Рабочая программа
по предмету геометрия
7- 8 классы
на 2018-2019 учебный год
Количество часов: 2 часа в неделю, всего 140ч ( 70ч+70ч)
Учебники: Геометрия. 7-9/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Составитель программы:
Лаврова И.В., учитель математики 1 КК
Структура планируемых результатов
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия» 7 класс
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
3) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
4) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
6) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя
определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Выпускник получит возможность:
6) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
7) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
8) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
9) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
2) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
3) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
4) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия» 8 класс
Выпускник научится:
1) пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Содержание учебного предмета « Геометрия» 7 класс
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Многоугольники
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Окружность, круг. Окружность, круг, их элементы.
Отношения
Равенство фигур
Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,
Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.
Деление отрезка в данном отношении.
История математики
Возникновение математики как науки, этапы её развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
От земледелия к геометрии. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Содержание учебного предмета « Геометрия» 8 класс
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач
Представлена математика в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Софизм, парадоксы.
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс
№ | Тема | С.Р, ПР.Р | Зачет | К.Р |
Глава I. Начальные геометрические сведения (11 ч) | |
1 | Прямая и отрезок. Пятый постулат Эвклида и его история. | | | |
2 | Луч и угол | | | |
3 | Сравнение отрезков и углов | | | |
4 | Длина отрезка | | | |
5 | Измерение отрезков. Измерительные инструменты. | | | |
6 | Измерение углов | | | |
7 | Смежные и вертикальные углы | | | |
8 | Перпендикулярные прямые | | | |
9 | Решение задач по теме: «Смежные и вертикальные углы» | ПР.Р | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | | | К.Р |
11 | Зачет № 1 по теме « Начальные геометрические сведения» | | Зачет | |
Глава II. Треугольники (18 ч) | | | |
12 | Треугольник. Элементы треугольника. | | | |
13 | Первый признак равенства треугольников | | | |
14 | Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников» | | | |
15 | Перпендикуляр к прямой | | | |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | | | |
17 | Свойства равнобедренного треугольника | | | |
18 | Второй признак равенства треугольников | | | |
19 | Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | С.Р | | |
20 | Третий признак равенства треугольников | | | |
21 | Решение задач по теме: «Третий признаки равенства треугольников» | | | |
22 | Окружность | | | |
23 | Построения циркулем и линейкой | | | |
24 | Задачи на построение | ПР.Р | | |
25 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | | | |
26 | Решение задач по теме: «Признаки равенства треугольников» | | | |
27 | Решение задач по теме: «Треугольники» | | | |
28 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | | | К.Р |
29 | Зачёт № 2 по теме «Треугольники» | | Зачет | |
Глава III. Параллельные прямые (13 ч) | | | |
30 | Определение параллельных прямых | | | |
31 | Признаки параллельности двух прямых | | | |
32 | Признаки параллельности двух прямых. Решение задач | | | |
33 | Способы построения параллельных прямых. Решение задач. | ПР.Р | | |
34 | Аксиома параллельных прямых | | | |
35 | Свойства параллельных прямых. | | | |
36 | Свойства параллельных прямых. Решение задач. | | | |
37 | Решение задач по теме: Параллельные прямые» | | | |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые. Свойства параллельных прямых» | С.Р | | |
39 | Решение задач на применение признаков параллельности прямых | | | |
40 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | |
41 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | | | К.Р |
42 | Зачёт № 3 по теме «Параллельные прямые» | | Зачет | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч) | | | |
43 | Сумма углов треугольника | | | |
44 | Сумма углов треугольника. Решение задач. | | | |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | | | |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | С.Р | | |
47 | Неравенство треугольника | | | |
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | |
49 | Контрольная работа № 4 по теме: «Сумма углов треугольника» | | | К.Р |
50 | Прямоугольные треугольники | | | |
51 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | | | |
52 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | | | |
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. Решение задач. | | | |
54 | Расстояние от точки до прямой. | ПР.Р | | |
55 | Расстояние между параллельными прямыми. | | | |
56 | Построение треугольника по трем элементам | | | |
57 | Решение задач на построение. | | | |
58 | Решение задач по теме: «Построение треугольника по трём элементам» | | | |
59 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники» | | | |
60 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | | | |
61 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники » | | | К.Р |
62 | Работа над ошибками | | | |
Итоговое повторение (8 ч) | | | |
63 | Повторение. Измерение отрезков и углов. | | | |
64 | Повторение. Перпендикулярные прямые. | | | |
65 | Повторение. Треугольники. | | С.Р | |
66 | Повторение. Прямоугольные треугольники | | | |
67 | Повторение. Параллельные прямые. Свойства, признаки. | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | | | К.Р |
69 | Повторение. Задачи на построение | | | |
70 | Итоговое занятие по геометрии за курс 7 класса | | | |
Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Зачет | К.Р |
| Повторение | 2 | | |
1 | Повторение. Признаки равенства треугольников. | 1 | | |
2 | Повторение. Теоремы о параллельности прямых. | 1 | | |
| Многоугольники | 14 | | |
3 | Многоугольники. | 1 | | |
4 | Многоугольники. Решение задач | 1 | | |
5 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | | |
6 | Признаки параллелограмма. | 1 | | |
7 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 1 | | |
8 | Трапеция. Средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция | 1 | | |
9 | Теорема Фалеса. | 1 | | |
10 | Прямоугольник | 1 | | |
11 | Ромб и квадрат | 1 | | |
12 | Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат » | 1 | | |
13 | Осевая и центральная симметрия. | 1 | | |
14 | Обобщающий урок по теме «Четырёхугольники» | 1 | | |
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Многоугольники» | 1 | | К.Р |
16 | Зачет по теме «Четырехугольники» | 1 | Зачет | |
| Площади фигур | 14 | | |
17 | Площадь многоугольника. Свойства площадей | 1 | | |
18 | Площадь прямоугольника, квадрата | 1 | | |
19 | Площадь параллелограмма | 1 | | |
20 | Площадь треугольника | 1 | | |
21 | Теорема об отношении площадей треугольников | 1 | | |
22 | Площадь трапеции | 1 | | |
23 | Решение задач на вычисление площадей фигур | 1 | | |
24 | Решение задач по теме: «Площадь ». | 1 | | |
25 | Теорема Пифагора | 1 | | |
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | | |
27 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора» | 1 | | |
28 | Закрепление навыков решения задач по теме «Площадь» | 1 | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме: «Площади фигур» | 1 | | К.Р |
30 | Зачет по теме «Площадь» | 1 | Зачет | |
| Подобные треугольники. | 20 | | |
31 | Определение подобных треугольников. | 1 | | |
32 | Отношение площадей подобных треугольников | 1 | | |
33 | Первый признак подобия треугольников | 1 | | |
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | 1 | | |
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | | |
36 | Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников. | 1 | | |
37 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | | |
38 | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | | К.Р |
39 | Средняя линия треугольника. | 1 | | |
40 | Свойство медиан треугольника | 1 | | |
41 | Пропорциональные отрезки | 1 | | |
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | | |
43 | Измерительные работы на местности | 1 | ПР | |
44 | Задачи на построение методом подобия | 1 | | |
45 | Задачи на построение методом подобных треугольников | 1 | | |
46 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | | |
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°,45°,60° | 1 | | |
48 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами в треугольнике» | 1 | | |
49 | Контрольная работа №4 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1 | | К.Р |
50 | Зачет по теме «Подобные треугольники» | 1 | Зачет | |
| Окружность | 16 | | |
51 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | | |
52 | Касательная к окружности. | 1 | | |
53 | Решение задач по теме: «Касательная к окружности». | 1 | | |
54 | Градусная мера дуги окружности | 1 | | |
55 | Теорема о вписанном угле | 1 | | |
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 1 | | |
57 | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы». | 1 | | |
58 | Свойство биссектрисы угла. | 1 | | |
59 | Серединный перпендикуляр к отрезку | 1 | | |
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | 1 | | |
61 | Вписанная окружность. | 1 | | |
62 | Свойство описанного четырехугольника. | 1 | | |
63 | Описанная окружность. | 1 | | |
64 | Свойство вписанного четырехугольника. | 1 | | |
65 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 | ОГЭ | |
66 | Контрольная работа №5 по теме: «Окружность» | 1 | | К.Р |
| Повторение | 4 | | |
67 | Повторение по теме: «Четырехугольники» | 1 | | |
68 | Повторение по теме: «Площади фигур» | 1 | | |
69 | Повторение по теме : «Подобные треугольники» | 1 | | |
70 | Повторение по теме: «Окружность» | 1 | | |
| Итого: | 70 | | |