РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Выращивание растений методом гидропоники»
Программу разработала: учитель биологии Будниц Марина Владимировна
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие практических умений, исследовательских навыков, применения полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях исследовательских работ.
Программа рассчитана на школьников 6-9 классов. Данный курс реализуется за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана школы. Настоящая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 часа в неделю. Программой предусмотрена практическая работа по выращиванию растений без почвы, в воде с добавлением специальных удобрений. В ходе работы обучающиеся наблюдают, сравнивают, анализируют, проводят исследования, способствующие расширению знаний из различных областей биологии, развитию мышления, межпредметных знаний. В разработанной программе 24 часа уделяется практической работе с исследуемыми образцами растений. Детьми приобретаются навыки выращивания растений на различных субстратах гидропонным способом, а также умения планировать исследование, ставить цель, выдвигать и проверять гипотезу.
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)
В данной программе учитель выступает в роли консультанта, который только сопровождает юного исследователя на протяжении всей работы. Учитель объясняет теоретический материал, подготавливает оборудование для работы и проведения эксперимента, объясняет план работы. Далее учитель только сопровождает участников во время исследования.
Цель курса: создание условий для успешного овладения практическими навыками исследовательской деятельности при изучении выращивания растений гидропонным способом.
Задачи курса:
1. Приобрести опыт использования практических методов в биологии и проведения биологических экспериментов для изучения возможных способов выращивания растений;
2. Формировать основы экологической грамотности школьников, основ рационального ведения сельского хозяйства;
3. Показать значение полученных знаний и навыков для пользы человека и технического прогресса;
4. Формировать навыки планирования исследовательской деятельности, формулировке цели, задач, гипотезы, описанию основных шагов по достижению поставленной цели;
5. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
6. Развивать умения анализировать информацию, творческие способности, конструкторские умения, коммуникативные навыки;
7. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом.
Формы и методы реализации программы:
Эффективными формами методами организации обучения являются практические работы как коллективные, так и индивидуальные (под руководством учителя). В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: лабораторный практикум, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, в том числе с использованием ИКТ. На занятиях отводится время для изучения правил ТБ, формирования умений пользоваться инструментами и растворами удобрений.
По окончании курса предполагается участие в научно-практических конференциях и конкурсах естественно-научного направления.
Планируемые результаты
Личностные
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
Метапредметные
- овладение умениями выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- приобретение навыков исследовательской деятельности, навыков поиска, сбора информации.
Предметные
- изучение технологии выращивания рассады на гидропонике, овладеют техникой и способами посева, пикировки и высадки рассады в гидропонную систему;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием различных источников информации;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- знание правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- знание правил работы с лабораторным оборудованием.
Учащиеся получат умения и навыки по выращиванию разных культур в защищённом грунте на гидропонных установках, научатся применять методы беспочвенного выращивания растений.
Содержание программы:
1. Методы беспочвенного выращивания растений (8 часов)
Изучаются способы беспочвенного питания растений: аэропоника, гидропоника. Знакомство с техникой беспочвенного питания растений, преимуществами, значением для сельского хозяйства. Знакомство с оборудованием для беспочвенного питания растений, применяемыми субстратами, растворами удобрений.
2. Выращивания растений методом гидропоники (12 часов)
Выращивание растений методом гидропоники. Отбор семян, их проращивание, отбор проростков. Приготовление растворов удобрений. Сборка и уход за гидропонной установкой. Уход и наблюдение за ростками.
3. Подготовка к исследовательской конференции (8 часов)
Умения анализировать полученные результаты, выделять главное, составлять план выступления, презентации. Репетиция научного доклада.
4. Весенние работы (6 часов)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.
Учебно-тематический план:
№ | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Методы беспочвенного выращивания растений | 8 | 7 | 1 |
2 | Выращивания растений методом гидропоники | 12 | 0 | 12 |
3 | Подготовка к исследовательской конференции | 8 | 3 | 5 |
4 | Весенние работы | 6 | 0 | 6 |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
Тематическое планирование:
№ | Тема занятий | Количество часов | Содержание |
1. Методы беспочвенного выращивания растений (8 часов). |
1 | Инструктаж по ТБ. Понятие о беспочвенном питании растений. | 1 | Проведение инструктажа по технике безопасности при работе в кабинете биологии. Понятие о беспочвенном питании растений. |
2 | Аэропоника. | 1 | Знакомство с методом беспочвенного выращивания растений - аэропоникой. |
3 | Гидропоника. | 1 | Знакомство с методом беспочвенного выращивания растений – гидропоникой. |
4 | Субстраты, применяемые в гидропонике. | 1 | Ознакомление с наполнителями для использования в гидропонике. |
5 | Минеральные субстраты. | 1 | Ознакомление с минеральными субстратами, применяемые в гидропонике. |
6 | Органические субстраты. | 1 | Ознакомление с органическими субстратами, применяемые в гидропонике. |
7 | Подготовка субстратов для исследования. | 1 | Подготовка субстратов: минеральной ваты и джута для исследования. |
8 | Растворы удобрений, применяемые в гидропонике. | 1 | Знакомство с растворами удобрений, применяемые в гидропонике. |
2. Выращивания растений методом гидропоники (12 часов) |
9 | Подготовка семян. | 1 | Обработка семян, сортировка, замачивание. |
10 | Приготовление растворов с удобрениями. | 1 | Приготовление растворов с удобрениями нужной концентрации. |
11 | Подбор и оценка качества проростков. | 1 | Подбор и оценка качества проростков. |
12 | Посадка проростков. | 1 | Раскладывание проросших семян на субстраты. Заполнение сосудов растворами. |
13 | Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости. | 1 | Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости. |
14 | Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости. | 1 | Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости. |
15 | Уход за оборудованием. | 1 | Техника выращивания растений на искусственных средах и уход за оборудованием. |
16 | Анализ и наблюдение за ростом растений. | 1 | Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах. |
17 | Анализ и наблюдение за ростом растений. | 1 | Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах. |
18 | Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости. | 1 | Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости. |
19 | Анализ и наблюдение за ростом растений. | 1 | Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах. |
20 | Анализ и наблюдение за ростом растений. | 1 | Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах. |
3. Подготовка к исследовательской конференции (8 часов) |
21 | Сбор и анализ результатов исследования. | 1 | Сбор и подробный анализ результатов исследования. |
22 | Сбор и анализ результатов исследования. | 1 | Сбор и подробный анализ результатов исследования. |
23 | Отбор данных для выступления. | 1 | Отбор полученных, в результате исследования, данных для выступления на конференции. |
24 | Составление плана выступления. | 1 | Отбор информации и составление плана выступления. |
25 | Создание презентации для конференции. | 1 | Создание презентации для конференции. |
26 | Репетиция доклада. | 1 | Репетиция научного доклада. |
27 | Репетиция доклада. | 1 | Репетиция научного доклада. |
28 | Подведение итогов работы. | 1 | Подведение итогов работы. |
4. Весенние работы (6 часов) |
29 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | 1 | Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов. |
30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | 1 | Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов. |
31 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. | 1 | Посадка семян на рассаду. |
32 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. | 1 | Уход за рассадой |
33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. | 1 | Уход за рассадой |
34 | Посадка рассады. | 1 | Высадка рассады на школьные клумбы |
Итого: 34 часа |
Информационно- методическое обеспечение
Учебно-методический комплекс:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.
Дополнительные пособия для учащихся и учителя:
1. Википедия. Гидропоника. [Электронный ресурс]. – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
2. Гидроном. Питательный раствор для гидропоники. [Электронный ресурс]. – URL https://gidronom.ru/uroki/uroki-nachinaiushchego/938-pitatelnyj-rastvor-dlja-gidroponiki.html
3. Прогрессивное растениеводство. Выращивание растений без грунта при помощи питательных растворов. [Электронный ресурс]. – URL https://gogrow.club/news/groufaq/gidroponika/vyraschivanie-rasteniy-bez-grunta-pri-pomoschi-pitatelnyh-rastvorov-r320/
4. Промгидропоника. 10 советов начинающему гидропонисту. [Электронный ресурс]. – URL https://www.promgidroponica.ru/soveti_nathinauhim
5. Чесноков В.А., Базырина Е.Н. «Выращивание растений без почвы», В.А. Чесноков, Е.Н. Базырина, Ленинград, Ленинградский университет, 1984 г. [Электронный ресурс]. - URLhttps://www.studmed.ru/view/chesnokov-va-i-dr-vyraschivanie-rasteniy-bez-pochvy_caaef9e9e90.html