СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности"Природа родного края"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Природа родного края» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».   Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.      

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности"Природа родного края"»

Программа внеурочной деятельности

«Природа родного края»

2 класс



Пояснительная записка

Программа «Природа родного края» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  


Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

    Срок реализации программы – 1 учебный год. Возраст детей: 8-9 лет.

     Режим занятий – 1 час в неделю, 33часа в год.

Результаты освоения курса.


Личностными результатами изучения предмета являются:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе Брянской области;

  • основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • самоценность любого организма;

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

  • человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • способы сохранения окружающей природы Брянской области;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.








Содержание учебного курса


Тема 1. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»

Тема 2. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 3. Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Тема 4. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 5. Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.

Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».

Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.

Тема 10. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.

Тема 12. Для самых любознательных. Новый год

работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Зимние слова. Февраль в народном календаре

Тема 14. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.

Тема 16. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 17. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»

Тема 18. Как относятся к деревьям разных народов Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Тема 19. В гости к Весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.

Тема 20. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.

Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).

Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»

Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья

Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных и о перелет­ных птицах Брянской области.

Тема 24. Верные друзья

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 25. Звери весной

Тема 26. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

Тема 27. Первые насекомые

Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова

Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 30. Как образуется дождь?

Тема 31. Почему бывают грозы?

Тема 32. Отчего бывает радуга?

Тема 33.Влес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты

Конкурс «Знатоки сказок».














Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество

Дата

Примечание

часов

по плану

по факту

Вид контроля

1

В гостях у осени. Краски осени

1




2

В царстве растений

1




3

Осенние прогулки по брянскому лесу

1




4

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

1




5

Для самых любознательных. Соображалки.

1




6

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

1




7

В царстве рыб

1




8

Народные приметы осени

1




9

Происхождение названий месяцев

1




10

В гости к зиме. Зимние месяцы

1




11

Народный зимний календарь

1




12

Для самых любознательных. Новый год

1




13

Зимние слова. Февраль в народном календаре

1




14

Жизнь животных зимой

1




15

Для самых любознательных. Белая книга

1




16

Растения зимой

1




17

Зимние мотивы-стихи, песни, забавы

1




18

Как относятся к деревьям разных народов

1




19

В гости к Весне. К истокам слова

1




20

Растения весной

1




21

Первоцветы Брянского края

1




22

Береза-символ России

1




23

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья

1




24

Верные друзья

1




25

Звери весной

1




26

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

1




27

Первые насекомые

1




28

В гостях у Лета. К истокам слова

1




29

Признаки хорошей погоды. Ненастья

1




30

Как образуется дождь?

1




31

Почему бывают грозы?

1




32

Отчего бывает радуга?

1




33

В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты

1





Итого:

33 ч

















































Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности


Учебно-методический комплект представлен пособиями:

«Природа родного края». Учебное пособие для 2 кл. общеобразовательных школ. Авторы- составители Пряникова Н.Е., Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.- 116 с.


1 . Дополнительная литература

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2010.

  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2011.

  3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

  4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2011.

  5. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2012.

  6. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва : Просвещение, 2012.

  7. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012.

  8. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва, 2012.

2. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

3. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193

3. Технические средства обучения:

    1. Ноутбук

    2. Экран

    3. Проектор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!