СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях техникума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях техникума

Просмотр содержимого документа
«Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях техникума»







«Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях техникума»












Разработчик: Решке Ольга Викторовна

Социальный педагог КГБ ПОУ КЛПТ































Комсомольск-на-Амуре,

2019





Структура программы.




  1. Пояснительная записка.



1.1. Актуальность программы.

1.2. Анализ условий для реализации в конкретном образовательном учреждении.

1.3. Законодательная база


  1. Концептуальные подходы.



2.1. Раскрытие понятийного аппарата.

2.2. Научно-методические основания


  1. Основная часть.



3.1. Цели и задачи программы.

3.2. План работы социального педагога на текущий год.

(Составляется на основании программы деятельности социального педагога и плана работы на текущий учебный год).

3.3. Условия реализации программы.

3.4. Точки риска при реализации программы.



  1. Список литературы.



1.Пояснительная записка

Может ли быть положение более горькое, более неправедное?

Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...

Альберт Лиханов

Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.

Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.

1.1 Актуальность программы

Особенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колледж), выбора профессии, адаптации в новом коллективе.

1.2 Анализ условий для реализации в учебном учреждении.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях. К сожалению, цифры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Год от года только растут. Сведения за последнее пятилетие в нашем учреждении по опекаемым: 2015г. – 29 чел.,

2016г. – 31 чел.,

2017г. – 34 чел.,

2018г. – 46 чел.,

2019г. – 52 чел.

Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.


1.3 Законодательная база

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст.41.1.7 Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ)

  • Конституцией РФ

  • Международной конвенцией о правах и свободах человека (1990 г.)

  • Международной конвенцией о правах ребенка (1990 г.)

  • Закон 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  • Закон №48-ФЗ от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве» с изменениями от 29.05.2019г. № 107- ФЗ.

  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2013г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Федеральным законом от 23.06.2016г. № 182-ФЗ (действующая ред. от2016г.) «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»

  • Законом РФ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от25.07.2002г. С изменениями от 24.07.2014г.

  • Законом РФ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г.

  • Законом РФ №15-ФЗ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака от 23.02.2013г.

  • Законом г. Санкт-Петербурга №452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» от15.09.2004г.

  • Законом РФ №38-33 от30.03.1995г.(в редакции 28.12.2013г., с изменениями 04.06.2014г.) «О предупреждении распространения в РФ заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции).

  • Законом РФ №273 «О противодействии коррупции» от25.12.2008г., с изменениями на 21.11.2011г.

  • «Стратегией государственной молодежной политики до 2016г» (Распоряжение Правительства РФ от 18.12.06г № 1760).

  • Национальной доктриной образования РФ на период до 2025г.

  • Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

  • Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на 2016- 2020 годы».



2. Концептуальные подходы.

2.1 Раскрытие понятийного аппарата.

2.2 Научно-методические основания (статьи законов)

Для целей настоящей Программы используются следующие термины:

1)Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2)Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3)Подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

5) Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;(в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6)Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

7)Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

8)Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

9) Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

10) Дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очнойформе обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)


3. Основная часть.


3.1 Цели и задачи программы

Организация сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей 1 курса в условиях ОУ

Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.

  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения подростка.

  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Возраст подростков, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана для работы с подростками от 14 до 18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – июнь).

Ожидаемые результаты и способы оценки реализации программы.

Выявление проблем адаптации подростка в новой для него учебной среде. Сопровождение и помощь в социальных вопросах.

Первый этап – диагностический, формирование банка данных.

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

  • изучение личности подопечного;

  • установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

  • 3.Контроль:

  • за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых (при обучении на специальность);

  • за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;

  • за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через МФЦ;

  • за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

  • за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

  • за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через КО города;

  • за получением пособий на учебную литературу,

  • за получением пособий на мягкий инвентарь, обувь, одежду,

  • за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

  • помощь в обучении (работа с преподавателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

  • помощь в решении конфликтных ситуаций; консультации в ЦППМСС,

  • помощь в выборе (записи) кружка или секции;

  • 5.Защита прав и законных интересов подопечных;

Второй этап - деятельно-консультативный

Работа с обучающимися:

1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение обучающихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).

Сопровождение обучающихся с проблемами в развитии.

4.Правовое просвещение подопечных. Дни правовых знаний. (Прокуратура, инспекторы ГИБДД, инспекторы ОП, представители наркологических кабинетов)

Работа с семьей:

1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.

3.Правовое просвещение опекуна.

4.Педагогическое просвещение опекуна.

5.Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком, с учетом выработанных рекомендаций.

3.2 План мероприятий по реализации программы.

(План работы социального педагога на текущий год).

п/п


Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные


I этап


1.

Проведение сверки списка опекаемых подростков, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

Сентябрь


классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог, специалисты отдела опеки и попечительства района

2.

Диагностические мероприятия на начало учебного года: анкетирование, тестирование, опрос. Динамическая диагностика

Сентябрь.

Январь.


классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог, по договору спекциалистыЦППМСП

3.

Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете

С сентября ежемесячно.


классный руководитель,мастер п/о, социальный педагог,

4.

Совет по профилактике правонарушений и преступлений колледжа. Постановка на внутренний учёт обучающихся проживающих под опекой и попечительством и состоящих на учете в ОП.

октябрь, январь


классный руководитель, социальный педагог, координатор профилактической работы ООО«Контакт

5.

Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетнего данной категории

сентябрь-октябрь


классный руководитель, социальный педагог, мастер п/о, координатор профилактической работы

II этап

6.

Семинары для классных руководителей по сопровождению обучающихся данной категории

октябрь-апрель

социальный педагог, координатор профилактической работы

7.

Индивидуальные беседы с обучающимися на профилактические темы

сентябрь-май

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог.

8.

Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам ЗОЖ и подростко-родительских отношений

октябрь, декабрь, апрель

социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП

9.

Групповые профилактические беседы специалистовЦППМСП, классные часы и беседы с приглашением специалистов профилактических структур

2 раза в месяц по отдельному плану

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог

10.

Разработка материалов профилактической направленности для родительских собрании и классных часов

Сентябрь-июнь

социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП

11.

Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

Сентябрь-июнь

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог

12.

Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых, трудоустройство

октябрь-май

классный руководитель, мастер п/о,социальный педагог

. 13.

Активные формы профилактической работы: проектная деятельность, слёты, спортсоревнования, сборы, круглые столы по пропаганде ЗОЖ, игры-викторины, выставки плакатов и рисунков обучающихся и т.д.

ежемесячно

Руководитель ОБЖ, руководитель физвоспитания, социальный педагог

14.

Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся

1 раз в четверть

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог

III этап

15.

Совет по профилактике правонарушений и преступлений колледжа. Подведение итогов и снятие с учетапо результатам индивидуального сопровождения обучающихся и приемной семьи в течение учебного года

май

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог.

16.

Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП

17.

Планирование работы на следующий учебный год

май

классный руководитель, мастер п/о,социальный педагог, администрация ЦППМСП


3.3 Условия реализации программы.

Наличие выявленных проблем адаптации подростка в новой для него учебной среде. Сопровождение и помощь в социальных вопросах. Активизация деятельности подростка.

План индивидуальной работы на 2018/2019 учебный год с обучающимися, проживающими под опекой

Специалист

Направление деятельности

Дата

Педагог – психолог (социальный педагог) _________________

  • Изучение личности обучающегося. Составление характеристики

  • Разработка индивидуальных коррекционных программ

  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

  • Групповые консультации для законных представителей: «Особенности воспитания в опекаемых семьях»

  • Индивидуальные беседы – консультации

Сентябрь-октябрь;


ноябрь


В течение года


В течение года



В течение года

Классный руководитель _мастер п/о

1. Изучение социально – экономического статуса семьи

2. Обследование условий проживания и воспитания подростка.

  1. Информирование опекуна об успеваемости и посещаемости.

  2. Контроль за успеваемостью и посещаемостью.

  3. Индивидуальная работа с опекуном.

  4. Индивидуальные беседы с обучающимся.

Сентябрь


2 раза в год По итогам четверти В течение года

В течение года

В течение года

Социальный педагог

1.Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. 2.Обеспечение обучающегося имеющимися в библиотеке учебниками в первую очередь. Летняя занятость.

3.Организация бесплатного горячего питания в колледжной столовой.

4.Предоставление материальной помощи из средств города (МФЦ).

5.Проведение индивидуальных бесед с опекаемым уч-ся и опекуном с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.

  1. Привлечение к занятиям в кружках, секциях, внеклассным мероприятиям, участию в конкурсах и олимпиадах.

  2. Взаимодействие с классным руководителем и мастером п/о по оценке качества успеваемости и посещаемости.

  3. Информирование опекуна о наличии бесплатных путевок на оздоровление в санатории и пансионаты через КО и пр. учреждения.

9.Контроль за сохранением здоровья обучающегося и оказание помощи в организации отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.

2 раза в год



Сентябрь


В течение года


2 раза в год


В течение года




Сентябрь, январь


По итогам четв. и

по необходимости


Апрель, май, сент.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства.

3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами

Ежемесячно



1 раз в год и по необходимости

По необходимости



отдела опеки и попечительства.

4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.)

5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации

6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой.


В течение года





В течение года





Апрель, май


3.4 Точки риска при реализации программы.

«Контактность» подростка. Его желание взаимодействовать в активных формах профилактической работы: проектной деятельности, слётах, спортсоревнованиях, сборах, «круглых столах», мероприятиях по пропаганде ЗОЖ, играх-викторинах, выставках плакатов и рисунков обучающихся и т.д.



4. Список литературы:

  1. Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4, №6. Москва 2012г

  2. Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011

  3. Н.И.Еременко,С.В.Коледова «Копилка классного руководителя».Изд.Панорама

2007г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!