СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Решение текстовых задач" по математике , 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса по математике 5 класса на 35 ч, это подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам по математике.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Решение текстовых задач" по математике , 5 класс»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"

Рабочая программа учебного курса по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство

с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Основная линия содержания учебного курса математики в 5 классе — арифметическая.

При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений.

При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану в 5 классе изучается учебный курс «Решение текстовых задач». Учебный план на изучение учебного курса по математике в 5 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 учебных часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного курса по математике характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

  1. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

    • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями;

    • формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

    • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;

    • условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;

    • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

    • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

    • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

    • обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

    • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

    • формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,

    • аргументировать свою позицию, мнение;

    • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

    • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

    • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

    • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

    • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

    • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

  1. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

    • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;

    • ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;

    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    • в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

    • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;

    • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

    • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;

    • обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

    • выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

    • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

  1. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

    • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации,


    • самостоятельно подготовить презентации на следующие темы: «Проценты в моей жизни», «Для чего нужно уметь решать задачи на проценты» , «С газетной полосы»;

    • составить кроссворд по теме;

    • решать задания, содержащиеся в открытых банках заданий ГИА и банке функциональной грамотности (математическая грамотность, 5 класс).

Самооконтроль:

    • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

    • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

    • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Числа и вычисления

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

Выполнять проверку, прикидку результата вычислений. Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.

Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач. Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;

выражать одни единицы вели- чины через другие.

Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Натуральные числа.

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Сложение натуральных чисел. Вычитание как действие, обратное сложению.

Умножение натуральных чисел. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Степень с натуральным показателем.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю.

Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.

Округление десятичных дробей.


Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.



Учебно-тематический план.

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество

часов

1.

Введение.


1

1.1.


Текстовая задача. Этапы решения текстовой задачи.


2.

Задачи на натуральные числа


12

2.1.


Задачи на сложение и вычитание натуральных чисел.

1

2.2.


Задачи на умножение и деление натуральных чисел.

1

2.3.


Задачи на части

2

2.4.


Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

1

2.5.


Задачи на движение


5

2.6.


Задачи на движение по реке


2

3.

Задачи на дроби


6

3.1.


Задачи на сложение и вычитание обыкновенных дробей

2

3.2.


Задачи на умножение и деление обыкновенных дробей.

2

3.3.


Задачи на нахождение дроби от числа, числа по его дроби.

2

4.

Задачи на проценты


9

4.1.


Задачи на нахождение процентов от числа

2

4.2.


Задачи на нахождение числа по его

процентам

2

4.3.


Задачи на проценты

5

5.

Комбинированные задачи


6

5.1.


Решение задач с помощью уравнений


2

5.2.


Решение задач, решаемых с помощью уравнений, арифметически

3



Решение разных задач

1

6.

Итоговое занятие

Игра «Восхождение на вершину знаний»

1


Итого


35

Календарно – тематическое планирование учебного курса


№ п/п

Тема урока

Ко л. Час

.

Тип урок

содержание

Контроль

ЭОР

1.

Введение в курс

1

Комбинированный урок

Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Этапы решения текстовой задачи

Фронтальный опрос


Задачи на натуральные числа. 12ч



2.

Задачи на сложение и вычитание натуральных чисел.

1

Комбинированный урок

Название компонентов и результатов

арифметических действий. Решение текстовых задач.

Фронтальный опрос


3.

Задачи на умножение и деление натуральных чисел.

1

Комбинированный урок

Название компонентов и результатов

арифметических действий. Решение текстовых задач.

Фронтальный опрос


4.

Задачи на части

1

Урок учебный практикум Применение знаний и

умений.

Упрощение выражений, определение компонентов, частей, составление схем решения задач на части. Алгоритм

Фронтальный опрос


5.

Задачи на части

1

Урок

Самостоятельная работа





систематизации и

обобщения знаний

решения задач на части.


http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

6.

Задачи на нахождение двух

чисел по их сумме и разности

1

Комбинированный урок

Решение задач

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

7.

Формулы зависимости расстояния,

пройденного телом, от скорости и времени.

Решение задач на движение тел в

одном направлении

1

Комбинированный урок

Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку.

Особенности каждого вида движения. Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения.

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

8.

Решение задач на движение тел навстречу друг

другу

1

Урок практикум

Фронтальный опрос,

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

9.

Решение задач на движение тел в

противоположном направлении

1

Урок практикум

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

10.

Решение задач на

движение тел вдогонку

1

Урок

практикум с элементами дидактической игры

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

11.

Решение задач на движение тел по течению и против

течения.

1

Комбинированный урок

Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде.

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

12.

Решение задач на

движение тел по

1

Урок -

практикум с

Фронтальный опрос



течению и против

течения, в стоячей воде.


элементами

дидактической игры




13.

Творческая

мастерская по теме

«Задачи на

движение»

1

Урок контроля знаний


Творческая мастерская


Задачи на дроби. 6ч



14.

Задачи на сложение и вычитание

обыкновенных

дробей

1

Комбинированный урок

Арифметические действия с

обыкновенными дробями. Решение

текстовых задач.

Фронтальный опрос

https://school-assistant.ru/?class=5_matematika

15.

Задачи на сложение и вычитание

обыкновенных дробей

1

Урок практикум

Решение текстовых задач.

Фронтальный опрос

https://school-assistant.ru/?class=5_matematika

16.

Задачи на

умножение и деление

обыкновенных дробей.

1

Комбинированный урок

Арифметические

действия с

обыкновенными

дробями. Решение текстовых задач


Фронтальный опрос

https://school-assistant.ru/?class=5_matematika

17.

Задачи на умножение и деление

обыкновенных дробей.

1

Урок практикум с элементами дидактической игры

Решение текстовых задач


Фронтальный опрос

https://school-assistant.ru/?class=5_matematika

18.

Задачи на нахождение дроби от числа, числа по

его дроби.

1

Комбинированный урок

Понятие

обыкновенной дроби и ее элементов, способы решения задач на дроби.

Фронтальный опрос


19.

Задачи на нахождение дроби от числа, числа по

его дроби.

1

Урок практикум

Фронтальный опрос


Задачи на проценты. 9ч


20.

Задачи на нахождение

процентов от числа.

1

Комбинированный урок

Понятие процента, правила нахождения процентов от числа, числа по его процентам,

процентного соотношения

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

21.

Задачи на нахождение процентов от числа.

1

Урок закрепления

знаний и умений

Фронтальный опрос


22.

Задачи на нахождение числа

по его процентам.

1

Комбинированный урок

правила нахождения числа по его процентам

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

23.

Задачи на нахождение числа по его процентам.

1

Урок закрепления знаний и

умений

Фронтальный опрос


24.

Решение задач на

проценты

1

Комбинированный урок


Понятие процента, правила нахождения процентов от числа, числа по его процентам, процентного соотношения.

Решение задач на проценты.

Фронтальный опрос

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

25.

Решение задач на проценты

1

Урок практикум

Фронтальный опрос


26.

Решение задач на проценты

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос


27.

Решение задач на проценты

1

Урок практикум с элементами дидактической игры

Фронтальный опрос,

самостоятельная

работа


28.

Творческая

мастерская по теме

« Задачи на части, на проценты»

1

Урок контроля знаний


Творческая мастерская


Комбинированные задачи. 6ч


29.

Решение задач с помощью

уравнений

1

Комбинированный урок

Понятия уравнение, корень уравнения,

решить уравнение,

Фронтальный опрос


30.

Решение задач с

помощью уравнений

1

Урок практикум

неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое;

алгебраический способ решения задач

Фронтальный опрос


31.

Решение задач, решаемых с помощью уравнений,

арифметически

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос


32.

Решение задач, решаемых с помощью уравнений,

арифметически

1

Урок закрепления знаний и умений

Фронтальный опрос


33.

Решение задач, решаемых с помощью уравнений,

арифметически

1

Урок - практикум с элементами дидактической игры

Фронтальный опрос


34.

Решение разных задач

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Решение различных текстовых задач.

Фронтальный опрос


35.

Итоговое занятие Игра «Восхождение на вершину знаний»

1

Урок игра

Представление составленных и решенных задач, кроссвордов, ребусов; докладов, презентаций по вопросам курса.

Фронтальный опрос




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!