Программа по внеурочной деятельности
«Экология животных»
(название программы)
Общеинтеллектуальное
(направление внеурочной деятельности)
для учащихся 7 класса
Составитель: Сафиуллина Г.Т., учитель химии и биологии Саушской основной школы Тюлячинского муниципального района
( Ф.И.О., должность, место работы)
Актуальность программы:
Острота современных экологических проблем выдвинула задачу экологической и социальной значимости:
- воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Животные- часть природы. Изучение животного мира и рассмотрения не только его многообразия, но и беззащитности перед деятельностью человека и необходимостью охраны, будет способствовать развитию экологической культуры школьника.
Программа внеурочной деятельности «Экология животных» направлена на формирование личности, обладающую экологическим сознанием на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение .
Изучение окружающего мира и его составляющих ,животных, помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа «Экология животных» разработана для учащихся 7 класса.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, экскурсии.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Цели программы:
формирование осознанного отношения к объектам природы ( животный мир), находящимся рядом (формирование экологической культуры);
формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
расширять представления об окружающем мире;
формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Формы и методы организации деятельности детей :
- индивидуальная;
- групповая;
- парная;
исследовательские задания,
игровые задания,
практикумы,
систематические наблюдения
ролевые, дидактические, игры,
творческие задания, опыты,
создание экологических проектов,
экскурсии и прогулки в природу,
моделирование,
экологические акции,
составление памяток.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Личностные, метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности «Экология животных»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во ча сов | Описание примерного содержания занятия | Дата проведения | |
План | Факт | |
Экология животных: раздел науки и учебный предмет. (1 ч) | |
1 | Введение в экологию животных. | 1 | Лекция о многообразии живого мира. | | | |
Условия существования животных. (5 ч) | |
2 | Многообразие условий обитания. | 1 | Игра « Узнай- кто Я?» | | | |
3 | Среды жизни. | 1 | Видеоролик о среде обитания. | | | |
4 | Взаимосвязи организма и среды обитания. | 1 | Лекция учителя. | | | |
5 | Экскурсия №1 « Условия обитания животных» | 1 | Рассказы учащихся об условиях обитания животных. Составление памяток. | | | |
6 | Предельные условия существования животных. | 1 | Работа с интернет –ресурсами, инструктивными карточками. | | | |
Среды жизни. (5 ч) | |
7-8 | Животный мир суши. | 2 | Беседа. Видеоролик о животном мире в суши. | | | |
9 | Животный мир морей и рек. | 1 | Сообщения детей о животном мире морей и рек. | | | |
10 | Животный мир почвы. | 1 | Лекция учителя. | | | |
11 | Живой организм как среда обитания животных. | 1 | «Круглый стол» по теме: « Чистота залог здоровья». | | | |
Жилища в жизни животных. ( 1 ч) | | |
12 | Жилище как среда обитания и одно из условий существования. | 1 | Работа с интернет –ресурсами, инструктивными карточками. | | | |
Биотические экологические факторы в жизни животных. (3 ч) | |
13 | Взаимоотношения между животными одного вида. | 1 | Сообщения учащихся о взаимоотношениях между животными одного вида. | | | |
14 | Взаимоотношения между животными разных видов. Животные и микроорганизмы. | 1 | Лекция учителя. | | | |
15 | Проект №2 « Типы взаимоотношений» | 1 | Защита проектов- сообщения. | | | |
Свет в жизни животных. (1 ч) | |
16 | Свет в жизни животных. | 1 | Беседа о роли света в жизни животных организмов. | | | |
Вода в жизни животных. (2 ч) | |
17 | Вода в жизни животных. | 1 | Рассказы учащихся об использовании воды для животных. | | | |
18 | Экологические группы животных по отношению к воде. | 1 | Работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации. | | | |
Температура в жизни животных. (2 ч) | |
19 | Значение тепла для жизнедеятельности животных. | 1 | Работа с дополнительной литературой. | | | |
20 | Экологические группы животных по отношению к теплу. | 1 | Сообщения учащихся об экологических группах по отношению к теплу. | | | |
Воздух в жизни животных. (2 ч) | |
21 | Воздух в жизни животных. | 1 | Работа с дополнительной литературой. Просмотр презентации. Презентация «Загрязнители воздуха» (с комментариями) | | | |
22 | Защита проектов. | 1 | Работа в группах, творческий отчет. | | | |
Сезонные изменения в жизни животных.(4 ч) | |
23 | Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям. | 1 | Беседа о сезонных явлениях в жизни птиц и диких животных. | | | |
24 | Приспособления животных к сезонам года. | 1 | Рассказы учащихся о приспособлении животных к сезонам года. | | | |
25 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. | 1 | Лекция учителя. | | | |
26 | Л.Р. №3 « Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» | 1 | Изложение собранной информации. Оформление реферата. | | | |
Численность животных. (3 ч) | |
27 | Популяции животных. | 1 | Просмотр слайд-фильма. | | | |
28 | Плотность популяции. | 1 | Рассказы учащихся о плотности популяций. | | | |
29 | Численность популяции. | 1 | Лекция учителя. | | | |
Изменения в животном мире Земли. (6 ч) | |
30 | Многочисленные и малочисленные виды. | 1 | Работа в группах по сбору информации. Построение опорных схем. | | | |
31 | Естественное и искусственное изменение условий обитания. | 1 | Работа в группах по сбору информации. Построение опорных схем. | | | |
32 | Животные и человек. | 1 | Беседа. | | | |
33 | Редкие и охраняемые животные. | 1 | Работа со справочной литературой (Красная книга Татарстана) видеофрагментов. | | | |
34 | Проект №3 « Охраняемые виды животных нашего края». | 1 | Составление творческого отчета. | | | |
35 | Обобщающий урок. | 1 | Подведение итогов. | | | |
10