СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию навыков самоорганизации и самообслуживания обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанники школы-интернат одна из уязвимых категорий детей, так как многие из них не обладают элементарными навыками самоорганизации и самообслуживания из-за условий жизни, в которых проживали.

В современных условиях дети должны обладать не только достаточным уровнем подготовки, но и набором определённых личностных качеств: активностью, самостоятельностью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, способностью быстро и успешно адаптироваться к жизненным условиям.

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию навыков самоорганизации и самообслуживания обучающихся»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении



ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Протокол №6 от 31 августа 2019
Директор __________Т.В.Винидиктова Приказ от 31.08.2019 г № 21-01/1












Программа по развитию навыков самоорганизации и самообслуживания обучающихся .















Разработала: Воспитатель Малашенкова Л.П.











2019



1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы

Воспитанники школы-интернат одна из уязвимых категорий детей, так как многие из них не обладают элементарными навыками самоорганизации и самообслуживания из-за условий жизни, в которых проживали.

В современных условиях дети должны обладать не только достаточным уровнем подготовки, но и набором определённых личностных качеств: активностью, самостоятельностью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, способностью быстро и успешно адаптироваться к жизненным условиям.

Перед воспитателем стоит задача сформировать у детей навыки и умения, необходимые им в быту и окружающем их социуме. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающего его общества. Необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека является овладение знаниями, умениями, навыками и ценностями. Свободно и непринуждённо чувствует себя в современном обществе тот, кто с малых лет учится ориентироваться в нём, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям, и не противоречащие правилам человеческого общежития. 

Данная программа разработана для того, чтобы ознакомить и научить детей с общественным опытом и бытом людей, системой этических понятий и суждений, с различными нравственными категориями, окружающим миром, научить сопоставлять своё личное поведение с общепризнанным в обществе.

1.2. Цель программы

Всесторонняя и планомерная подготовка детей к социальной действительности и интеграция их в общество через специально организованные занятия по социально-бытовой ориентировке; профилактика возможных трудных жизненных ситуаций и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

1.3. Задачи

Целеполагание определило следующие задачи:

Организационные:

  1. Изучить литературу по темам: «Социально-бытовая ориентировка».

2. Создать предметно-пространственную развивающую среду предметов и объектов социального мира для самореализации детей в свободной самостоятельной деятельности.

3. Разработать календарно-тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке.

Практические:

  1. Организовать группу детей для занятий по социально-бытовой ориентировке.

  2. Определить уровень знаний, умений и навыков в социально-бытовом ориентировании.

  3. Формирование социального поведения, умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

  4. Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.

5. Развитие и коррекция познавательных процессов: память, мышление, внимание, воображение, речь.

Аналитические:

  1. Проанализировать полученные результаты, эффективность реализации программы.

1.5. Формы работы

  • Экскурсии.

  • Практические работы.

  • Трудовая деятельность.

  • Совместная деятельность (праздники, мероприятия, конкурсы и развлечения).

  • Игра.

1.6. Методы работы

  • Практические (дидактические игры, упражнения).

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, заключение. Организационный этап предполагает подготовку, настрой на занятие, теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме. Практическая – выполнение практических заданий. Заключительная – закрепление материала, подведение итогов.

2. Содержание программы

Данная программа носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального и физического мира, объединёнными общими закономерностями, с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путём активного включения в их творческую познавательную деятельность.

Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество. Данная программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях окружающих предметов через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, исследование и восприятие социальной действительности. 

Главным приоритетом программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение прав ребёнка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса являются построение режима и место игры, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.

Основные принципы программы:

Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и навыками сохраняется, как средство для детского развития.

Принцип гуманитаризации рассматривается, как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного циклов и влияния всех сфер на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение разнообразной творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является организация интегрированных занятий.

Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по - разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка.

Формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально-бытовой ориентировке, в процессе которых, воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Срок реализации программы: 3 года

Условия, количество и периодичность занятий: цикл программы рассчитан на 9 занятий каждый год. Итого: 27 занятий.

Направления программы:

    1. Личная гигиена.

    2. Транспорт, профессии на транспорте.

    3. Жилище.

    4. Окружающий мир

    5. Культура поведения

    6. Торговля, питание

    7. Cредства связи.

    8. Одежда, обувь

    9. Медицинская помощь

Ожидаемые результаты

  • расширится круг представлений детей об окружающем их социально-бытовом мире;

  • повысится ориентация в окружающем социуме;

  • сформируются элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены;

  • активизируется познавательная активность;

  • дети научатся практически применять полученные знания: в быту, в повседневной жизни.

Критерии оценки эффективности

В качестве основных критериев оценки эффективности мероприятий, предусмотренных программой, будут рассматриваться:

  • Положительная динамика в формировании правильного коммуникативного поведения и поведения в социуме (метод оценки – анализ).

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, их активность (метод оценки – анализ).

  • Положительная оценка родителями и воспитательных мероприятий (метод оценки – анкетирование).

Критерии и показатели результативности проводимой работы

  • Мотивация учащегося к взаимодействию.

  • Использование средств познавательной активности.

  • Применение полученных знаний и умений на практике.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год


Направление программы

Тема занятий

Формы и методы

Кол-во часов

1.

Личная гигиена

Правила личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены.

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы.

1

2

Транспорт, профессии на транспорте

Оплата проезда в общественном транспорте, поведение.

Беседа, обыгрывание ситуации, с/ролевая игра.

1

3

Жилище

Виды жилых помещений в городе и деревне.

Беседа, просмотр видео

1

4

Окружающий мир

Морские, речные, аквариумные рыбы

Беседа, д/игр.

1

5

Культура поведения

Поведение в общественных местах (музее, кино, транспорте).

Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсии.

1

6

Торговля, питание

Основные виды магазинов и их назначение.

Беседа, упражнения, экскурсия, просмотр видео.

1

7

Cредства связи

Основные средства связи.

Беседа, ролевая игра, презентация.

1

8

Одежда, обувь

Виды одежды, головных уборов, обуви и их назначение.

Беседа, д/игра «Выбери одежду по сезону/cитуации», упражнения, практическая деятельность.

1

9

Медицинская помощь

Виды медицинской помощи.

Беседа, с/ролевая игра, просмотр видео,

1

Итого

9





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год


Направление программы

Тема занятий

Формы и методы

Кол-во часов

1.

Личная гигиена

Личная гигиена подростка

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы.

1

2

Транспорт, профессии на транспорте

Правила поведения на улице.

Познавательная игра, беседа.

1

3

Жилище

Мой город

Беседа, просмотр видео-роликов, экскурсия.

1

4

Окружающий мир

Растения нашего края

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр видео.

1

5

Культура поведения

Правила поведения в гостях.

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр видео, ролевая игра.

1

6

Торговля, питание

Продукты. Значение продуктов питания для здоровья.


Беседа, просмотр видео, кроссворды, практические занятия.

1

7

Cредства связи

Основные средства связи.

Беседа, ролевая игра, презентация.

1

8

Одежда, обувь

Повседневный уход за одеждой и обувью.

Беседа, д/игра, упражнения, практическая деятельность.

1

9

Медицинская помощь

Вредные и полезные привычки.

Беседа, моделирование ситуаций, обсуждение.

1

Итого

9





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год


Направление программы

Тема занятий

Формы и методы

Кол-во часов

1.

Личная гигиена

Гигиена девочки и мальчика

Беседа, игровые задания, практическая деятельность.

1

2

Транспорт, профессии на транспорте

Профессии на транспорте. Трудовые действия.


Беседа, д/игры, практическая деятельность.

1

3

Жилище

Воспитательный час «Правила электробезопасности»

Беседа, презентация

1

4

Окружающий мир

Космос, космические тела

Беседа, презентация, с игра.

1

5

Культура поведения

Поведение за столом при приёме пищи.

Беседа, практическая работа, упражнения, ролевая игра.

1

6

Торговля, питание

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при приготовлении пищи.

Беседа, практическая работа, игровые задания, упражнения.

1

7

Cредства связи

Основные средства связи.

Беседа, ролевая игра, презентация.

1

8

Одежда, обувь

Повседневный уход за одеждой и обувью.

Беседа, д/игра, упражнения, практическая деятельность.

1

9

Медицинская помощь

Вредные и полезные привычки.

Беседа, моделирование ситуаций, обсуждение.

1

Итого

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!