СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа проекта центра бурятского языка и культуры «9 эрдэни – 9 драгоценностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа проекта центра бурятского языка и культуры «9 эрдэни – 9 драгоценностей»»




ПРОГРАММА ПРОЕКТА ЦЕНТРА БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

«9 ЭРДЭНИ – 9 ДРАГОЦЕННОСТЕЙ»

НА 2019-2022 гг.

Паспорт программы


Наименование программы

Программа деятельности

«Центра бурятского языка и культуры» на 2016-2017 годы (далее – Программа)

Основание для разработки

Постановление правительство Республики Бурятия от 23 июня 2014 г. N 289 об утверждении государственной программы Республики

Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"

Государственный заказчик

МО «Еравнинский район»

Координатор Программы

ОО МО «Еравнинский район»

Разработчики Программы

МАОУ «Усть-Эгитуйская сош»

Цели программы

Цель:

Создание условий для дальнейшего сохранения, полноценного развития и популяризации бурятского языка в Еравнинском районе, как главной составляющей этнической самобытности бурятского народа.

Задачи:

сохранение и увеличение различных форм образовательной, культурно-досуговой деятельности, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка (научно- практические конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, акции);

обновление содержания и методов обучения бурятскому языку; содействие в повышении педагогического мастерства учителей бурятского языка;

формирование этнической идентичности;

укрепление материально-технической, учебно-методической базы.

Сроки реализации

2019-2020 учебный год

Ожидаемые результаты реализации Программы

  1. формирование позитивного отношения населения к изучению бурятского языка;

  2. создание условий на территории Еравнинского района для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризация среди подрастающего поколения;

  3. совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также

дополнительного образования по обучению бурятскому языку

Пояснительная записка


В 2002 г. по решению ЮНЕСКО язык почти полумиллионного этноса, отнесенного к наиболее многочисленным народам России, занесен в Красную книгу исчезающих языков планеты.

В Еравнинском районе проживает около 19 тысяч человек. Национальный состав: русские 54%, буряты 44%. Существенным фактором сохранения и развития родных языков традиционно является сфера образования. Одним из важнейших принципов государственной политики в области образования, закрепленных в ФЗ «Об образовании» является защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Во исполнении основных задач государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия":

  • совершенствование научно-правового обеспечения развития бурятского языка в Республике;

  • расширение сферы применения, популяризация и повышение социального статуса бурятского языка;

  • развитие целостной системы изучения бурятского языка и обучения на бурятском языке в Республике представляется проект центра бурятского языка и культуры «9 драгоценностей».

Одной из важнейших социокультурных функций современной школы стало возрождение и развитие национальных языков, культур, обычаев и обрядов.

Выпускник школы сегодня должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности. Он должен уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает родной язык. Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории, языка и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины.

Культура и язык бурятского народа – часть общемирового наследия. Ее историческую основу составляют ценности, созданные веками, она создавалась и функционировала в гуще народных масс. Культура нации – это произведения профессионального искусства и литературы, сеть учебных и культурно-просветительных учреждений, богатое устное народное творчество. Неотъемлемой частью народной культуры являются разнообразные традиции, обычаи, праздники в семье и обществе. В

них отражаются особенности быта, своеобразие национального характера, этико- нравственные и эстетические нормы. Такие традиции и обычаи, как уважительное отношение к родителям, старшим родственникам, забота о чести семьи и рода, взаимопомощь в трудные дни, осуждение пьянства, сквернословия, воровства и т.д.- эти высшие нравственные общечеловеческие ценности как никогда актуальны в наше время. Прошлое окружает нас в большом и малом масштабах. Память и знание прошлого делают мир человека интересным, наполненным, полезным, значительным. Но мы должны не только знать свое прошлое, но и хранить, используя ее во благо сегодняшнего дня. Очень важно развитие таких познавательных процессов, как учение наблюдать, воспринимать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, формировать у детей практические умения и навыки, необходимые в их жизни, в условиях традиционного развития, в воспитании и развитии речевой культуры.

Для обеспечения процесса социального формирования личности как носителя этнокультуры, для сохранения и популяризации бурятского языка был создан «Центр бурятского языка и культуры». Главной целью проекта является воспитание подрастающего поколения на традициях и обычаях бурятского народа. В число задач входят обеспечение процесса социального формирования личности средствами национальной культуры, искусства и литературы Бурятии, формирование различных сред, чтобы обеспечить доступ сельского населения к новейшей информации.

Структура центра

Центр представляет собой сотрудничество тематических студий:

  1. Студия национальных игр: шагай наадан

  2. Студия народных инструментов: чанза, ятаг

  3. Студия народного танца «Ая -Ганга»

  4. Студия журналистики «Һолонго»

  5. Студия «Түрүүшын алхамууд»

  6. Студия «Дуhалхан»

  7. Студия «Түрэл хэлэеэ үргэел»

  8. Студия «Арайдам эрдэни зэндэмэни»

  9. Студия этнотуризма «Домогто hайхан нютагни»



    1. Студия национальных игр - шагай наадан

Представлена проектом «Меткость, ловкость и сноровка – и в итоге - чемпионы!»

Цель работы: Знакомство слушателей с традиционными играми бурятского народа.

Задачи работы:
  • Знакомство с правилами игры с костями (шагай);

  • Популяризация игр шагай наадан;

  • Развитие толерантности;

  • Мастер классы учителей для учащихся.

Наряду с широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали лучшие из традиционных народных игр. Всем известно, что буряты испокон веков вели кочевой образ жизни. Основным видом деятельности было скотоводство. В свободное от работы время буряты играли в интересные игры, проводили различные соревнования.

Традиционными играми, проводившимися у бурят с давних времён, являются

«Игры трёх мужей: борьба, стрельба из лука, конные скачки». Все эти игры были связаны с жизненным укладом кочевых народов, даже приурочены были они к более свободному от трудов времени года – лету: после приема приплода скота и перед горячей порой заготовки кормов для следующей зимы. Они проходили под открытым небом на широких просторах бескрайних степей при стечении огромного количества участников, которые съезжались со всех концов.

А зимними длинными вечерами в своих юртах устраивали состязания в костяшки - шагай наадан. Да, среди всех игр особое место занимали игры шагай наадан. И стар, и млад, и мужчины, и женщины-все интересовались игрой в шагай, старики с интересом наблюдали за играющими, любили проводить игры у себя дома.

Шагай – это специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. В зависимости от того, каким боком они падают, имеют разные названия:

    • Хонхо

    • Бүхэ

    • Морин

    • Тэмээн (алса, үхэр)

В нашей школе давно стали традиционными турниры по играм «Шагай наадан» в дни «Сагаалгана» и во время летнего отдыха в лагере.

Знакомство с традиционными играми бурят - Шагай наадан, их виды, правила.

Мероприятия:
  1. Районный праздник по бурятской игре «Шагай наадан» (февраль)

  2. Районный турнир по бурятской борьбе (март)



    1. Студия народных инструментов: чанза, ятаг, морин хуур.

Мероприятия, инициируемые филиалом детской школы искусств, на школьном, кустовом, районном уровне с целью популяризации игры на народных инструментах, воспитание уважения к культуре родного народа через формирование уважения и любви к музыке, народным напевам.

Мероприятия


Мероприятия

Цель

Время

Место

проведения

1

Фестиваль народных песен «Айлшалыт даа манайда»

Формировать интерес к народной песне и мелодии.

Февраль

Усть-Эгита

2

Конкурс исполнения произведений бурятских композиторов

«Хүгжэмэй долгин»

Пропаганда

произведений бурятских композиторов.

Апрель

Усть-Эгита (школьный)

3

Конкурс бурятских эстрадных песен

«Хонхын аялганууд»

Развить творчество, привлечь внимание

детей к музыке и воспитывать культуру общения.

Ноябрь

Усть-Эгита (Кустовой)

4

Лекция – концерт

«Танилсая арадай буряад инструментэнуудтай»

Ознакомление с бурятскими инструментами

Май

Усть-Эгита (кустовой)


    1. Студия народного танца «Ая - Ганга»

Студия объединяет любителей народных танцев, приобщает своих воспитанников к культуре бурятского народа через изучение народных танцев как важнейшего элемента традиционной культуры бурят.


    1. Студия журналистики «Һолонго»

Цель: Помочь ребенку, подростку организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, писать статьи на родном языке.

Задачи:
      • развитие и поддержка юнкоровского движения;

      • формирование общественного мнения в пользу решения проблем детей и молодежи через средство массовой информации.

      • пропаганда лучших образцов журналистского и литературного творчества детей;

      • привлечение СМИ к решения проблем детства и семьи.

Содержание:
  • творческие работы учащихся (рассказы, сказки, стихи, рисунки);

  • тексты информационного содержания (о школе, о работе, о досуге…);

  • журналистские расследования;

  • встречи с разными людьми (интервью с директором школы, руководителем хозяйственной части, учителями, поварами из школьной столовой);

философские проблемы (по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Мероприятия:

1. Районный и республиканский конкурс «Салют, юнкор!»



    1. Мероприятия

      Цель

      Время

      Место

      проведения

      Оборудование


      Праздник семьи. (гэр бүлын найр) Моя родословная. Эдеэ хоол баригты Табан хушуун мал.

      Продолжать прививать уважительное отношение к родителям и старшим по возрасту, создавать культ семьи и культ

      дружбы, устанавливать связи между поколениями.

      Знакомство и заучивание пословиц, стихов и песен о маме, семье.

      Формировать навыки самоконтроля речи детей.

      Познакомить с новыми словами по теме «Эдеэ хоол».

      Поддерживать интерес к бурятскому языку

      апрель

      Усть- Эгита

      Макет дерева, юрта, куклы в нац. одежде, кукольный стол, стул, чашки,

      блюдца, дом, животные

      (лошадь, корова, овца, коза, верблюд)

      2

      Конкурс для воспитателей

      «Лучшее занятие

      по развитию бурятского языка»

      Стимулировать профессиональное педагогическое

      творчество. Обмен пед. опытом.

      октябрь

      Усть- Эгита (кустовой: Ульдурга,

      Можайка)


      3

      Утренник-конкурс для детей

      «Пальчиковый театр на бурятском языке»

      Развивать связную речь, фонематический слух, умение использовать в речи интонации, силу голоса, темп речи.

      Развивать мелкую моторику рук.

      Декабрь

      Усть- Эгита

      Наборы

      пальчиковых кукол.


      Студия «Түрүүшын алхамууд» представлена программой развития бурятского языка и культуры у воспитанников детского сада

























    1. 4

      Игра-викторина «В гостях у сказки».

      Инсценирование сказок на бурятском языке

      Научить детей инсценировать народные сказки на бурятском

      языке. Развивать бурятскую речь детей через сказки. Воспитывать любовь к родным; дать понятие, что добро

      побеждает зло.

      март

      Усть- Эгита

      Костюмы сказочных героев.

      5

      Утренник, посвященный национальному празднику

      «Сагаалган». Конкурс «Баатор»,

      «Дангина» (приветствие, песня, ехор, үреэлы и т.д.)

      Воспитывать интерес к изучению бурятского

      языка, используя жанры устного творчества

      Февраль

      Усть- Эгита



      Студия «Дуhалхан» - программа развития бурятского языка и культуры у учащихся начального звена. (Описание цели и задач указано в разделе 3, стр. 74).


    1. Студия «Түрэл хэлэеэ үргэел»

Цель – при преподавании бурятского языка учитывать уровень владения языком, обеспечить обновление учебно-методической литературы.

  1. Проведение районных семинаров учителей бурятского языка и литературы; (февраль)

  2. Проведение районной дистанционной олимпиады по математике 7-8 классов на бурятском языке с целью интеллектуального и личностного развитие учащихся. (март)

Задачи конкурса:

    • выявление и поддержка талантливых детей,

    • повышение интереса к бурятскому языку

    • обеспечение доступности, качества и эффективности обучения

  1. Проведение районного этапа республиканских конкурсов «Буряад хэлэн баян да!» (апрель), «День бурятского языка» (октябрь)

  2. Вечер памяти Ц-Х.Ж.Жамьяновой (ноябрь) и Ц-Д.Дондогой ( декабрь)



    1. Студия «Арадайм эрдэни зэндэмэни» («Драгоценности бурятского народа»)

Цель: нравственное воспитание учащихся на этнокультурных традициях бурятского народа.

Задачи:
      • определить конкретные методы изучения этнокультурных традиций в представлениях современных школьников;

      • разработать модель студии как образовательной среды, способствующей нравственному воспитанию подростков на основе этнокультурных традиций;

      • выявить педагогические условия и реальные возможности использования этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников

      • воспитывать любовь к отчему дому как главной этнокультурной ценности;

Содействовать возрождению этнокультурных традиций как основы нравственного воспитания в единстве образовательного учреждения и семьи.

Воспитание по национальным традициям, формирование национального самосознания - «Эрэ хүн - эрдэни. Эрэ хүнэй юhэн эрдэм. Эхэ хүнэй юhэн эрдэм.»

  1. Интеллектуальные игры

1-4 - Табан эрдэни. Табан хушуу мал. 5-8 - Байгал далай - эрдэни зэндэмэни.

9-11 классы - Юhэн эрдэни. Угсаата арадаймнай алтан hургаалнууд;

  1. Районный конкурс үлигершинов, посвящённый памяти учителя бурятского языка и литературы Ц-Д.О.Цыдыповой базе Можайской средней школы

  2. Районный конкурс «Один день бурята» ( март)

  3. Летний профильный лагерь «Флора Марактинской долины» (Экспедиционная, исследовательская работа по сбору растений родного края с названиями на русском и бурятском языках) (июнь)


    1. Студия этнотуризма «Домогто hайхан нютагни»

Многие красивейшие места, окружающие наше село, имеют интересные истории. Некоторые из них связаны с легендами и мифами прошедших эпох, для некоторых наши современники создают истории. Побывав у нас, вы будете полны новых впечатлений. Они способны дать энергию и радость, которых так не хватает в обычной жизни. Да, неизгладимые впечатления остаются от путешествий, встреч с интересными людьми, посещений даже тех мест, где ты неоднократно побывал!

  1. Туристический маршрут «Места, где стоит побывать»

Цель: ознакомить с природными, историческими, культурными достопримечательностями моей малой Родины.

Задачи:
  • Стимулировать интерес к историко-культурному, природному потенциалу нашего края;

  • Укрепление духовной культуры и через нее – воспитание привычки здорового образа жизни и экологически целесообразного поведения, патриотизма.

  • Развитие и популяризация туризма.

Экскурсионный маршрут «Места, где стоить побывать» может быть и пешим (многодневным), и автомобильным (однодневным).

Технологическая карта экскурсии.

Тема экскурсии: «Места, где стоить побывать» Длительность (час) 4 часа

Протяженность 25км.

Маршрут экскурсии: Поэтический «Сад камней»- Могильники 3 века до н.э.- Сагаан Үбгэн, петроглифы- Тоонто поэтов Нимбуевых и Субарган Будды медицины – Хорёо Шулуун и каменное лежбище Бабжа Барас Батора – Марактинские озёра – Эгитуйский дацан, в том числе варианты маршрута (летний) - можно делать длительную остановку на Марактинских озёрах

Смета расходов для туристов:


Наименование

Цена

Группа

Сумма

1

Завтрак

100 руб.

*

100руб. *

2

Обед

200 руб.

*

200 руб. *

3

Экскурсионное обслуживание (с

предоставлением транспорта)

300 руб.

*

300 руб. *





Итого: 600 руб.

  1. Посещение Музея Дондока Улзытуева

  2. Мероприятия, инициируемые центром.


Название

Сроки

Уровень

организаци и

Смета расходов

Ответственны й

1

Шагай надаан, посвященный Сагалгаану – 2017

01.02.1

7

Районный


Усть- Эгитуйская

школа

2

Конкурс радиорепортажей на бурятском языке «Агуу ехэ дайн мини гэр бүлын хуби заянда»

Май 2015

Школьный


Школы

5

Цикл внеклассных занятий -

Буряад хэлэн – эрдэни зэндэмэни

В

течени е года

Школьный


школы

6

Интеллектуальные игры - 9-11 классы - Юhэн эрдэни.

Угсаата арадаймнай алтан hургаалнууд;

5-8 - Байгал далай - эрдэни зэндэмэни.

1-4 - Табан эрдэни. Табан хушуу мал.

В

течени е года

Школьный


школы

7

Праздник семьи. (гэр бүлын найр) Моя родословная. Эдеэ хоол баригты Табан хушуун мал.

Апрел ь 2015

Школьный


Детский сад

8

Утренник-конкурс для детей

«Пальчиковый театр на бурятском языке»

Декабр ь 2015

Школьный


Детский сад

9

Утренник, посвященный национальному празднику

«Сагаалган». Конкурс «Баатор»,

«Дангина» (приветствие, песня, ехор, үреэлы и т.д.)

Февра ль2016

Школьный


Детский сад

10

Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке

Март 2016

Школьный


Детский сад

Кустовые

1

Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию

бурятского языка»

Ноябрь

Кустовой (Ульдурга, Можайка,

Усть-Эгита)

Оргвзнос.

Детский сад


2

Оньһон үгэнүүд,

таабаринуудай мүрысөөн КВН ” Хэр мэдэнэт?”

Декабрь 2017

Кустовой

Оргвзнос

школы

Районные

1.

Благоустройство Сада Поэзии Покраска беседки,

огораживание периметра Сада, установка скамеек, освещение

В

течени е года

Районный

82 220 тыс. руб.

АМО, школа

2.

Районная научно – практическая конференция школьников и учителей «Эрэ хун - эрдэни. Эрэ хунэй юhэн эрдэм. Эхэ хунэй юhэн эрдэм.»

Декабр ь

Районный

9000 тыс. руб.

Школа

3.

Районная дистанционная олимпиады по математике 7-8 классов на бурятском языке

Октяб рь 2015

Районный

5000 тыс. руб.

Школа

4.

Хэлэ бэшэгэй конкурс 9 – 11 классудай «Хараасагй».

Январь 2016

Районный

9000 тыс. руб.

Школа

5.

Районный конкурс үлигершинов

Апрел ь 2016

Районный

9000 тыс. руб.

Школа

6.

Районного этапа

республиканского конкурса

«Буряад хэлэн баян да!»

Март 2016

Районный

9000 тыс. руб.

Школа

Итого на проведение мероприятий

137 220 тыс. руб.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!