Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская основная общеобразовательная школа №11
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_1_ от _30.08.22___ Руководитель ШМО___________ | Согласовано Зам. директора по УВР ___________________ «____»_________ | Утверждаю Директор школы ___________________ Приказ № _____от _______ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Театральный кружок «Маска»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Составитель:
учитель русского
языка и литературы
Андреева Е. А.
г. Борисоглебск 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральный кружок «Маска» относится к программам общекультурной направленности, так как ее основу составляет театральное искусство, отвечающее на основные критерии духовно-нравственного воспитания детей, ориентированное на развитие эстетической культуры обучающихся, раскрытие их творческого потенциала, а также предусматривающее возможность самовыражения. Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- В соответствии с пунктом 3 Протокола заседания Совета Министерства просвещения Российский Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 24 марта 2022 г. № 1, утвержденного 4 апреля 2022 г. за № СК-77/06-пр.
- Приказа №50 от 06.09.22 по МБОУ БГО ООШ №11 о внеурочной деятельности.
Современноеобществотребуетотчеловекаосновныхбазовыхнавыковвлюбойпрофессиональнойдеятельности. Приправильновыстроеннойработеосновнуючастьизвостребованныхвбудущемнавыковможноразвить, занимаясьтеатральнойдеятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 11-13 лет) происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах.
У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях. Задача педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет эмоциональный всплеск, направленный на из учение предмета. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. В этом помогут конкретные требования:
■ не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим приходом остальных школьников и педагога;
■ с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем
■ налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения. Предпочтительна игровая форма занятий в соответствии с возрастными интересами. Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие». Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение.
4.Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
. 10.Сценическоеобщение
Во внеурочной работе по театральной деятельности с подростками необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под конкретную возрастную категорию школьников. Нужно максимально емко и компактно объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий; контролю над правильным выполнением упражнений; внимательно следить за темпо-ритмом занятия и уделять больше внимания дисциплине. Все это связано с пониманием целесообразности каждого отдельно взятого упражнения и перспективы всего учебного процесса. Педагог может частично делегировать, доверить кому-то из детей провести конкретное упражнение или фрагмент разминки.
Важно, чтобы школьники на занятиях ощущали успех, чувствовали,что у них получается, тогда будет постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения. Нельзя нацеливать подростков на определенный результат любым способом. Выстроенная модель воспитания и обучения должна приносить удовольствие, а не сиюминутный успех «в загнанных» рамках.
Адресат программы: Программа «Театральный кружок «Маска»» предназначена для обучающихся 5-7 классов. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Объем программы – 105 часов (3 часа в неделю)И
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
■ выразительночитатьиправильноинтонировать;
■ различатьпроизведенияпожанру;
■ читатьнаизусть, правильнорасставлятьлогическиеударения;
■ освоитьбазовыенавыкиактёрскогомастерства, пластикиисценическойречи; ■ использоватьупражнениядляпроведенияартикуляционнойгимнастики;
■ использоватьупражнениядляснятиямышечныхзажимов;
■ ориентироватьсявсценическомпространстве; ■ выполнятьпростыедействиянасцене;
■ взаимодействоватьнасценическойплощадкеспартнёром; ■ произвольноудерживатьвниманиеназаданномобъекте;
■ создаватьи «оживлять» образыпредметовиживыхсуществ.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
■ умениеработатьвколлективе, оцениватьсобственныевозможностирешенияучебной задачииправильностьеевыполнения;
■ приобретениенавыковнравственногоповедения, осознанногоиответственного отношенияксобственнымпоступкам;
■ способностькобъективномуанализусвоейработыиработытоварищей;
■ осознанное, уважительноеидоброжелательноеотношениекдругомучеловеку, егомнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданскойпозиции;
■ стремлениекпроявлениюэмпатии, готовностивестидиалогсдругимилюдьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
РегулятивныеУУД:
■ приобретениенавыковсамоконтроляисамооценки;
■ пониманиеипринятиеучебнойзадачи, сформулированнойпреподавателем; ■ планированиесвоихдействийнаотдельныхэтапахработы;
■ осуществлениеконтроля, коррекциииоценкирезультатовсвоейдеятельности;
■ анализнаначальномэтапепричиныуспеха/неуспеха, освоениеспомощьюпедагога позитивныхустановоктипа: «Уменявсёполучится», «Яещёмногоесмогу».
ПознавательныеУУДпозволяют:
■ развитьинтересктеатральномуискусству;
■ освоитьправилаповедениявтеатре (насценеивзрительномзале); ■ сформироватьпредставленияотеатральныхпрофессиях;
■ освоитьправилапроведениярефлексии;
■ строитьлогическоерассуждениеиделатьвывод;
■ выражатьразнообразныеэмоциональныесостояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
■ вербализоватьэмоциональноевпечатление, оказанноенанегоисточником;
■ ориентироватьсявсодержаниитекста, пониматьцелостныйсмыслпростоготекста.
КоммуникативныеУУДпозволяют:
■ организовыватьучебноевзаимодействиеисовместнуюдеятельностьспедагогом исверстниками;
■ работатьиндивидуальноивгруппе: находитьобщеерешениеиразрешатьконфликты наосновесогласованияпозицийиучетаинтересов;
■ формулировать, аргументироватьиотстаиватьсвоюточкузрения;
■ отбиратьииспользоватьречевыесредствавпроцессекоммуникациисдругимилюдьми (диалогвпаре, вмалойгруппеит. д.);
■ соблюдатьнормыпубличнойречи, регламентвмонологеидискуссиивсоответствии скоммуникативнойзадачей.
ФОРМЫКОНТР
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
№ | Тема раздела | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | инструктаж |
2 | Азбука театра | 4 | 4 | | Беседа, игры |
3 | Театральное закулисье | 5 | | 5 | Экскурсия, творческое задание |
4 | Посещение театра | 5 | 3 | 2 | Просмотр сректакля, сочинение |
5 | Сценическая речь | 10 | 2 | 8 | Беседа, наблюдение |
6 | Культура и техника речи | 10 | 2 | 8 | Беседа, наблюдение |
7 | Художественное чтение | 10 | 2 | 8 | Беседа, наблюдение |
8 | Основы актерской грамоты | 10 | 2 | 8 | Беседа, наблюдение |
9 | Предлагаемые обстоятельства | 10 | 2 | 8 | Выполнение творческих заданий |
10 | Сценическое движение | 10 | 2 | 8 | Выполнение творческих заданий |
11 | Актерский практикум | 30 | 3 | 27 | Выполнение творческих заданий |
| Всего | 105 | 23 | 82 | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНАЗАНИЕМФОРМОРГАН
1. ВВОДНОЕЗАНЯТИЕ
Теоретическаячасть.Знакомствостворческойдисциплиной.Ин-структажпотехникебезопасностиназанятиях,вовремяпосещенияспектаклей, поездоквтранспорте. Знакомствосправиламипротивопожарнойбезопасности.
Практическаячасть. Играназнакомство. «Разрешитепредставиться» – умениепредставить себяпублике. Заполнениеанкетыучастникатеатральнойстудии.
2. АЗБУКАТЕАТРА
Теоретическаячасть. Историявозникновенияисозданиятеатра. Театркаквидискусства. Общеепредставлениеовидахижанрахтеатральногоискусства. Знакомствосмифологией.
Правилаповедениявтеатре. Театральныйэтикет.
Практическаячасть. Тест «Какойязритель».
«Театральная» викторина.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическаячасть. Экскурсияреальнаяиливиртуальнаяпроводитсявдиалогеиинтерактивно. Знакомствосоструктуройтеатраиегоосновнымипрофессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическаячасть. Творческиезаданияитеатральныеигрыпомогутраскрытьтему. Сценическийэтюд «Представитьпрофессию…».
4. ПОСЕЩЕНИЕТЕАТРА
Теоретическаячасть. Просмотрспектакля, походсдетьмивпрофессиональныйтеатрили просмотртелеспектакля.
Практическаячасть. Обсуждениесиспользованиемвопросов
насопереживание: «Былилимоменты, гдебылоособеннострашно, горько, смешно, хотелосьплакать, стыдно?». Написаниесочинения «Моивпечатления», «Чтобывыдобавилиилипоменяли всценарииспектакля».
5. СЦЕНИЧЕСКАЯРЕЧЬ.
Теоретическаячасть. Дыхательнаягимнастика. Развитиеартикуляционногоаппарата. Работасдикциейнаскороговоркахичистоговорках.
6. КУЛЬТУРАИТЕХНИКАРЕЧИ
Врезультатепоэтапногоиндивидуальногоконтроля можнодобитьсямаксимальнойэффективностивосвоениитогоилииногоупражнения.
Практическаячасть. Назанятияхпреобладаютигровыетехнологии. Игрыприменяются всоответствиисвозрастнымиинтересами.
7. ХУДОЖЕСТВЕННОЕЧТЕНИЕ
Теоретическаячасть. Художественноечтениекаквидисполнительскогоискусства. Зна-комствосзаконамихудожественногочтения. Темпречи. Интонация. Понятиетекстаиподтекста, произносимойфразы.
Практическаячасть. Работасдикциейнаскороговоркахичистоговорках. Чтениевслухлитературногопроизведенияиегоразбор. Выразительноечтение, громкостьиотчетливостьречи. Развитиенавыкалогическогоанализатекстанаматериаленародныхсказок.
Восстановлениеходасказкипоодномуизэпизодов (игрыв «Угадайку», узнаваниесказки порисунку, пофразе).
Сочинениесказокпосхеме: завязка, развитиедействия, кульминация, развязка.
8. ОСНОВЫАКТЕРСКОЙГРАМОТЫ
Теоретическаячасть. Вигровойформеидетработанаразвитиевнимания, воображения ифантазии. Важнотакжеразвиватьфизическоесамочувствие, коллективнуюсогласованность действий. Сценическоедействие. Сценическаязадачаичувство. Разыгрываютсяэтюды.
Большевниманияуделятьтворческойдисциплине. Лаконичнообъяснятьзадачиупражнения. Цельзанятия – закреплениерезультатаипостановкановойцели, наследующемзанятии – повторениеизакрепление. Обсуждениерезультатовупражненияпроводятсякратко, легко, с юмором. Нужностремитьсякосознанностизанятий, бытьзаинтересованнымвположительном результате.
9. ПРЕДЛАГАЕМЫЕОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕИГРЫ
Теоретическаячасть. Понятиеопредлагаемыхобстоятельствах. Понятие «Я» впредлагае-мыхобстоятельствах.
Понятие«театральнаяигра». Общеразвивающиеигрыиспециальныетеатральныеигры. Значениеигрывтеатральномискусстве.
10. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Теоретическаячасть. Мышечнаясвобода. Гимнастиканаснятиезажимоврук, ногишейногоотдела. Тренировкасуставно-мышечногоаппарата. Универсальнаяразминка. Жесты. Пластика. Телочеловека: егофизическиекачества, двигательныевозможности, проблемыиограничения. Правильнопоставленныйкорпус – основавсякогодвижения.
Понятия:
■ точкизала (сцены);
■ круг, колонна, линия (шеренга);
■ темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыкаипластическийобраз. (влияниемузыкинавозникновениепластическихобразов, попыткисозданияобраза, внутреннеесозерцаниеобразавдвиженииподмузыку).
Привитьуважениексвоемутелу, научитьсяимвладетьидержатьвтонусе. Техникабезо-пасности.
Практическаячасть. Выполнениеупражненийнаразвитиедвигательныхспособностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), наосвобождениемышц, равновесие, коорди-нациювпространстве. Приседания, играсмячом, бег, бегспроизношениемцифр, ритмические игры. Удартеннисногомячавполилибросокврукидругогоребенка.
11. РАБОТАНАДПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)
Теоретическаячасть.Выборпроизведения. Чтениелитературногопроизведение.Опреде-лениеглавнойтемырассказаиидеиавтора.Осмыслениесюжета,выделениеосновныхсобытий.Разбор.Определениежанрабудущейтеатральнойпостановки. Читкапоролям. Практическаячасть. Распределениеролей. Разучиваниетекстов. Выразительноечтение поролям, расстановкаударенийвтексте. Упражнениянаколлективнуюсогласованностьдействий, отработкалогическогосоединениятекстаидвижения.
Этюдныерепетициинаплощадке. Разбормизансцен. Отработкамонологов. Пластический рисунокроли. Темпоритм.
Репетицииотдельныхкартинвразныхсоставах. Созданиеэлементовдекораций, подбор реквизитаиэлементовкостюма. Подбормузыкидлямузыкальногооформленияпостановки. Своднаярепетиция. Генеральнаярепетиция.
ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫДЛЯПОДГОТОВКИЗАНЯТИЙ
1) Методическоепособие – практикум «Ритмикаисценическиедвижения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическоепособие – практикум «Культураитехникаречи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическоепособие – практикум «Основыактёрскогомастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральныешумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music
6) Сайт «Педсовет»
https://pedsovet.su/load/1228-1-0-40601 - сценарии сказок на новый лад
7) Театральная библиотека
http://biblioteka.portal-etud.ru/
8) Театральный Этюд
http://biblioteka.portal-etud.ru/
9) Драматургия.ru
http://dramaturgija.ru/
.Список использованной литературы:
1. Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации.
Академия педагогических наук. Москва, 1991
2. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе.
Стуль М. П. Пособие для педагогв. Челябинский институт
усовершенствования учителей. Челябинск, 1991
3. Театр. Самодеятельный театр. Репертуар и методика. Москва: «Искусство»,
1990 -11
4. Беседы о театре. Брудный Д. Л. Ленинград: «Просвещение», 1983
5. Из записных книжек. Станиславский К. С.Москва: ВТО, 1986 В 2 – х
томах.
6. О технике речи. Петрова Л. А. Москва, 1981
7. Профессиональная речь актера и режиссера /Словарь/. ГИТИС. Москва,
1989
8.Мы идем за кулисы. Климовский В. Л. Москва: Детская литература, 1982