Программа учебного элективного курса «Основы экологии»
10-11 класс
Пояснительная записка.
Данный курс составлен на основе программ А.Т.Зверева « Законы экологии» и «Экология человека». Так как учебным планом выделено 68 (10-11 класс) часов для изучения учебного элективного курса, считаю целесообразным их объединение. В 10 классе изучается курс «Законы экологии», в 11 классе – « Экология человека».
Основная концепция курса заключается в следующем. Знание экологических законов развития природы и системы «человек-общество-природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы « общество-природа».
Отдельные законы экологии, рассматриваемые в курсах биологии, географии, физики, химии изучаются разрозненно, в отрыве один от другого и не способствуют формированию у учащихся целостного представления о единстве организации, взаимозависимости, взаимообусловленности и закономерностях развития природных, природно-антропогенных и антропогенных процессов, формирующих облик современных экосистем и всей биосферы в целом.
Только при условии полного понимания и внутреннего осознания законов экологии возможно достижение гармонии человека и природы, к которой стремится современное человечество. Знание законов экологии необходимо для того, чтобы мудро пользоваться благами природы не во вред себе и будущим поколениям. Они позволяют убедительно аргументировать мотивации своих поступков и высказываний в защиту жизненно важной необходимости охраны природы и окружающей человека среды.
Цель курса
Изучить основные законы экологии, определяющие закономерности развития природных экосистем и системы « человек-общество-природа», научиться учитывать и использовать их в своей повседневной общественной и практической деятельности.
Задачи курса
Расширить и углубить знания о законах существования и развития окружающего мира, о единстве и многообразии его форм и зависимостей его отдельных частей. Обосновать практическую целесообразность изучения законов развития природы и системы « человек-общество-природа» как необходимых условий устойчивого развития и сохранения жизни на Земле для современных и будущих поколений.
Познакомить с основными методами оценки экологической обстановки и чрезвычайных ситуаций с позиций экологических законов развития окружающего мира.
Научить мотивировать и научно обосновывать действия в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды.
Обосновать необходимость перехода человека и общества на экологический ( ноосферный) путь развития.
Научить мотивировать свои дела и поступки в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: Основные общесистемные законы, определяющие развитие окружающего мира во всем его разнообразии и единстве;
Основные законы биоэкологи, определяющие существование и развитие отдельных организмов, популяций, биоценозов, экосистем и биосферы;
Основные экологические законы функционирования и развития системы « человек-общество-природа»;
Основные законы охраны среды жизни и устойчивого развития системы « общество-природа».
Основные факторы, определяющие условия жизни человека;
Историю взаимоотношений человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;
Основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;
Основные техногенные причины ухудшения искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека и пути ее оздоровления;
Основные причины деградации духовной среды, ее последствия для человека и пути духовного возрождения;
Основные проблемы социальной экологии( проблемы демографии, урбанизации, экологического образования и культуры, экологического права и т.д.);
Основные принципы ноосферного пути развития.
Учащиеся должны уметь: Оценивать экологическую обстановку и острые экологические ситуации с позиций соблюдения экологических законов;
Разработать комплекс природоохранных мероприятий по улучшению существующей экологической обстановки, исходя из экологических законов развития окружающего мира;
Прогнозировать развитие экологических ситуаций, исходя из реально существующих экологических законов и накопленного опыта, подтверждающих реальность их существования;
Использовать полученные данные в своей общественной и практической деятельности.
Оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;
Исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;
Организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;
Принимать меры и проводить разъяснительную работу по улучшению духовной окружающей среды;
Использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности
Развивать творческие ( исследовательские) взаимосвязи с товарищами
Поурочно-тематическое планирование. 10 класс
№ п/ п | Тема | Элементы содержания. | Домашнее задание | дата |
Тема 1. Введение(2 часа) |
1.1.1. | Предмет экология | Определение науки. Основные объекты изучения современной экологии. Понятие об « экологизации» наук и экологической философии. | конспект | |
1.2.2. | Законы экологии и их классификация. | Понятия о частных, общих и универсальных законах развития природы и общества. Научная классификация законов экологии. Понятие об общесистемных законах экологии, о законах биоэкологиии и законах системы «человек-общество- природа». Значение естественно-исторической концепции экологии для правильного понимания ее законов. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
Тема 2. Общесистемные законы ( 8 часов) |
2.1.3. | Законы единства живой природы. | Закон физико-химического единства В.И. Вернадского и вытекающее из него следствие: все, что вредно для одной части живого вещества, не может быть безразлично для другой его части. Закон единого генетического кода для всего живого на Земле. Законы направленности и необратимости эволюции, естественного отбора, необходимого разнообразия, неограниченности прогресса. Значение данных законов для живой природы и конкретные примеры их проявления. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.2.4. | Второе начало термодинамики в экологии. | Основные формулировки второго начала( Закона, принципа) термодинамики. Значение закона возрастания энтропии для самоорганизации и саморегулирования природных систем и их устойчивости. Антиэнтропийная деятельность живого вещества. Подчинение и адаптация живых систем к законам термодинамики. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.3.5. | Второе начало термодинамики в экологии. | Всеобщий закон биологии- принцип устойчивого термодинамического равновесия ( асимметрия) живых систем. Принцип Ле- Шателье – Брауна. Понятие об отрицательных обратных связях. Закон минимума диссипации энергии. Примеры использования второго начала термодинамики в экологии для определения эффективности и экологической безопасности источников энергии. ( в том числе альтернативных). | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.4.6. | Законы синергетики. | Понятие о синергетике. Законы синергетики. Формирование и перспективы науки нового типа – нелинейной науки. Понятие о теории катастроф. Понятие о точке бифуркации. Закон поливариантности путей развития систем в точке бифуркации. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.5.7. | Законы синергетики | Закон невозможности установления жесткого контроля за системой. Принцип устойчивости среды возможных форм развития системы. Закон Легасова. Принцип диссипации. Принцип максимального промедления. Значение законов синергетики для эволюции биосферы. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.6.8. | Законы иерархии систем. | Понятие о иерархии природных систем. Принципы эмерджентностии и иерархической организации. Закон оптимальности. Понятие о иерархии природных систем. Закон порядочности заполнения пространства и пространственно-временной определенности. Понятие о законе снижения энергетической эффективности природопользования. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.7.9. | Законы иерархии систем. | Закон периодичности строения системных совокупностей. Гомеостаз. Значение законов иерархии систем для понимания сложения и функционирования экосистем и их соподчиненности. Конкретные примеры проявления этих законов. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
2.8.10. | Законы отношения « система - среда». | Понятие о системном окружении. Правило замещения экологических условий В.В. Алехина. Закон развития природной среды за счет окружающей ее среды и вытекающие из него следствия. Ошибочность представлений о том, что биосфера работает по принципу безотходности. Принципы преломления действующего фактора в иерархии системы и внутри системы. Закон функционально- системной неравномерности. Значение законов отношения « система – среда» для прикладной ( инженерной) экологии. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
Тема 3.Законы биоэкологи (13 часов) |
3.1.11. | Законы системы « организм-среда» | Законы единства организации среды ( В.И.Вернадского), минимума (Ю.Либиха), совокупности (совместного) действия факторов, толерантности ( В.Шелфорда), оптимальности, увеличения размеров ( роста), и Веса ( массы) организмов в филогенетической ветви( Копа и Денера). Принцип экологического соответствия. Правило соответствия условий среды жизни его генетической предопределенности организма. Значение законов системы « организм – среда» для рационального природопользования. Конкретные примеры их учета и нарушений. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.2.12. | Законы адаптации организмов. | Два принципа ( толерантны и резистентный). Правила двух уровней адаптации и экологической индивидуальности Л.Г. Раменского. аксиома адаптированности, или аксиома Ч.Дарвина. Принцип исключения Г.Ф. Гаузе. Экологическое правило С.С. Шварца. Закон относительной независимостей и правило Бергмана. Значение законов адаптации организмов для эволюции и конкретные примеры проявления в живой природе, их анализ с позиций второго начала термодинамики. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.3.13. | Популяционные законы | Принципы гомеостаза популяции и минимального размера популяции, стабильности половозрастной структуры популяции , популяционного максимума Ю. Одума максимального « давления жизни», максимальной рождаемости ( воспроизводства), сохранения видовой среды обитания, внутренней непротиворечивости. Теория лимитов популяционной численности. Конкретные примеры проявления популяционных законов и их значение для природоохранной и природопользовательской деятельности. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.4.14. | Законы организации пространственной структуры популяций. | Принцип территориальности, построения пространственной структуры, скопления (агрегации) особей В.Олли, воздействия факторов В.Тишлера, стабильности экологических ниш( принцип биоценотической коэволюции), конкурентного исключения ( закон Г.Ф. Гаузе), видо- родового представительства И. Иллиеса, сосуществования Дж. Хатчинсона. Правила топографического ( или популяционного) и географической изменчивости кружева арела Н.Ф. Реймерса. Правило географического оптимизма. Значение законов пространственной структуры популяций для организации особо охраняемых территорий, существования природоохранной и природопользовательской деятельности. Конкретные примеры их учета и нарушения в хозяйственной деятельности. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.5.15. | Законы функционирования биоценозов | Законы энергетической проводимости, пирамиды энергий (или закон десяти процентов)Р.Линдемана, однонаправленности потока энергии и удельной продуктивности. Правила биологического усиления, «метаболизм и размеры особей» (правило Ю.Одума), экологического дублирования. Принципы подвижного равновесия А.А.Елекина, продуктивной оптимизации Г. Реммерта, эквивалентности и биоценотической надежности. Практическое значение закономерностей функционирования биоценозов. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.6.16. | Законы формирования видового состава биоценозов. | Законы действия факторов и биоценотические принципы А.Тинемана. Принципы плавности изменения среды Г.Ранца, плотной упаковки Р.Макиртура, экологического высвобождения. Биоценотическое правило Г. Ф.Морозова. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.7.17. | Законы формирования видового состава биоценозов. | Правила взаимоприспособленности организмов в биоценозе К.Мебиуса-Г.Ф.Морозова, управляющего значения консументов В.Уини-Эдвардса, пищевой корреляции, стабилизации экологической ниши (принцип коэволюции),монокультуры. Законы системы « хищники –жертва»В.Волтерра. Прикладное(практическое) значение законов формирования видового состава биоценозов. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.8.18. | Законы функционирования экосистем. | Законы внутреннего динамического равновесия Н.Ф.Реймерса, экологической корреляции, неравномерности развития систем (или закон разновременности развития подсистем в больших системах). Принципы экологической комплементарности, экологической надежности, видового обеднения( замещения). | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.9.19. | Законы функционирования экосистем. | Правила « тришкина кафтана» и оптимальной компонентной дополнительности. Прикладное значение и примеры проявления законов функционирования экосистем. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.10.20. | Законы динамики экосистем. | Законы системогенетической последовательности прохождения фаз развития, сукцессионоого замедления, эволюционно-экологической необратимости, перехода количественных изменений в качественные. Принципы сукцессионного замещения и « нулевого максимума» ( или минимизации прироста в зрелой экосистеме). | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.11.21. | Законы динамики экосистем. | Правила максимума энергии поддержания зрелой системы (правило Г.Одума и Р. Пинкертона), увеличения замкнутости биогеохимического круговорота веществ в ходе сукцессии и сукцессионного мониторинга. Прикладное значение и конкретные примеры проявления законов динамики экосистем. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.12.22. | Общие закономерности организации и эволюции биосферы. | Закон биогенной миграции атомов и биогеохимические принципы В.И.Вернадского. Законы максимума биогенной энергии В.И.Вернадского – Э.С.Бауэра, максимизации энергии Г.Одума и Э.Одума, максимизации энергии и информации Н.Ф. Реймерса, экодинамики Ю.Голдсмита, упорядоченности Заполнения пространства и пространственно-временной определенности. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
3.13.23. | Общие закономерности организации и эволюции биосферы. | Правило автоматического поддержания глобальной среды обитания. Принцип системной дополнительности. Прикладное значение и конкретные примеры действия общих законов организации и эволюции биосферы. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
Тема 4. Законы системы « человек – общество-природа» (10 часов) |
4.1.24. | Законы исторического развития взаимоотношений в системе « человек – общество- природа». | Законы увеличения идеальности Г.Б. Лейбница, « эффект чеширского кота» Л, Кэрролла, необратимости взаимодействия системы « человек – биосфера»; закон « свобода есть осознанная необходимость» Ф. Энгельса. Закон убывающей отдачи А.Тюрго- Т. Мальтуса. Правила ускорения исторического развития, исторического роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем, убывающей отдачи. А. Тюрго - Т. Мальтуса. Принцип естественности, или правило старого автомобиля. Значение знания законов исторического развития системы «человек-общество-природа» и построение на их основе сценариев будущего развития биосферы и отдельных природо-антропогенных экосистем. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.2.25. | Законы социальной экологии | Понятие об антропогенной, ресурсной и экологической экспансии. Законы исторической ( социально-экологической) необратимости развития, неизбежности формирования общечеловеческой экологической культуры. Правило социально-экологического равновесия. Правило социально-экологического замещения. Принцип культурного управления развитием. Принцип « думать глобально, действовать локально». Значение законов социальной экологии для внедрения в жизнь модели (концепции) устойчивого развития. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.3.26. | Законы природопользования | Законы ограниченности природных ресурсов, падения природно-ресурсного потенциала, снижения энергетической эффективности природопользования, предельной урожайности К. Пратта, убывающего (естественного ) плодородия, увеличения наукоемкости общественного развития, снижения природоемкости готовой продукции, увеличения темпов оборота вовлекаемых природных ресурсов. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.3.27. | Законы природопользования | Правило «мягкого» управления природой. Правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управления природой. Правило одного процента. Положительные и отрицательные (негативные) примеры «мягкого» и «жесткого» управления природой. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.4.28. | Законы прикладной экологии | Законы (афоризмы) экологии Б.Коммонера. Законы бумеранга, шагреневой кожи, неустранимости отходов и (или) побочных воздействий производства (хозяйства), перехода в подсистему ( принцип кооперативности). Значение законов прикладной экологии для различных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, водного, промыслового, промышленности и транспорта Правило интегрального ресурса. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.5.29. | Принципы охраны среды жизни | Принципы, или « железные законы», охрана природы П.Р.Эрлиха. Принцип уникальности Н.Ф. Реймерса. Принцип разумной достаточности и допустимости риска. Правило « экологичное – экономично». Принцип обманчивого благополучия, или эйфории первых успехов. Принцип неполноты информации ( принцип неопределенности). Принцип инстинктивного отрицания – признания. Принцип удаленности событий. Практическое значение принципов охраны жизни для организации службы и мероприятий по охране природы на локальном, региональном и глобальном (международном ) уровнях. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.6.30. | Принципы устойчивого развития системы « человек – общество – природа» | Понятие о концепции устойчивого развития и его основных принципах: уважение изабота о всем сущем на Земле, повышение качества жизни человека, сохранение разнообразия всего живого на Земле, сведение до минимума использования невозобновимых ресурсов, развитие в пределах потенциальной емкости экологических систем Земли, изменение сознания человека и стериотипов его поведения; поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды его обитания, достижение единства действий на мировом уровне, следование концепции интегрирования процессов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Значение данных принципов для претворения в жизнь моделей устойчивого развития района, региона, Российской Федерации, мира в целом. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.7.31. | Законы ноосферы | Исторические предпосылки возникновения ноосферы и законы ноосферы В.И. Вернадского. Фундаментальная константа ноосферы-нравственность. Законы необходимости победы экологического мировозрения, неизбежности увеличения роли экополитики, предопределенности развития системы « человек-общество-природа».Принцип нарастания целенаправленного воздействия людей на систему « человек-общество-природа». Место и значение законов ноосферы в развитии современной системы « человек-общество-природа» | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.8.32. | Федеральный закон «Об охране окружающей среды» | Понятие об экологическом праве. Основные положения закона. Основные объекты охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество. Необходимость и оправданность основных положений Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», исходя из известных законов экологии ( общесистемных, законов биоэкологии и законов системы «человек- общество-природа». Конкретные примеры практического использования Федерального закона. | Лекция Интернет-ресерсы. Работа с научно-познавательной литературой | |
4.9.33 | Защита проектных и исследовательских работ | | | |
4.10.34 | Защита проектных и исследовательских работ | | | |
Литература
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. М.:МНЭПУ,1997.
Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т.Зверева.М.:АСТ-ПРЕСС,2001.
Баландин Р.К.,Кондырев Л.Г. Природа и цивилизация. М.:Мысль, 1988.
Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы.М.:НИА-природа,1999.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1975.
ВиллиК., Детьё В.Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир,1977.
Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М.: МГУ, 1987.
Глазачев С.Н.,Козлова О.Н.Экологическая культура. М.: Горизонт,1997.
Глобальная экологическая перспектива. ЮНЕП,2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. М.: Школа-Пресс, 1996.
Зверев А.Т. Экология: учеб.для 10-11 кл. М.: ОНИКС 21 век, 2004.
Красная книга Российской Федерации. М.,1995.
Котляков В.М. География в меняющемся мире. М.: Наука, 2001.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества. М.: Молодая гвардия, 1990.
Моисеев Н.Н.Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия,19990.
Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986.
Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.: 1995.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
Реймерс Н.Ф. Экология. М.: Россия молодая,1994.
Современное естествознание: энциклопедия. Т.1.М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: АСТ, 2002.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир,1990
Яблоков А.В. Эволюционное учение (Дарвинизм). М.: Высшая школа,1998.
Интернет-сайты
www.edu.nsu.ru/noos/ecoioqy/- экологический раздел
www.informeco.ru- информационно-экологический портал
www.iufs.edu/mufo.ru/MSc-Ecoloqy-ru.html- Международный университет фундаментального обучения
www.ecoquild.narod/ru/- сайты Гильдии экологов
www.ecolofe.ru/index.shtml- журнал « Экология и жизнь»
www.qost.newmail.ru/ecos.htm- система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов
www.nature.ru- сайт Московского государственного университета по разделам биологии, географии и другим наукам ( статьи, рефераты, обзоры)
www.issep.rssi.ru- сайт Соровского образовательного журнала
Поурочно-тематическое планирование. 11 класс
№п/п | Тема раздела | Тема занятия | Домашнее задание | дата |
1.1.1. | Тема 1. Введение (1ч) | Экология человека как наука; значение; основные цели и задачи; современное состояние и перспектива развития. | лекция | |
| Тема 2. Условия жизни человека (6ч) | | | |
2.1.2. | | Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека (биологические, этнические, психологические,социальные, трудовые, экономические, духовные.) | Лекция, работа с интернет- ресурсами | |
2.2.3. | | Активное приспособление человека к природной окружающей среде. | Лекция, презентация, доклады, сообщения | |
2.3.4. | | Миграции и расселение человека в пространстве и времени. | Лекция, работа с интернет-ресурсами | |
2.4.5. | | Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия. | Лекция. Работа с научно-познавательной литературой. | |
2.5.6. | | Болезни и эпидемии. Вредные привычки( курение, алкоголизм, наркомания). | Лекция. Презентации, доклады, сообщения | |
2.6.7. | | Медицинская география. | лекция | |
| Тема 3. История взаимоотношений человека и природы. (4 ч) | | | |
3.1.8. | | Экологические последствия появления человека на Земле. История изменений взаимоотношений человека и природы. | Лекция. Презентации, доклады, сообщения. | |
3.2.9. | | Экологические кризисы. | Лекция. Работа с интернет-ресурсами | |
3.3.10 | | Переход к современной искусственной модели окружающей среды. | | |
3.4.11. | | Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды. | Лекция. Работа с интернет - источниками | |
| Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации.(5 ч) | | | |
4.1.12. | | Основные антропогенные факторы деградации природной среды | Лекция. Работа с интернет - источниками | |
4.2.13. | | Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека. | Лекция. Презентации, доклады, сообщения. | |
4.3.14. | | Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология. | Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой. | |
4.4.15. | | Особо охраняемые территории и их значение для человека. | Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой. | |
4.5.16. | | Экологические технологии. Основные законы развития системы « общество-природа». | Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой | |
| Тема 5. Негативные воздействия искусственной среды, пути их ликвидации и ослабления.(7ч) | | | |
5.1.17. | | Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды. | Лекция. Работа с интернет-ресурсами. | |
5.2.18. | | Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека. | Лекция. Работа с интернет - ресурсами | |
5.3.19. | | Пути улучшения искусственной окружающей среды. | Творческая работа | |
5.4.20. | | Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. | Лекция. Работа с интернет - ресурсами | |
5.5.21. | | Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. | Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой | |
5.6.22. | | Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах. | Сообщения, презентации | |
5.7.23. | | Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. Экополитика. | Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой | |
| Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возраждения. (11ч) | | | |
6.1.24. | | Основные причины деградации духовной среды. | лекция | |
6.2.25. | | Экологические последствия деградации духовной среды( бездуховность, безнравственность, социальная напряженность, самоубийства, войны, терроризм и т.д.) | Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой | |
6.3.26. | | Миграционные процессы и связанные с ними проблемы демографии. | Лекция. Работа с интернет-источниками. | |
6.4.27. | | Пути духовного возраждения. Социальная гигиена. | Лекция. Работа с интернет-источниками. | |
6.5.28. | | Экологическое миропонимание. Экологическая культура. | Лекция. Работа с интернет-источниками. | |
6.6.29. | | Экологическое образование. | Творческая работа | |
6.7.30. | | Экологические движения и международное экологическое сотрудничество. | Лекция. Работа с интернет-источниками. | |
6.8.31. | | Экологическое право. | Лекция. Работа с интернет-источниками. | |
6.9.32. | | Ноосферный путь развития. | Лекция. Работа с интернет-источниками. | |
6.10.33. | | Защита проектных и исследовательских работ. | | |
6.10.34. | | Анализ проектных и исследовательских работ. | | |
Литература
Арский Ю.М.и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. -М.:МНЭПУ,1997.
Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т.Зверева.-М.:АСТ-ПРЕСС,2001.
Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. - М.:НИА-природа,1999.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста.- М.: Наука, 1975.
Глазачев С.Н. Козлова О.Н. Экологическая культура.- М.: Горизонт,1997.
Голубев С.Н.,Шаповалова Н.С. Человек в биосфере.- М.:ОНИКС 21 век,2004.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,Сивоглазов В.И.Биология. Общие закономерности.- М.:Школа-Пресс,1996
Зверев А.Т. Экология: учеб. для 5-6 кл.- М.:ОНИКС 21 век,2005.
Зверев А.Т. Экология :учеб. для 10-11 кл.-М.:ОНИКС 21 век,2004.
Израэль Ю.А., Равинский Ф.Я. Берегите атмосферу.М.:Логос,2003.
Кондратьев И.Я.,Крапивин В.Ф., Савиных В.П.Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ.- М.:Логос,2003
Круть И.В., Забелин И.М .Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества.-М.: Наука, 1998.
Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука,1992.
Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука,1991.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник.- М.: Мысль, 1990.
Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила,принципы и гипотезы). – М.: Россия молодая,1994.
Концепции современного естествознания: лучшие рефераты.- Ростов н/Д: Феникс,2002.
Тейяр Ш. Феномен человека.- М.: АСТ,2002.
Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении.- М.: Астрель,2001.
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М.Гигиена и экология человека.- Ростов н/Д: Феникс,2003
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека.- М.: Мир,1990.
Хабарова Е.И.,Панова С.А. Экология в таблицах.-М.: Дрофа, 2001.
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.- М.: Высшая школа,2004.
Интернет-сайты
www.ecolife.ru/index.shtml/ - журнал « Экология и жизнь».
www.edu.nsu.ru/noos/ecolohy/ - экологический раздел.
www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдии экологов.
www.gost.newmail.ru/ecos.htm - система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов.