СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОУД.08"Астрономия"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для профессий СПО ,технологический профиль

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОУД.08"Астрономия"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УТВЕРЖДАЮ

Врио директора КГБ ПОУ «АТК»

_________________ Т.И. Бражник

«_____» ______________ 20 ___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





ОУД. 08 АСТРОНОМИЯ







программы подготовки квалифицированных рабочих

08.01.07 мастер общестроительных работ













Уссурийск, 2020 г.

Рассмотрена на заседании ЦМК

преподавателей общеобразовательного цикла

«_____»________________20___ г.

Председатель ЦМК

______________(_____________)

«Согласовано»

Заместитель директора по УПР

____________Т.И. Бражник





Организация - разработчик: КГБ ПОУ «АТК».

Разработчик: Каралупова В.Б., преподаватель КГБ ПОУ «АТК».

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.01.07 мастер общестроительных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13марта 2018 г. № 178.

Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия».

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями и шаблоном, утвержденными в КГБ ПОУ «АТК».























СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ 3



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОУД.08 Астрономия

    1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины (далее программа ОУД) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих - ППКР 08.01.07 Мастер общестроительных работ, разработанной в КГБ ПОУ «АТК».

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих - ППКРС: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Результаты освоения учебной дисциплины.

Освоение содержания ОУД «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов

метапредметных:

− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую из различных источников

предметных:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.









Характеристика основных видов деятельности студентов


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Познакомиться с предметом изучения астрономии. Определить роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Определить значение астрономии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ

Астрономия в древности (Аристотель, Гиппарх Никейский и Птолемей)

Познакомиться с представлениями о Вселенной древних ученых. Определить место и значение древней астрономии в эволюции взглядов на Вселенную.

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года)

Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила. Приводить примеры практического использования карты звездного неба

Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей)

Познакомиться с историей создания различных календарей. Определить роль и значение летоисчисления для жизни и деятельности человека.

Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы)

Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной) астрономии. Определить роль наблюдательной астрономии в эволюции взглядов на Вселенную. Определить взаимосвязь развития цивилизации и инструментов наблюдения.

Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса)

Познакомиться с историей космонавтики и проблемами освоения космоса. Определить значение освоения ближнего космоса для развития человеческой цивилизации и экономического развития России.

Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса)

Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса. Определить значение освоения дальнего космоса для развития человеческой цивилизации и экономического развития России

УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Происхождение Солнечной системы

Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной системы. Определить значение знаний о происхождении Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Видимое движение планет (видимое движение и конфигурации планет)

Познакомиться с понятиями «конфигурация планет», «синодический период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их видимости». Научиться проводить вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Система Земля—Луна

Познакомиться с системой Земля — Луна (двойная планета).Определить значение исследований Луны космическими аппаратами. Определить значение пилотируемых космических экспедиций на Луну.

Природа Луны

образования Познакомиться с физической природой Луны, строением лунной поверхности, физическими условиями на Луне. Определить значение знаний о природе Луны для развития человеческой цивилизации.

Планеты земной группы

Познакомиться с планетами земной группы. Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации.

Планеты-гиганты

Познакомиться с планетами-гигантами. Определить значение знаний о планетах-гигантах для развития человеческой цивилизации.

Малые тела Солнечной системы (астероиды, метеориты, кометы, малые планеты)

Познакомиться с малыми телами Солнечной системы. Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для развития человеческой цивилизации.

Общие сведения о Солнце

Познакомиться с общими сведениями о Солнце. Определить значение знаний о Солнце для развития человеческой цивилизации.

Солнце и жизнь Земли

Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и Солнца. Определить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле.

Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет)

Изучить законы Кеплера. Определить значение законов Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной. Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет.

Исследование Солнечной системы (межпланетные экспедиции, космические миссии и межпланетные космические аппараты)

Познакомиться с исследованиями Солнечной системы. Определить значение межпланетных экспедиций для развития человеческой цивилизации.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Расстояние до звезд

Изучить методы определения расстояний до звезд. Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для изучения Вселенной.

Физическая природа звезд

Познакомиться с физической природой звезд. Определить значение знаний о физической природе звезд для человека.

Виды звезд

Познакомиться с видами звезд. Изучить особенности спектральных классов звезд. Определить значение современных астрономических открытий для человека. Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

Звездные системы. Экзопланеты

Познакомиться со звездными системами и экзопланетами. Определить значение современных астрономических знаний о звездных системах и экзопланетах для человека.

Наша Галактика — Млечный путь (галактический год)

Познакомиться с представлениями и научными изысканиями о нашей Галактике, с понятием «галактический год». Определить значение современных знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности человека.

Другие галактики

Познакомиться с различными галактиками и их особенностями. Определить значение знаний о других галактиках для развития науки и человека.

Происхождение галактик

Познакомиться с различными гипотезами и учениями о происхождении галактик. Определить значение современных астрономических знаний о происхождении галактик для человека.

Эволюция галактик и звезд

Познакомиться с эволюцией галактик и звезд. Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для человека

Жизнь и разум во Вселенной

Познакомиться с различными гипотезами о существовании жизни и разума во Вселенной. Определить значение изучения проблем существования жизни Определить значение изучения проблем существования жизни и разума во Вселенной для развития человеческой цивилизации..

Вселенная сегодня: астрономические открытия

Познакомиться с достижениями современной астрономической науки. Определить значение современных астрономических открытий Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования










1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:



Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


лабораторные работы

Не предусмотрено

практические занятия

12

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

Не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме (указать)

Дифференцированный зачет

(2семестр)





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в астрономию

4


Тема 1.1.

Предмет астрономия

Содержание учебного материала

2

1

2


3

4

Астрономия как наука.

История становления астрономии в связи с практическими потребностями.

Этапы развития астрономии.

Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук.


2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 1. 2.

Наблюдения-основы астрономии

Содержание учебного материала

2

1


2


3

Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат.

Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы.

Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.

**

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Раздел 2.

Строение Солнечной системы

10

Тема 2.1.

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет.

Содержание учебного материала

4

1

2







34

5

Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии. Основной материал Конфигурации планет как различие положения

Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

2

Лабораторные работы


Не предусмотрено


Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 2.2

Законы движения планет

Солнечной системы

Содержание учебного материала

4

1

2

3


4



5

Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера.

Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация.

Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

2

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 2.3. Солнечная система.

Система "Земля - Луна".

Содержание учебного материала

2

1






2



3

Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравнительная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий различия. Сравнительная характеристика рельефа планет. Сравнительная характеристика химического состава планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы.


2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Раздел 3.

Физическая природа тел солнечной системы

11

Тема 3.1.

Планеты земной группы

Содержание учебного материала

3

1

2



3

4

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам.

Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы.

Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются.

Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

3

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 3.2

Планеты-гиганты

Содержание учебного материала

4

1

2

3

Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение.

Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников.

Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец.


2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

2

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 3.3

Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

Содержание учебного материала

4

1


2


3


4



5

Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет.

Кометы и их свойства. Проблема астероидно-кометной опасности для Земли.

Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли.

Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов.

Геологические следы столкновения Земли с метеоритами.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Раздел 4.

Солнце и звезды

10

Тема 4.1.

Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца

Содержание учебного материала

4

1



2





3

Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.

Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы.

Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

2

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 4.2. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд.

Содержание учебного материала

4

1

2

3



4



5

Метод годичного параллакса и границы его применимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом.

Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двойных систем.

Модели звезд. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

2

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 4.3

Эволюция звезд

Содержание учебного материала

2

1

2

Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая интерпретация эволюции звезд в зависимости от физических параметров.

**

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Раздел 5.

Строение и эволюция Вселенной

4

Тема 5.1.

Наша Галактика. Другие галактики. Метагалактика.

Содержание учебного материала

4

1



2

3

Наша Галактика на небосводе. Строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы. Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено


Практические занятия

1

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - астрономия; лабораторий -не предусмотрено

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по математике;

  • методическое обеспечение: инструкционные карты по выполнению практических работ, рабочие тетради, справочная литература, средства контроля знаний и умений студентов;

  • чертежные инструменты

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено

3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литерату

Основные источники для студентов

1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». М.: Дрофа, 2018г

Дополнительные источники для студентов

1. Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).

2. Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

3. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).

4. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).

5. Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.

6. Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.

7. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.

8. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.

9. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.

10. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.

Основные источники для преподавателя:

1. Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

2. Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2017 г., ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия".

3. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». М.: Дрофа, 2018г;

4. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018.

5. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2013.

6. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018.

7. Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А. «Астрономия. 11 класс. Практические работы и тематические задания» Аверсэв, 2014

Дополнительные источники для преподавателя

1. Чаругин В.М. Учебник «Астрономия. 10-11 классы» М.: Сфера, 2018.

2. Стивен Маран Астрономия для "чайников" М.: Диалектика, 2004.

3. Атлас звездного неба. Все созвездия от Северного и Южного полушарий с подробными картами. Шимбалев А.А. Мн.: Харвест, 2004.

4. Короновский Н.В., Брянцева Г.В., Луна - наш вечный спутник,, Изд."Первое сентября", Физика, № 9-10, 2016, стр. 37 - 41.

5. Короновский Н.В., Брянцева Г.В., Метеориты, астероиды, кометы - реальная опасность, Изд. "Первое сентября", Физика, № 7-8, 2016, стр. 46 - 52.

6. Рубаков В.А. Физика элементарных частиц и космология. Изд. "Первое сентября", Физика, № 1, 2014, стр. 40 - 47.

7. Чаругин В.М. О загадочной планете Глория. Изд. "Первое сентября", Физика, № 11, 2013, стр. 50 - 52.

8. Корнильев И.Н. Домашняя лаборатория. Вездесущий поляризованный свет. Изд. "Первое сентября", Физика, № 6, 2013, стр. 55 - 57.

9. Козлова Н.Д., Корнильев И.Н. Домашняя лаборатория. Солнечный камень викингов. Изд. "Первое сентября", Физика, № 6, 2013, стр. 57 - 59

10. Карташов В.Ф. Цветная Вселенная: Лазерное гидирование. Изд. "Первое сентября", Физика, № 5-6, 2014, стр. 36 - 37.

11. Карташов В.Ф. Цветная Вселенная: Чѐрные дыры. Изд. "Первое сентября", Физика, № 10, 2014, стр. 36 - 37.

12. Малахов В.В. Жизнь и смерть планеты Земля Изд. "Первое сентября", Физика, № 4, 2013, стр. 54 - 58.

13. Малахов В.В. Жизнь и смерть планеты Земля Изд. "Первое сентября", Физика, № 5, 2013, стр. 50 - 54.

14. Карташов В.Ф. Цветная Вселенная: Разноцветные спутники планет. Изд. "Первое сентября", Физика, № 11, 2014, стр. 36 - 38.

15. Левитан Е.П. Астрономия Учебник для 11кл.М., Просвещение.

16. Астрономия 11 класс поурочные планы по учебнику Е.П.Левитана. Волгоград, Учитель 2007.

17. Физика Учебное пособие для 10,11 классов с углубленным изучением физики. Под ред. А.А. Пинского.

18. Б.А.Воронцов-Вильяминов. Сборник задач по астрономии. Пособие для учащихся. М., Просвещение 1980.

19. Иванов А.А., Иванова З.И. Тесты по астрономии. Саратов « Лицей» 2002.

20. Разбитная Е.П. Программированные задания по астрономии. М., Просвещение 1981.

21. Дагаев М.М. Сборник задач по астрономии. Учебное пособие для студентов ФМФ ПИ М., Просвещение 1980.

22. Перельман Я.И. Занимательная астрономия М., АСТ: Астрель 2008.

23. Перельман Я.И. Занимательный космос. Межпланетные путешествия. М., АСТ: Астрель ,2008.

24. Загадки космоса. «Тайны ХХ века. Золотая серия»№4. ООО «ИД Пресс-Курьер» Санкт-Петербург,2015.

25. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. М., Астрель 2007.

26. Сб. задач по физике. Составитель Степанова Г.Н.

27. Рымкевич А.П. Задачник 10-11кл.

Интернет - ресурсы

1. Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro

2. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru

3. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru

4. Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru

5. Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com

6. МКС онлайн. http://mks-onlain.ru

7. Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-sajty

8. Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

9. Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru

10. Российская астрономическая сеть. http://www.astronet.ru

11. Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

• личностных:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

• метапредметных:

− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

• предметных:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Текущий контроль:

- практическая работа, оценивается умение применять теоретические знания при решении задач и упражнений, объем, качество и своевременность выполнения

- решение прикладных задач и упражнений, оценивается умение применять теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

- фронтальный опрос, оценивается полнота ответа, умение правильно формулировать свои мысли, правильно и грамотно использовать специальную терминологию

- тестовые задания, оценивается полнота ответа, качество знаний, использование профессиональной терминологии

- рефераты и их презентации, оценивается умение использовать актуальную, достоверную информацию, ее систематизировать, применять информационные технологии, отвечать на вопросы по выступлению;

 Промежуточный контроль:

Дифференцированный зачет, оценивается полнота ответа, правильность и грамотность использования материала, умение применять полученные компетенции в стандартных и нестандартных ситуациях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к рабочей программе учебной дисциплины






ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ



п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия).

2

Мозговой штурм, деловая игра

Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения).

2

Презентации, работа в группах, кейс-технологии

Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля").

2

Работа в парах

Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд).

2

Игровое проектирование

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей вселенной», космологические модели Вселенной).

2

Анализ практических ситуаций
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!