ПРОГРАММА ПРОЕКТА ЦЕНТРА БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ
«9 ЭРДЭНИ – 9 ДРАГОЦЕННОСТЕЙ»
НА 2019-2022 гг.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа деятельности «Центра бурятского языка и культуры» на 2016-2017 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки | Постановление правительство Республики Бурятия от 23 июня 2014 г. N 289 об утверждении государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия" |
Государственный заказчик | МО «Еравнинский район» |
Координатор Программы | ОО МО «Еравнинский район» |
Разработчики Программы | МАОУ «Усть-Эгитуйская сош» |
Цели программы | Цель: Создание условий для дальнейшего сохранения, полноценного развития и популяризации бурятского языка в Еравнинском районе, как главной составляющей этнической самобытности бурятского народа. Задачи: сохранение и увеличение различных форм образовательной, культурно-досуговой деятельности, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка (научно- практические конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, акции); обновление содержания и методов обучения бурятскому языку; содействие в повышении педагогического мастерства учителей бурятского языка; формирование этнической идентичности; укрепление материально-технической, учебно-методической базы. |
Сроки реализации | 2019-2020 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации Программы | формирование позитивного отношения населения к изучению бурятского языка; создание условий на территории Еравнинского района для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризация среди подрастающего поколения; совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования по обучению бурятскому языку |
Пояснительная записка
В 2002 г. по решению ЮНЕСКО язык почти полумиллионного этноса, отнесенного к наиболее многочисленным народам России, занесен в Красную книгу исчезающих языков планеты.
В Еравнинском районе проживает около 19 тысяч человек. Национальный состав: русские 54%, буряты 44%. Существенным фактором сохранения и развития родных языков традиционно является сфера образования. Одним из важнейших принципов государственной политики в области образования, закрепленных в ФЗ «Об образовании» является защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Во исполнении основных задач государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия":
совершенствование научно-правового обеспечения развития бурятского языка в Республике;
расширение сферы применения, популяризация и повышение социального статуса бурятского языка;
развитие целостной системы изучения бурятского языка и обучения на бурятском языке в Республике представляется проект центра бурятского языка и культуры «9 драгоценностей».
Одной из важнейших социокультурных функций современной школы стало возрождение и развитие национальных языков, культур, обычаев и обрядов.
Выпускник школы сегодня должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности. Он должен уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает родной язык. Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории, языка и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины.
Культура и язык бурятского народа – часть общемирового наследия. Ее историческую основу составляют ценности, созданные веками, она создавалась и функционировала в гуще народных масс. Культура нации – это произведения профессионального искусства и литературы, сеть учебных и культурно-просветительных учреждений, богатое устное народное творчество. Неотъемлемой частью народной культуры являются разнообразные традиции, обычаи, праздники в семье и обществе. В
них отражаются особенности быта, своеобразие национального характера, этико- нравственные и эстетические нормы. Такие традиции и обычаи, как уважительное отношение к родителям, старшим родственникам, забота о чести семьи и рода, взаимопомощь в трудные дни, осуждение пьянства, сквернословия, воровства и т.д.- эти высшие нравственные общечеловеческие ценности как никогда актуальны в наше время. Прошлое окружает нас в большом и малом масштабах. Память и знание прошлого делают мир человека интересным, наполненным, полезным, значительным. Но мы должны не только знать свое прошлое, но и хранить, используя ее во благо сегодняшнего дня. Очень важно развитие таких познавательных процессов, как учение наблюдать, воспринимать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, формировать у детей практические умения и навыки, необходимые в их жизни, в условиях традиционного развития, в воспитании и развитии речевой культуры.
Для обеспечения процесса социального формирования личности как носителя этнокультуры, для сохранения и популяризации бурятского языка был создан «Центр бурятского языка и культуры». Главной целью проекта является воспитание подрастающего поколения на традициях и обычаях бурятского народа. В число задач входят обеспечение процесса социального формирования личности средствами национальной культуры, искусства и литературы Бурятии, формирование различных сред, чтобы обеспечить доступ сельского населения к новейшей информации.
Структура центра
Центр представляет собой сотрудничество тематических студий:
Студия национальных игр: шагай наадан
Студия народных инструментов: чанза, ятаг
Студия народного танца «Ая -Ганга»
Студия журналистики «Һолонго»
Студия «Түрүүшын алхамууд»
Студия «Дуhалхан»
Студия «Түрэл хэлэеэ үргэел»
Студия «Арайдам эрдэни зэндэмэни»
Студия этнотуризма «Домогто hайхан нютагни»
Студия национальных игр - шагай наадан
Представлена проектом «Меткость, ловкость и сноровка – и в итоге - чемпионы!»
Цель работы: Знакомство слушателей с традиционными играми бурятского народа.
Задачи работы:
Знакомство с правилами игры с костями (шагай);
Популяризация игр шагай наадан;
Развитие толерантности;
Мастер классы учителей для учащихся.
Наряду с широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали лучшие из традиционных народных игр. Всем известно, что буряты испокон веков вели кочевой образ жизни. Основным видом деятельности было скотоводство. В свободное от работы время буряты играли в интересные игры, проводили различные соревнования.
Традиционными играми, проводившимися у бурят с давних времён, являются
«Игры трёх мужей: борьба, стрельба из лука, конные скачки». Все эти игры были связаны с жизненным укладом кочевых народов, даже приурочены были они к более свободному от трудов времени года – лету: после приема приплода скота и перед горячей порой заготовки кормов для следующей зимы. Они проходили под открытым небом на широких просторах бескрайних степей при стечении огромного количества участников, которые съезжались со всех концов.
А зимними длинными вечерами в своих юртах устраивали состязания в костяшки - шагай наадан. Да, среди всех игр особое место занимали игры шагай наадан. И стар, и млад, и мужчины, и женщины-все интересовались игрой в шагай, старики с интересом наблюдали за играющими, любили проводить игры у себя дома.
Шагай – это специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. В зависимости от того, каким боком они падают, имеют разные названия:
Хонхо
Бүхэ
Морин
Тэмээн (алса, үхэр)
В нашей школе давно стали традиционными турниры по играм «Шагай наадан» в дни «Сагаалгана» и во время летнего отдыха в лагере.
Знакомство с традиционными играми бурят - Шагай наадан, их виды, правила.
Мероприятия:
Районный праздник по бурятской игре «Шагай наадан» (февраль)
Районный турнир по бурятской борьбе (март)
Студия народных инструментов: чанза, ятаг, морин хуур.
Мероприятия, инициируемые филиалом детской школы искусств, на школьном, кустовом, районном уровне с целью популяризации игры на народных инструментах, воспитание уважения к культуре родного народа через формирование уважения и любви к музыке, народным напевам.
Мероприятия
№ | Мероприятия | Цель | Время | Место проведения |
1 | Фестиваль народных песен «Айлшалыт даа манайда» | Формировать интерес к народной песне и мелодии. | Февраль | Усть-Эгита |
2 | Конкурс исполнения произведений бурятских композиторов «Хүгжэмэй долгин» | Пропаганда произведений бурятских композиторов. | Апрель | Усть-Эгита (школьный) |
3 | Конкурс бурятских эстрадных песен «Хонхын аялганууд» | Развить творчество, привлечь внимание детей к музыке и воспитывать культуру общения. | Ноябрь | Усть-Эгита (Кустовой) |
4 | Лекция – концерт «Танилсая арадай буряад инструментэнуудтай» | Ознакомление с бурятскими инструментами | Май | Усть-Эгита (кустовой) |
Студия народного танца «Ая - Ганга»
Студия объединяет любителей народных танцев, приобщает своих воспитанников к культуре бурятского народа через изучение народных танцев как важнейшего элемента традиционной культуры бурят.
Студия журналистики «Һолонго»
Цель: Помочь ребенку, подростку организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, писать статьи на родном языке.
Задачи:
развитие и поддержка юнкоровского движения;
формирование общественного мнения в пользу решения проблем детей и молодежи через средство массовой информации.
пропаганда лучших образцов журналистского и литературного творчества детей;
привлечение СМИ к решения проблем детства и семьи.
Содержание:
творческие работы учащихся (рассказы, сказки, стихи, рисунки);
тексты информационного содержания (о школе, о работе, о досуге…);
журналистские расследования;
встречи с разными людьми (интервью с директором школы, руководителем хозяйственной части, учителями, поварами из школьной столовой);
философские проблемы (по вопросам религии, экологии, свободы и др.).
Мероприятия:
1. Районный и республиканский конкурс «Салют, юнкор!»
№ | Мероприятия | Цель | Время | Место проведения | Оборудование |
| Праздник семьи. (гэр бүлын найр) Моя родословная. Эдеэ хоол баригты Табан хушуун мал. | Продолжать прививать уважительное отношение к родителям и старшим по возрасту, создавать культ семьи и культ дружбы, устанавливать связи между поколениями. Знакомство и заучивание пословиц, стихов и песен о маме, семье. Формировать навыки самоконтроля речи детей. Познакомить с новыми словами по теме «Эдеэ хоол». Поддерживать интерес к бурятскому языку | апрель | Усть- Эгита | Макет дерева, юрта, куклы в нац. одежде, кукольный стол, стул, чашки, блюдца, дом, животные (лошадь, корова, овца, коза, верблюд) |
2 | Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию бурятского языка» | Стимулировать профессиональное педагогическое творчество. Обмен пед. опытом. | октябрь | Усть- Эгита (кустовой: Ульдурга, Можайка) | |
3 | Утренник-конкурс для детей «Пальчиковый театр на бурятском языке» | Развивать связную речь, фонематический слух, умение использовать в речи интонации, силу голоса, темп речи. Развивать мелкую моторику рук. | Декабрь | Усть- Эгита | Наборы пальчиковых кукол. |
Студия «Түрүүшын алхамууд» представлена программой развития бурятского языка и культуры у воспитанников детского сада
4 | Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке | Научить детей инсценировать народные сказки на бурятском языке. Развивать бурятскую речь детей через сказки. Воспитывать любовь к родным; дать понятие, что добро побеждает зло. | март | Усть- Эгита | Костюмы сказочных героев. |
5 | Утренник, посвященный национальному празднику «Сагаалган». Конкурс «Баатор», «Дангина» (приветствие, песня, ехор, үреэлы и т.д.) | Воспитывать интерес к изучению бурятского языка, используя жанры устного творчества | Февраль | Усть- Эгита | |
Студия «Дуhалхан» - программа развития бурятского языка и культуры у учащихся начального звена. (Описание цели и задач указано в разделе 3, стр. 74).
Студия «Түрэл хэлэеэ үргэел»
Цель – при преподавании бурятского языка учитывать уровень владения языком, обеспечить обновление учебно-методической литературы.
Проведение районных семинаров учителей бурятского языка и литературы; (февраль)
Проведение районной дистанционной олимпиады по математике 7-8 классов на бурятском языке с целью интеллектуального и личностного развитие учащихся. (март)
Задачи конкурса:
выявление и поддержка талантливых детей,
повышение интереса к бурятскому языку
обеспечение доступности, качества и эффективности обучения
Проведение районного этапа республиканских конкурсов «Буряад хэлэн баян да!» (апрель), «День бурятского языка» (октябрь)
Вечер памяти Ц-Х.Ж.Жамьяновой (ноябрь) и Ц-Д.Дондогой ( декабрь)
Студия «Арадайм эрдэни зэндэмэни» («Драгоценности бурятского народа»)
Цель: нравственное воспитание учащихся на этнокультурных традициях бурятского народа.
Задачи:
определить конкретные методы изучения этнокультурных традиций в представлениях современных школьников;
разработать модель студии как образовательной среды, способствующей нравственному воспитанию подростков на основе этнокультурных традиций;
выявить педагогические условия и реальные возможности использования этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников
воспитывать любовь к отчему дому как главной этнокультурной ценности;
Содействовать возрождению этнокультурных традиций как основы нравственного воспитания в единстве образовательного учреждения и семьи.
Воспитание по национальным традициям, формирование национального самосознания - «Эрэ хүн - эрдэни. Эрэ хүнэй юhэн эрдэм. Эхэ хүнэй юhэн эрдэм.»
Интеллектуальные игры
1-4 - Табан эрдэни. Табан хушуу мал. 5-8 - Байгал далай - эрдэни зэндэмэни.
9-11 классы - Юhэн эрдэни. Угсаата арадаймнай алтан hургаалнууд;
Районный конкурс үлигершинов, посвящённый памяти учителя бурятского языка и литературы Ц-Д.О.Цыдыповой базе Можайской средней школы
Районный конкурс «Один день бурята» ( март)
Летний профильный лагерь «Флора Марактинской долины» (Экспедиционная, исследовательская работа по сбору растений родного края с названиями на русском и бурятском языках) (июнь)
Студия этнотуризма «Домогто hайхан нютагни»
Многие красивейшие места, окружающие наше село, имеют интересные истории. Некоторые из них связаны с легендами и мифами прошедших эпох, для некоторых наши современники создают истории. Побывав у нас, вы будете полны новых впечатлений. Они способны дать энергию и радость, которых так не хватает в обычной жизни. Да, неизгладимые впечатления остаются от путешествий, встреч с интересными людьми, посещений даже тех мест, где ты неоднократно побывал!
Туристический маршрут «Места, где стоит побывать»
Цель: ознакомить с природными, историческими, культурными достопримечательностями моей малой Родины.
Задачи:
Стимулировать интерес к историко-культурному, природному потенциалу нашего края;
Укрепление духовной культуры и через нее – воспитание привычки здорового образа жизни и экологически целесообразного поведения, патриотизма.
Развитие и популяризация туризма.
Экскурсионный маршрут «Места, где стоить побывать» может быть и пешим (многодневным), и автомобильным (однодневным).
Технологическая карта экскурсии.
Тема экскурсии: «Места, где стоить побывать» Длительность (час) 4 часа
Протяженность 25км.
Маршрут экскурсии: Поэтический «Сад камней»- Могильники 3 века до н.э.- Сагаан Үбгэн, петроглифы- Тоонто поэтов Нимбуевых и Субарган Будды медицины – Хорёо Шулуун и каменное лежбище Бабжа Барас Батора – Марактинские озёра – Эгитуйский дацан, в том числе варианты маршрута (летний) - можно делать длительную остановку на Марактинских озёрах
Смета расходов для туристов:
№ | Наименование | Цена | Группа | Сумма |
1 | Завтрак | 100 руб. | * | 100руб. * |
2 | Обед | 200 руб. | * | 200 руб. * |
3 | Экскурсионное обслуживание (с предоставлением транспорта) | 300 руб. | * | 300 руб. * |
| | | | Итого: 600 руб. |
Посещение Музея Дондока Улзытуева
Мероприятия, инициируемые центром.
№ | Название | Сроки | Уровень организаци и | Смета расходов | Ответственны й |
1 | Шагай надаан, посвященный Сагалгаану – 2017 | 01.02.1 7 | Районный | | Усть- Эгитуйская школа |
2 | Конкурс радиорепортажей на бурятском языке «Агуу ехэ дайн мини гэр бүлын хуби заянда» | Май 2015 | Школьный | | Школы |
5 | Цикл внеклассных занятий - Буряад хэлэн – эрдэни зэндэмэни | В течени е года | Школьный | | школы |
6 | Интеллектуальные игры - 9-11 классы - Юhэн эрдэни. Угсаата арадаймнай алтан hургаалнууд; 5-8 - Байгал далай - эрдэни зэндэмэни. 1-4 - Табан эрдэни. Табан хушуу мал. | В течени е года | Школьный | | школы |
7 | Праздник семьи. (гэр бүлын найр) Моя родословная. Эдеэ хоол баригты Табан хушуун мал. | Апрел ь 2015 | Школьный | | Детский сад |
8 | Утренник-конкурс для детей «Пальчиковый театр на бурятском языке» | Декабр ь 2015 | Школьный | | Детский сад |
9 | Утренник, посвященный национальному празднику «Сагаалган». Конкурс «Баатор», «Дангина» (приветствие, песня, ехор, үреэлы и т.д.) | Февра ль2016 | Школьный | | Детский сад |
10 | Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке | Март 2016 | Школьный | | Детский сад |
Кустовые |
1 | Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию бурятского языка» | Ноябрь | Кустовой (Ульдурга, Можайка, Усть-Эгита) | Оргвзнос. | Детский сад |
2 | Оньһон үгэнүүд, таабаринуудай мүрысөөн КВН ” Хэр мэдэнэт?” | Декабрь 2017 | Кустовой | Оргвзнос | школы |
Районные |
1. | Благоустройство Сада Поэзии Покраска беседки, огораживание периметра Сада, установка скамеек, освещение | В течени е года | Районный | 82 220 тыс. руб. | АМО, школа |
2. | Районная научно – практическая конференция школьников и учителей «Эрэ хун - эрдэни. Эрэ хунэй юhэн эрдэм. Эхэ хунэй юhэн эрдэм.» | Декабр ь | Районный | 9000 тыс. руб. | Школа |
3. | Районная дистанционная олимпиады по математике 7-8 классов на бурятском языке | Октяб рь 2015 | Районный | 5000 тыс. руб. | Школа |
4. | Хэлэ бэшэгэй конкурс 9 – 11 классудай «Хараасагй». | Январь 2016 | Районный | 9000 тыс. руб. | Школа |
5. | Районный конкурс үлигершинов | Апрел ь 2016 | Районный | 9000 тыс. руб. | Школа |
6. | Районного этапа республиканского конкурса «Буряад хэлэн баян да!» | Март 2016 | Районный | 9000 тыс. руб. | Школа |
Итого на проведение мероприятий | 137 220 тыс. руб. |