СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологических вступительных испытаний «Профтестирование СПО»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основании ФГОС и требований к психологическому складу медицинских работников. В основе лежат психологические опросники и тесты, обладающие надежностью и валидностью.

Целью вступительного испытания психологической направленности для поступающих в Техникум является оценка степени пригодности поступающих к классу медицинских специальностей. В рамках развивающей модели – выявление психологической готовности поступающего к профессиональному самоопределению: мотивационной, когнитивно-личностной, эмоциональной.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологических вступительных испытаний «Профтестирование СПО»»



Согласовано Утверждаю

На заседании приемной комиссии Директор ______________

Протокол № дата











Программа психологических вступительных испытаний

«Профтестирование СПО»









































Разработчик:

Рецензент:

























































Данная программа разработана на основании ФГОС и требований к психологическому складу медицинских работников. В основе лежат психологические опросники и тесты, обладающие надежностью и валидностью.

Целью вступительного испытания психологической направленности для поступающих в Техникум является оценка степени пригодности поступающих к классу медицинских специальностей. В рамках развивающей модели – выявление психологической готовности поступающего к профессиональному самоопределению: мотивационной, когнитивно-личностной, эмоциональной.



Требования к психологическому складу медработника.

  1. Медицинский работник должен быть гуманным, устойчивым к стрессам, сочетать в себе интеллектуальность, широту кругозора, образованность, воспитанность, тактичность в общении с пациентами и их близкими, а также быть готовым бескорыстно спасать человеческие жизни в любое время суток, несмотря ни на какие трудности.

  2. Медицинский работник должен уметь хранить в тайне факты личной жизни своих пациентов и строго соблюдать конфиденциальность служебных данных.

  3. Работнику медицинской сферы следует быть инициативным, коммуникабельным человеком, обладающим лидерскими качествами и организаторскими способностями; профилактика здорового образа жизни.

  4. Крайне важным является наличие таких качеств, как эмпатия, стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности и долга, обостренная тяга к справедливости, сострадательность к пациентам и одновременно сдержанность и умение сохранять трезвое мышление и спокойствие в самых сложных ситуациях.

Профтестирование СПО.

Тестирование в Техникуме в качестве дополнительного вступительного психологического испытания обязательно для специальности «Сестринское дело».

Для всех категорий поступающих проводятся одинаковые вступительные испытания психологической направленности.

Комплекс предназначен для работы с абитуриентами, выбирающими медицинские специальности в системе среднего профессионального образования с целью определения профессиональной направленности, формирования профильных групп. Система тестирования «Профтестирование СПО» включает в себя один профориентационный тест и один тест на склонность к поведенческим девиациям. Основное назначение системы — диагностика профессиональной направленности учащихся и абитуриентов, выбирающих медицинское образование. Комплекс совмещает анализ сферы интересов, личностных качеств и аналитических способностей в рамках диагностики профессиональных склонностей. Комплекс может использоваться в качестве инструмента тестирования в рамках дополнительного вступительного испытания, а также в рамках профориентационных мероприятий.

Структура комплекса.

Комплекс состоит из двух блоков, причем тестирование может проводиться как по каждому блоку в отдельности, так и в целом. Общее время тестирования по всем блокам составляет в среднем 40 – 50 минут.

Первый блок – диагностика профессиональных склонностей абитуриентов. Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. Методика направлена на выявление склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию.

Второй блок – диагностика эмоционального поведения: оценка степени выраженности дезадаптации с разными видами девиантного поведения и измерения готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Тест «Склонность к девиантному поведению», авторы: Э.В. Леус. Определяет показатели выраженности зависимого поведения, самоповреждающего поведения, агрессивного поведения, делинквентного поведения, социально обусловленного поведения.

Таким образом, система «Профтестирование СПО» позволяет проводить комплексное профориентационное тестирование абитуриентов СПО, выявляя потенциал и ведущую направленность абитуриента, показывая его интересы, эмоциональное состояние, поведенческие реакции.



Результаты тестирования по комплексу «Профтестирование СПО».

Профиль опрашиваемого представляет собой результаты абитуриента по каждой шкале теста. Чем больший балл по шкале из любого блока получает человек, тем больше у него выражено то или иное качество, способность или склонность. Это индивидуальный психологический и профессиональный портретом респондента, на основании которого можно строить прогноз будущей профессиональной успешности в той или иной профессии.

К шкалам теста выдается интерпретация в зависимости от набранного балла. Она может быть использована в качестве справочной информации по шкалам теста.

В качестве словесных описаний по каждой шкале дается заключение о степени рекомендованности данной специальности тестируемому, краткое описание самой специальности, а также прописываются качества тестируемого, которые могут стать плюсами или минусами для данной специальности, быть сильными и/или слабыми сторонами респондента в отношении каждой специальности.

Таким образом, система «Профтестирование СПО» позволяет проводить профориентационное тестирование и консультирование абитуриентов с целью профессиональной ориентации и помощи в выборе медицинских специальностей среднего профессионального образования.



Виды тестов и критерии оценивания.

Абитуриент дает ответы на ряд тестовых вопросов. По итогам тестов выясняется: уровень эмпатии абитуриента; предрасположенность к конкретному виду профессиональной деятельности; степень выраженности тех или иных внутренних качеств; предрасположенность к социально обусловленному, агрессивному, зависимому поведению. Тесты в техникум могут состоять из таких опросников или их аналогов: опросник Л. Йовайши (Приложение 1), тест Э.В. Леус (Приложение 2).

Методика №1: опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (адаптированный). Тест выявляет склонность поступающего к определенным видам профессий. Определяется предрасположенность к работе с людьми.

По опроснику выявляются склонности к следующим сферам профессиональной деятельности:

1) сфера работы с людьми;

2) сфера умственного труда;

3) сфера технических интересов;

4) сфера эстетики и искусства;

5) сфера физического труда, подвижной деятельности;

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ.

После заполнения бланка нужно подсчитать количество баллов по шкале 1 – склонность к работе с людьми, где:


8-10 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

5-7 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;

3-4 балла – слабо выраженная профессиональная склонность;

0-2 балла – профессиональная склонность не выражена.

Если по шкале 1 абитуриент набирает менее трех баллов, не рекомендуется допускать его к акушерской, медсестринской или фельдшерской работе. Шкала 1 - это профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.

Методика №2: тест «Склонность к девиантному поведению», Э.В. Леус. Эта методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации с разными видами девиантного поведения и измерения готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

75 вопросов опросника разбиты на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат.

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов:

  • «да» - 2 балла,

  • «иногда» - 1 балл,

  • «нет» - 0 баллов.

Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов.

Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации:

значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация,

от 11 до 20 – легкая степень социально-психологическойдезадаптации,

от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологическойдезадаптации.


I шкала

социально обусловленное поведение

(СОП)

0-10

отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация

11-20

обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования

21-30

сформированная модель социально обусловленного поведения

II шкала

делинквентное поведение

(ДП)

0-10

отсутствие признаков делинквентного поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению

21-30

сформированная модель делинквентного поведения

III шкала

зависимое (аддиктивное) поведение

(ЗП)

0-10

отсутствие признаков зависимого поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению

21-30

сформированная модель зависимого поведения

IV шкала

агрессивное поведение

(АП)

0-10

отсутствие признаков агрессивного поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению

21-30

сформированная модель агрессивное поведения

V шкала

суицидальное (аутоагрессивное) поведение

(СП)

0-10

отсутствие признаков аутоагрессивного поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению

21-30

сформированная модель аутоагрессивное поведения



Если результаты по шкалам II, III, V от 21 балла, то данные показатели считаются критическими, свидетельствуют о том, что у абитуриента низкая устойчивость к стрессу, есть сложности при работе в коллективе, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, стремление причинить себе физический вред. Также может наблюдаться нарушения поведения: стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Высокие показатели свидетельствуют об отрицательном отношении к социальным нормам или стандартам поведения, стремление противодействовать им.

Итоговый результат.


Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе. Успешно прошедшим вступительное испытание психологической направленности считается поступающий, явившийся в указанную дату и время, и принявший в нем участие – вступительное испытание «зачтено». Не прошедшим вступительное испытание психологической направленности считается поступающий, неявившийся в указанную дату и время или отказавшийся принять в нём участие – вступительное испытание «не зачтено».

Дату и время вступительного испытания психологической направленности для поступающего определяет ответственный секретарь приёмной комиссии.

При проведении вступительного испытания психологической направленности учитываются особенности проведения вступительного испытания для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данные по каждому абитуриента вносятся в соответствующий бланк (Приложение 3).

Методика №1, шкала 1: от 0 до 2 баллов – незачет.

Методика №2, шкалы II, III, V: от 21 баллов по каждой шкале в отдельности – незачет.

Итоговая оценка состоит из баллов, которые набрал абитуриент по каждому из тестов, в соответствии с ключами этих тестов. В случае, если общее количество баллов выходит за пределы нормативного диапазона, психологическое тестирование считается пройденным с результатом незачет.

В случае, если по одной методике зачет, а по другой незачет, то итоговый результат – зачет, но данные абитуриента передаются педагогу-психологу для дальнейших консультаций.










































Приложение 1



Инструкция: укажите, к какому из двух ответов на вопрос Вы отдаете предпочтение. Если считаете, что ни один ответ не подходит, выбирайте тот, который все же Вам ближе.

В таблице проставить галочку у соответствующего ответа.

Отвечайте на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции.



Вопросы к тесту:



1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:

а) цвет, совершенство форм;

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

2. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:

а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;

б) мужество, смелость, выносливость.

3. Служба бытового обслуживания оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

4. Какое награждение Вас больше бы обрадовало:

а) за общественную деятельность;

б) за научное изобретение.

5. Вы смотрите спортивное соревнование. Что больше привлекает Ваше внимание:

а) участники, их результаты;

б) внешнее оформление (одежда, снаряды и пр.).

6. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:

а) чем-либо практическим (ручным трудом);

б) волонтерской работой (на добровольных началах).

7. Какую выставку Вы бы с бОльшим удовольствием посмотрели:

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);

б) новых продовольственных товаров.

8. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:

а) музыкальный;

б) технический.

9. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:

а) на сплоченность коллектива;

б) на создание необходимых удобств.

10. Какие журналы Вы бы с бОльшим удовольствием читали:

а) литературно-художественные;

б) научно-популярные.

11. Что важнее для человека:

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность создавать искусство.

12. Для благополучия общества необходимо:

а) техника;

б) правосудие.

13. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:

а) о развитии науки;

б) о достижениях спортсменов.

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас бОльшую заинтересованность:

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории.

15. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала:

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (альпинист, рыбак, строитель, телохранитель);

б) работа с машинами.

16. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.



17. Какой вид волонтерства более привлекателен для Вас:

а) культурное волонтерство: вовлечение населения в культурные мероприятия и развитие музейной благотворительности;

б) социальное волонтерство: хотят помочь другим, а также стремятся к самореализации.

18. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:

а) физика, химия, роботехника;

б) физическая культура, здоровый образ жизни.

19. Что обществу принесет больше пользы:

а) забота о материальном состоянии граждан;

б) изучение поведения людей.

20. Какого характера научную работу Вы бы выбрали:

а) работу за компьютером с уклоном в теорию;

б) практическую работу с командировками.

21. Чему бы Вы отдали предпочтение в свободное время:

а) чтению, просмотру фильмов;

б) подготовке к участию в соревновании по роботехнике, создание нового проекта.

22. Вам предоставляется возможность совершить поездку в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

23. Какие лекции Вы бы слушали с большим интересом:

а) о выдающихся художниках, музыкантах;

б) о выдающихся ученых, исследователях.

24. Что вас больше привлекает при чтении книг:

а) яркое изображение качеств героев;

б) литературный стиль, жанр.

25. Вам предоставляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы отдали бы предпочтение:

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) работе, связанной с движением.

26. Какие выдающиеся ученые вызывают у Вас наибольший интерес:

а) Попов и Циолковский;

б) Менделеев и Павлов.

27. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

28. Что бы Вас больше всего заинтересовало в новостях:

а) сообщение об открывшейся художественной выставке;

б) известие о митинге в защиту прав человека.

29. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:

а) директора по производству на крупном заводе;

б) директора сети супермаркетов.

30. Как вы считаете, что важнее:

а) много знать;

б) создавать материальные блага.

ФИО ________________________________________________________________________

Возраст _______________ Дата рождения __________________

Дата заполнения ____________________



А

Б

А

Б

1



16



2



17



3



18



4



19



5



20



6



21



7



22



8



23



9



24



10



25



11



26



12



27



13



28



14



29



15



30







Ключ к тесту, обработка результатов:

1) сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;

2) сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б,26б, 30а;

3) сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;

4) сфера эстетики и искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;

5) сфера физического труда, подвижной деятельности: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными.

8-10 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

5-7 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;

3-4 балла – слабо выраженная профессиональная склонность;

0-2 балла – профессиональная склонность не выражена.

Интерпретация:

1) сфера работы с людьми: медицинский работник, учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.

2) сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог), инженер, юрист, врач-исследователь, эколог, архитектор, продюсер.

3) сфера технических интересов: программист, электротехник, радиотехник, Web -мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.

4) сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.

5) сфера физического труда, подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер, бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.















































Приложение 2



Тест «Склонность к девиантному поведению»

Авторы: Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск.


Назначение. Методика диагностики девиантного поведения (тест СДП – склонности к девиантному поведению) прошла процедуру адаптации и стандартизации. При разработке методики учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни человека, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Тест состоит из 75 вопросов, и определяет показатели выраженности зависимого поведения, самоповреждающего поведения, агрессивного поведения, делинквентного поведения, социально обусловленного поведения по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у опрашеваемого при проведении мониторинговых исследований.


Цель: методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации с разными видами девиантного поведения и измерения готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения.


ИНСТРУКЦИЯ


Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» и «ошибочных». Мы ждем Ваш ответ, основанный на Вашем мнении. Отвечая на каждый вопрос, выберите ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о себе, и поставьте отметку напротив в виде любого значка (х , v, + и или другая отметка) в таблице.

Отвечая, помните:

  1. Не нужно тратить много времени на обдумывание. Давайте тот ответ, который первым придет к Вам в голову. Отвечать нужно как можно точнее, но не очень медленно.

  2. Старайтесь не увлекаться неопределенными ответами слишком часто.

  3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены.

4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.







ОПРОСНИК СДП И БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ


ФИО ________________________________________________________________________

Возраст _______________ Дата рождения __________________

Дата заполнения ____________________


Если Вы согласны с утверждением – ДА, не согласны – НЕТ, если не уверены – ИНОГДА.



ВОПРОС

1

Я всегда сдерживаю свои обещания.

2

У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться.

3

Разозлившись, я нередко выхожу из себя.

4

Бывает, что я сплетничаю.

5

Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю.

6

Я всегда говорю только правду.

7

Я люблю прихвастнуть.

8

Я никогда не опаздываю.

9

Все свои привычки я считаю хорошими.

10

Бывает, спорю и ссорюсь с родителями/опекунами.

11

Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

12

Я всегда покупаю билет в транспорте.

13

Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными словами.

14

Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

15

Я никогда не нарушаю правил общественного поведения.

16

Я не хочу учиться и работать.

17

Я могу уйти из дома жить в другое место.

18

Меня забирали в полицию за плохое поведение.

19

Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется.

20

Я состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних/имею судимость

21

Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбирают деньги и вещи).

22

У меня есть судимые родственники и/или знакомые.

23

У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить.

24

У меня бывает желание отомстить, восстановить справедливость.

25

Я не верю окружающим.

26

Хочу быть великим.

27

Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев.

28

Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым.

29

Если нельзя, но очень хочется – значит можно.

30

Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила и законы.

31

Я курю.

32

Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки.

33

Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси.

34

Мои родители/опекуны злоупотребляют спиртным.

35

Мои друзья курят, употребляют спиртное.

36

Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настроения

37

Пить и курить – это признаки взрослости.

38

Я пью/курю из-за проблем в семье, учебе, от одиночества.

39

Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и доступно.

40

Дети пьют и курят из любопытства, по глупости.

41

Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

42

Мне необходимы сильные переживания и чувства.

43

Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал.

44

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

45

Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и употреблять спиртные напитки.

46

Я редко жалею животных, людей.

47

Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассниками.

48

Я часто ссорюсь с родителями/опекунами.

49

Я не прощаю обиды.

50

Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому-нибудь.

51

Люблю посплетничать.

52

Люблю, чтобы мне подчинялись.

53

Предпочитаю споры решать дракой, а не словами.

54

За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приставать к посторонним.

55

Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство.

56

У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться.

57

В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то.

58

Я охотно бы участвовал в каких-нибудь боевых действиях.

59

Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится.

60

Я хочу быть взрослым и сильным.

61

Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не интересуется.

62

Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность.

63

Я могу причинить себе боль.

64

Я бы взялся за опасное для жизни дело, если быза это хорошо заплатили.

65

Было бы лучше, если бы я умер.

66

Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителями.

67

Я не люблю решать проблемы сам.

68

У меня есть желания, которые никак не могут исполниться.

69

Я не очень хороший человек.

70

Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя.

71

Я часто не могу решиться на какой-либо поступок.

72

Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

73

Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях.

74

Терпеть боль назло мне бывает даже приятно.

75

Я испытываю потребность в острых ощущениях.


ДА

ИНОГДА

НЕТ

ДА

ИНОГДА

НЕТ

ДА

ИНОГДА

НЕТ

1




26




51




2




27




52




3




28




53




4




29




54




5




30




55




6




31




56




7




32




57




8




33




58




9




34




59




10




35




60




11




36




61




12




37




62




13




38




63




14




39




64




15




40




65




16




41




66




17




42




67




18




43




68




19




44




69




20




45




70




21




46




71




22




47




72




23




48




73




24




49




74




25




50




75






Описание шкал


75 вопросов опросника разбиты на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.


В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.

Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.


Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся:

1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах;

2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности;

3) преступления - общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).


В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (вопросы с 31 по 45):

1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость;

2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций;

3) не болезнь, а нарушение поведения.

Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей:

1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ;

2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание);

3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).



В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по 60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Свои авторитеты данный человек ищет на стороне, что свойственно возрасту подростка; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.



В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.

В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания ксвоим переживаниям.


Интерпретация


Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат.

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов:

  • «да» - 2 балла,

  • «иногда» - 1 балл,

  • «нет» - 0 баллов.

Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов.

Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации:

значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация,

от 11 до 20 – легкая степень социально-психологическойдезадаптации,

от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологическойдезадаптации.


I шкала

социально обусловленное поведение

(СОП)

0-10

отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация

11-20

обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования

21-30

сформированная модель социально обусловленного поведения

II шкала

делинквентное поведение

(ДП)

0-10

отсутствие признаков делинквентного поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению

21-30

сформированная модель делинквентного поведения

III шкала

зависимое (аддиктивное) поведение

(ЗП)

0-10

отсутствие признаков зависимого поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению

21-30

сформированная модель зависимого поведения

IV шкала

агрессивное поведение

(АП)

0-10

отсутствие признаков агрессивного поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению

21-30

сформированная модель агрессивное поведения

V шкала

суицидальное (аутоагрессивное) поведение

(СП)

0-10

отсутствие признаков аутоагрессивного поведения

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению

21-30

сформированная модель аутоагрессивное поведения













































Приложение 3



Бланк подсчёта баллов

результатов вступительного испытания

психологической направленности



ФИО: _______________________________________________

Дата рождения: _______________________________________

Дата заполнения: ______________________________________

Специальность: _______________________________________



Используемая методика:

Количество баллов:


Результат (зачет/незачет):

№1

Шкала 1 –



№2

Шкалы:


II –


III –


V -


Итог:







Председатель приёмной комиссии _____________/________________/

Ответственный секретарь ____________/________________/



« ___ » ________________ 2019 г.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!