Программа внеурочной работы
объединение «Краеведение»
составлена учителем Молодых Г.И.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать:
В предметной области «Географическое краеведение»:
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения, и их последствий для личности, общества и государства;
знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ»
16 часа/ год (1/2 час/ неделя)
1. КРАЕВЕДЕНИЕ – 12 часов.
Введение. Удивительный Кавказ!. Что мы знаем о Ставропольского края?
Образ региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав области.
Особенности ориентирования в своей местности.
Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в городе, селе, в природе).
Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов. Исследовательская работа «Туризм Ставропольского края и туристические возможности Изобильненского городского округа».
Я открываю Ставрополье.
Составление фотоальбома, видеоролика, рассказа о путешествии по родному краю, совершенному обучающимся.
2. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 4 часов.
Введение. Обзор опасных природных явлений, характерных для территории СКФО
Обвалы, оползни, снежные лавины, сель, наводнения, природные пожары и др.
Тематическое планирование
№ | Тема |
1 | Географическое краеведение (12 часов) Введение. Удивительные острова в океане. Что мы знаем о географии СКФО?(2 часа) Образ региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав СКФО. |
2 | Проектная деятельность: проект «Топонимы Ставропольского края» |
3 | Открываем Ставрополье (2 часа). Экскурсии по СКФО |
4 | Проектная деятельность: Проект «Туристическая уникальность Ставропольского края» |
5 | Особенности ориентирования в своей местности (3 часа). Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в городе, селе, в природе). Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов. |
6 | Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов. |
7 | Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе, с использованием онлайн- сервисов. |
8 | Я открываю Ставрополье (4 часа). Проектная деятельность: Исследовательская работа «Туризм Ставропольского края и туристические возможности Изобильненского городского округа». Составление фотоальбома, видеоролика, рассказа о путешествии по родному краю, совершенному обучающимся. |