Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РЕКОМЕНДОВАНО Протокол №1 заседания методического объединения учителей ______________________ МБОУ СОШ № 38 г.Шахты от ___________ 2021г. ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Шишиморова Л. Ю_____ __________ подпись зам.директора по УВР Ф.И.О. ______________ 2021 г. | ««Утверждаю» Директор ММБОУ СОШ №38 г.Шахты _____________ Куракова И.А. ППриказ от______ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_технологии____ ______________
(указать учебный предмет, курс)
на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования (класс) 9 _основное, общее_________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 36
Учитель: Дегтярева М. Н.
Программа разработана на основе:____Тищенко, А. Т.___________________
Т47 Технология : рабочая программа : 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
ISBN 978-5-360-08689-5
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Шахты
Тищенко, А. Т.
Технология : рабочая программа : 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
ISBN 978-5-360-08689-5
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» для 5—9 классов, которые подготовлены авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица) в развитие учебников, изданных ранее Издательским центром «Вентана-Графа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).
Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Функции программы по учебному предмету «Технология»:
— нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета;
— плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности освоения технологии в основной школе, учитывающее увеличение сложности материала, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
— общеметодическое руководство учебным процессом.
Рабочая программа составлена с учётом полученных обучающимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ» Изучение учебного предмета «Технология» способствует достижению следующих целей основного общего образования: обеспечение всем обучающимся оптимального, с учётом
их возможностей, интеллектуального развития; становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости; социально-нравственное и эстетическое воспитание; знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре; развитие способностей и познавательных интересов
обучающихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений); выработка у обучающихся навыков самостоятельного выявления, формулирования и разрешения определённых теоретических и практических проблем.
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ПОДХОДОВ
К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА ПО ДАННОЙ ЛИНИИ УМК
Обучение школьников с использованием предлагаемой предметной линии учебников «Технология» для 5—9 классов строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В процессе обучения технологии обеспечивается формирование у школьников технологического мышления.
Для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Предлагаемый УМК по предмету «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью
. В предлагаемую рабочую программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Целями реализации рабочей программы являются:
достижение учениками планируемых результатов, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости.
.
Рабочая программа реализуется из расчёта 1 ч в неделю в 9 классе — за счёт вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности.
Все разделы рабочей программы содержат основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.
Рабочей программой предусмотрено выполнение учащимися в каждом учебном году творческого проекта. При организации творческой проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости материального продукта, который они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии по предлагаемой линии учебников предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при ознакомлении со свойствами конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при ознакомлении с механическими характеристиками материалов, устройствами и принципами работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при ознакомлении с технологиями художественно-прикладной обработки материалов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология» планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в Программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Выпускник научится:
называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; объяснять на произвольно избранных примерах прин-
ципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты; проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться: приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, в информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится: следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности; прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты; в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта. С помощью
рисунков, графического изображения; анализировать возможные технологические решения,
определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
— изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
— модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
— определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
— встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
— изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
— оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
— обобщение прецедентов (опыта) получения продуктов одной группы различными субъектами, анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и её пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
— разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
— планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
— планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов;
— разработку плана продвижения продукта; проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение технологии по данной программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
в познавательной сфере:
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
— выбор средств и видов представления технической и технологи
— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
— участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:
— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиологопсихологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Универсальные учебные действия (УУД), формируемые у обучающихся при освоении учебного предмета Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. сможет: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задач выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха
или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчинённые ключевому слову,
определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и (или) явление; определять объекта для определения способа решения задачи.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, главную идею текста;
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова
и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
деятельности; позиций
другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнёра,
о правилах и вопросах для обсуждения
в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, определять задачу коммуникации и в соответствии
с ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Тематическое планирование примерное почасовое планирование по разделам.
Разделы и темы программы | Разделы и темы программы | Количество практических работ | Основные направления воспитательной деятельности. |
1. Социальные технологии 1.1. Специфика социальных технологий 1.2. Социальная работа. Сфера услуг 1.3. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология 1.4. Технологии в сфере средств массовой информации | 4 1 1 1 1 | 1 | Воспитание гражданской позиции, уважения мнения окружающих .Воспитание сострадания к людям. |
2. Медицинские технологии 2.1. Актуальные и перспективные медицинские технологии 2.2. Генетика и генная инженерия | 4 2 2 | | Формирования ценностного отношения к здоровью. |
3. Технологии в области электроники 3.1. Нанотехнологии 3.2. Электроника 3.3. Фотоника | 4 1 2 1 | | Уважение труда врачей и ученых Воспитание интереса к науке. |
4. Закономерности технологического развития цивилизации 4.1. Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансфер технологий 4.2. Современные технологии обработки материалов 4.3. Роль метрологии в современном производстве. Техническое регулирование | 5 2 1 2 | | Формирование познавательного интереса к современным перспективным технологиям. |
5. Профессиональное самоопределение 5.1. Современный рынок труда 5.2. Классификация профессий 5.3. Профессиональные интересы, склонности и способности | 8 2 2 4 | | Формирование гражданской позиции приносить пользу обществу созидательным трудом . |
6. Исследовательская и созидательная деятельность 6.1. Разработка и реализация специализированного проекта 7Художественно-прикладное творчество | 4 7 | 1 | Воспитание трудолюбия и творческого отношения к труду. |
Всего | 36 | | |
Содержание программы 9 класс
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Раздел «Социальные технологии (4 ч) |
Тема: Специфика социальных технологий(1 ч) Специфика социальных технологий. Сферы применения социальных технологий. Социальные технологии, применяемые при межличностной и межгрупповой коммуникации, при публичной и массовой коммуникации. Самостоятельная работа. Поиск информации о социальных технологиях, применяемых в ХХ!в., и профессиях, связанных с реализацией социальных технологий. Тема: Социальная работа. Сфера услуг (1 ч) Социальная работа, её цели. Виды социальной работы с конкретными группами населения. Принципы социальной работы. Услуги сферы обслуживания, социальной сферы. Самостоятельная работа. Социальная помощь. | Объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами. Характеризовать тенденции развития социальных технологий в ХХ!в. Характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий. Характеризовать цели социальной работы. Осуществлять поиск людей, относящихся к социально незащищенной группе (пожилых людей, инвалидов и др.) и принимать участие в оказании им посильной помощи |
Тема: Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология (1ч) Технология работы с общественным мнением. Источники формирования и формы выражения общественного мнения. Социальные сети как технология. Содержание социальной сети. Элементы негативного влияния социальной сети на человека. Практическая работа. Оценка уровня общительности. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о социальных сетях, поисковых системах, сервисах мгновенного обмена сообщениями, которые в настоящее время являются самыми посещаемыми в России. | Характеризовать источники формирования и формы выражения общественного мнения. Перечислять технологии работы с общественным мнением. Характеризовать содержание социальной сети. Распознавать элементы негативного влияния социальной сети на людей. Оценивать по тестам собственную коммуникабельность. |
Тема: Технологии в сфере средств массовой информации (1 ч) Средства массовой информации (коммуникации) СМИ (СМК). Классы средств массовой информации. Технологии в сфере средств массовой информации. Элементы отрицательного воздействия СМИ на мнение и поведение людей. Информационная война. Практическая работа. Обсуждение результатов самостоятельной внеурочной работы «Социальная помощь». Самостоятельная работа. Осуществление мониторинга (исследования) СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новой технологии, обслуживающей ту или иную группу потребностей (по выбору обучающегося или по указанию учителя). | Осуществлять мониторинг (исследование) СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новой технологии, обслуживающей ту или иную группу потребностей. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Раздел «Медицинские технологии (4 ч) |
Тема: Актуальные и перспективные медицинские технологии (2 ч) Применение современных технологий в медицине. Медицинские приборы и оборудование. Телемедицина. Малоинвазивные операции. Роботизированная хирургия. Экстракорпоральная мембрана оксигенация. Профессии в медицине. Практическая работа. Знакомство с информатизацией о здравоохранении региона. Самостоятельная работа. Исследование потребностей в медицинских кадрах в районе проживания. | Знакомиться с актуальными и перспективными медицинскими технологиями. Знакомиться с и нформатизацией о здравоохранений региона. Исследовать потребность в медицинских кадрах в регионе. |
Тема: Генетика и генная инженерия (2 ч) Понятие о генетике и генной инженерии. Формы генной терапии. Цель прикладной генетической инженерии. Генная терапия человека. Генетическое тестирование Персонализированная медицина. Практическая работа. Изучение комплекса упражнений при работе за компьютером. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о значении понятия «диспансеризация» и «вакцинация», целях и периодичности их проведения. | Знакомиться с генетикой и генной инженерией, с возможностями генной инженерии. Осуществлять поиск информации в Интернете о значении медицинских понятий, комплексах упражнений. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Раздел «Технологии в области электроники (4 ч) |
Тема: Нанотехнологии (2 ч) Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными совйствами. Нанообъекты. Наноматериалы, область их применения. Практическая работа. Сборка электрических цепей с герконом и реостатом. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о наноматериалах, которые можно получить с помощью нанотехнологий. | Знакомиться с нанотехнологиями. Называть наиболее известные наноматериалы. Осуществлять поиск информации в Интернете о новых наноматериалах. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Тема: Электроника (1 ч) Электроника, её возникновение и развитие. Области применения электроники. Цифровая электроника, микроэлектроника. Практическая работа. Сборка электрических цепей со светодиодом. | Называть и характеризовать технологии в области электроники, тенденции их развития. |
Тема: Фотоника (1 ч) Фотоника. Передача сигналов по оптическим волокнам. Области применения фотоники. Нанофотоника, направление её развития. Перспективы создания квантовых компьютеров. Практическая работа. Сборка электрических цепей со светодиодом и сенсором. | Называть и характеризовать т ехнологии в области фотоники, тенденции их развития. Выполнять поиск в Интернете информации об областях применения фотоники и нанофотоники. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Раздел «Закономерности технологического развития цивилизации (5ч) |
Тема: Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансфер технологий (2 ч) Технологическое развитие цивилизации. Цикличность развития. Виды инноваций. Инновационные предприятия. Управление современным производством. Трансфер технологий, формы трансфера. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о циклах технологического и экономического развития России, закономерностях такого развития. | Объяснять закономерности технологического развития цивилизации. Осуществлять поиск, извлечение, структуирование и обработку информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания. |
Тема: Современные технологии обработки материалов (1 ч) Современные технологии обработки материалов (электроэрозионная, ультразвуковая, лазерная, плазменная), их достоинства, область применения. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о современных технологиях обработки материалов: ультразвуковая резка и ультразвуковая сварка; лазерное легирование, лазерная сварка, лазерная гравировка; плазменная наплавка и сварка, плазменное бурение горных пород. | Различать современные технологии обработки материалов. Выполнять поиск информации в Интернете о передовых методах обработки материалов. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Тема: Роль метрологии в современном производстве. Техническое регулирование 2 ч Метрология. Метрологическое обеспечение, его технические основы. Техническое регулирование, его направления. Технический регламент. Принципы стандартизации. Сертификация продукции. Практическая работа. Знакомство с контрольно-измерительными инструментами и приборами. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о м ерах длины, применявшихся в Древнем мире, на Руси, в Западной Европе. | Объяснять роль метрологии в современном производстве. Различать направления технического регулирования. Называть виды документов в области стандартизации. |
Раздел «Профессиональное самоопределение (8 ч) |
Тема: Современный рынок труда (2 ч) Выбор профессии в зависимости от интересов, склонностей и способностей человека. Востребованность профессии. Понятие «рынок труда». Понятие «работодатель», заработная плата». Основные компоненты, субъекты, главные составные части и функции рынка труда. Практическая работа. Подготовка к образовательному путешествию в службе занятости населения. Самостоятельная работа. Изучение групп предприятий региона проживания. | Выполнять поиск информации в Интернете о современном рынке труда. Сохранять информацию о форме описания, схемы, фотографий и др. Анализировать состояние рынка труда в регионе проживания. |
Тема: Классификация профессий (1 ч) Понятие «профессия». Классификация профессий в зависимости от предмета труда (по Е.А. Климову), целей труда, орудий труда, условий труда. Профессиональные стандарты. Цикл жизни профессии. Практическая работа. Обсуждение результатов образовательного путешествия в службу занятости населения. Подготовка к образовательному путешествию в учебное заведение. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о новых перспективных профессиях. | Изучать информацию о путях получения профессий в учебных заведениях региона проживания. Выполнять поиск информации в Интернете о новых перспективных профессиях. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Тема: «Профессиональные интересы, склонности и способности» (3 ч) Понятие «профессиональные интересы», «склонности», «способности». Методика выявления склонности к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей. Образовательная траектория человека. Практическая работа. Обсуждение результатов образовательного путешествия в учебное заведение. Выявление склонности к группе профессий. Выявление коммуникативных и организаторских склонностей. Профессиональные пробы. Выборы образовательной траектории. | Изучать информацию о путях получения профессий в учебных заведениях региона проживания. Выполнять поиск информации в Интернете о новых перспективных профессиях. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. |
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч) |
Тема: Специализированный творческий проект (4 ч) Выбор темы специализированного творческого проекта (технологического, дизайнерского, предпринимательского, инженерного, исследовательского, социального и др.). Реализация этапов выполнения специализированного проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчет затрат на выполнение и реализацию проекта. Защита (презентация) проекта. | Выполнять специализированный проект. Находить необходимую информацию в Интернете. Выполнять необходимую графическую документацию (рисунки, эскизы, чертежи, плакаты и др.). Составлять технологические карты с помощью компьютера. Изготовлять материальные объекты (изделия), контролировать их качество. Рассчитывать затраты на выполнение и реализацию проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. |
Раздел «Художественно-прикладное творчество» 7ч |
Тема: Разнообразие прикладного творчества» Батик, его виды и особенности Вышивка, её виды, применяемые ручные стежки. Особенности национальной вышивки. Плетение (макроме) Выбор композиции для творческого проекта. Выполнение творческого проекта. | . Различать виды батика. Изучить особенности национальной вышивки народов России . Освоить приемы плетения (макроме) Выполнить творческий проект в изученных техниках( по выбору.) |
Календарно- тематическое планирование 9 класс
№ | | | Класс | Тема |
| План | Факт | | Социальные технологии (4 ч) |
1 | 01.09 | | 9В | Специфика социальных технологий |
1 2 | 06.09 07.09 | | 9Б, 9А | Специфика социальных технологий Методы социальных технологий |
2 | 08.09 | | 9В | Методы социальных технологий |
3 | 13.09 14.09 15.09 | | 9Б 9А 9В | Социальная работа в сфере услуг.. |
4 | 20.09 21.09 22.09 | | 9Б 9А 9В | Технология работы с общественным мнением |
5 | 27.09 28.09 29.09 | | 9Б 9А 9В | Технология в сфере средств массовой информации |
| | | | Медицинские технологии (4 ч) |
6 | 04.10 05.10 06.10 | | 9Б 9А 9В | Актуальные медицинские технологии |
7 | 11.10 12.10 13.10 | | 9Б 9А 9В | Перспективные медицинские технологии |
8 | 18.10 19.10 20.10 | | 9Б 9А 9В | Генетика |
9 | 25.10 26.10 27.10 | | 9Б 9А 9В | Генная инженерия |
| | | | Технологии в области злектроники. 4 часа |
10 | 10.11 | | 9В | Нанотехнологии |
10, 11 | 15.11 16.11 | | 9Б 9А | Нанотехнологии. Перспективы развития нанотехнологий. |
11 | 17.11 | | 9В | Перспективы развития нанотехнологий. |
12 | 22.11 23.11 24.11 | | 9Б 9А 8В | Электроника |
13 | 29.11 30.11 01.12 | | 9Б 9А 9В | Фотоника |
| | | | Закономерности технологического развития цивилизации (5 ч) |
14 | 06.12 07.12 08.12 | | 9Б 9А 9В | Управление в современном производстве |
15 | 13.12 14.12 15.12 | | 9Б 9А 9В | Инновационные технологии трансфер |
16 | 20.12 21.12 22.12 | | 9Б 9А 9В | Современные технологии обработки материалов |
17 | 27.12 28.12 20.12 | | 9Б 9А 9В | Роль метрологии в современном производстве |
18 | 11.01 12.01 | | 9А 9В | Техническое регулирование |
18 19 | 17.01 | | 9Б | Техническое регулирование Классификация профессий |
| | | | Профессиональное самоопределение (8ч) |
19 | 18.01 19.01 | | 9А 9В | Классификация профессий |
20 | 24.01 25.01 26.01 | | 9Б 9А 9В | Современный рынок труда |
21 | 31.01 01.02 02.02 | | 9Б 9А 9В | Современные перспективные профили |
22 | 07.02 08.02 09.02 | | 9Б 9А 9В | Склонности, способности. |
23 | 14.02 15.02 16.02 | | 9Б 9А 9В | Учет личности при выборе профессии. |
24 | 21.02 22.02 | | 9Б 9А | Роль темперамента и характера при выборе профессии . |
25 | 28.02 01.03 | | 9Б 9А | Профессиональная пригодность |
24 25 | 02.03 | | 9В | Роль темперамента и характера при выборе профессии. Профессиональная пригодность |
| | | | Исследовательская и созидательная деятельность 4 ч |
26 | 07.03 09.03 | | 9Б 9В | Социальные творческие проекты. |
27 | 14.03 | | 9Б | Поиск материалов в Интернете, выбор темы своего проекта |
26 27 | 15.03 | | 9А | Социальные творческие проекты Поиск материалов в Интернете, выбор темы своего проекта. |
27 | 16.03 | | 9В | Поиск материалов в Интернете, выбор темы своего проекта. |
28 | 21.03 | | 9Б | Выполнение творческого проекта |
29 | 04,04 | | 9Б | Презентация и защита творческого проекта |
28 29 | 05.04 06.04 | | 9А 9В | Выполнение творческого проекта Презентация и защита творческого проекта . |
| | | | Художественно прикладное творчество 7 ч |
30 | 11.04 12.04 13.04 | | 9Б 9А 9В | Разнообразие видов прикладного творчества (Батник, вышивка, плетение) |
31 | 18.04 19.04 20.04 | | 9Б 9А 9В | Выбор композиции и цветового решения будущего творческого проекта |
32 | 25.04 26.04 27.04 | | 9Б 9А 9В | Выбор вида творческой деятельности. Разработка эскизов творческого проекта. |
33 | 02.05 03.05 04.05 | | 9Б 9А 9В | Перенос рисунка (способы переноса) |
34 | 10.05 11.05 | | 9А 8В | Выполнение творческого проекта |
34 35 | 16.05 | | 9Б | Выполнение творческого проекта Оформление графической документации творческого проекта |
35 | 17.95 18.05 | | 9А 9В | Оформление графической документации творческого проекта |
36 | 23.05 24.05 25.05 | | 9Б 9А 9В | Многообразие творческих проектов..Презентация творческого проекта .Защита. |