СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Развивайте дар слова" (Теория и практика сочинений разных жанров) для учащихся 9-х классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров)  для учащихся 9Б, 9В классов МБОУ «Гимназия №1  им. А. А. Иноземцева» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами ООП ООО МБОУ «Гимназия №1  им. А. А. Иноземцева».  В основу программы  положена система поэтапной работы над сочинениями разных видов и жанров.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Развивайте дар слова" (Теория и практика сочинений разных жанров) для учащихся 9-х классов»

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»


Рассмотрено

кафедра

гуманитарная

Протокол №

от «30 » мая 2018г.

Руководитель кафедры

______В. М. Афанасьева

Согласовано

« » ________ 2018г.

Протокол НМС

Зам. директора по НМР

____________________

Т.А. Ахмарова

Утверждаю

Приказ №

от « 30 » августа 2018г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова








Программа внеурочной деятельности


«Развивайте дар слова»

(Теория и практика сочинений разных жанров)


для учащихся 9Б, 9В классов



направление - общеинтеллектуальное








Разработала:

Чемезова Татьяна Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.









2018 г.

Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров) для учащихся 9Б,9В классов МБОУ «Гимназия №1 им. А. А. Иноземцева» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами ООП ООО МБОУ «Гимназия №1 им. А. А. Иноземцева». Программа курса по внеурочной деятельности ««Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров) относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на обучающихся 9 класса. В основу программы положена система поэтапной работы над сочинениями разных видов и жанров.

В соответствии с учебным планом программа реализуется в 9Б, 9В классах во внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общеинтеллектуальное направление).

Программа курса «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров) рассчитана на 1 год обучения, в 9 классе – 34 часа (1час в неделю).


Цель и задачи программы

Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и

социализации обучающихся

Задачи:


  • развитие и формирование языковой личности;

  • развитие интереса к родному слову, к различным видам речевой деятельности;

  • формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и

потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и

социальной адаптации;

  • создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой

деятельности;

  • формирование умения многоаспектного анализа текста;

  • развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных

текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации

общения;

  • совершенствование коммуникативной и информационной культуры учащихся.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

  • Преемственность и непрерывность образования и воспитания личностных качеств обучающихся как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

  • Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности;

  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;

  • Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации;

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.


Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом, находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров)

В ходе занятий учащиеся должны:

− овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

− научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста; владеть формами обработки информации исходного текста;

− писать сочинение на лингвистическую и свободную тему в разных жанрах и стилях речи; − различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

− определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, − работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в ееѐ смысл;

− четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

− самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, русскому языку, литературе и культуре, знаниям , получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания речевой культуры школьного и человеческого сообщества. 

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение школьником опыта творческой деятельности, опыта публичного выступления, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.

Таким образом, воспитательным результатом участия во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему раскрыть свои личные творческие способности.

Исходя из этого, целесообразно считать приоритетными технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

  • Дифференциации

  • Проблемного обучения

  • Здоровьесберегающие

  • Информационные и коммуникативные.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Развивайте дар слова» (Теория и практика сочинений разных жанров)

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3) применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

4) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

5)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка.


Содержание тем курса внеурочной деятельности

Раздел I. Основные виды речевой деятельности (6 часов.)

Тема 1.1. Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста.

Лекция (1 час.) Цель чтения – понимание написанного, средство достижения этой цели – техника чтения. На чтение оказывают влияние следующие факторы:

-насыщенность информацией;

-композиция текста;

-выраженность логической и эмоциональной информации текста;

-индивидуально-психологические особенности читающего;

-речевой опыт читающего;

-цели чтения.

Виды чтения по цели: просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное, изучающее. Как отличить опытного чтеца от неопытного.

Практическое занятие (1 час.) Работа с текстом художественного произведения. Выполнение практических заданий по работе с текстом до чтения и после чтения.

Тема 1.2. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности.

Лекция (0,5 часа) Письмо – продуктивный вид деятельности. Основные этапы овладения письмом как видом речевой деятельности: овладение графикой и орфографией, овладение грамматическими нормами, овладение письмом как средством общения. Письмо и письменная речь. Создание текстов разных типов и жанров (сочинение, тезисы, изложение, заметки, резюме, реферат). Языковые клише. Реферирование.

Практическое занятие (0,5 часа) Учебное реферирование текста. Создание вторичного текста на основе свертывания и сжатия смысловых структур первичного текста.

Тема 1.3. Слушание (аудирование) – смысловое восприятие устного сообщения.

Лекция (0,5 часа) Приемы сжатия текста (исключение второстепенной информации, обобщение, упрощение).

Практическое занятие (0,5 часа). Работа с текстом с использованием различных приемов сжатия текста.

Тема 1.4. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности.

Лекция (1 час). Фазы говорения (побудительно-мотивационная, аналитико-синтетическая, исполнительная, контролирующая). Два основных способа обучению говорению (дедуктивный метод, подход к обучению говорению «снизу вверх»). План рецензии устного ответа ученика. Основные виды говорения на уроке (пересказ, беседа, выступление, доклад, лекция и т.д.)

Практическое занятие (1 час). Использование разных видов говорения. Пересказ. Монолог. Диалог.

Раздел 2 . Текст – основная коммуникативная единица речи (1 час)

Лекция (1 час.) Средства связи между предложениями текста (лексические, морфологические, синтаксические). Уровни понимания текста

-фрагментарное;

-общее;

-детальное;

-критическое.

Алгоритм оценивания аргументации ученика. Основные виды аргументов.

Функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Раздел 3. Изобразительно-выразительные средства языка (2 часа)

Тропы и фигуры. Специальные и общие языковые средства выразительности и их роль в тексте. Лекция (1 час)

Практическое занятие-тренажёр (1 час).

Раздел 4. Цитирование как особая форма передачи чужой речи (2 часа)

Лекция (1 час)

Цитирование прозаического и поэтического текста.

Практическое занятие (1 час).

Раздел 5. Ошибки в устной и письменной речи учащихся (3 часа)

Тема 5.1. Понятие нормы литературного языка.

Лекция (1 час.) Основной критерий правильной речи – соответствие нормам литературного языка. Нормы орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические. Вариантность нормы.
Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, понятность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие лексических и грамматических средств), уместность речи.

Тема 5.2. Ошибки в устной речи учащихся.

Лекция (0,5 часа). Коммуникативная неудача. Рефлексия. Самодиагностика. Самооценка. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

Практическое занятие (0,5 часа) Анализ ошибок в речи учащихся. Отработка ситуационных заданий по речевому этикету.

Тема 5.3. Ошибки в письменной речи учащихся. Речевая агрессия.

Лекция (0,5 часа) Классификация ошибок учащихся в письменной речи (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые).

Практическое занятие (0,5 часа) Практическая работа по классификатору грамматических и речевых ошибок.

Раздел 6. Сочинение на лингвистическую тему (3 часа)

Лекция (1 час)

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

Практическое занятие (2часа)

Раздел 7. Сочинение-рассуждение по тексту (3 часа)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

Практическое занятие (2часа)

Раздел 8. Сочинение-рассуждение на заданную тему (3 часа)

Лекция (1 час) Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста и аргументировать, опираясь на жизненный опыт. Вывод в сочинении.

Практическое занятие (2часа)

Раздел 9 Сочинение-рассуждение проблемного характера (2 часа)

Практикум: написание и редактирование сочинения

Раздел 10 Отзыв и рецензия как разновидности ученического сочинения (2 часа)

Практикум: написание и редактирование сочинения

Раздел 11 Сочинение-эссе (2 часа)

Лекция (1 час) Особенности сочинения-эссе

Практикум: написание и редактирование сочинения

Раздел 12 Сочинение-характеристика литературного героя

Практикум: написание и редактирование сочинения

Раздел 13 Сочинение – анализ эпизода художественного текста

Лекция (1 час) Алгоритм написания сочинения-анализа эпизода

Практикум: написание и редактирование сочинения

Виды деятельности и формы работы

Используются такие формы работы, как дискуссии и диалоги; творческие задания; лекции; семинары, практикумы, написание и редактирование сочинений и др.

Формы контроля: лингвистический анализ текста, устные сообщения, зачеты,

сочинения разных видов и жанров.

Структура программы


Наименование разделов

Кол-во часов

Раздел I. Основные виды речевой деятельности


6

Раздел 2. Текст как основная коммуникативная единица речи

1

Раздел 3. Изобразительно-выразительные средства языка

2

Раздел 4 Цитирование как особая форма передачи чужой речи

2

Раздел 5 Ошибки в устной и письменной речи учащихся

3

Раздел 6 Сочинение на лингвистическую тему

3

Раздел 7 Сочинение-рассуждение по исходному тексту

3

Раздел 8 Сочинение-рассуждение на заданную тему

3

Раздел 9 Сочинения-рассуждения проблемного характера

2

Раздел 10 Отзыв и рецензия как разновидности ученического сочинения

2

Раздел 11 Сочинение-эссе

2

Раздел 12 Сочинение-характеристика литературного героя

2

Раздел 13 Сочинение – анализ эпизода

2

Раздел 14 Итоговое занятие «Развивайте дар слова!»

1

Итого:

34







Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема занятия

Кол- во часов

Теория

Практика

Дата

Факт

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста


1

1




2

Работа с текстом художественного произведения.

1


1



3

Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности. Учебное реферирование текста.


1

0,5

0,5



4

Слушание (аудирование) – смысловое восприятие устного сообщения. Работа с текстом с использованием различных приемов сжатия текста.



1

0,5

0,5



5

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности.


1

1




6.

Использование разных видов говорения.

1


1



7

Текст – основная коммуникативная единица речи

1

1




8

Тропы и фигуры. Специальные и общие языковые средства выразительности и их роль в тексте.

1

1




9

Практическое занятие-тренажёр «Классификация ИВС»

1


1



10

Цитирование как особая форма передачи чужой речи

1

1




11

Цитирование прозаического и поэтического текста.


1


1



12

Понятие нормы литературного языка


1

1




13

Ошибки в устной речи учащихся

1

0,5

0,5



14

Ошибки в письменной речи учащихся. Речевая агрессия.

1

0,5

0,5



15

Сочинение на лингвистическую тему: критерии оценки, структура сочинения

1

1




16

Учимся формулировать тезис и комментировать цитату

1


1



17

Учимся аргументировать и делать вывод

1


1



18

Сочинение-рассуждение по тексту: критерии оценки, структура сочинения

1

1




19

Учимся формулировать тезис

1


1



20

Учимся аргументировать и делать вывод

1


1



21

Сочинение-рассуждение на заданную тему: критерии оценки, структура сочинения Умение сформулировать толкование слова

1

1




22

Способы аргументации в сочинении

1


1



23

Вывод в сочинении

1


1



24

Сочинения-рассуждения проблемного характера

1

1




25

Написание и редактирование сочинения

1


1



26

Отзыв и рецензия как разновидности ученического сочинения

1


1



27

Рецензирование творческой работы

1


1



28

Особенности сочинения-эссе.

1

1




29

Написание и редактирование сочинения

1


1



30

Сочинение-характеристика литературного героя


1

1




31

Написание и редактирование сочинения

1


1



32

Алгоритм написания сочинения-анализа эпизода


1

1




33

Написание и редактирование сочинения

1


1



34

Итоговое занятие «Развивайте дар слова!»

1


1



Итого:

34

15

19







Список литературы


  1. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007

  2. Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» 9 класс /автор-составитель Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

  3. Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учебн.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.

  4. Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: метод.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.

  5. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уче.пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005.

  6. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис - пресс, 2013

  7. 8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2012.

  8. Пахнова Т.М. Русский язык. 11 класс: Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М.: Айрис - пресс, 2014.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс, 2011.

  10. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта, Наука, 2009.

  11. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя. – М.:Балласс, 2013.

  12. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьёва Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

  13. И.П.Цыбулько, Е.В.Бузина, И.П.Васильевых и др. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку – М.: ФИПИ, 2015.

  14. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Экзамен, 2011.

  15. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов н\Дону: Феникс, 1997 г.

  16. Морган Ник. Ораторское искусство – М.: Вершина, 2005 г.

  17. Ментцель В. Риторика. Искусство говорить свободно и убедительно – М.:Омега – Л, 2007 г.

  18. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – С-Петербург: Союз, 2001 г.

  19. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление – М.: Грамотей, 2004 г.

  20. Трунцева Т.Н. Как научит писать сочинение-рассуждение. Справочный и дидактический материал по русскому языку. 8-11 класс. –М.: Грамотей, 2007 г.

  21. Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. – М.: Оникс, 2008 г.

  22. Куманова Н.В. Как научить вашего ребенка писать сочинения. – М.: Грамотей, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта:http://www.standart.edu.ru

  2. Сайт Министерства образования и науки: http://www.mon.gov.ru/pro/fgos

  3. Федеральный Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru

  4. Российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru

  5. Сайт http:/ www.цыбулько.рф. Дистанционная поддержка педагогических работников начальных классов и предметников основной школы в вопросах формирования и оценивания основных видов речевой деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!