Ложкиной Алёны
ПСХ-1,2-2015
Программа развивающего тренинга
Заказчик: директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества».
Запрос: проведение тренинга для преодоления тревожного состояния для воспитанников 15-17 лет (суммарное количество воспитанников – 20 человек).
Возрастные особенности: старший подростковый возраст характеризуется изменением характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
Ведущий учебно-профессиональный вид деятельности предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений.
Также данный возраст характеризуется профессиональным и личностным самоопределением, системой ценностных ориентаций.
Эпоха старшего подросткового возраста завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения. Данный период оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.
Цель: снять эмоциональное напряжение, тревожность.
Задачи:
Создание дружеской атмосферы с положительным настроем.
Информирование о способах снятия раздражения.
Повышение уверенности в себе.
Поиски решения проблемы, которая вызывает тревожность.
Освобождение от негатива, который мог накопиться при концентрировании на негативных эмоциях.
Необходимые ресурсы: благоустроенный комфортный кабинет со стульями и несколькими столами; бумага формата А4 (одна единица на одного воспитанника), простые карандаши (одна единица на одного воспитанника).
Описание программы:
Количество занятий: одно занятие на группу, состоящую из 10 воспитанников.
Примерное время проведения тренинга: 60 минут.
В вводную программу развивающего тренинга входит ознакомление с целями, задачами и правилами поведения в тренинговой группе.
Упражнения:
Мероприятие | Краткое описание |
Приветствие «Улыбка» | Участники по очереди приветствуют рядом сидящего партнера с улыбкой, называют своё имя и делают комплимент соседу. |
Теоретическая часть «Экспресс-способы снятия тревожности» | Участникам предлагается поделиться, о каким способах быстрого снятия тревожности они знают, какие из них они используют. Далее тренер рассказывает о новых для них способах. |
Упражнение «Волшебные зеркала» | Участникам предлагается нарисовать себя в трёх зеркалах: 1 – маленький и испуганный, 2 – большой и веселый, 3 – не боящийся ничего и сильный. |
Упражнение «Пусть будет, что будет» | Участники обмениваются своими личными страхами, опасениями и вырабатывают коллективное «Делай, что надо, и пусть будет, что будет». |
Упражнение «Избавление от тревог» | Участникам предлагается помедитировать, чтобы избавиться от тревожности, которая могла возникнуть во время упражнений от воспоминаний и мыслей. |
Завершающее упражнение «Моё настроение сегодня» | Участники выражают словами своё настроение от предложенной системы упражнений и общения с помощью цветовой палитры. |
Каждое упражнение подразумевает в конце рефлексию. Участники говорят о том, что им далось с трудом, что далось легко, что они испытывали во время упражнения, изменилось ли что-то после упражнения.
Упражнение «Волшебные зеркала»
Примерное время на выполнение упражнения: 15-20 минут.
Цель: снизить тревожность.
Задачи: формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Необходимые материалы: бумага формата а4, простые карандаши (минимум одна единица на одного воспитанника).
Ход упражнения: нарисуйте себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным.
Вопросы для рефлексии после данного упражнения:
Какой человек выглядит симпатичнее?
На кого ты сейчас похож?
В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
На кого ты хотел бы быть похож? Что ты готов для этого сделать?
Какие ощущения возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Вопросы для итогового обсуждения после завершающего упражнения.
Изменилось ли ваше отношение к тревожности, страхам после тренинга? И какое оно теперь?
Что помогло преодолеть негативные эмоции, напряжение?
Какое влияние оказала группа на преодоление?
Какие выводы вы сделали для себя?