СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школа абитуриента. Физика", 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Файл содержит программу внеурочной деятельности "Школа абитуриента. Физика", 11 класс(2022 год)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа абитуриента. Физика", 11 класс»

10



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края



Согласовано

«23» августа 2022 г

Зам.директора по ВР: Л.В.Карунина




Утверждаю:

Приказ № 197 от «24» августа 2022 года

Директор школы: И.Е.Сыркин




Рабочая программа

по внеурочной деятельности






11 класс

2022-2023 учебный год





Составитель:

Пасанова С.В., учитель физики









с. Ребриха

2022 г.



Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Школа абитуриента. Физика» предназначена для занятий с учащимися 11-х классов, рассчитана на 33 часа.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • Основной образовательной программы МКОУ «Ребрихинская СОШ»

  • требованиями ФГОС по предмету «Физика»


Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса разработана с учетом Рабочей программы воспитания МКОУ «Ребрихинская СОШ», что позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.

В курсе рассматривается теоретический материал по всем разделам физики, тестовые задания, в соответствующие КИМам ЕГЭ по физике. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать задания разных типов и решать содержащиеся в них расчётные и качественные задачи.

Умение решать задачи в настоящее время относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет развивать логику мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость. Поэтому данный курс может быть использован как в общеобразовательном классе, так и в профильном.

Организация внеурочной деятельности по данной программе осуществляется в форме факультатива.

В процессе проведения занятий курса предусматривается использование активных форм организации учебных занятий: выстраивание индивидуальной траектории программы обучения, проведение лекционных и практических занятий, итоговый тестовый зачёт, компьютерное тестирование. Для осуществления последнего имеем такие программные продукты как «Готовимся к ЕГЭ. Физика» (диск выпущен компанией «Просвещение МЕДИА»), «Подготовка к ЕГЭ. Физика» (компания «Физикон») и др.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач.


Целью элективного курса «Школа абитуриента. Физика» для 11 класса является систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике

Задачи:

  • познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации; 

  • совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;

  • использовать активные формы организации учебных занятий;

  • развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;

  • использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;

  • развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера.

Место курса в учебном плане.


Количество часов- 33. Режим занятий -1 час в неделю.

Формы организации учебной деятельности


Для организации занятий в очном формате используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;

  • практикумы по решению задач;

  • работа в малых группах;


Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • тестирование,

  • самостоятельная работа над тестовыми заданиями;

  • компьютерное тестирование

  • итоговое тестирование


Форма аттестации

Представления результатов работы по курсу планируется провести в форме итогового тестирования по курсу во время последнего занятия.


Используемые технологии:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникативные;

  • практические работы;

  • лекционно-семинарская система обучения;

  • личностно-ориентированное обучение.

Курс «позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении тестовых задач по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся; реализация интегративного политехнического обучения идр.);

  • воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели);

  • межпредметные (показывающие единство природы и научной картины мира, что позволит расширить мировоззрение учащихся).

Содержание программы.

1. Введение. Правила и приемы решения физических задач. Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

2. Основные понятия механики. Определение и формулы кинематических величин. Решение тестовых задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными кинематическими параметрами (Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности.)

3.Формулировки законов и формул механики. 4. Решение тестовых заданий на расчёт кинематических величин.  5.Решение заданий по темам «Законы Ньютона», 6. Решение заданий по темам «Законы сохранения в механике». Определение и формулы динамики. Решение тестовых заданий на применение основных динамических законов (законов Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на применение закона всемирного тяготения, закона Гука. Решение задач по интересам: занимательных, экспериментальных и т.д.
Решение задач на применение закона сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на применение закона сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

7. Решение комплексных задач по механике Решение задач на применение законов механики в комплексе. Решение задач на применение формул, описывающих различные типы движения.

8. Решение тестовых заданий(ТЗ) по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». Основные положения молекулярно-кинетической теории. Решение задач на применение уравнения Клапейрона-Менделеева, газовых законов для изопроцессов. Решение графических задач. Решение задач на определение относительной влажности.

9. Решение ТЗ по теме «Термодинамика». Основы термодинамики. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики. Решение задач на определение КПД тепловых двигателей

10. Решение ТЗ по теме «Электростатика». Основные понятия электростатики. Решение задач на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Решение тестовых задач на определение напряженности и потенциала электростатического поля. Решение задач на применение формул заряженного конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.

11. Решение ТЗ по теме «Постоянный ток». Законы постоянного электрического тока. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля - Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.


Тематическое планирование


Перечень разделов и тем

Количество часов


Формы проведения занятий внеурочной деятельности, формы контроля

Содержание

Введение. Правила и приемы решения физических задач. 

1

Лекционное изложение материала



Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Основные понятия механики

4

Практикумы по решению задач,

работа в малых группах


Определение и формулы кинематических величин. Решение тестовых задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными кинематическими параметрами (Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности.)

Формулировки законов и формул механики

3

Практикумы по решению задач,

работа в малых группах


Определение и формулы динамики. Решение тестовых заданий на применение основных динамических законов (законов Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на применение закона всемирного тяготения, закона Гука. Решение задач по интересам: занимательных, экспериментальных и т.д.
Решение задач на применение закона сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на применение закона сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

Решение тестовых заданий(ТЗ) на расчёт кинематических величин

3

Тестирование,
практикумы по решению задач


Решение заданий по теме « Законы Ньютона»

3

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

Решение заданий по теме «Законы сохранения в механике»

4

Работа в малых группах.

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

Решение комплексных задач по механике

4

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

Решение задач на применение законов механики в комплексе. Решение задач на применение формул, описывающих различные типы движения.

Решение ТЗ по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

4

Тестирование,
практикумы по решению задач



Основные положения молекулярно-кинетической теории. Решение задач на применение уравнения Клапейрона-Менделеева, газовых законов для изопроцессов. Решение графических задач. Решение задач на определение относительной влажности.

Решение ТЗ по теме «Термодинамика»

2

Компьютерное тестирование

Основы термодинамики. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики. Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.

Решение ТЗ по теме «Электростатика»

2

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

Основные понятия электростатики. Решение задач на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Решение тестовых задач на определение напряженности и потенциала электростатического поля. Решение задач на применение формул заряженного конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.

Решение ТЗ по теме «Постоянный ток»

3

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

Законы постоянного электрического тока. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля - Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.


Всего

33

Итоговое тестирование




Планируемые результаты обучения


Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.


Личностными результатами обучения являются:


сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,;


самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;


понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;


формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;


приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;


развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;


формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения являются:


знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;


умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;


умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;


умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;


формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;


развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия;


коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.






10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!