смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении
ПРИНЯТО | | УТВЕРЖДЕНО |
На педагогическом совете Протокол №6 от 31 августа 2019 | | Директор __________Т.В.Винидиктова Приказ от 31.08.2019 г № 21-01/1 |
Программа по развитию навыков самоорганизации и самообслуживания обучающихся .
Разработала: Воспитатель Малашенкова Л.П.
2019
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Воспитанники школы-интернат одна из уязвимых категорий детей, так как многие из них не обладают элементарными навыками самоорганизации и самообслуживания из-за условий жизни, в которых проживали.
В современных условиях дети должны обладать не только достаточным уровнем подготовки, но и набором определённых личностных качеств: активностью, самостоятельностью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, способностью быстро и успешно адаптироваться к жизненным условиям.
Перед воспитателем стоит задача сформировать у детей навыки и умения, необходимые им в быту и окружающем их социуме. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающего его общества. Необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека является овладение знаниями, умениями, навыками и ценностями. Свободно и непринуждённо чувствует себя в современном обществе тот, кто с малых лет учится ориентироваться в нём, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям, и не противоречащие правилам человеческого общежития.
Данная программа разработана для того, чтобы ознакомить и научить детей с общественным опытом и бытом людей, системой этических понятий и суждений, с различными нравственными категориями, окружающим миром, научить сопоставлять своё личное поведение с общепризнанным в обществе.
1.2. Цель программы
Всесторонняя и планомерная подготовка детей к социальной действительности и интеграция их в общество через специально организованные занятия по социально-бытовой ориентировке; профилактика возможных трудных жизненных ситуаций и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
1.3. Задачи
Целеполагание определило следующие задачи:
Организационные:
Изучить литературу по темам: «Социально-бытовая ориентировка».
2. Создать предметно-пространственную развивающую среду предметов и объектов социального мира для самореализации детей в свободной самостоятельной деятельности.
3. Разработать календарно-тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке.
Практические:
Организовать группу детей для занятий по социально-бытовой ориентировке.
Определить уровень знаний, умений и навыков в социально-бытовом ориентировании.
Формирование социального поведения, умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.
5. Развитие и коррекция познавательных процессов: память, мышление, внимание, воображение, речь.
Аналитические:
Проанализировать полученные результаты, эффективность реализации программы.
1.5. Формы работы
Экскурсии.
Практические работы.
Трудовая деятельность.
Совместная деятельность (праздники, мероприятия, конкурсы и развлечения).
Игра.
1.6. Методы работы
Практические (дидактические игры, упражнения).
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, заключение. Организационный этап предполагает подготовку, настрой на занятие, теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме. Практическая – выполнение практических заданий. Заключительная – закрепление материала, подведение итогов.
2. Содержание программы
Данная программа носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального и физического мира, объединёнными общими закономерностями, с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путём активного включения в их творческую познавательную деятельность.
Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество. Данная программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях окружающих предметов через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, исследование и восприятие социальной действительности.
Главным приоритетом программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение прав ребёнка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса являются построение режима и место игры, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.
Основные принципы программы:
Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и навыками сохраняется, как средство для детского развития.
Принцип гуманитаризации рассматривается, как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного циклов и влияния всех сфер на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение разнообразной творческой деятельности детей.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является организация интегрированных занятий.
Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по - разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка.
Формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально-бытовой ориентировке, в процессе которых, воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.
Срок реализации программы: 3 года
Условия, количество и периодичность занятий: цикл программы рассчитан на 9 занятий каждый год. Итого: 27 занятий.
Направления программы:
Ожидаемые результаты
расширится круг представлений детей об окружающем их социально-бытовом мире;
повысится ориентация в окружающем социуме;
сформируются элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены;
активизируется познавательная активность;
дети научатся практически применять полученные знания: в быту, в повседневной жизни.
Критерии оценки эффективности
В качестве основных критериев оценки эффективности мероприятий, предусмотренных программой, будут рассматриваться:
Положительная динамика в формировании правильного коммуникативного поведения и поведения в социуме (метод оценки – анализ).
Вовлечение родителей в педагогический процесс, их активность (метод оценки – анализ).
Положительная оценка родителями и воспитательных мероприятий (метод оценки – анкетирование).
Критерии и показатели результативности проводимой работы
Мотивация учащегося к взаимодействию.
Использование средств познавательной активности.
Применение полученных знаний и умений на практике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
№ | Направление программы | Тема занятий | Формы и методы | Кол-во часов |
1. | Личная гигиена | Правила личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены. | Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы. | 1 |
2 | Транспорт, профессии на транспорте | Оплата проезда в общественном транспорте, поведение. | Беседа, обыгрывание ситуации, с/ролевая игра. | 1 |
3 | Жилище | Виды жилых помещений в городе и деревне. | Беседа, просмотр видео | 1 |
4 | Окружающий мир | Морские, речные, аквариумные рыбы | Беседа, д/игр. | 1 |
5 | Культура поведения | Поведение в общественных местах (музее, кино, транспорте). | Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсии. | 1 |
6 | Торговля, питание | Основные виды магазинов и их назначение. | Беседа, упражнения, экскурсия, просмотр видео. | 1 |
7 | Cредства связи | Основные средства связи. | Беседа, ролевая игра, презентация. | 1 |
8 | Одежда, обувь | Виды одежды, головных уборов, обуви и их назначение. | Беседа, д/игра «Выбери одежду по сезону/cитуации», упражнения, практическая деятельность. | 1 |
9 | Медицинская помощь | Виды медицинской помощи. | Беседа, с/ролевая игра, просмотр видео, | 1 |
Итого | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год
№ | Направление программы | Тема занятий | Формы и методы | Кол-во часов |
1. | Личная гигиена | Личная гигиена подростка | Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы. | 1 |
2 | Транспорт, профессии на транспорте | Правила поведения на улице. | Познавательная игра, беседа. | 1 |
3 | Жилище | Мой город | Беседа, просмотр видео-роликов, экскурсия. | 1 |
4 | Окружающий мир | Растения нашего края | Беседа, чтение художественных произведений, просмотр видео. | 1 |
5 | Культура поведения | Правила поведения в гостях. | Беседа, чтение художественных произведений, просмотр видео, ролевая игра. | 1 |
6 | Торговля, питание | Продукты. Значение продуктов питания для здоровья. | Беседа, просмотр видео, кроссворды, практические занятия. | 1 |
7 | Cредства связи | Основные средства связи. | Беседа, ролевая игра, презентация. | 1 |
8 | Одежда, обувь | Повседневный уход за одеждой и обувью. | Беседа, д/игра, упражнения, практическая деятельность. | 1 |
9 | Медицинская помощь | Вредные и полезные привычки. | Беседа, моделирование ситуаций, обсуждение. | 1 |
Итого | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год
№ | Направление программы | Тема занятий | Формы и методы | Кол-во часов |
1. | Личная гигиена | Гигиена девочки и мальчика | Беседа, игровые задания, практическая деятельность. | 1 |
2 | Транспорт, профессии на транспорте | Профессии на транспорте. Трудовые действия. | Беседа, д/игры, практическая деятельность. | 1 |
3 | Жилище | Воспитательный час «Правила электробезопасности» | Беседа, презентация | 1 |
4 | Окружающий мир | Космос, космические тела | Беседа, презентация, с игра. | 1 |
5 | Культура поведения | Поведение за столом при приёме пищи. | Беседа, практическая работа, упражнения, ролевая игра. | 1 |
6 | Торговля, питание | Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при приготовлении пищи. | Беседа, практическая работа, игровые задания, упражнения. | 1 |
7 | Cредства связи | Основные средства связи. | Беседа, ролевая игра, презентация. | 1 |
8 | Одежда, обувь | Повседневный уход за одеждой и обувью. | Беседа, д/игра, упражнения, практическая деятельность. | 1 |
9 | Медицинская помощь | Вредные и полезные привычки. | Беседа, моделирование ситуаций, обсуждение. | 1 |
Итого | 9 |