СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школа юного филолога" для учащихся 6 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  «Школа юного филолога»  для 6Б класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами ООП ООО МБОУ «Гимназия №1 имени А. А. Иноземцева» на основе Примерной программы основного общего образования  по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

            Основная цель программы – создание условий для реализации творческой и исследовательской деятельности учащихся при углублённом изучении русского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа юного филолога" для учащихся 6 класса»

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»


Рассмотрено

кафедра

гуманитарная

Протокол №

от «30 » мая_____2018г.

Руководитель кафедры

______В.М. Афанасьева

Согласовано

«30 » мая___ 2018г.

Протокол НМС

Зам. директора по НМР

____________________

Т.А. Ахмарова

Утверждаю

Приказ №

от «30» августа ___ 2018г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»

________Н.В. Сиреньщикова








Программа внеурочной деятельности

«Школа юного филолога»


Направление – общеинтеллектуальное


для учащихся 6Б класса










Разработала:

Чемезова Татьяна Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.









2018г.

Программа внеурочной деятельности «Школа юного филолога» для 6Б класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами ООП ООО МБОУ «Гимназия №1 имени А. А. Иноземцева» на основе Примерной программы основного общего образования  по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Цель программы:

Основная цель программы – создание условий для реализации творческой и исследовательской деятельности учащихся при углублённом изучении русского языка.

Задачи внеурочной деятельности:

  • заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

  • подготовить учащихся к выполнению различных видов лингвистических заданий, дать рекомендации по работе над ними;

  • сориентировать учащихся в исследовательских темах предлагаемых заданий;

  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;

  • осуществлять идею синтеза языкового и речевого развития учащихся (усиление коммуникативного аспекта в изучении предмета) через совершенствование речевой деятельности.

Данный курс позволит обучающимся углубить знания по русскому языку, развить умения самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить гимназистов испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения, исследовательской и проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию концепции общеинтеллектуального и духовно-нравственного воспитания и выделяет приоритетные направления, среди которых:

  • развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В основу программы «Школа юного филолога» положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;

- принцип научности и проектности – предполагает участие в различных лингвистических проектах и учебно-исследовательской деятельности.

В соответствии с учебным планом учреждения программа реализуется в 7Б классе во внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общеинтеллектуальное направление).

Программа курса «Школа юного филолога» рассчитана на 1год обучения, – 34 часа (1час в неделю) .

Обучение по программе внеурочной деятельности осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах, таких как беседы о ценности русского языка, рассказы об истории славянской азбуки, беседы об удивительных историях из жизни слов, загадочных фактах языка, этимологические исследования, разбор олимпиадных заданий, работа над лингвистическим проектом и др. Результатом занятий станет участие юных филологов в олимпиадах по русскому языку, проекте «Познание и творчество», НПК «Юные исследователи – будущее Сибири».

Для реализации программы внеурочной деятельности используются следующие педагогические технологии: проблемное, развивающее обучение, игровая, метод проектов, ИКТ-технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Обучающийся научится:


- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- анализировать условия и пути достижения цели;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.















учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.




пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения на лингвистическую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:


– составлять план решения учебной проблемы;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- самостоятельно находить варианты решения лингвистической задачи.


выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;


– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осуществлять анализ и синтез;

- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.

перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. 

получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные лингвистические проекты сверстникам, родителям, учителям.


Личностные результаты:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе знакомства с языковой картиной мира;

  • Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

  • Развитие художественного вкуса, проявляющего себя в эмоционально-ценностном

отношении к искусству слова, понимании функций и роли языка в жизни человека и общества.

  • Эмоциональность (умение осознавать и определять свои эмоции);

  • Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность языка, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • Любовь и уважение к Отечеству, родному языку, культуре;

  • Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Методы оценки достижений учащихся:

  • Анализ освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

  • Анализ результативности участия в предметной олимпиаде по русскому языку и проектах через анализ содержания «портфеля достижений» учащихся .

  • Педагогическое наблюдение

  • Анкетирование.

Формы контроля:

  • Творческий отчёт

  • Публикации в гимназической газете

  • Стенная газета

  • Портфолио учащихся


Содержание курса внеурочной деятельности


6 класс

Раздел 1 Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) – 6 ч.

1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2. Основные фонетические законы.

3. Изобразительные средства фонетики. Звукопись. Аллитерация и ассонанс.

4. Какова роль интонации в устной речи?

5. Разбор олимпиадных заданий по фонетике.

6. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».


Раздел 2 Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование.

Этимология.) – 7ч.

1.О чём рассказывает словообразовательная модель слова?

2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

4.Этимологическое исследование «Лингвистическая археология». Работа со словарями

5. Изобразительные средства словообразования.

6. Разбор олимпиадных заданий по словообразованию

7. Презентация творческой исследовательской работы.

Раздел 3 Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) - 5ч.

1. Зачем нужно знать алфавит?

2. В чём секрет правописания морфем?

3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания?

4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

5. Аукцион знаний. Решение лингвистических задач.

Раздел 4 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) - 5ч.

1.На какие группы делится словарный состав русского языка?

2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте?

3. О чём рассказывают фразеологизмы?

4. Фразеология в художественных произведениях.

5. Лабораторная работа «Слово под лингвистическим микроскопом»

Раздел 5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) - 6ч.

1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи?

2. В чём секрет глагола и его форм?

3. Как отличать грамматические омонимы?

4. Изобразительные средства синтаксиса. Фигуры речи.

5. Лингвистический проект «Грамматике учиться всегда пригодится».

6.Аукцион знаний.


Раздел 6 Речевой этикет - 4ч.

1.Правила речевого этикета.

2. Формулы речевого этикета.

3-4. Театрализация «О хороших манерах –

В живых примерах»


Раздел 7 Обобщающее занятие – 1ч.

Интеллектуальный марафон


Тематическое планирование


6 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Дата

Факт

1

Вводное. Задачи курса «Школы юного филолога». «За страницами школьного учебника». Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1





2

Звуковая организация текста. Основные фонетические законы.


1





3

Изобразительные средства фонетики. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.


1





4

Какова роль интонации в устной речи?

1


1-ЦГБ (участие в конкурсе чтецов)



5

Разбор олимпиадных заданий по фонетике

1





6

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».

1





7

О чём рассказывает словообразовательная модель слова?

1





8

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов ?

1





9

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

1





10

Этимологическое исследование «Лингвистическая археология». Работа со словарями

1


1 – медиатека, читальный зал



11

Изобразительные средства словообразования.

1





12

Решение олимпиадных заданий по словообразованию

1





13

Разбор олимпиадных заданий по словообразованию

1





14

1. Зачем нужно знать алфавит?

1





15

В чём секрет правописания морфем?

1





16

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания?

1





17

Не пером пишут – умом. Тайны письма

1





18

Аукцион знаний. Решение лингвистических задач.


1





19

На какие группы делится словарный состав русского языка?


1





20

В чём особенность употребления слова в художественном тексте? Основные виды тропов.

1





21

О чём рассказывают фразеологизмы?

1





22

Фразеология в художественных произведениях

1





23

Лабораторная работа «Слово под лингвистическим микроскопом»

1





24

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Понятие о парадигме слова.

1





25

В чём секрет глагола и его форм?

1





26

Как отличать грамматические омонимы?

1





27

Изобразительные средства синтаксиса. Фигуры речи.

1





28

Лингвистический проект «Грамматике учиться всегда пригодится»

1





29

Разбор олимпиадных заданий по грамматике.

1





30

Марафон орфографической грамотности «Грамотей»

1





31

Правила речевого этикета.

1





32

Формулы речевого этикета.

1





33

Театр лингвистических миниатюр «О хороших речевых манерах –

в живых примерах.

1


1 – актовый зал



34

Итоговое занятие. Интеллектуальный марафон

1


1 – медиатека, читальный зал





Итого

34

30

4








Цифровые образовательные ресурсы:

http://gramota.ru - Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех 

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресур-

http://edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература»

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Цикл интерактивных презентаций для 30 занятий, 4 видеофильма


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!