СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеур.дея-ти ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель программы: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеур.дея-ти ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Караваевская основная школа



Рассмотрено Утверждаю

Протокол №______ Директор МКОУ Караваевской ОШ

«___» ____ 2022 Приказ №1 от «__» ___ 2022

______________Кузенкова О.И.





Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для начальной школы ( 1 – 4 класс )

«Восхождение к истокам»







Учитель: Романова С.И.














2022 г.

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Цель программы

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).









Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на один год для детей 1-4 класса.


Основные методы реализации программы

Наглядный метод  используется во время

  • чтения педагогом рассказов;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр;

  • экскурсий , целевых прогулок;

  • моделирования сказок.



Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений ;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • сообщения дополнительного материала;

  • загадывания загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  • разбора житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

  • оформить коллекцию семян для занятия;

  • сшить кукол к сказкам;

  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  • провести экскурсии различной направленности;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

  • Творческие вечера.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).


Количество часов : 0,5 часа (17 часов)





Ожидаемые результаты.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.











Тематический план

п/п

Наименование раздела и темы

Колво

часов


1.

Введение.


Россия – родина моя.


1


Мир вокруг нас

2

2.

Мир - наш дом


3.

Жизнь человека.



4.

Ценности

О дружбе и друзьях

3

5.

Милосердие, сочувствие


6.

Правда и ложь, стыд и совесть



7.

Край, в котором ты живешь

История возникновения родного города (села)

3

8.

Памятники родного края.


9.

Храмы и соборы родного края.



10

Православная Россия

Откуда пошла земля русская?

4

11

Их почитают на Руси


12

Святые покровители.


13

Православные праздники



14

Хозяева и хозяюшки

Моя родословная

3

15

Семья, дом


16

Послушание и непослушание



17

Итоговое занятие.

Праздник «Дерево добра»

1

Итого : 17 часов

















Содержание программы

Введение.

Занятие 1. «Россия – родина моя»

Просмотр презентации о России, её достопримечательностях, о великих людях, о народах, о символах России. Сравнительный анализ прошлого и настоящего страны.

Мир вокруг нас

Занятие 2. «Мир - наш дом»

Обратить внимание учащихся на богатство, красоту и разнообразие окружающего мира. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственной возможности их сохранения. Изготовление книжек-раскладушек «Моё любимое время года».

Занятие 3. «Жизнь человека»

Открыть путь к правильному пониманию нравственно-религиозной стороны познания окружающего мира, способствовать развитию творческой личности ребёнка. Конкурс рисунков «Каким я вижу своё будущее»

Ценности

Занятие 4. «О дружбе и друзьях»

Формирование умения ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей. Конкурс рисунков «Рисунок дружбы» (коллективная работа), психологическая игра «Волшебный стул»

Занятие 5. «Милосердие, сочувствие»

Способствовать осмыслению понятий «милосердие», «сочувствие» и учить различать их; воспитывать уважение к окружающим. Изготовление « цветика милосердия»

Занятие 6. «Правда и ложь, стыд и совесть »

Учить детей быть правдивыми, честными. Чтение рассказов о правде и лжи.. Уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; давать честную оценку своих поступков; побуждать к самоанализу, к поиску высоких нравственных идеалов.

Край, в котором ты живешь

Занятие 7. «История возникновения родного города (села)»

Познакомить с историей своей малой родины, развивать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать формированию ценностного отношения к своей малой родине.

Занятие 8. «Памятники родного края»

Знакомить с памятниками родного края.

Занятие 9. «Храмы и соборы родного края»

Устный журнал с презентацией «Храмы и соборы родного края». Конкурс «Рисую храм»

Православная Россия

Занятие 10. «Откуда пошла земля русская?»

Круглый стол «Земля русская» (с презентацией) Историческая викторина «Колесо истории»

Занятие 11. «Их почитают на Руси»

Познакомить с отдельными эпизодами истории России и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»

Занятие 12. «Святые покровители »

Знакомить со Святыми Покровителями. («Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Святой благоверный князь Александр Невский», Великомученик Георгий Победоносец», «Святая блаженная Ксения Петербургская», «Святой угодник Николай Чудотворец», «Святая Пречистая Богородица»)

Занятие 13. Православные праздники.

Знакомство детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, раскрывают их жизненный смысл.

(«Рождество Христово». «Пасха». , «Троицын день», «Введение во Храм», «Покров»)

Хозяева и хозяюшки

Занятие 32. «Моя родословная»

Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей. Создание генеологического дерева.

Занятие 28. «Семья, дом»

Знакомство с осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней. Конкурс между командами «Гостеприимные хозяева», в котором дети должны представить свой вариант приёма гостей .

Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям. Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения членов семьи. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Занятие 31. «Послушание и непослушание»

Чтение легенды о Крепости Чёрная Башня.

Рисование: «Что я не хочу, чтоб было в моём сердце».

Итоговое занятие 33. Праздник «Дерево добра»

Методическое обеспечение программы

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультации, презентации, экскурсии и заочные экскурсии.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Оснащение: иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

 Материально-техническое обеспечение:

компьютер; проектор; интерактивная доска;

интернет; электронные обучающие диски.



Список литературы:

Для учителя:

1. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

2. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

3. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания» “Завуч” 2001г. № 1

4. Никандров С.Ф. «Православная культура» М. «Покров» 2003г.

5. о. Владимир «Азбука православного воспитания» Ж. «Аксиос 2002г»

6. Левчук Д.Г. «Духовно — нравственное воспитание детей и молодежи России» ЧМ. «Планета 200» 2003г.

7. Потаповская О.М. «Подарок к празднику» Программа духовно - нравственного воспитания детей школьного возраста средствами художественно — продуктивной деятельности. 2003г.

8. Сахипова З.Т. «Читаем детям» С.-П. «Просвещение» 1999г.

9. Снесорева С. « Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых, чудотворных икон» Ярославль «Верхняя Волга» 2003г.

10. Селишка С.И. «Уроки добра» М. «Яркти 2002г.

11. Тихомиров Ф.Н. «Букварь с рассказами из священной истории» М. «Мартин» 2000г.

12. Феоктистова Г.П. «Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников» 2000г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!