD:Духовные праздники.

2


2


Контрольные работы

2



Тема 06.

Художественные традиции семейно-бытовых обрядов и праздников.

Содержание

11



1.

Общая характеристика и социальная значимость семейно-бытовых обрядов и праздников.

2


2

2.

Родильная обрядность: период вынашивания ребёнка; обряды , сопровождающие появление ребёнка на свет; функция мужа роженицы; крестильная обрядность.

2


3

3.

Русская народная свадьба: возникновение и развитие свадебного обряда; этапы традиционной русской свадьбы; свадебные чины.

1


1

4.

Похоронный обряд. Система представлений и обычаев проводов и захоронения умерших. Дни поминовения.

2


1

5.

Практические занятия

2




6.

Русские традиции: просмотр: Свадебные обряды. Венчание.

2


2

7.

Круглый стол: «Значение семейно-бытовых обрядов в жизни славян».

2


2

8.

Практическое задание № 4 «праздничные традиции и обряды»:

Составление анализа просмотренного материала про обряды.


1

2



Содержание

16



Тема 07.

Обряды и праздники кубанских казаков.

1.

Календарные праздники Кубанских казаков.

1


1

2.

Семейно-бытовые праздники Кубанских казаков.

2


1

3.

Культура Кубани.

2


1

4.

Практические занятия

4


1

5.

Анализ характерных черт традиционной культуры запорожцев сохранившихся в среде черноморцев, осваивавших в конце XVIII в. Кубанские земли. (на примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

2


1

6.

Просмотр фильма «Кубанские казаки». Режиссёр: Иван Пырьев.

2


2

7.

Контрольная работа «Обряды и праздники кубанских казаков»

2


2

8.

Практическое задание № 5,6 «Обряды и праздники кубанских казаков»:

Составление кроссворда по теме


2

2

Экзамен




Всего часов по дисциплине:

88







3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Народного художественного творчества;


Оборудование учебного кабинета: учебная литература, образцы локальных актов образовательных учреждений, методические рекомендации к практическим и самостоятельным работам для студентов, графические средства (репродукции, ри­сунки, схемы, таблицы, фотографии и т. п.).


Технические средства обучения: мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран), мультимедийные презентации, подключение к Интернету.




3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


  1. Основные источники:

  1. Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум / Под редакцией С. А. Джанумова — М.: Академия, 2018.

  2. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: Учебник для вузов. - М.: МГУКИ, 2017


  1. Дополнительные источники:

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа», 2018.

  2. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2015.

  3. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. - М.: МГУКИ, 2019.

  4. Капица О.И. Детский фольклор. Хрестоматия по фольклористике. - М., 2016.

  5. Каплан Н.И., Митлянская Т.В. Народные художественные промыслы - М., 2019.

  6. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: МГУКИ, 2018.

  7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М., 2017.

  8. Попова Т. Основы русской народной музыки. - М., 2018.

  9. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы: Учебник. - М., 2019

  10. Савушкина Н.И. Русский народный театр. Фольклорный театр. - М., 2018.

  11. Кузьменко Г. Наши традиции: крещение, венчание, погребение, посты. - М., 2017.

  12. Круглый год. Народный календарь - СПб., 2019.

  13. Панкеев И. Русские праздники - М., 2015.

  14. Русский рисованный лубок. - М., 2016.

  15. Рыбаков Б.Н. Язычество Древней Руси. - М., 2017

  16. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб.- М., 2017.

  17. Танцевальная культура Костромского края / Сост. Л.П.Бакина — Ярославль, 2016

  18. Устинова Т.А. Фольклорные танцы Тверской земли. - Тверь, 2018

  19. Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор. -Л., 2017


Отечественные журналы:

  1. Научно-популярный журнал «Народное творчество»

  2. Детский хореографический журнал «Студия Пяти — Па»


Интернет -ресурсы:

www. centrfolk.ru/ - Сайт Государственного республиканского Центра русского фольклора

www.ntvr.ru. - Сайт журнала «Народное творчество»

FIRO.ru -Сайт федерального института развития образования



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;


практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;


практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе;


разработка проекта программы районного масштаба по возрождению народной художественной культуры.


Знания:


основы теории народной художественной культуры;

контрольная работа по терминам, внеаудиторная самостоятельная работа

исторические этапы развития народной художественной культуры;

контрольная работа,

виды, жанры народной художественной культуры;

внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

формы бытования, носителей народной художественной культуры;

контрольная работа по терминам

традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа

региональные особенности народной художественной культуры.

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!