СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»











Программа по внеурочной деятельности

«Экология животных»

(название программы)

Общеинтеллектуальное

(направление внеурочной деятельности)

для учащихся 7 класса


Составитель: Сафиуллина Г.Т., учитель химии и биологии Саушской основной школы Тюлячинского муниципального района

( Ф.И.О., должность, место работы)


 






 





















Актуальность программы:


Острота современных экологических проблем выдвинула задачу экологической и социальной значимости:

- воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Животные- часть природы. Изучение животного мира и рассмотрения не только его многообразия, но и беззащитности перед деятельностью человека и необходимостью охраны, будет способствовать развитию экологической культуры школьника.

Программа внеурочной деятельности «Экология животных» направлена на формирование личности, обладающую экологическим сознанием на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение .

Изучение окружающего мира и его составляющих ,животных, помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Программа «Экология животных» разработана для учащихся 7 класса.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, экскурсии.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.



Цели программы:

  • формирование осознанного отношения к объектам природы ( животный мир), находящимся рядом (формирование экологической культуры);

  • формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширять представления об окружающем мире;

  • формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

  • формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Формы и методы организации деятельности детей :

  • - индивидуальная;

  • - групповая;

  • - парная;

  • исследовательские задания,

  • игровые задания,

  • практикумы,

  • систематические наблюдения

  • ролевые, дидактические, игры,

  • творческие задания, опыты,

  • создание экологических проектов,

  • экскурсии и прогулки в природу,

  • моделирование,

  • экологические акции,

  • составление памяток.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:


Личностные, метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности «Экология животных»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

Показатели в личностной сфере ребёнка:

  • развитие интереса к познанию мира природы;

  • осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

















Календарно – тематическое планирование




Тема занятий

Кол-во

ча

сов

Описание примерного содержания занятия

Дата

проведения


План

Факт


Экология животных: раздел науки и учебный предмет. (1 ч)


1

Введение в экологию животных.

1

Лекция о многообразии живого мира.




Условия существования животных. (5 ч)


2

Многообразие условий обитания.

1

Игра « Узнай- кто Я?»




3

Среды жизни.

1

Видеоролик о среде обитания.




4

Взаимосвязи организма и среды обитания.

1

Лекция учителя.




5

Экскурсия №1 « Условия обитания животных»

1

Рассказы учащихся об условиях обитания животных. Составление памяток.




6

Предельные условия существования животных.

1

Работа с интернет –ресурсами, инструктивными карточками.




Среды жизни. (5 ч)


7-8

Животный мир суши.

2

Беседа.

Видеоролик о животном мире в суши.




9

Животный мир морей и рек.

1

Сообщения детей о животном мире морей и рек.




10

Животный мир почвы.

1

Лекция учителя.




11

Живой организм как среда обитания животных.

1

«Круглый стол» по теме:

« Чистота залог здоровья».




Жилища в жизни животных. ( 1 ч)



12

Жилище как среда обитания и одно из условий существования.

1

Работа с интернет –ресурсами, инструктивными карточками.




Биотические экологические факторы в жизни животных. (3 ч)


13

Взаимоотношения между животными одного вида.

1

Сообщения учащихся о взаимоотношениях между животными одного вида.




14

Взаимоотношения между животными разных видов. Животные и микроорганизмы.

1

Лекция учителя.




15

Проект №2 « Типы взаимоотношений»

1

Защита проектов- сообщения.




Свет в жизни животных. (1 ч)


16

Свет в жизни животных.

1

Беседа о роли света в жизни животных организмов.




Вода в жизни животных. (2 ч)


17

Вода в жизни животных.

1

Рассказы учащихся об использовании воды для животных.




18

Экологические группы животных по отношению к воде.

1

Работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации.




Температура в жизни животных. (2 ч)


19

Значение тепла для жизнедеятельности животных.

1

Работа с дополнительной литературой.




20

Экологические группы животных по отношению к теплу.

1

Сообщения учащихся об экологических группах по отношению к теплу.




Воздух в жизни животных. (2 ч)


21

Воздух в жизни животных.

1

Работа с дополнительной литературой. Просмотр презентации. Презентация «Загрязнители воздуха» (с комментариями)




22

Защита проектов.

1

Работа в группах, творческий отчет.




Сезонные изменения в жизни животных.(4 ч)


23

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям.

1

Беседа о сезонных явлениях в жизни птиц и диких животных.




24

Приспособления животных к сезонам года.

1

Рассказы учащихся о приспособлении животных к сезонам года.




25

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

1

Лекция учителя.




26

Л.Р. №3 « Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»


1

Изложение собранной информации. Оформление реферата.




Численность животных. (3 ч)


27

Популяции животных.

1

Просмотр слайд-фильма.




28

Плотность популяции.

1

Рассказы учащихся о плотности популяций.




29

Численность популяции.

1

Лекция учителя.




Изменения в животном мире Земли. (6 ч)


30

Многочисленные и малочисленные виды.

1

Работа в группах по сбору информации. Построение опорных схем.




31

Естественное и искусственное изменение условий обитания.

1

Работа в группах по сбору информации. Построение опорных схем.




32

Животные и человек.

1

Беседа.




33

Редкие и охраняемые животные.

1

Работа со справочной литературой (Красная книга Татарстана) видеофрагментов.




34

Проект №3 « Охраняемые виды животных нашего края».

1

Составление творческого отчета.




35

Обобщающий урок.

1

Подведение итогов.











10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!