СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочного курса "Театральный кружок "Маска"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет в составлении  планирования театрального кружка в школе

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного курса "Театральный кружок "Маска"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская основная общеобразовательная школа №11




Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №_1_ от _30.08.22___

Руководитель ШМО___________


Согласовано

Зам. директора по УВР

___________________

«____»_________

Утверждаю

Директор школы

___________________

Приказ № _____от _______










Рабочая программа курса внеурочной деятельности


«Театральный кружок «Маска»


НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ








Составитель:

учитель русского

языка и литературы

Андреева Е. А.










г. Борисоглебск 2022 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральный кружок «Маска» относится к программам общекультурной направленности, так как ее основу составляет театральное искусство, отвечающее на основные критерии духовно-нравственного воспитания детей, ориентированное на развитие эстетической культуры обучающихся, раскрытие их творческого потенциала, а также предусматривающее возможность самовыражения. Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Санитарных правил 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;

- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;

- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);

- В соответствии с пунктом 3 Протокола заседания Совета Министерства просвещения Российский Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 24 марта 2022 г. № 1, утвержденного 4 апреля 2022 г. за № СК-77/06-пр.

- Приказа №50 от 06.09.22 по МБОУ БГО ООШ №11 о внеурочной деятельности.


Современноеобществотребуетотчеловекаосновныхбазовыхнавыковвлюбойпрофессиональнойдеятельности. Приправильновыстроеннойработеосновнуючастьизвостребованныхвбудущемнавыковможноразвить, занимаясьтеатральнойдеятельностью.

Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 11-13 лет) происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.

Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания.

В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах.

У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях. Задача педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет эмоциональный всплеск, направленный на из учение предмета. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. В этом помогут конкретные требования:


■ не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим приходом остальных школьников и педагога;

■ с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем

■ налаживание творческой дисциплины.

Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения. Предпочтительна игровая форма занятий в соответствии с возрастными интересами. Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие». Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:

1. Внимание

2. Память

3. Воображение.

4.Фантазия

5. Мышечная свобода

6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)

7. Физическое самочувствие

8. Предлагаемые обстоятельства

9. Оценка факта

. 10.Сценическоеобщение

Во внеурочной работе по театральной деятельности с подростками необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под конкретную возрастную категорию школьников. Нужно максимально емко и компактно объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий; контролю над правильным выполнением упражнений; внимательно следить за темпо-ритмом занятия и уделять больше внимания дисциплине. Все это связано с пониманием целесообразности каждого отдельно взятого упражнения и перспективы всего учебного процесса. Педагог может частично делегировать, доверить кому-то из детей провести конкретное упражнение или фрагмент разминки.

Важно, чтобы школьники на занятиях ощущали успех, чувствовали,что у них получается, тогда будет постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения. Нельзя нацеливать подростков на определенный результат любым способом. Выстроенная модель воспитания и обучения должна приносить удовольствие, а не сиюминутный успех «в загнанных» рамках.

Адресат программы: Программа «Театральный кружок «Маска»» предназначена для обучающихся 5-7 классов. Набор в группы проводится по желанию и интересам детей (мальчики и девочки). Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Объем программы – 105 часов (3 часа в неделю)И





ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

выразительночитатьиправильноинтонировать;

различатьпроизведенияпожанру;

читатьнаизусть, правильнорасставлятьлогическиеударения;

освоитьбазовыенавыкиактёрскогомастерства, пластикиисценическойречи; использоватьупражнениядляпроведенияартикуляционнойгимнастики;

использоватьупражнениядляснятиямышечныхзажимов;

ориентироватьсявсценическомпространстве; выполнятьпростыедействиянасцене;

взаимодействоватьнасценическойплощадкеспартнёром; произвольноудерживатьвниманиеназаданномобъекте;

создаватьи «оживлять» образыпредметовиживыхсуществ.



ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

умениеработатьвколлективе, оцениватьсобственныевозможностирешенияучебной задачииправильностьеевыполнения;

приобретениенавыковнравственногоповедения, осознанногоиответственного отношенияксобственнымпоступкам;

способностькобъективномуанализусвоейработыиработытоварищей;

осознанное, уважительноеидоброжелательноеотношениекдругомучеловеку, егомнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданскойпозиции;

стремлениекпроявлениюэмпатии, готовностивестидиалогсдругимилюдьми.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:



РегулятивныеУУД:

приобретениенавыковсамоконтроляисамооценки;

пониманиеипринятиеучебнойзадачи, сформулированнойпреподавателем; планированиесвоихдействийнаотдельныхэтапахработы;

осуществлениеконтроля, коррекциииоценкирезультатовсвоейдеятельности;

анализнаначальномэтапепричиныуспеха/неуспеха, освоениеспомощьюпедагога позитивныхустановоктипа: «Уменявсёполучится», «Яещёмногоесмогу».



ПознавательныеУУДпозволяют:

развитьинтересктеатральномуискусству;

освоитьправилаповедениявтеатре (насценеивзрительномзале); сформироватьпредставленияотеатральныхпрофессиях;

освоитьправилапроведениярефлексии;

строитьлогическоерассуждениеиделатьвывод;

выражатьразнообразныеэмоциональныесостояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

вербализоватьэмоциональноевпечатление, оказанноенанегоисточником;

ориентироватьсявсодержаниитекста, пониматьцелостныйсмыслпростоготекста.



КоммуникативныеУУДпозволяют:

организовыватьучебноевзаимодействиеисовместнуюдеятельностьспедагогом исверстниками;

работатьиндивидуальноивгруппе: находитьобщеерешениеиразрешатьконфликты наосновесогласованияпозицийиучетаинтересов;

формулировать, аргументироватьиотстаиватьсвоюточкузрения;

отбиратьииспользоватьречевыесредствавпроцессекоммуникациисдругимилюдьми (диалогвпаре, вмалойгруппеит. д.);

соблюдатьнормыпубличнойречи, регламентвмонологеидискуссиивсоответствии скоммуникативнойзадачей.



ФОРМЫКОНТР




























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН


Тема раздела

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Вводное занятие

1

1


инструктаж

2

Азбука театра

4

4


Беседа, игры

3

Театральное закулисье

5


5

Экскурсия, творческое задание

4

Посещение театра

5

3

2

Просмотр сректакля, сочинение

5

Сценическая речь

10

2

8

Беседа, наблюдение

6

Культура и техника речи

10

2

8

Беседа, наблюдение

7

Художественное чтение

10

2

8

Беседа, наблюдение

8

Основы актерской грамоты

10

2

8

Беседа, наблюдение

9

Предлагаемые обстоятельства

10

2

8

Выполнение творческих заданий

10

Сценическое движение

10

2

8

Выполнение творческих заданий

11

Актерский практикум

30

3

27

Выполнение творческих заданий


Всего

105

23

82






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНАЗАНИЕМФОРМОРГАН

1. ВВОДНОЕЗАНЯТИЕ

Теоретическаячасть.Знакомствостворческойдисциплиной.Ин-структажпотехникебезопасностиназанятиях,вовремяпосещенияспектаклей, поездоквтранспорте. Знакомствосправиламипротивопожарнойбезопасности.

Практическаячасть. Играназнакомство. «Разрешитепредставиться» – умениепредставить себяпублике. Заполнениеанкетыучастникатеатральнойстудии.




2. АЗБУКАТЕАТРА

Теоретическаячасть. Историявозникновенияисозданиятеатра. Театркаквидискусства. Общеепредставлениеовидахижанрахтеатральногоискусства. Знакомствосмифологией.

Правилаповедениявтеатре. Театральныйэтикет.

Практическаячасть. Тест «Какойязритель».

«Театральная» викторина.




3. ТЕАТРАЛЬНОЕЗАКУЛИСЬЕ

Теоретическаячасть. Экскурсияреальнаяиливиртуальнаяпроводитсявдиалогеиинтерактивно. Знакомствосоструктуройтеатраиегоосновнымипрофессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.

Практическаячасть. Творческиезаданияитеатральныеигрыпомогутраскрытьтему. Сценическийэтюд «Представитьпрофессию…».




4. ПОСЕЩЕНИЕТЕАТРА

Теоретическаячасть. Просмотрспектакля, походсдетьмивпрофессиональныйтеатрили просмотртелеспектакля.

Практическаячасть. Обсуждениесиспользованиемвопросов

насопереживание: «Былилимоменты, гдебылоособеннострашно, горько, смешно, хотелосьплакать, стыдно?». Написаниесочинения «Моивпечатления», «Чтобывыдобавилиилипоменяли всценарииспектакля».




5. СЦЕНИЧЕСКАЯРЕЧЬ.

Теоретическаячасть. Дыхательнаягимнастика. Развитиеартикуляционногоаппарата. Работасдикциейнаскороговоркахичистоговорках.


6. КУЛЬТУРАИТЕХНИКАРЕЧИ

Врезультатепоэтапногоиндивидуальногоконтроля можнодобитьсямаксимальнойэффективностивосвоениитогоилииногоупражнения.

Практическаячасть. Назанятияхпреобладаютигровыетехнологии. Игрыприменяются всоответствиисвозрастнымиинтересами.



7. ХУДОЖЕСТВЕННОЕЧТЕНИЕ

Теоретическаячасть. Художественноечтениекаквидисполнительскогоискусства. Зна-комствосзаконамихудожественногочтения. Темпречи. Интонация. Понятиетекстаиподтекста, произносимойфразы.

Практическаячасть. Работасдикциейнаскороговоркахичистоговорках. Чтениевслухлитературногопроизведенияиегоразбор. Выразительноечтение, громкостьиотчетливостьречи. Развитиенавыкалогическогоанализатекстанаматериаленародныхсказок.

Восстановлениеходасказкипоодномуизэпизодов (игрыв «Угадайку», узнаваниесказки порисунку, пофразе).

Сочинениесказокпосхеме: завязка, развитиедействия, кульминация, развязка.





8. ОСНОВЫАКТЕРСКОЙГРАМОТЫ

Теоретическаячасть. Вигровойформеидетработанаразвитиевнимания, воображения ифантазии. Важнотакжеразвиватьфизическоесамочувствие, коллективнуюсогласованность действий. Сценическоедействие. Сценическаязадачаичувство. Разыгрываютсяэтюды.

Большевниманияуделятьтворческойдисциплине. Лаконичнообъяснятьзадачиупражнения. Цельзанятия – закреплениерезультатаипостановкановойцели, наследующемзанятии – повторениеизакрепление. Обсуждениерезультатовупражненияпроводятсякратко, легко, с юмором. Нужностремитьсякосознанностизанятий, бытьзаинтересованнымвположительном результате.




9. ПРЕДЛАГАЕМЫЕОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕИГРЫ

Теоретическаячасть. Понятиеопредлагаемыхобстоятельствах. Понятие «Я» впредлагае-мыхобстоятельствах.

Понятие«театральнаяигра». Общеразвивающиеигрыиспециальныетеатральныеигры. Значениеигрывтеатральномискусстве.



10. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Теоретическаячасть. Мышечнаясвобода. Гимнастиканаснятиезажимоврук, ногишейногоотдела. Тренировкасуставно-мышечногоаппарата. Универсальнаяразминка. Жесты. Пластика. Телочеловека: егофизическиекачества, двигательныевозможности, проблемыиограничения. Правильнопоставленныйкорпус – основавсякогодвижения.



Понятия:

точкизала (сцены);

круг, колонна, линия (шеренга);

темпы: быстро, медленно, умеренно.


Музыкаипластическийобраз. (влияниемузыкинавозникновениепластическихобразов, попыткисозданияобраза, внутреннеесозерцаниеобразавдвиженииподмузыку).

Привитьуважениексвоемутелу, научитьсяимвладетьидержатьвтонусе. Техникабезо-пасности.

Практическаячасть. Выполнениеупражненийнаразвитиедвигательныхспособностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), наосвобождениемышц, равновесие, коорди-нациювпространстве. Приседания, играсмячом, бег, бегспроизношениемцифр, ритмические игры. Удартеннисногомячавполилибросокврукидругогоребенка.


11. РАБОТАНАДПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

Теоретическаячасть.Выборпроизведения. Чтениелитературногопроизведение.Опреде-лениеглавнойтемырассказаиидеиавтора.Осмыслениесюжета,выделениеосновныхсобытий.Разбор.Определениежанрабудущейтеатральнойпостановки. Читкапоролям. Практическаячасть. Распределениеролей. Разучиваниетекстов. Выразительноечтение поролям, расстановкаударенийвтексте. Упражнениянаколлективнуюсогласованностьдействий, отработкалогическогосоединениятекстаидвижения.

Этюдныерепетициинаплощадке. Разбормизансцен. Отработкамонологов. Пластический рисунокроли. Темпоритм.

Репетицииотдельныхкартинвразныхсоставах. Созданиеэлементовдекораций, подбор реквизитаиэлементовкостюма. Подбормузыкидлямузыкальногооформленияпостановки. Своднаярепетиция. Генеральнаярепетиция.






ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫДЛЯПОДГОТОВКИЗАНЯТИЙ




1) Методическоепособие – практикум «Ритмикаисценическиедвижения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii


2) Методическоепособие – практикум «Культураитехникаречи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii


3) Методическоепособие – практикум «Основыактёрскогомастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii


4) Сайт «Драматешка» «Театральныешумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary


5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music


6) Сайт «Педсовет»

https://pedsovet.su/load/1228-1-0-40601 - сценарии сказок на новый лад


7) Театральная библиотека

http://biblioteka.portal-etud.ru/


8) Театральный Этюд

http://biblioteka.portal-etud.ru/


9) Драматургия.ru

http://dramaturgija.ru/




.Список использованной литературы:

1. Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации.

Академия педагогических наук. Москва, 1991

2. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе.

Стуль М. П. Пособие для педагогв. Челябинский институт

усовершенствования учителей. Челябинск, 1991

3. Театр. Самодеятельный театр. Репертуар и методика. Москва: «Искусство»,

1990 -11

4. Беседы о театре. Брудный Д. Л. Ленинград: «Просвещение», 1983

5. Из записных книжек. Станиславский К. С.Москва: ВТО, 1986 В 2 – х

томах.

6. О технике речи. Петрова Л. А. Москва, 1981

7. Профессиональная речь актера и режиссера /Словарь/. ГИТИС. Москва,

1989

8.Мы идем за кулисы. Климовский В. Л. Москва: Детская литература, 1982















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!