Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Рассмотрено кафедра гуманитарная Протокол № от «30 » мая 2018г. Руководитель кафедры ______В. М. Афанасьева | Согласовано « » ________ 2018г. Протокол НМС Зам. директора по НМР ____________________ Т.А. Ахмарова | Утверждаю Приказ № от « 30 » августа 2018г. Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева» ________Н.В.Сиреньщикова |
Программа внеурочной деятельности
«Развивайте дар слова»
(Теория и практика сочинений разных жанров)
для учащихся 9Б, 9В классов
направление - общеинтеллектуальное
Разработала:
Чемезова Татьяна Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
2018 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров) для учащихся 9Б,9В классов МБОУ «Гимназия №1 им. А. А. Иноземцева» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами ООП ООО МБОУ «Гимназия №1 им. А. А. Иноземцева». Программа курса по внеурочной деятельности ««Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров) относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на обучающихся 9 класса. В основу программы положена система поэтапной работы над сочинениями разных видов и жанров.
В соответствии с учебным планом программа реализуется в 9Б, 9В классах во внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общеинтеллектуальное направление).
Программа курса «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров) рассчитана на 1 год обучения, в 9 классе – 34 часа (1час в неделю).
Цель и задачи программы
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и
социализации обучающихся
Задачи:
развитие и формирование языковой личности;
развитие интереса к родному слову, к различным видам речевой деятельности;
формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и
потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
деятельности;
формирование умения многоаспектного анализа текста;
развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных
текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
Преемственность и непрерывность образования и воспитания личностных качеств обучающихся как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности;
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;
Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.
Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом, находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров)
В ходе занятий учащиеся должны:
− овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
− научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста; владеть формами обработки информации исходного текста;
− писать сочинение на лингвистическую и свободную тему в разных жанрах и стилях речи; − различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
− определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, − работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в ееѐ смысл;
− четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
− самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, русскому языку, литературе и культуре, знаниям , получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания речевой культуры школьного и человеческого сообщества.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение школьником опыта творческой деятельности, опыта публичного выступления, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Таким образом, воспитательным результатом участия во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему раскрыть свои личные творческие способности.
Исходя из этого, целесообразно считать приоритетными технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров)
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
4) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
5)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
Раздел I. Основные виды речевой деятельности (6 часов.)
Тема 1.1. Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста.
Лекция (1 час.) Цель чтения – понимание написанного, средство достижения этой цели – техника чтения. На чтение оказывают влияние следующие факторы:
-насыщенность информацией;
-композиция текста;
-выраженность логической и эмоциональной информации текста;
-индивидуально-психологические особенности читающего;
-речевой опыт читающего;
-цели чтения.
Виды чтения по цели: просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное, изучающее. Как отличить опытного чтеца от неопытного.
Практическое занятие (1 час.) Работа с текстом художественного произведения. Выполнение практических заданий по работе с текстом до чтения и после чтения.
Тема 1.2. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности.
Лекция (0,5 часа) Письмо – продуктивный вид деятельности. Основные этапы овладения письмом как видом речевой деятельности: овладение графикой и орфографией, овладение грамматическими нормами, овладение письмом как средством общения. Письмо и письменная речь. Создание текстов разных типов и жанров (сочинение, тезисы, изложение, заметки, резюме, реферат). Языковые клише. Реферирование.
Практическое занятие (0,5 часа) Учебное реферирование текста. Создание вторичного текста на основе свертывания и сжатия смысловых структур первичного текста.
Тема 1.3. Слушание (аудирование) – смысловое восприятие устного сообщения.
Лекция (0,5 часа) Приемы сжатия текста (исключение второстепенной информации, обобщение, упрощение).
Практическое занятие (0,5 часа). Работа с текстом с использованием различных приемов сжатия текста.
Тема 1.4. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности.
Лекция (1 час). Фазы говорения (побудительно-мотивационная, аналитико-синтетическая, исполнительная, контролирующая). Два основных способа обучению говорению (дедуктивный метод, подход к обучению говорению «снизу вверх»). План рецензии устного ответа ученика. Основные виды говорения на уроке (пересказ, беседа, выступление, доклад, лекция и т.д.)
Практическое занятие (1 час). Использование разных видов говорения. Пересказ. Монолог. Диалог.
Раздел 2 . Текст – основная коммуникативная единица речи (1 час)
Лекция (1 час.) Средства связи между предложениями текста (лексические, морфологические, синтаксические). Уровни понимания текста
-фрагментарное;
-общее;
-детальное;
-критическое.
Алгоритм оценивания аргументации ученика. Основные виды аргументов.
Функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Раздел 3. Изобразительно-выразительные средства языка (2 часа)
Тропы и фигуры. Специальные и общие языковые средства выразительности и их роль в тексте. Лекция (1 час)
Практическое занятие-тренажёр (1 час).
Раздел 4. Цитирование как особая форма передачи чужой речи (2 часа)
Лекция (1 час)
Цитирование прозаического и поэтического текста.
Практическое занятие (1 час).
Раздел 5. Ошибки в устной и письменной речи учащихся (3 часа)
Тема 5.1. Понятие нормы литературного языка.
Лекция (1 час.) Основной критерий правильной речи – соответствие нормам литературного языка. Нормы орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические. Вариантность нормы.
Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, понятность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие лексических и грамматических средств), уместность речи.
Тема 5.2. Ошибки в устной речи учащихся.
Лекция (0,5 часа). Коммуникативная неудача. Рефлексия. Самодиагностика. Самооценка. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).
Практическое занятие (0,5 часа) Анализ ошибок в речи учащихся. Отработка ситуационных заданий по речевому этикету.
Тема 5.3. Ошибки в письменной речи учащихся. Речевая агрессия.
Лекция (0,5 часа) Классификация ошибок учащихся в письменной речи (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые).
Практическое занятие (0,5 часа) Практическая работа по классификатору грамматических и речевых ошибок.
Раздел 6. Сочинение на лингвистическую тему (3 часа)
Лекция (1 час)
Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Практическое занятие (2часа)
Раздел 7. Сочинение-рассуждение по тексту (3 часа)
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Практическое занятие (2часа)
Раздел 8. Сочинение-рассуждение на заданную тему (3 часа)
Лекция (1 час) Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста и аргументировать, опираясь на жизненный опыт. Вывод в сочинении.
Практическое занятие (2часа)
Раздел 9 Сочинение-рассуждение проблемного характера (2 часа)
Практикум: написание и редактирование сочинения
Раздел 10 Отзыв и рецензия как разновидности ученического сочинения (2 часа)
Практикум: написание и редактирование сочинения
Раздел 11 Сочинение-эссе (2 часа)
Лекция (1 час) Особенности сочинения-эссе
Практикум: написание и редактирование сочинения
Раздел 12 Сочинение-характеристика литературного героя
Практикум: написание и редактирование сочинения
Раздел 13 Сочинение – анализ эпизода художественного текста
Лекция (1 час) Алгоритм написания сочинения-анализа эпизода
Практикум: написание и редактирование сочинения
Виды деятельности и формы работы
Используются такие формы работы, как дискуссии и диалоги; творческие задания; лекции; семинары, практикумы, написание и редактирование сочинений и др.
Формы контроля: лингвистический анализ текста, устные сообщения, зачеты,
сочинения разных видов и жанров.
Структура программы
Наименование разделов | Кол-во часов |
Раздел I. Основные виды речевой деятельности | 6 |
Раздел 2. Текст как основная коммуникативная единица речи | 1 |
Раздел 3. Изобразительно-выразительные средства языка | 2 |
Раздел 4 Цитирование как особая форма передачи чужой речи | 2 |
Раздел 5 Ошибки в устной и письменной речи учащихся | 3 |
Раздел 6 Сочинение на лингвистическую тему | 3 |
Раздел 7 Сочинение-рассуждение по исходному тексту | 3 |
Раздел 8 Сочинение-рассуждение на заданную тему | 3 |
Раздел 9 Сочинения-рассуждения проблемного характера | 2 |
Раздел 10 Отзыв и рецензия как разновидности ученического сочинения | 2 |
Раздел 11 Сочинение-эссе | 2 |
Раздел 12 Сочинение-характеристика литературного героя | 2 |
Раздел 13 Сочинение – анализ эпизода | 2 |
Раздел 14 Итоговое занятие «Развивайте дар слова!» | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Теория | Практика | Дата | Факт |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста | 1 | 1 | | | |
2 | Работа с текстом художественного произведения. | 1 | | 1 | | |
3 | Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности. Учебное реферирование текста. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
4 | Слушание (аудирование) – смысловое восприятие устного сообщения. Работа с текстом с использованием различных приемов сжатия текста. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
5 | Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. | 1 | 1 | | | |
6. | Использование разных видов говорения. | 1 | | 1 | | |
7 | Текст – основная коммуникативная единица речи | 1 | 1 | | | |
8 | Тропы и фигуры. Специальные и общие языковые средства выразительности и их роль в тексте. | 1 | 1 | | | |
9 | Практическое занятие-тренажёр «Классификация ИВС» | 1 | | 1 | | |
10 | Цитирование как особая форма передачи чужой речи | 1 | 1 | | | |
11 | Цитирование прозаического и поэтического текста. | 1 | | 1 | | |
12 | Понятие нормы литературного языка | 1 | 1 | | | |
13 | Ошибки в устной речи учащихся | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
14 | Ошибки в письменной речи учащихся. Речевая агрессия. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
15 | Сочинение на лингвистическую тему: критерии оценки, структура сочинения | 1 | 1 | | | |
16 | Учимся формулировать тезис и комментировать цитату | 1 | | 1 | | |
17 | Учимся аргументировать и делать вывод | 1 | | 1 | | |
18 | Сочинение-рассуждение по тексту: критерии оценки, структура сочинения | 1 | 1 | | | |
19 | Учимся формулировать тезис | 1 | | 1 | | |
20 | Учимся аргументировать и делать вывод | 1 | | 1 | | |
21 | Сочинение-рассуждение на заданную тему: критерии оценки, структура сочинения Умение сформулировать толкование слова | 1 | 1 | | | |
22 | Способы аргументации в сочинении | 1 | | 1 | | |
23 | Вывод в сочинении | 1 | | 1 | | |
24 | Сочинения-рассуждения проблемного характера | 1 | 1 | | | |
25 | Написание и редактирование сочинения | 1 | | 1 | | |
26 | Отзыв и рецензия как разновидности ученического сочинения | 1 | | 1 | | |
27 | Рецензирование творческой работы | 1 | | 1 | | |
28 | Особенности сочинения-эссе. | 1 | 1 | | | |
29 | Написание и редактирование сочинения | 1 | | 1 | | |
30 | Сочинение-характеристика литературного героя | 1 | 1 | | | |
31 | Написание и редактирование сочинения | 1 | | 1 | | |
32 | Алгоритм написания сочинения-анализа эпизода | 1 | 1 | | | |
33 | Написание и редактирование сочинения | 1 | | 1 | | |
34 | Итоговое занятие «Развивайте дар слова!» | 1 | | 1 | | |
Итого: | 34 | 15 | 19 | | |
Список литературы
Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007
Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» 9 класс /автор-составитель Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учебн.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: метод.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уче.пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис - пресс, 2013
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2012.
Пахнова Т.М. Русский язык. 11 класс: Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М.: Айрис - пресс, 2014.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс, 2011.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта, Наука, 2009.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя. – М.:Балласс, 2013.
Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьёва Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
И.П.Цыбулько, Е.В.Бузина, И.П.Васильевых и др. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку – М.: ФИПИ, 2015.
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Экзамен, 2011.
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов н\Дону: Феникс, 1997 г.
Морган Ник. Ораторское искусство – М.: Вершина, 2005 г.
Ментцель В. Риторика. Искусство говорить свободно и убедительно – М.:Омега – Л, 2007 г.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – С-Петербург: Союз, 2001 г.
Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление – М.: Грамотей, 2004 г.
Трунцева Т.Н. Как научит писать сочинение-рассуждение. Справочный и дидактический материал по русскому языку. 8-11 класс. –М.: Грамотей, 2007 г.
Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. – М.: Оникс, 2008 г.
Куманова Н.В. Как научить вашего ребенка писать сочинения. – М.: Грамотей, 2002.
Интернет-ресурсы
Сайт Федерального государственного образовательного стандарта:http://www.standart.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки: http://www.mon.gov.ru/pro/fgos
Федеральный Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru
Российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru
Сайт http:/ www.цыбулько.рф. Дистанционная поддержка педагогических работников начальных классов и предметников основной школы в вопросах формирования и оценивания основных видов речевой деятельности.