СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по самбо

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самбо является составной частью национальной культуры нашей страны и одним из универсальных средст физического воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по самбо»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»



Рассмотрена на заседании МОпротокол №1 от31.08.2023г.

Согласована на заседании педсовета протокол №1 от 31.08.2023г.

Введена в действие приказом № 350 от 31.08.2023г.

Руководитель МО___________Салахова Г.А.


Руководитель МС____________Шульга И.В.

Директор школы_______Полякова Т.Ю.









Программа внеурочной деятельности

«Физическая культура» (3-ий час) «Самбо»

спортивно-оздоровительной направленности

для обучающихся 2 класса


Составители: учитель физической культуры Салахова Г.А.


2023-2024

г. Губкинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса разработана с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в соответствии с рекомендациями по формированию учебных планов образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы начального общего образования и формированию планов внеурочной деятельности образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы начального общего образования на 2023-2024 учебный год.

Актуальность программы.

Самбо является составной частью национальной культуры нашей страны и одним из универсальных средств физического воспитания. Самбо как вид спорта и система самозащиты имеют большое оздоровительное и прикладное значение, так как отводят важнейшую роль обеспечению подлинной надежной безопасности для здоровья и жизни занимающихся. Самбо, как система, зародившаяся в нашей стране, обладает мощным воспитательным эффектом, которая базируется на истории создания и развитии самбо, героизации наших соотечественников, культуре и традициях нашего народа, его общего духа, сплоченности и стремлении к победе, что будет способствовать их патриотическому и духовному развитию.

Средства самбо способствуют гармоничному развитию и укреплению здоровья обучающихся, комплексно влияют на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая их функциональный уровень, а также являются важным средством профилактики травматизма.

При реализации модуля «Самбо» владение различными техниками самбо обеспечивает у обучающихся воспитание всех физических качеств и развивает такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, самостоятельность, приобретение эмоционального, психологического комфорта и залога безопасности жизни.

Практическая значимость. Программа внеурочной деятельности «Физическая культура» (3- ий час) «Самбо» ориентирована на овладение навыков борьбы в сопутствии с укреплением здоровья каждого учащегося в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС. Курс внеурочной деятельности призвана оказать помощь в подготовке учащихся к выполнению норм ВФСК «ГТО», положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через участие в предлагаемых внеурочных занятиях форме тренировок, соревнований, событийных мероприятий, праздников, фестивалей.. Подготовка и непосредственно выполнение тестов ГТО позволит более качественно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс или регресс), понимать его причины. Регулярные занятия физическими упражнениями и вовлечение подростков в осознанное ведение здорового образа жизни будут фундаментом, для укрепления здоровья населения России.

Целью изучения модуля «Самбо» является обучение самбо как базовому жизненно необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств самбо.

Задачами изучения модуля «Самбо» являются:

  • всестороннее гармоничное развитие обучающихся, увеличение объёма их двигательной активности;

  • укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения средствами самбо;

  • формирование жизненно важных навыков самостраховки и самозащиты и умения применять их в различных жизненных ситуациях;

  • формирование общих представлений о самбо, его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся;

  • обучение основам техники самбо, безопасному поведению на занятиях в спортивном зале, на открытых плоскостных сооружениях, в бытовых условиях и в критических ситуациях;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами самбо с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

  • воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами самбо, в том числе, для самореализации и самоопределения;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами самбо;

  • популяризация самбо, как вид спорта и системы Самозащиты в общеобразовательных организациях, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям самбо в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, в частности самбо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

В результате изучения модуля «Самбо» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

  • становление ценностного отношения к истории и развитию самбо в России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

  • формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

  • проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

  • стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

  • проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий самбо на их показатели.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения модуля «самбо» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

К концу обучения в 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять анализ выполненных действий, выделять необходимую информацию;

  • активно включаться в процесс выполнения заданий;

  • выражать творческое отношение к выполнению заданий.

  • знание и умение правильно выполнять основные технические элементы группировки, приёмы самостраховки в различных вариантах, из различных исходных положений, в любую сторону;

Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:

  • уметь слушать и слышать, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами;

  • уметь решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы.

  • управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • выполнять технические действия самбо по образцу учителя (лучшего обучающегося), анализировать собственные действия, корректировать действия с учётом допущенных ошибок;

  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств;

  • способность к волевому усилию, оценка правильности выполнения двигательных действий.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс

Знания о самбо.

Разнообразие направлений самбо и их основные характеристики: спортивное самбо (женское, мужское), боевое самбо, пляжное самбо, прикладное самбо, демо самбо.

Общие сведения о самбо и их исторические особенности (борцовский ковер самбо, экипировка спортсмена, экипировка судьи).

Основные сведения о правилах самбо.

Игры и поединки по заданию на занятиях самбо.

Занятия самбо как средство укрепления здоровья, закаливания организма человека и развития физических качеств.

Режим дня при занятиях самбо.

Правила личной гигиены во время занятий самбо. Правильное питание самбиста.

Правила безопасного поведения при занятиях самбо в спортивном зале (в душе, раздевалке, местах общего пользования), на открытых площадках. Форма одежды для занятий самбо.

Способы самостоятельной деятельности.

Первые внешние признаки утомления во время занятий самбо. Способы самоконтроля за физической нагрузкой.

Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде (экипировке) для занятий самбо. Выбор и подготовка места для занятий самбо.

Правила использования спортивного инвентаря для занятий самбо.

Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений для занятий самбо.

Организация и проведение подвижных игр с элементами самбо во время занятий и активного отдыха.

Тестирование уровня физической подготовленности в самбо.

Физическое совершенствование.

Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на занятиях самбо.

Упражнения на развитие физических качеств, характерных для самбо.

Комплексы упражнений, формирующие двигательные умения и навыки, а также технико-тактические действия самбиста.

Специально-подготовительные упражнения самбо.

Акробатические элементы: различные виды перекатов, кувырков и переворотов.

Приёмы самостраховки: на спину перекатом, на бок перекатом, при падении вперёд на руки, на бок кувырком через плечо.

Упражнения для приёмов в положении лёжа: удержания, переворачивания.

Упражнения для бросков: выведения из равновесия, подножки.

Упражнения для тактики: подвижные игры, игры-задания.

Технико-тактические основы самбо: стойки, дистанции, захваты, перемещения.

Технические действия самбо в положении стоя. Выведение из равновесия: партнёра, стоящего на коленях, скручиванием, партнёра в упоре присев толчком и рывком, партнёра, стоящего на одном колене рывком.

Технические действия самбо в положении лёжа. Комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний.

Подвижные игры, в том числе с элементами единоборств (в парах, групповые, командные, с предметами и без них), эстафеты с учетом специализации самбо.

Учебные, тренировочные задания, игры с элементами единоборств, игры-задания, учебные схватки на выполнение изученных упражнений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • понимание значения самбо как средства повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека, а также обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;

  • умение преодолевать чувство страха перед выполнением сложно координационных упражнений из положения «стоя»;

  • умение характеризовать позиции, технические и тактические действия, относящиеся к самбо;

  • знание основных правил вида спорта самбо, правил участия в соревнованиях по самбо в учебной, тренировочной и соревновательной деятельности, этических норм участника соревнований;

  • знание и умение правильно выполнять основные технические элементы группировки, приёмы самостраховки в различных вариантах, из различных исходных положений, в любую сторону;

  • выполнять технические действия самбо по образцу учителя (лучшего обучающегося), анализировать собственные действия, корректировать действия с учётом допущенных ошибок;

  • владение правилами поведения и требованиями безопасности при организации занятий самбо в спортивном зале, на открытых плоскостных сооружениях в различное время года.

Клендарно-тематическоепланирование

2 КЛАСС


п/п

Темаурока

Кол-вочасов

Дата

ЦОР

План

Факт

1

Здоровый образ жизни. Что такое режим дня?

Правилаличнойгигиены.

1



http://sambo.ru/sambo/

2

Зарождение и развитие борьбы Самбо.

Упражнения на развитие физических качеств.

1



http://museumsport.ru/wheelofhistory/olympic-movement

3

Требования к технике безопасности на уроках Самбо. Стойки, дистанции, захваты, перемещения.

1



http://sambo.ru/sambo/

4

Строевыедействиявшеренгеиколонне. Упражнения на развитие физических качеств.

1



http://school-collection.edu.ru

5

Выполнениестроевых команд. Развитие координации.

1



http://school-collection.edu.ru

6

Самостраховка падение вперед на руки.

1



http://school-collection.edu.ru

7

Полосапрепятствийсэлементамилазаньяиперелазание,

1



http://school-collection.edu.ru

8

Самостраховка падение на спину.

Упражнения для бросков: выведения из равновесия.

1



http://sambo.ru/sambo/

9

Перекатнаспинуссамостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

10

Перекатвправо(влево)ссамостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

11

Полосапрепятствийсэлементамилазаньяиперелазание,

1



http://sambo.ru/sambo/

12

Упражнения на формирование «мышечного корсета» и увеличения подвижностисуставов.

1



http://sambo.ru/sambo/

13

Упражнения на формирование «мышечного корсета» и увеличения подвижностисуставов.

1



http://sambo.ru/sambo/

14

Упражнения для приёмов в положении лёжа: удержания, переворачивания

1



http://sambo.ru/sambo/

15

Упражнения для приёмов в положении лёжа: удержания, переворачивания

1



http://sambo.ru/sambo/

16

Подвижные игры и эстафеты с элементами страховки и единоборств

1



http://sambo.ru/sambo/

17

Подвижные игры и эстафеты с элементами страховки и единоборств

1



http://sambo.ru/sambo/

18

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов (Петушиные бои)

1



http://sambo.ru/sambo/

19

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов (Переталкивание)

1



http://sambo.ru/sambo/

20

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов (Борьба за набивной мяч)

1



http://sambo.ru/sambo/

21

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов (Борьба за набивной мяч)

1



http://sambo.ru/sambo/

22

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов (Осаливание)

1



http://sambo.ru/sambo/

23

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов (Игры с касаниями)

1



http://sambo.ru/sambo/

24

Упражнениявгруппировке;перекаты. Гимнастическиймост.

1



http://sambo.ru/sambo/

25

Упражнениявгруппировке;перекаты. Гимнастическиймост.

1



http://sambo.ru/sambo/

26

Кувырок вперед с самостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

27

Кувырок вперед с самостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

28

Кувырок вперед с самостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

29

Кувырокназад.

1



http://sambo.ru/sambo/

30

Кувырокназад.

1



http://sambo.ru/sambo/

31

Кувыроквпередчерезплечоссамостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

32

Кувыроквпередчерезплечоссамостраховкой.

1



http://sambo.ru/sambo/

33

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов

1



http://sambo.ru/sambo/

34

Специализированные подвижные игры в подготовке юныхборцов

1



http://sambo.ru/sambo/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34







ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Перечень спортивного оборудования и инвентаря для общеобразовательных учреждений

Наименование

1.

Ковер для самбо

2.

Щит баскетбольный игровой (комплект)

3.

Табло игровое

4.

Мяч баскетбольный №5 массовый

5.

Мяч футбольный №4 массовый

6.

Мяч волейбольный

7.

Мяч теннисный

8.

Насос для накачивания мячей с иглой

9.

Жилетки игровые

10.

Сетка для хранения мячей

11.

Конус игровой

12.

Стенка гимнастическая

13.

Скамейка гимнастическая

14.

Комплект матов гимнастических

15.

Бревно гимнастическое напольное

16.

Кронштейн навесной для канатов

17.

Канат для лазания 5м. (со страховочным устройством)

18.

Перекладина гимнастическая пристенная

19.

Коврик гимнастический

20.

Палка гимнастическая

21.

Обруч гимнастический

22.

Скакалка гимнастическая

23.

Перекладина навесная универсальная

24.

Снаряд «Доска наклонная»

25.

Эспандер универсальный

26.

Лестница координационная (12 ступеней)

27.

Комплект медболов

28.

Весы напольные

29.

Сантиметр мерный

30.

Аппаратура для музыкального сопровождения

31.

Персональный компьютер (ведение мониторингов и иныхдокументов)

32.

Аптечка медицинская

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гаткин, Е. Я. Самбо для начинающих / Е. Я. Гаткин. – М.: Астрель:

АСТ, 2007. – 224 с.: ил. – (Спорт).

  1. Гулевич, Д. И. Борьба самбо: метод. пособие / Д. И. Гулевич, Г. Н. Звягинцев. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Воениздат, 1973. – 176 с.: ил.

  2. Коротков И.И. Подвижные игры детей. [Текст]- М.: Знание, 1993. -

930 с.

  1. Самбо: справочник / Е. М. Чумаков [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Совет.спорт,2006. – 208с.

  2. Самбо:правиласоревнований/Всерос.федерациясамбо;авт.-сост.: С. В. Елисеев [и др.]. – М.: Совет.спорт, 2006. – 128с.

  3. Стоуроковборьбысамбо/подобщ.ред.Е.М.Чумакова.–3-еизд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 304 с.:ил.

  4. Эйгминас, П. А. Самбо: первые шаги / П. А. Эйгминас. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 112 с.:ил.

  5. Пономарев, В. В. Игровая технология активизации учебно- тренировочного процесса подготовки самбистов / В. В. Пономарев, В. Ф. Костычаков // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – №7

Электронныересурсы:

  1. История олимпийского образования [Электронный ресурс] / Библиотека Государственного музея спорта; - Режим доступа http://museumsport.ru/wheelofhistory/olympic-movement /свободный.

  2. История самбо [Электронный ресурс], http://sambo.ru/sambo/ -статья винтернете.

  3. Физическаякультуравшколе[Электронныйресурс]/Режимдоступа http://www.fizkulturavshkole.ru/ свободный.

  4. Cпортсмены – герои Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.minsport.gov.ru/ministry/structure/90-let-minsportu/4534/ свободный.

  5. Твой олимпийский учебник [Электронный ресурс] / учеб.пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России / http://www.olympic.ru/upload/documents/team/olympic-textbook/tou-25_blok.pdf

  6. Программно -методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе самбо [Электронный ресурс] /С.Е.

  7. Табаков, Е.В. Ломакина / под общ. Ред. В.Ш. Каганова/http://фцомофв.рф/projects/page36/page121/

  8. «Играю в баскетбол» [Электронный ресурс] / Электронный образовательный ресурс/http://eor-np.ru/node/209

  9. Интерактивноеэлектронноепособиепосамбо[Электронныйресурс]

  10. / С.В. Елисеев, С.А. Новик, С.Е. Табаков/http://фцомофв.рф/projects/page36/page121/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!