СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Грамматей" для начальной школы (общеинтеллектуальная направленность)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 - 4 классы. Программа внеурочной деятельности "Грамматей" для начальной школы (общеинтеллектуальной направленности). В программе содержится календарно-тематическое планирование на четыре года занятий с указанием форм и видов деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Грамматей" для начальной школы (общеинтеллектуальная направленность)»











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности


«ГРАМОТЕЙ»


Срок реализации программы -  4 года

Количество часов по программе – 135 ч., в неделю – 1ч.

Класс – 1 -4

Возраст обучающихся – 6,5 – 11 лет







Составитель: учитель начальных классов

Алабушева Светлана Михайловна

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Грамотей» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.

Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.

Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

У младших школьников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка.

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.



СТРУКТУРА КУРСА

1кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

Методические  принципы:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая (внеаудиторная);

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология  обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.


























Календарно – тематический план и содержание

курса «Грамотей. Путешествия в Страну Слов» в 1 классе


«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ»

Тема

Виды деятельности

Форма проведения

Дата

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

 Разыгрывание немых сцен.

Сказка «Мир без слов».

Звукоподражание и «теория  ням-ням».

Игры: «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Занятие - игра


2

В страну слов. Первые встречи.

Игры: «Слова – братья», «Эстафета».

Разгадывание загадок.

Сценка «Кто лишний».

Головоломка «Ягоды».

Рассказ «Снежные слова».

Занятие - игра


3

-

4

К тайнам волшебных слов.

 Сказка «Волшебные слова».

Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Занятие - игра


5

Выбор друзей в Стране Слов

Сказка «Игры гномов».

Игры: «Доброе – злое», «Только хорошее».

Конкурс на внимание и чистописание.

Парад Добрых слов.

Занятие-конкурс


6

К несметным сокровищам Станы Слов.

 Головоломка «Сколько родственников».

Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка.

Знакомство с толковым словарём.

Конкурс на лучшее толкование слов.  

Игры: «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Занятие-лекция.

Занятие – исследование.


7

Чудесные превращения слов.

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась».

Игры: «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Творческое занятие.


8

-

9

В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

Знакомство с орфографическим словарём.

Пирамида «Всё на А».

Сказка «Кутерьма».

Игры: «Волшебный колодец», «Помоги Р».


Занятие – исследование.

Занятие – игра.


10

К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок.

Тренировочные упражнения в произнесении звуков.

Сказка «Лесной карнавал».

Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Занятие-тренинг.


11

Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать».

Тайна госпожи Радуги.

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Игра «Исправь ошибку художника».

Занятие – наблюдение.


12

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать.

Головоломка «Заколдованные слова».

Занятие –исследование.


13

В  глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита.

Разгадывание ребусов.

Занятие – лекция.


14

В Королевстве ошибок.

Сочинение сказки.

Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок.

Игра «Волшебная яблоня».

Разыгрывание ситуаций.

Занятие-наблюдение.


15

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки».

Хоровое декларирование.

Разгадывание головоломки.

Игра с мячом «Продолжи слово».

Занятие – игра.


16

Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам.

Игры: «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».

Рассказ учителя о речи.

Занятие-тренинг.


17

В удивительном городе Неслове.

Работа со словарём.

Инсценирование рассказа «Незнакомое слово».

Игры: «Преврати буквы в слова», «Угадай слово».

Разгадывание загадок.

Головоломка «Перекрёсток».

Занятие – исследование.


18

-

19

Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов.

Многозначные слова.

Угадывание слов по их значению.

Разыгрывание сценок.

Головоломка.

Слова – синонимы.

Занятие – игра.


20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы.

Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

Инсценирование рассказов.

Головоломка.

Занятие – наблюдение.


21

-

22

На карнавале слов

Рассказ учителя о словах-двойниках.

Слова – омофоны.

Прослушивание стихов и работа по их содержанию.

Игры со словами – двойниками.

Занятие – исследование. Занятие – игра.


23

В Театре близнецов

Головоломка «Начни и закончи К».

Работа со словарём.

 Шутки – каламбуры.

Сценки «Есть», «Чей нос».

Конкурс загадок.

Занятие – конкурс.


24

Конкурс знатоков.

Правила «Узелки на память».

Кроссворд «Конкурс знатоков».

Головоломка «дай толкование каждому слову».

Игры с омонимами, омофонами.

Занятие – наблюдение.


25

Новое представление

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко».

Слова – синонимы (рассказ учителя).

Сценка «Твёрдый знак».

Игра «Найди друзей».

Творческое занятие.


26

Необычный урок.

Головоломка «Все слова на А».

Слова – антонимы (рассказ учителя).

Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Занятие – игра.


27

Следопыты развлекают гостей.

«Узелки на память» (повторение правил).

Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами.

Прослушивание сказок, рассказов.

Занятие – исследование.


28

В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А».

Подбор синонимов и антонимов.

Игра в омонимы.

Занятие – игра.


29

-

30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Рассказ учителя о родственных словах.

Игра «Замечательный сад».

Подбор родственных слов.

Сказка «Вот так родственники!».

Работа со словообразовательным словарём.

Разгадывание ребусов.

Тавтология.

Игра «Домино».

Занятие-проект


31

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя).

В «музее» древних слов.

Занятие – лекция.


32

Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах.

Игра «Угадай-ка».

Узелки на память.

Головоломка «Вгостилёт».

Занятие – наблюдение.


33

Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад.

Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам.

Инсценирование рассказов.



Занятие - игра







Предметные результаты освоения курса «Грамотей»

к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.  

Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. 
Делить слова на слоги.                                                                                                             

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                 

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.















Календарно – тематический план и содержание

курса «Грамотей. Секреты орфографии » во 2 классе


Тема

Виды деятельности

Форма проведения

Дата

1

Как обходились без письма?

Рассказ учителя «А начинали всё медведи».

Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга».

Сигналы – символы.

Легенда о Тесее.

Заучивание песенок –«напоминалок».

Занятие – игра.


2

Древние письмена

Рисуночное письмо.

Игра «Угадай символ».

Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

Иероглифы -  «священные знаки»

Занятие – игра.


3

Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки.

Финикийский алфавит.

Греческий алфавит.  

Кириллица или глаголица?

Творческое задание

«Придумай свой алфавит».

Творческое задание.


4

-

5

Меня зовут Фонема

Звуки-смыслоразличители.

Игра «Наперегонки».

Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».

Фонемы гласные и согласные.

Игры с фонемами.

Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Занятие-игра


6

-

8

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки».

Звонкие и глухие «двойняшки».

Игра «Строим дом».

О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия».

Звонкие и глухие «одиночки».

Твёрдые и мягкие фонемы.

Таинственная буква.

Буква - подсказчица.

Буква – помощница.

Буквы – актёры.

Творческое занятие.


9

«Ошибкоопасные» места

«Зеркальные и не зеркальные слова».

Кому нужна зоркость?

Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Орфографическая зоркость.

Тренировочные упражнения.

Занятие - тренинг


10

Тайны фонемы

Чередование фонем.

Ключ к тайнам фонемы.

Заучивание песенки - «запоминалки».

Занятие – исследование.


11 - 12

Опасные согласные

Звуки – «волшебники» сонорные звуки.

Согласные в слабой и сильной позиции.

Сомнительный согласный.

Игра «Опасные соседи».

Тренировочные упражнения

«Кто последний?»

Звуки «живут» по закону: составление «Свода законов».

Занятие исследование.

Занятие- тренинг.


13

На сцене - гласные!

Добрый «волшебник» - ударение.

Игра «Поставь ударение».  

Гласные без хлопот!

Занятие-тренинг.


14

-

15

«Фонемы повелевают буквами»

Фонемное правило.

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Добро пожаловать, ь!

Въезд воспрещён, но … не всегда!

Игры со словами.

Разгадывание ребусов.

Тренировочные упражнения.

Практическое занятие.


16

Ваши старые знакомые

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

Тренировочные упражнения.

Занятие-тренинг.


17 - 18

Правила о непроизносимых согласных

Песенки - «напоминай-ки».

Тренировочные упражнения.

Нефонемное правило.

Игра «Вставь слова».

Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Практическое занятие.


19 - 20

Волшебное средство – «самоинструкция»

Знакомство с термином «самоинструкция».

Правила составления самоинструкции.

Работа по составлению самоинструкции.

Работа по самоинструкции.

Игра «Засели домик».

Тренировочные упражнения.

Игра «Найди подходящий транспорт».

Краткий пересказ.

Занятие-игра


21

Строительная работа морфем

Виды памяти.

Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений.

Зарядка для развития памяти.

Разучивание песенки «напоминалки».

План пересказа.

Занятие-тренинг


22 - 23

Где же хранятся слова?

«Строительные блоки» для морфем.

Приставкины «смыслиночки».

Игра «Образуй слова».

«Смыслиночки» суффиксов.

«Смыслиночки» окончания.

Занятие-игра. Практическое занятие.


24 - 25

Поговорим обо всех приставках сразу.

Копилки слов.

Как найти слово в словаре?

Лингвистика – наука о языке.

Работа со словарями.

Практическое занятие.


26 - 27

Слова – «родственники»

Игры с приставками.

Много ли на свете приставок.

Работа со стихотворением С. Есенина.

Правила написания приставок.

Секрет безошибочного письма.

Тренировочные упражнения.

Опасные согласные в приставках.

«Нарушители» правил.

Коварная приставка -с.

Самые трудные (пре- и при-).

Песенка – «напоминай-ка».

Игры и упражнения с приставками.

Занятие исследование.

Занятие- тренинг. Практическое занятие.


28 - 30

Кто командует корнями?

Корни и корни-уродцы.

Секреты родственных слов.

Игра «Третий лишний».

Игра «Кто больше?».

Работа с текстом.

Тренировочные упражнения.

Занятие-игра. Практическое занятие


31 - 32

«Не лезьте за словом в карман!»

Чередование гласных в корне.

Полногласные и неполногласные сочетания.

Игра «Узнай их в лицо».

Тренировочные упражнения.

Работа с текстами.

Орфограмма с девчачьим именем.

Командуют гласные.

Командуют согласные.

Командует ударение.

Командует смысл.

Занятие исследование.

Практическое занятие


33

«Пересаженные» корни

Корень и главное правило.

Изменяем форму слова.

Игра «Словесный мяч».

Непроверяемые гласные.

Проверочные слова.

Игра – собирание слов.

Пересказ текста.

Тренировочные упражнения.

Старые знакомцы.

Откуда пришли знакомые слова.

Работа со словарём.

Тренировочные упражнения.

Занятие-тренинг


34

Итоговое занятие

КВН «Грамотей»

Занятие-конкурс.


















Предметные результаты освоения курса «Грамотей»

к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.

Признаки родственных слов.

Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги.

Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем.

Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Пересказать текст.





























Календарно – тематический план и содержание

курса «Грамотей. Занимательное словообразование» в 3 классе


Тема

Виды деятельности

Форма проведения

Дата

1

Сказочное царство слов

Беседа о красоте и богатстве народной речи.

Устное народное творчество - показатель богатства русского языка, народной фантазии, мудрости народа.

Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Занятие-беседа. Занятие конкурс.


2

- 3

Путешествие в срану Слов.

Знакомство с тематическими группами слов.

Игра «Слова- братья».

Составление тематического словаря о грибах.

Игра «Эстафета».

Разгадывание загадок.

Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова».

Игра « Найди лишнее слово».

Практическое занятие. Занятие – игра.


4

- 5

Чудесные превращения слов

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.

Игра «Найди заблудившуюся букву».

Игра «Грустные превращения».

Шарады.

Рассказ – загадка.

Творческое занятие.


6

-

7

В гостях у слов- родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов.

Подбор родственных слов с заданным корнем.

Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников.

Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.

Выбор из стихотворений слов- родственников.

Практическое занятие.


8

-

9

Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».

Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».

Игра «Умеете ли вы здороваться?».

Работа с текстами на данную тему.

Занятие-беседа.

Практическое занятие.


10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами.

Выбор из текста древних слов.

Творческая работа.

Объяснение устаревших слов.

Занятие-наблюдение.

Практическое занятие.


11 - 12

Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»

Неологизмы в русском языке.

Нахождение неологизмов в текстах.

Игра «Угадай-ка».

Занятие-наблюдение. Занятие – игра.


13

Встреча с зарубежными друзьями

Знакомство с заимствованными словами.  

Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы».

Работа над стихотворением С. Я. Маршака.

Признаки слов – пришельцев.

Игра «Шесть и шесть».

Занятие-наблюдение. Занятие – игра.


14 - 15

Синонимы в русском языке.

Знакомство со словами- синонимами.

Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».

Беседа «Что обозначают слова- синонимы».

Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Практическое занятие.


16 - 17

Слова- антонимы.

Знакомство со словами – антонимами.

Случаи употребления антонимов в русском языке.

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».

Работа над стихотворением В. Орлова «Спор».

Игра «Подбери нужные слова».

Работа над подбором слов- антонимов.

Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Практическое занятие.

Занятие –наблюдение. Творческое занятие


18

Слова- омонимы

Омонимы в русском языке и их роль.

Работа над рассказом И. Туричина «Есть».

Игра «Докажите…».

Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Занятие-наблюдение. Занятие-игра.


19

Крылатые слова.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке.

Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  

Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Занятие-беседа. Практическое занятие.


20

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки».

Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

Игра « Произноси правильно».

Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Занятие-игра.


21 - 22

В стране Сочинителей

Работа с загадками.

Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.

Конкурс загадок в рисунках.

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Беседа о рифмах.

Творческое занятие.


23 - 24

Искусство красноречия

Знакомство с понятием «красноречие».

Чтение образцовых текстов и их анализ.

Пересказы.

Собственные упражнения в создании разных речей.

Занятие-беседа. Практическое занятие.


25

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Практическое занятие.

Занятие-конкурс.


26 - 27

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.

Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.

Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах.

Выборочный диктант.

Сказка о словарных словах.

Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Практическое занятие.


28 - 29

Анаграммы и  метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы.

Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Занятие-наблюдение. Творческое занятие.


30 - 31

Шарады и логогрифы

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов.

Составление и разгадывание шарад и логогрифов.

Иллюстрирование  слов- ответов.

Занятие-игра.


32

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен.

Творческая работа «Нарисуй свое имя».

Дидактическая игра «Составь имя».

Занятие-беседа. Творческое занятие.


33

Занимательное словобразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».

Шарады.

Занятие-игра.


34

Итоговое занятие

КВН «Грамотей»

Занятие-конкурс











Предметные результаты освоения курса «Грамотей»

к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

      Правила правописания слов с изученными орфограммами.
     Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
     Главные члены предложения.
     Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

      Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
     Разбирать предложения по членам предложения.
     Обозначать на письме интонацию перечисления.
     Разбирать слова по составу.
     Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
     Писать правильно слова с удвоенными согласными.
     Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
     Определять число, время глаголов.
     Писать НЕ с глаголами.
     Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
     Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
     Составлять рассказы по картинке.























Календарно – тематический план и содержание

курса «Грамотей. Занимательная лингвистика» в 4 классе


Тема

Виды деятельности

Форма проведения

Дата


Фонетика и орфоэпия


1

Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения.

Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».

Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Занятие-проект


2

Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».

Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Занятие-лекция.


3

Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.

Рассказ учителя об отличии «буквы»  от «звука».

Составление транскрипций.

Практическое занятие.


4

Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».

Развитие фонематического слуха.

Практическое занятие.


5

Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.

Знакомство с произношением слов «банты» и «шарфы».

Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Занятие-игра.


6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.

Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

Правильная постановка ударений в словах.

Занятие-проект.


7

Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях».

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.

Познакомить с образованием звукоподражаний.

Сравнение звукоподражаний разных  языков.

Развитие культуры речи.

Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Практическое занятие.

Занятие-игра.



Лексикология


8

Имена вещей.

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов.

Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Практическое занятие.


9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов.

Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи.

Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей.

Обучение умению пользоваться различными словарями.

Практическое занятие.


10

В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами.

Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова.

Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Занятие-наблюдение.

Практическое занятие.


11

Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов.

Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Занятие-проект.


12

Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря.

Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии.

Работа с толковыми словарями.  

Игра «Прямое и переносное значение слов».

Занятие-наблюдение.

Практическое занятие.


13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря.

Работа с различными этимологическими и историческими  словарями.

Определение первоисточников слова.

Занятие-наблюдение.

Практическое занятие.


14

Об одном и том же - разными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов.

Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Занятие-проект.


15

Как возникают названия.

Развитие речевых умений.

Беседа о главных функциях языка.

Вводится понятие «система номинации».

Работа с этимологическими и историческими словарями.

Занятие-беседа.

Практическое занятие.


16

Слова – антиподы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах».

Вводится понятие «антонимы».

Работа с пословицами и поговорками.  

Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Практическое занятие.


17

Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний.

Вводится понятие «фразеологические обороты».

Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Занятие-исследование. Практическое занятие.


18

Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов.

Вводится понятие «устойчивые обороты».

Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Занятие-исследование. Практическое занятие.


19

Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.

Работа со словарем.

Сравнение значения слов.

Занятие-проект.


20

-

21

«Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина.

Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».

Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Занятие-исследование.

Практическое занятие.

Этап долгосрочного проекта (начало).


22

-

23

Мы говорим его стихами.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  

Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Творческое занятие.

Этап долгосрочного проекта.


24

-25

Слова, придуманные писателями.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина.

Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  

Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Занятие-исследование.

Этап долгосрочного проекта


26 - 27

Слова уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов.

Знакомство со словами- новичками.  

Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи.

Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Занятие-исследование.

Этап долгосрочного проекта


28

Словарь языка Пушкина.

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина».

Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».

Беседа о значении этого  словаря.

Работа со  словарем.

Творческое занятие.

Этап долгосрочного проекта (завершение).


29

Смуглая Чернавка.

Рассматривается особенность древнерусских имен.

Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина.

Показать значение древнерусских имен.

Занятие-наблюдение.


30

Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке.

Знакомство с наукой «антропонимика».

Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Занятие – проект.


31

Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», с  традиционными кличками животных на Руси.

Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных.        

Работа со словарями.

Практическое занятие. Творческое занятие.


32 - 33

Словарь- грамотей.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.

Беседа о значении орфографического словаря.

Работа с орфографическим словарем.

Занятие-проект.


34

Итоговое занятие «Мы любим русский язык!»

Краткое подведение итогов.

Награждение победителей конкурсов и проектов.

Концертная программа.

Занятие-утренник.



















Предметные результаты освоения курса «Грамотей»

к концу 4-го класса



Обучающиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Обучающиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!