СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с одаренными детьми. Содержит методические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа № 1»

МО «Кабанский район»

Республики Бурятия





Утверждаю:__________________

Директор школы С.Л. Буянова

___________________201___г

Приказ №___________



Программа работы с одаренными детьми.








Разработал:

Первушина Елена Вячеславовна

учитель математики

второй квалификационной категории







Рассмотрено МК «______»

Протокол №_____от________________20____г.


Согласовано на МС школы

Зам.директора по УВР/НМР «_____» _________20_____г.





пгт. Селенгинск, 20_____г.

срок действия (____)






  1. Программа работы с одаренными «Одаренные дети – будущее России!»


  1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;

  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

  • есть свои традиции;

  • дается современное образование;

  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.


  1. Задатки, способности, знания и умения

Задатки. Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора для изобразительных способностей). Но задатки только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности ...

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных и накопленных обществом.

Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности. Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития способностей.


  1. Уровни развития способностей

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.


  1. Одаренные дети

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.

  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.


  1. Содержание программы

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.

  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;

  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • анализ научных источников;

  • творческие работы;

  • метод прогнозирования;

  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружковые занятия;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в предметных олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • научно-исследовательские конференции;

  • членство в ученических научных обществах.

Направления программы:

  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.

  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.

  3. Использование системы заданий повышенной сложности:

  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.

  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.

  • задания на составление учебных проектов.

  • задания на прогнозирование ситуаций.

  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.

  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;

  • библиотечный фонд – наличие литературы;

  • цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.

  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.

  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.

  5. Результаты реализации программы.


  1. Стратегия работы с одаренными детьми

  1. Этапы работы

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.



  1. План индивидуальной работы с одарёнными детьми


Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю





Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь






Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь





Участие в общероссийских конкурсах

1. олимпиада по математике «Кенгуру»

1 раз в год,

март






Участие в научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников «Шаг в будущее»

1 раз в год,

февраль





Конкурсы школьного уровня


В течение года






Конкурсы муниципального и регионального уровней.


В течение года




  1. Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность



  1. Тематика творческих работ

  • Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 8 класса;

  • Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 9 класса;

  • Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);

  • В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 11 класса.



  1. Источники и учебная литература

Литература:

  1. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.

  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.

  3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.

  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.

  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)


Электронные ресурсы:

  1. http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;

  2. http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;










Программа индивидуальных занятий по математике с ученицей 7Б Пешковой Дашей.


Психолого-педагогическая характеристика на ученицу.

   

Даша – ученица с отличными способностями, с высоким умственным потенциалом. Она систематически добросовестно готовится к занятиям, на уроках- активна.  Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Ей легко даются предметы естественнонаучного цикла, изучает математику на повышенном уровне, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Учебный материал усваивает быстро и прочно, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности У Даши отличная память. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается ею легко. Обладает пространственным и логическим мышлением, отличается высокой самостоятельностью и высокой мотивацией. Она принимает активное участие в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Даше характерны добросовестность, чувство ответственности, стремление соблюдать этические нормы, точность и аккуратность в делах.

У нее разносторонние интересы. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях. Она много читает художественной и научной литературы. Постоянно оживлена, очень активна во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.  Даша участвует в общественной жизни класса и школы. Выступает инициатором различных мероприятий.

Даша добра и внимательна, уважает людей, относится к ним доброжелательно. Способна к сопереживанию. Легко сближается с людьми, ей характерны мягкость и простота в общении.

Даша самокритична, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. Она не боится открыто высказывать свое мнение. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. Пользуется авторитетом среди одноклассников: ее уважают, считаются с ее мнением, доверяют ответственные дела. У Даши много друзей.

Даша – человек надежный, хорошо организованный, ответственный.


Цель программы:

-создание системы деятельности для поддержки и оптимального развития способной ученицы, имеющей повышенный уровень мотивации, ее самореализации;

- расширение возможностей развития индивидуальных способностей, а также создание условий для включения ее в поисково-исследовательскую деятельность, профессионального самоопределения;

- воспитание личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи программы:

создать условия:

  • для реализации личных творческих способностей в процессе научно – исследовательской и поисковой деятельности,

  • для формирования устойчивого интереса к математике, учебно-организационных умений и навыков;

  • для развития памяти;

  • для развития мышления.

формировать умения:

  • планировать действия, необходимые для решения поставленных целей.

  • умения и навыки поиска, обработки и хранения информации.

развивать:

  • коммуникативные умения и навыки

  • умения учиться, использовать знания на практике.

  • интуицию, пространственное мышления учащихся. познавательный интерес;

воспитать: настойчивость, инициативу.

Основные принципы работы:

  • принцип индивидуализации и дифференциации;     

  • принцип опережающего обучения;

  • принцип комфортности в любой деятельности;

  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей;

  • принцип развивающего обучения;

  •  принцип добровольности;

  • право на ошибку;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

  • принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип гуманизма и демократизма.


План реализации программы.

Мероприятия

Период

1.

Олимпиады по математике

-школьная

-окружная

Ежегодно.

2.

Международная математическая игра «Кенгуру»

Ежегодно.

3.

Психологическое сопровождение учащегося

В течение года

4.

Мониторинг знаний

По итогам четверти, года

5.

Использование ИКТ в учебном процессе

Постоянно

6.

Исследовательские проекты в режиме наставничества


В течение года

7.

Детские научно-практические конференции и семинары.

В течение года



Содержание программы

Первый год обучения (7класс)- 34 учебных часа.

Цель: научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Задачи

 познакомить с методиками исследования и технологиями решения задач и научить оперировать данными методиками;

 разобрать основные виды задач школьного курса математики 5-6 -7 классов;

 познакомить с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;

 сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.

Раздел 1. Задача как объект изучения.

Задача как предмет изучения в процессе обучения детей. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте.

Раздел 2. Элементы теории множеств.

Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Решения неравенств (промежутки и операции над ними). Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

Раздел 3. Разные задачи 5-6 -7классов.

Воссоздание общей системы всех видов задач, изучаемых в процессе обучения в 5-6-7 классах. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.

Раздел 4.. Планиметрические фигуры. Геометрические задачи

В 7 классе начинается изучение геометрии. Цель раздела – научить не бояться геометрических фигур, исследовать их всеми имеющимися способами, в том числе и с помощью инструментов, научиться выполнять преобразования фигур. Для исследования берем элементарные планиметрические фигуры и их взаиморасположения на плоскости.

Раздел 5.Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

Необходимость развития логического мышления, совершенствования умения находить взаимосвязи и различия между элементами, становления способности систематизировать как важное условие формирования индивидуальности ребенка. Применение элементов логики как способ поддержки учащегося в выработке навыков решения задач. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Способы решения доступных задач. Разбор олимпиадных задач. Расширение кругозора детей через знакомство с различными направлениями применения математических знаний.

Второй год обучения (8 класс) - 34 учебных часа.

Цель: закрепить и расширить знания, полученные в 1-й год обучения, и в процессе исследования понятий функции и планиметрических фигур выйти на исследование.

Задачи:

 актуализировать знания, полученные в первый год обучения и закрепить их решением более сложных задач;

 рассмотреть и исследовать такие функции, как линейная, обратной пропорциональности, квадратичная;

 познакомиться с планиметрическими фигурами и изучить их взаимосвязи;

 продолжить развитие навыков исследовательской работы, научить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал.

Раздел 1. Актуализация тем, пройденных в 1 год обучения.

Актуализация пройденного материала, где уделяется больше внимания на решение задач. Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний. Особый акцент делается на индивидуальной работе ученицы по выбранной ей (из предложенных) теме исследований.

Раздел 2. Функция.

Очень важное и сложное понятие в математике, на которое необходимо обратить особое внимание -понятие функции, функциональной зависимости, функциональных связей, элементов и преобразований функции, исследование ее свойств важны не только с точки зрения становления математических способностей ученицы, но и с точки зрения развития ее мышления, понимания процессов, происходящих в других науках и в жизни. Это дает возможность адаптировать ученицу к растущему объему знаний, расширению связей, новому пониманию окружающего мира. Используются методы наблюдения, сравнения, эксперимента, обобщения. Начинаем учиться систематизировать свои знания на примере преобразований элементарных функций.

 Раздел 3. Решение геометрических задач

Рассмотреть преобразование плоскости, и процессов, происходящих с фигурами. Желательно раскрыть использование аппарата алгебраических описаний и вычислений для геометрических фигур. Уже на этом уровне знакомим с методами решения геометрических задач: метод геометрических мест, алгебраический метод, метод использования фигуры, подобной данной.

Третий год обучения (9 класс)- 34 учебных часа

 Цель: выход на новый уровень – уровень самостоятельного творчества.

Задачи:

 познакомить с новыми разделами математики;

 расширить представление о взаимосвязях математики с другими областями жизни;

 подготовить к самостоятельной учебно-исследовательской работе с темой.

Раздел 1. Исследование и построение графиков сложных функций.

Исследование и построение эскизов графиков функций характеризует уровень подготовленности ученицы к применению своих знаний в области функций. Если на втором году обучения отрабатываются навыки работы с самыми простыми функциями, то на третьем году функции усложняются, графики рассматриваются достаточно сложные и ставится вопрос об освоении и применении знаний более глубоких, о привлечении элементов высшей математики, чтобы решить поставленную задачу. Ученица ставятся перед необходимостью самостоятельного поиска возможностей и знаний.

Раздел 3. Задачи с параметрами.

Понятие параметра и решение задач с параметрами очень скупо разбирается в школьной программе, хотя на выпускных экзаменах обязательно присутствует хотя бы одна такая задача. Задачи с параметрами представляют собой весьма широкое поле для полноценной математической деятельности.

Решение уравнений и неравенств с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях любого другого математического материала. Это касается и идеи симметрии аналитических выражений, и применения свойств функций в неожиданных ситуациях (в том числе нестандартного для школьной математики применении средств математического анализа), и освоения геометрических приемов решения задач как равноправных, по существу, с аналитическими методами и т.п.

Раздел 4.Элементы комбинаторики и теории вероятности.

Раздел элементарной математики, в котором для конечных множеств рассматриваются различные соединения элементов, такие как сочетания, размещения, перестановки, а также все эти виды соединений с повторениями и сходные понятия. Более широко познакомиться с такого рода задачами предстоит на третьем году обучения. На этом этапе предлагаются некоторые теоретические знания, формулы, и самостоятельный выход на изучение теории комбинаторики и теории вероятности.

Учебно-тематический план.


Первый год обучения(7 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Прак-тика

1

Задача как объект изучения.

 

 

 

1.1

Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи.


1

0,5

0,5

1.2

Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач

2

Элементы теории множеств.

 

 

 

2.1

Понятие теории множеств.


1

0,5

0,5

2.2

Операции над множествами. Множественные задачи.


3

Типичные задачи 5 -6-7 классов.

 

 

 

3.1

Задачи на делимость

2

14

4

10

3.2

Решение задач на составление уравнения.

2

3.3

Приведение к единице. Решение задач на прямую пропорциональность.

1

3.4

Задачи на встречное движение двух тел.

1

3.5

Задачи на движение тел по течению и против течения.

1

3.6

Три основных вида задач на дроби и проценты.

1

3.7

Практикум- исследование задач на дроби и проценты.

1

3.8

Задачи на совместную работу.

1

3.9

Задачи на обратно пропорциональные величины.

1

3.10

Практикум-исследование задач на совместную работу.

1

3.11

Числовые ребусы

2

4

Геометрические задачи.

 

 

 

4.1

Задачи на вычисление площадей.

1

8

3

5

4.2

Задачи на вычисление объемов.

1

4.3

Практическая работа с геометрическими инструментами.

2

4.4

Задачи на построение фигур линейкой и циркулем.

2

4.5

Задачи на разрезание фигур

2

5

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

 

 

 

5.1

Элементы теории вероятности.

1

8

2

6

5.2

Решение задач.

1

5.3

Задачи на случайную вероятность.

1

5.4

Понятие графов.

1

5.5

Решение задач на графы.

2

5.6

Решение логических задач.

2

6

Исследовательская работа.

1




7

Итоговое занятие.

1

 

 

 

Итого:

34

10

22

Второй год обучения(8 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Актуализация основных тем 1 года обучения с дальнейшим углублением понятий.

10

1

9

1.1

Преобразование алгебраических выражений.

3


3

1.2

Нестандартные, логические задачи

4

 1

 3

1.4

Числовые ребусы.

3

 

 3

2

Функция.

 

 

 

2.2

Функция прямой пропорциональности. Линейная функция. Исследование функции.

1

9

3

6

2.3

Функция обратной пропорциональности. Исследование и построение графика функции.

1

2.8

Функция вида у=ах2 + вх + с. Другие функции.

2

2.9

Исследования функций и построение графиков.

5

3

Планиметрические фигуры.

 

 

 

3.1

Взаиморасположение точек и прямых на плоскости.

2

15

5

10

3.2

Понятие окружности. Взаимное расположение точек, прямых и окружностей на плоскости.

2

3.3

Виды треугольников. Исследование величин углов и сторон.

2

3.4

Виды четырехугольников. Исследование величин углов и сторон.

2

3.14

Исследование геометрических фигур, взаимного расположения и свойств фигур. Решение задач на нахождение их элементов и площадей.

4


Решение нестандартных геометрических задач

3




Итого:

34

9

25

Третий год обучения(9 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Решение различных типов нестандартных задач на составление уравнений

2


2

2.

Задачи на делимость, четность и т.д

2

 

 2

3.

Исследование и построение графиков сложных функций.

 

 

 

3.1

Построение графиков функций.

2

10

3

7

3.2

Функции. Графики функций. Исследование функций.

2

3.3

Арифметика построений. Разбиение формул на частные операции.

2

3.4

Свойства функций. Обратные функции.

2

3.5

Защита исследования и построения графиков сложных функций.

2

4

Геометрические построения и задачи

 

 

 

4.1

Построение множества точек на плоскости с указанными свойствами

3

6

2

4

4.2

Решение геометрических задач

3

5

Задачи с параметрами:

 

 

 

 

 уравнения;

3

8

2

6

 

 неравенства;

3

 

 другие задачи.

2

6

Элементы комбинаторики и теории вероятности.

 

 

 

6.1

Элементы комбинаторики.

2

4

1

3

6.2

Понятие о вероятности случайного события.

2

7

Защита исследовательских работ обучающихся.

2


2

Итого:

34

8

26


После рассмотрения полного курса ученица должна иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

  • при решении логических задач и задач с целыми числами использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф, метод кругов Эйлера, комбинированный метод);

  • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;

  • освоить анализ и решение нестандартных задач;

  • научиться исследовать и строить графики функций;

  • освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;

  • освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;

  • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.


Список используемой литературы.

Для ученицы

  1. Математическая разминка: книга для учащихся 5-6 классы/ Гусев В.А., Комбаров А.П.. – М.: Просвещение, 2005..

  2. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 5/ Винокурова Н.К. – М.: Росткнига, 1999.

  3. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 6/ Винокурова Н.К. – М.: Росткнига, 2002.

  4. Сборник развивающих задач по математике для учащихся 5-6 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2005.

  5. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся/ Зайкин М.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.

  6. Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./ Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

  7. Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5 – 6 классов/Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. – Смоленск: Русич, 1995 .

  8. Дело о делимости и другие рассказы/ Гельфман Э.Г. и др. – Томск: Издательство Томского университета, 1995.

  9. Геометрия для младших школьников/ Гельфман Э.Г. и др. – Томск: Издательство Томского университета, 1995.

  10. Учись решать задачи/ Колягин Ю.М., Оганесян В.А. – М.: Просвещение, 1980.

  11. Кенгуру – 2000 – 2013 годы. Задачи, решения/ сост. Братусь Т.А, Жарковская Н.А, Плоткин А.И., Савелова Т.Е., Рисс Е.А. – СПб. – 2000-2006.
    Для учителя

  1. Занимательная математика/ Акимова С. – СПб.: «Тригон», 1997.

  2. Занимательная математика/ Гаврилова Т.Д. – Волгоград: Учитель, 2005.

  3. Занимательная математика/ Перельман И.С. – М.: Наука, 1976.

  4. Занимательные задачи по математике/ Баврин И.И., Фрибус Е.А. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Задачи на смекалку/ Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. – М.: Дрофа, 2003.

  6. Задачи на смекалку/ Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Математическая смекалка/ Игнатьев Е.И. – М.: Омега, 1994.

  8. Математические кружки в школе 5-8 классы/Фарков А.В.- М.: Айрис-пресс, 2005.

  9. Готовимся к олимпиадам по математике/ Фарков А.В.- М.: Издательство «Экзамен», 2006 .

  10. Математические олимпиады в школе. 5- 11 классы/ Фарков А.В - М.: Айрис-пресс, 2004 г.

  11. 19 игр по математике: Учебное пособие/ Оникул П.Р. – СПб.: Союз, 1999.

  12. Страницы истории на уроках математики/Дорофеева А.В. – Ж. Квантор, 1991, №6

  13. За страницами учебника математики/ Депман И.Я., Виленкин Н.Я. – М.: Просвещение, 1989.

  14. Старинные занимательные задачи./ Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М.: «Вита-Пресс», 1994.

  15. Нестандартные задачи по математике/ Галкин Е.В. – М.: Просвещение, 1996.

  16. Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках/ Ремчукова И.Б. – Волгоград: Учитель, 2006.

  17. Математический фольклор/ Ганчев И. – М.: Знание, 1987

  18. Предметные недели в школе. Математика/ Гончарова Л.В. – Волгоград: Учитель, 2004..

  19. Внеклассная работа по математике/ Альхова З.Н., Макеева А.В. – Саратов: Лицей, 2003 .

  20. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.

  21. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.

  22. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.

  23. Занимательные задачи со страниц газеты «Математика» (приложение к «Первое сентября»)

  24. И.С. Маркова., Новые олимпиады по математике. Ростов на Дону.; Феникс,2005 М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике.М., Просвещение, 1995.

  25. . Н.В. Заболотнева. Задачи для подготовки к олимпиадам.

  26.     Математика 5-8 класса.- В., Наука,2006.

 Интернет  ресурсы:

  1. Удивительный мир математики. http://www.math.ru.

  2. Московский центр непрерывного математического образования. http://www.conte.ru.

  3.  Математический калейдоскоп, случаи, фокусы, парадоксы. http:// mathc.chat.ru/

  4. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады. http://eidos.ru/olymp/

  5. Международный конкурс «Кенгуру» [email protected].

  6. Всероссийская дистанционная конкурс-игра «КИО-2011» http://www.ipo.spb.ru/kio/.

  7. Открытая российская интернет олимпиада по математике. metaschool.ru.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!