СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности содержит основные разделы:пояснительная записка, содержание учебного курса, учебно-тематический план, результаты освоения программы, мониторинг освоения  программы курса, КТП.  Составлена на основе авторской программы курса "Творческая мастерская" Т.Н. Просняковой (программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова ,Самара:Издательство "Учебная литература":Издательский дом "Федоров", 2005 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 4 класс»

1.Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Творческая мастерская» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и рекомендациями:

  • ФГОС НОО (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года)

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: Просвещение, 2010

  • Письмом МОиН РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы курса «Творческая мастерская» Т. Н. Просняковой. (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2005),

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Актуальность. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.


Цель программы :

  • формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения,

  • приобщение детей к творчеству, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества,

  • создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.


Задачи:

  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать природные задатки и способности детей в области художественного творчества;

  • расширять общий и художественный кругозор;

  • воспитывать художественно–эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, аккуратность;

  • выработать необходимые практические умения и навыки;

  • учить детей делать свои работы общественно значимыми;

  • воспитывать бережное отношение к природе и любви к Родине; чувство бережливости, экономного ведения хозяйства;

  • развивать стремление к творческой самореализации;

  • воспитывать культуру труда, пространственное мышление;

  • воспитывать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • подготовить детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;



В основу программы положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;

  • связи с жизнью;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • единство и целостность субъект-субъектных отношений;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).

Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы. Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.

Новизна программы состоит в сочетании критериев:

Социальный критерий

Эстетическая и экологическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника.

Педагогический критерий

Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни, в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно –эстетического и декоративно –прикладного творчества.

Психологический критерий

Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.


Уровни результатов


Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;

Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах в школе.

Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.


Программа рассчитана на детей 10-11 лет (4 класс). На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: (групповые, индивидуальные, фронтальные, интегрированные):

- беседы;

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников – в районе;

- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;

- видеоуроки;

- экскурсии;

- дидактические игры;

- экспериментирование с материалами;

- соревнования, развлечения;

- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

2.Содержание учебного курса.

1. Вводное занятие Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

2. Работа с бумагой. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

3. Работа с различными тканями. Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

4. Работа с природными материалами. Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Свойства глины, поделки из глины. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов, круп, семян, ракушек по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия клеем; сборка изделия. Знакомство с техникой ассамбляж (техника, родственная коллажу).

5. Плетение из нитей. Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила безопасной работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.

6. Лепка из солёного теста. Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.

7. Вязание крючком. Из истории вязания. Крючок. Размеры крючка. Виды, приёмы. Основы вязания крючком: свойства нитей, материал, цепочка, столбик без накида. Краткая характеристика операций. Правила безопасной работы. Вязание столбиков, цепочек. Композиция из вязаных изделий.



3. Учебно –тематический план



Раздел


Количество часов

всего


теория

практика

1

Вводное занятие.


1

1


2

Работа с бумагой.

4

1

3

3

Работа с различными тканями.

2

1

1

4

Работа с природными материалами.


14

1

13

5

Вязание крючком.


4

1

3

6

Плетение из нити.

4

2

2

7

Лепка из солёного теста.

5

1

4


Итого

34

8

26



4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностные результаты

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Творческая мастерская» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Творческая мастерская» является формирование следующих знаний и умений: иметь представление об эстетическом вкусе, мере, гармонии, соотношении части и целого.



6. Мониторинг освоения программы курса.

Для учителя:


  • Наблюдение;

  • Анализ выполнения изделий, участия обучающихся в конкурсах художественно-эстетической направленности, активности обучающихся на занятиях.

  • Фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале.

Для учащихся:


  • презентации работ;

  • выставки детских работ(раскрывают для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду)

  • оформление зала для праздников;

  • вручение подарков ветеранам, учителям.

  • размещение интересных работ в Интернете


7.Описание материально –технического обеспечения.


1. Т.Н. Проснякова, «Творческая мастерска», 4 класс – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

3. И.В.Новикова, Л.В.Базулина «Сто поделок из природных материалов», Ярославль, Академия Холдинг, 2003

4. О.Чибрикова «Азбука солёного теста», Москва, Эксмо, 2008

5. Методическая копилка учителя (в ней вырезки из газет, образцы поделок, рисунки и т. д.)

http://origami-paper.ru/origami/russian/istoriya_origami/origami_istoriya_poyavleniya.html

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/364

http://skyki-net.ru

http://adalin.mospsy.ru


5. Календарно –тематическое планирование


№ п/п

Темы занятий

Элементы содержания

Дата


План

Факт

Вводное занятие - 1 час

1.1

Декоративно-прикладное искусство: народное и современное. Теория

Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности.

8.9


Работа с бумагой - 4 часа


2.1

Наши эксперименты.

Виды и свойства бумаги. Теория

Знакомство с бумагой: её видами и свойствами.

15.9


3.2

Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка, пароход, парусник, танк.

Виды работ с бумагой: оригами. Изготовление объёмных изделий из бумаги.

22.9


4.3

Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»

Виды работ с бумагой: обрывная аппликация, мозаика.

29.9


5.4

Квиллинг: цветы, панно. Мозаика из сердечек

Виды работ с бумагой: квиллинг. Знакомство с квиллингом..

6.10


Работа с различными тканями – 2 часа

6.1

Виды тканей. Лоскутная открытка для душевного подарка. Теория

История возникновения лоскутного шитья. Изготовление лоскутной открытки.

20.10


7.2

Лоскутное шитьё: подставки (апельсиновые дольки, яблоки, листья)

Подготовка и сшивание лоскутков. Изготовление подставки.

27.10


Работа с природными материалами - 7 часов

8.1

Правила безопасности при работе с природными материалами Приёмы лепки. Теория

Знакомство с рельефом и контррельефом. Правила безопасности работы с природными материалами.

3.11


9.2

Панно из круп, семян. «Совёнок».

Изготовление плоскостных изделий из круп и семян по эскизам. Выбор материалов с учётом их поделочных качеств.

10.11


10.3

Глина: змея (игрушка). Свойства глины.

Знакомство со свойствами глины. Изготовление игрушки.

17.11


11.4

Поделки из шишек и желудей.

Значение работы с природными материалами. Выбор материалов с учётом их поделочных качеств, формы и размера. Способы соединения деталей.

1.12


12.5

Сувениры из ракушек. «Собачка, рыбка».

8.12


13.6

Композиция «дары природы»

15.12


14.7

Ассамбляж–техника, родственная коллажу. «Маяк, черепаха».

Знакомство с техникой ассамбляж.

22.12


Вязание крючком - 4 часа

15.1

Техника и способы вязания крючком. Теория

Из истории вязания.

Техника и способы вязания крючком.

Виды и приёмы вязания.

Правила безопасной работы.

29.12


16.2

Изделия из вязаных квадратов и прямоугольников. Забавные животные.

12.01


17.3

Изделия из вязаных квадратов и прямоугольников. Забавные животные.

19.01


18.4

Композиция из вязаных изделий.

26.01


Работа с природными материалами - 7 часов

19.8

Работа с природными материалами

Правила безопасной работы с природными материалами. Изготовление объёмных изделий из природных материалов.

2.02


20.9

Поделки из скорлупы яиц и орехов.

Правила безопасной работы с природными материалами. Соединение деталей изделия пластилином, клеем.

9.02


21.10

Аппликация из чешуек шишек.

Правила безопасной работы с природными материалами.

Соединение деталей изделия клеем. Сборка изделия.

16.02


22.11

Панно из шишек.

2.03


23.12

Аппликация из листьев

9.03


24.13

Аппликация коврик (из семян)

16.03


25.14

Аппликация из оболочек лука и чеснока.

23.03


Плетение из нити - 4 часа

26.1

Техника и способы плетения. Ткачество. Теория

И стория ткачества как искусства. Из истории узлов. Материалы для плетения.

30.03



6.04


27.2

Ткацкие переплетения. Теория


28.3

Ручное ткачество.

Изготовление гобелена с применением рамки.

20.04


29.4

Изделия из тканого полотна.

Изготовление фартука или сумки. Отделка каря изделия тесьмой.

27.04


Лепка из солёного теста – 5 часов

30.1

Азбука солёного теста. Теория

Рецепт подготовки солёного теста. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.

4.05


31.2

Игрушечная «еда».

11.05


32.3

Натюрморт «По грибы»

18.05


33.4

Животные: мышка, носорог, рыбка, филин

25.05


34.5

Отчётная выставка работ учащихся

Презентации учащихся о своих работах за год




итого

34 часа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!