СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по биологии "Выращивание растений методом гидропоники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на школьников 6-9 классов. Данный курс реализуется за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана школы. Настоящая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 часа в неделю. Программой предусмотрена практическая работа по выращиванию растений без почвы, в воде с добавлением специальных удобрений.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по биологии "Выращивание растений методом гидропоники"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Выращивание растений методом гидропоники»

Программу разработала: учитель биологии Будниц Марина Владимировна



Пояснительная записка

Программа направлена на развитие практических умений, исследовательских навыков, применения полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях исследовательских работ.

Программа рассчитана на школьников 6-9 классов. Данный курс реализуется за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана школы. Настоящая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 часа в неделю. Программой предусмотрена практическая работа по выращиванию растений без почвы, в воде с добавлением специальных удобрений. В ходе работы обучающиеся наблюдают, сравнивают, анализируют, проводят исследования, способствующие расширению знаний из различных областей биологии, развитию мышления, межпредметных знаний. В разработанной программе 24 часа уделяется практической работе с исследуемыми образцами растений. Детьми приобретаются навыки выращивания растений на различных субстратах гидропонным способом, а также умения планировать исследование, ставить цель, выдвигать и проверять гипотезу.

Рабочая программа составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)

В данной программе учитель выступает в роли консультанта, который только сопровождает юного исследователя на протяжении всей работы. Учитель объясняет теоретический материал, подготавливает оборудование для работы и проведения эксперимента, объясняет план работы. Далее учитель только сопровождает участников во время исследования.

Цель курса: создание условий для успешного овладения практическими навыками исследовательской деятельности при изучении выращивания растений гидропонным способом.

Задачи курса:

1. Приобрести опыт использования практических методов в биологии и проведения биологических экспериментов для изучения возможных способов выращивания растений;

2. Формировать основы экологической грамотности школьников, основ рационального ведения сельского хозяйства;

3. Показать значение полученных знаний и навыков для пользы человека и технического прогресса;

4. Формировать навыки планирования исследовательской деятельности, формулировке цели, задач, гипотезы, описанию основных шагов по достижению поставленной цели;

5. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);

6. Развивать умения анализировать информацию, творческие способности, конструкторские умения, коммуникативные навыки;

7. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом.

Формы и методы реализации программы:

Эффективными формами методами организации обучения являются практические работы как коллективные, так и индивидуальные (под руководством учителя). В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: лабораторный практикум, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, в том числе с использованием ИКТ. На занятиях отводится время для изучения правил ТБ, формирования умений пользоваться инструментами и растворами удобрений.

По окончании курса предполагается участие в научно-практических конференциях и конкурсах естественно-научного направления.

Планируемые результаты

Личностные

- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

Метапредметные

- овладение умениями выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

- умение работать с различными источниками информации;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- приобретение навыков исследовательской деятельности, навыков поиска, сбора информации.

Предметные

- изучение технологии выращивания рассады на гидропонике, овладеют техникой и способами посева, пикировки и высадки рассады в гидропонную систему;

- определение роли биологии в практической деятельности человека;

- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием различных источников информации;

- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- знание правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- знание правил работы с лабораторным оборудованием.

Учащиеся получат умения и навыки по выращиванию разных культур в защищённом грунте на гидропонных установках, научатся применять методы беспочвенного выращивания растений.

Содержание программы:

1. Методы беспочвенного выращивания растений (8 часов)

Изучаются способы беспочвенного питания растений: аэропоника, гидропоника. Знакомство с техникой беспочвенного питания растений, преимуществами, значением для сельского хозяйства. Знакомство с оборудованием для беспочвенного питания растений, применяемыми субстратами, растворами удобрений.

2. Выращивания растений методом гидропоники (12 часов)

Выращивание растений методом гидропоники. Отбор семян, их проращивание, отбор проростков. Приготовление растворов удобрений. Сборка и уход за гидропонной установкой. Уход и наблюдение за ростками.

3. Подготовка к исследовательской конференции (8 часов)

Умения анализировать полученные результаты, выделять главное, составлять план выступления, презентации. Репетиция научного доклада.

4. Весенние работы (6 часов)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.



Учебно-тематический план:

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Методы беспочвенного выращивания растений

8

7

1

2

Выращивания растений методом гидропоники

12

0

12

3

Подготовка к исследовательской конференции

8

3

5

4

Весенние работы

6

0

6


Итого:

34

10

24



Тематическое планирование:

Тема занятий

Количество часов

Содержание

1. Методы беспочвенного выращивания растений (8 часов).

1

Инструктаж по ТБ. Понятие о беспочвенном питании растений.

1

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе в кабинете биологии. Понятие о беспочвенном питании растений.

2

Аэропоника.

1

Знакомство с методом беспочвенного выращивания растений - аэропоникой.

3

Гидропоника.

1

Знакомство с методом беспочвенного выращивания растений – гидропоникой.

4

Субстраты, применяемые в гидропонике.

1

Ознакомление с наполнителями для использования в гидропонике.

5

Минеральные субстраты.

1

Ознакомление с минеральными субстратами, применяемые в гидропонике.

6

Органические субстраты.

1

Ознакомление с органическими субстратами, применяемые в гидропонике.

7

Подготовка субстратов для исследования.

1

Подготовка субстратов: минеральной ваты и джута для исследования.

8

Растворы удобрений, применяемые в гидропонике.

1

Знакомство с растворами удобрений, применяемые в гидропонике.

2. Выращивания растений методом гидропоники (12 часов)

9

Подготовка семян.

1

Обработка семян, сортировка, замачивание.

10

Приготовление растворов с удобрениями.

1

Приготовление растворов с удобрениями нужной концентрации.

11

Подбор и оценка качества проростков.

1

Подбор и оценка качества проростков.

12

Посадка проростков.

1

Раскладывание проросших семян на субстраты. Заполнение сосудов растворами.

13

Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости.

1

Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости.

14

Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости.

1

Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости.

15

Уход за оборудованием.

1

Техника выращивания растений на искусственных средах и уход за оборудованием.

16

Анализ и наблюдение за ростом растений.

1

Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах.

17

Анализ и наблюдение за ростом растений.

1

Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах.

18

Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости.

1

Уход за проростками. Добавление растворов в ёмкости.

19

Анализ и наблюдение за ростом растений.

1

Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах.

20

Анализ и наблюдение за ростом растений.

1

Анализ и наблюдение за ростом растений на различных субстратах.

3. Подготовка к исследовательской конференции (8 часов)

21

Сбор и анализ результатов исследования.

1

Сбор и подробный анализ результатов исследования.

22

Сбор и анализ результатов исследования.

1

Сбор и подробный анализ результатов исследования.

23

Отбор данных для выступления.

1

Отбор полученных, в результате исследования, данных для выступления на конференции.

24

Составление плана выступления.

1

Отбор информации и составление плана выступления.

25

Создание презентации для конференции.

1

Создание презентации для конференции.

26

Репетиция доклада.

1

Репетиция научного доклада.

27

Репетиция доклада.

1

Репетиция научного доклада.

28

Подведение итогов работы.

1

Подведение итогов работы.

4. Весенние работы (6 часов)

29

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

1

Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов.

30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

1

Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов.

31

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними.

1

Посадка семян на рассаду.

32

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними.

1

Уход за рассадой

33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними.

1

Уход за рассадой

34

Посадка рассады.

1

Высадка рассады на школьные клумбы

Итого: 34 часа



Информационно- методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс:

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.

Дополнительные пособия для учащихся и учителя:

1. Википедия. Гидропоника. [Электронный ресурс]. – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

2. Гидроном. Питательный раствор для гидропоники. [Электронный ресурс]. – URL https://gidronom.ru/uroki/uroki-nachinaiushchego/938-pitatelnyj-rastvor-dlja-gidroponiki.html

3. Прогрессивное растениеводство. Выращивание растений без грунта при помощи питательных растворов. [Электронный ресурс]. – URL https://gogrow.club/news/groufaq/gidroponika/vyraschivanie-rasteniy-bez-grunta-pri-pomoschi-pitatelnyh-rastvorov-r320/

4. Промгидропоника. 10 советов начинающему гидропонисту. [Электронный ресурс]. – URL https://www.promgidroponica.ru/soveti_nathinauhim

5. Чесноков В.А., Базырина Е.Н. «Выращивание растений без почвы», В.А. Чесноков, Е.Н. Базырина, Ленинград, Ленинградский университет, 1984 г. [Электронный ресурс]. - URLhttps://www.studmed.ru/view/chesnokov-va-i-dr-vyraschivanie-rasteniy-bez-pochvy_caaef9e9e90.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!