СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программно-методический комплекс естественнонаучной направленности для учащихся 7-11 лет «Другой взгляд на мир»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программно-методический комплекс естественнонаучной направленности для учащихся 7-11 лет «Другой взгляд на мир» позволяет максимально реализовать творческий потенциал каждого ребенка, способствует всестороннему интеллектуальному развитию учащихся начальных классов и формирует понимание целостной картины мира.

Просмотр содержимого документа
«Программно-методический комплекс естественнонаучной направленности для учащихся 7-11 лет «Другой взгляд на мир»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»







Программно-методический комплекс

естественнонаучной направленности для учащихся 7-11 лет

«Другой взгляд на мир»




Авторы разработки:

Баженова Диана Владимировна, методист;

Лушникова Елена Викторовна, методист;

Некрасова Елена Васильевна, педагог дополнительного образования



































г. Усть-Илимск, 2021

Содержание

1

Введение

3

2

Дополнительная общеразвивающая программа

«Другой взгляд на мир»

4

3

Методические материалы

12

4

Эксперименты

14

5

Список рекомендуемой литературы

16















































Введение

Программно-методический комплекс естественнонаучной направленности для учащихся 7-11 лет «Другой взгляд на мир» (далее - Комплекс) позволяет максимально реализовать творческий потенциал каждого ребенка, способствует всестороннему интеллектуальному развитию учащихся начальных классов и формирует понимание целостной картины мира.

Дети учатся анализировать и систематизировать новую информацию, учатся оперировать информацией через Интернет, познают азы работы в компьютерных программах и развивают коммуникативные навыки.

Комплекс разработан с учетом требований федерального образовательного стандарта и предполагает:

- реализацию системно-деятельностного и компетентностного подходов;

- применение здоровьесберегающих технологий;

- достижение трех уровней образовательных результатов;

- формирование всех видов универсальных учебных действий;

- формирование всесторонне развитой личности.

Учебно-методические материалы Комплекса позволяют сформировать целостное представление об окружающем мире, его устройстве, взаимосвязях и закономерностях, роли человека в его сохранении, развитии и процветании.

Дополнительная общеразвивающая программа «Другой взгляд на мир» (далее – Программа), которая входит в состав Комплекса, направлена на интеллектуальное развитие и формирование образного мышления учащихся. Это увлекательная экспедиция с целью исследования «параллельных миров» человека и природы. Учащиеся получают возможность взглянуть на планету и жизнь на ней глазами разных животных, растений и природных стихий. Развитое образное мышление – это залог хорошего воображения, фантазии, креативности и быстроты мыслительных процессов. На занятиях важно привить ключевую черту каждого ученого – раздвигать границы привычного. В этом ребятам помогают различные животные и птицы: смотря на строительство зданий глазами бобра или на самолеты глазами орла, ребята понимают, что можно придумывать много нового, и стараются это активно делать вместе с любимыми героями. Они узнают о ключевых изобретениях в области техники, совершают экскурсию в мир истории и культуры, овладеют навыками фотографии, декорирования и карвинга.

Для занятий разработан свой учебно-методический комплект, включающий:

- интерактивный электронный учебник, с помощью которого педагог проводит занятие;

- технологические карты для каждого занятия;

- рабочая тетрадь для каждого учащегося;

- игровой образовательный портал с личным кабинетом для каждого учащегося;

- систему внеурочных мероприятий с участием родителей.





Дополнительная общеразвивающая программа

«Другой взгляд на мир»


Уровень усвоения – ознакомительный

Направленность - естественнонаучная

Возраст учащихся – 7-11 лет

Срок реализации – 1 год


Пояснительная записка


Актуальность программы. У детей 7-11 лет формируются личностные и метапредметные результаты: способность к организации собственной учебной деятельности; участие в разных видах деятельности; любознательность, заинтересованное познание мира, овладение умениями работать с информацией, умение слушать собеседника, готовность высказывать и пояснять свое мнение и многое другое. В связи с этим возникает необходимость интегрировать начальный уровень общего образования и дополнительное образование детей.

Программа устанавливает у учащихся связи между окружающим миром и жизнью человека, помогает ребятам встроиться в информационное, коммуникационное и социальное пространство.

Педагогическая целесообразность. Обучение по Программе проводится с применением игровой и информационно-коммуникационной технологий. Единый игровой сюжет погружает в учебный материал, помогает учащимся его осознавать.

Содержание Программы осваивается через практические задания по развитию мыслительных операций, внимания, по формированию исследовательских, проектных умений и когнитивных способностей: умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, наблюдать, сравнивать, формулировать вопросы; умения и навыки проведения мысленных и практических экспериментов; умения добывать необходимую информацию различными способами, работать в паре, группе, вести диалог, описывать свою деятельность.

Новизна Программы заключается в том, что она составлена на основе «Положения о дополнительной общеразвивающей программе МАОУ ДО ЦДТ» (приказ МАОУ ДО ЦДТ от 25.12.2018 № 497) и комплексной образовательной программы «Мир моих интересов. Другой взгляд – другой мир», разработанной автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Открытый молодежный университет» в 2016 году, г. Томск.

Цель: развитие познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста посредством разнообразных практических видов деятельности.

Задачи:

1. Расширить кругозор об окружающем мире, пассивный и активный словари.

2. Развивать у учащихся абстрактно-логическое и образное мышление, мыслительные операции, умения смотреть на объекты и явления окружающего мира «разными глазами»; мелкую мускулатуру кистей рук.

3. Воспитывать ценностное отношение к ценностям «Человек. Творчество»: согласованную работу в группе, умение слушать и понимать собеседника, культуру поведения, понимать и выполнять инструкцию. Формировать познавательный интерес у учащихся к исследовательской и творческой деятельности.

Ожидаемый результат

Учащиеся будут формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения; следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответов.

Учащиеся будут осмыслять информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной формах, умения оценивать свою деятельность.

Учащиеся будут выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Учитывать разные мнения. Планировать учебное сотрудничество.

При освоении Программы осуществляется входная, промежуточная аттестация и аттестация учащихся по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы:

п/п

Критерии

Формы

аттестации

Год обуче

ния

Периодичность

проведения

Механизм

отслеживания

Содержание оценки

1

Предметные знания, умения,

навыки

Входная

1

2-е занятие


Наблюдение

Критерии оценки:

1. Задание в тетради выполняется на время

2. Учащийся успешно выполняет все предложенные задания

3. Владеет и успешно использует ИКТ в выполнении заданий

Высокий уровень (ВУ) - соблюдение 4 критериев.

Средний уровень (СУ) - соблюдение 3-2 критериев.

Низкий уровень (НУ) - соблюдение 1-0 критериев

Промежуточная

1

Третья декада декабря

Выполнение

заданий в рабочей тетради

Итоговая

1

Третья декада мая

Выставка творческих работ и рабочих тетрадей

2

Творческие

способности

Итоговая

1

Третья декада мая

Документ об участии

Участие в мероприятиях различного уровня:

ВУ – активное участие в мероприятиях разных уровней.

СУ - участие в мероприятиях разных уровней.

НУ – неучастие в мероприятиях

Принципы образования: сознательность и доступность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; активность и прочность; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Направленность – естественнонаучная.

Образовательная область – естествознание.

Образовательный уровень - подготовительный.

Уровень освоения – ознакомительный.

Ориентация содержания – социальная и практическая, профориентационная.

Характер освоения – развивающий.

Адресат – учащиеся 7-11 лет.

Срок освоения – краткосрочная, 1г. Объем программы - 72ч.

Форма обучения - очная, очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий – один раз в неделю, 2 ч. (245 мин, перерыв10 мин).

Количество учащихся в объединении – 15-20.

Принципы комплектования объединения: приём в объединение всех желающих детей без специального отбора с регистрацией в АИС «Навигатор дополнительного образования».

По завершению обучения учащиеся получают свидетельство о дополнительном образовании в МАОУ ДО ЦДТ.


Содержание программы

п/п

Название

разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория – по 1 ч на тему

Практика – по 1 ч на тему

Раздел 1. Мой мир

1

Вводное

занятие

2


Знакомство с содержанием программы, интерактивная доска.

Рабочая тетрадь. Правила охраны труда. Организационные вопросы

Игры на создание позитивного настроения в объединении.

Интерактивная игра. Самостоятельная работа в рабочей тетради

2

Моя семья


2


Значение семьи в жизни человека. Что значит мое имя. Семейные ценности и традиции


Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творческое задание «Составить свое «Генеалогическое дерево»

3

Пикник


2

Правила поведения человека в природе. Забота об окружающей среде. Планирование похода в лес на пикник

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изготовление плаката «Экологические знаки в лесу»

4

Успевай-ка!

Время


2



Знакомство с календарем и часами. Как правильно планировать свои дела. История возникновения часов, их виды

Создание календаря «Мои дела».

Эксперимент «Песочные часы»

Раздел 2. Мир вокруг меня

5

Космос. Звезды и созвездия


2


Наша Вселенная. Роль Солнца в Солнечной системе. Планета Земля. Разнообразие звезд. Размер и масса. Звездные скопления и созвездия. Солнечная система. Галактики

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Создание модели из пластилина «Солнечная система»

Соединение по точкам «Созвездия»

6

Зарождение жизни.

Всюду – жизнь!



2


Теория зарождения жизни на Земле. Непрерывная связь всего живого на Земле. Что означает «Цепочка эволюции». Многообразие жизни на Земле. Вода - источник жизни

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Настольная игра «Археологи».

Опыты с микроскопом

7

Необычные животные.

Самые-самые


2

Необычные и загадочные животные. Многообразие видов, их уникальность. Чего не может человек. Мировые достижения «самый быстрый», «самый высокий», «самый сильный» и прочее

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конкурс рисунков «Мой питомец».

Книга рекордов

8

Время года. Природные явления

2



Сезонные изменения в природе, признаки каждого времени года, последовательность месяцев. Классификация календарей.

Природные явления, причины их возникновения

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Игра «Времена года».

Эксперимент «Смерч в стакане»

Раздел 3. Страны с пёстрой культурной мозаикой

9

Китай

2


Знакомство с китайскими изобретениями.

Искусство каллиграфии.

Археология и музеи


Групповое творческое задание «Загадка свитка».

Групповая работа по ролям «Трос для висячего моста».

Самостоятельная работа «Мой музей».

Выполнение заданий в рабочей тетради

10

Мексика.

Египет

2


Знакомство с элементами мексиканской культуры и древним народом майя. Календарь майя.

Символы Мексики.

Загадки Египта.

Пирамида – чудо света


Игра «Тайный код».

Задание «Код личности».

Групповая работа «Краски природы».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа на интерактивной доске.

Игра «Тайна храма Атона»

11

Италия.

Франция

2

Искусство. Литература.

Скульптура. Живопись

Париж: фильм «Прибытие поезда». Изобретения французов.

Музыка. Интересные места. Мода. Мультипликация. Фестиваль

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа на интерактивной доске

Практическая работа «Макраме».

Групповая работа – «мультипликация»

12

ЮАР. Индия

2



Знакомство с Африкой. Сафари. Парк «Великое Лимпопо».

Экстремальные виды спорта.

Чудеса Индии.

Культура и традиции.

Национальные парки

Творческая работа «Африканский чемоданчик».

Работа в группах «Новый вид спорта».

Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа на интерактивной доске

Игра «Переводчики».

Работа в группах «Все начинается с идеи»

13

Австралия.

Новая Зеландия

2


Символ Австралии.

Животный мир. Аборигены

Путешествие по Новой Зеландии. Жители Новой Зеландии.

Поселения маори. Обычаи

Самостоятельная работа «Удивительное животное».

Творческое задание «Рисунок в точечной технике».

Выполнение заданий в рабочей тетради

Групповая работа «Найди общее»

Раздел 4. Мир творчества

14

Фотография


2


История развития фотоаппарата и фотографии. Первый в мире фотоаппарат

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изготовление камеры-обскуры

15

Письма и открытки


2


История возникновения писем и открыток, способов их доставки

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изготовление праздничной открытки

16

Декорирование


2

История возникновения таких техник творчества как «декупаж» и «скрапбукинг»

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Украшение тарелки в технике декупаж

Раздел 5. Мир техники

17

Транспорт

2


История развития автомобилестроения, история марок и брендов ведущих автомобильных компаний. Значение автомобиля в жизни человека

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Выполнение творческой работы из различных материалов «Автомобиль будущего»

18

Водные суда


2


Разновидность судов и их значение. Как корабль держится на воде. Азбука Морзе

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Пластилинография «Дельфин».

Эксперимент «Азбука Морзе»

19

Летательные аппараты




2

Представление о летательных аппаратах. Наблюдение человеком полета птиц и его мечты о небе. Парашют и параплан. Воздушный шар и дирижабль. Полет первого самолета

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Выполнение модели воздушного змея

20

Роботы


2



Робот друг человека. Применения роботов. Робототехника


Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творческое задание «Лего-робот»

Раздел 6. Высокотехнологические страны

21

Финляндия

2


Достопримечательности страны. Культура и история.

Изобретатели и изобретения

Игра-викторина «Знаете ли вы?»

Групповая работа «Необычное применение обычных вещей».

Выполнение заданий в рабочей тетради

22

Япония

2


Токио. Новости в мире науки.

Научная конференция.

Переработка мусора

Игра-викторина «IT-новости».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Игра «Сортировка»

23

Великобритания

2

Угадай страну.

Букингемский дворец

Тайны Лондона.

Великие сыщики

Работа в группах «Валлийские пословицы».

Игра «Правда или ложь».

Квест «Детективная история»

Выполнение заданий в рабочей тетради

24

Германия

2



Берлин. Лента Мёбиуса.

Современные электрические приборы.

Мюнхен. Город мастеров. Школьная мастерская

Игра «Мы не скажем, а покажем».

Групповая работа «Новая модель бытовой техники» (мини-проект).

Самостоятельная работа «Машина будущего»

Выполнение заданий в рабочей тетради

25

Канада

2


Страна трех океанов.

История и традиции. Спорт.

Мировые достижения

Игра «Собери пазл».

Творческое задание «Зимние виды спорта»

26

США

2


Университеты.

Достижения в науке и технике. Изобретения, подсказанные природой


Практическая работа «Корпус микросхемы».

Создание коллажа «США».

Мини-квест «Ключи от лаборатории».

Выполнение заданий в рабочей тетради

27

Россия

2

Москва. Ученые. Писатели.

Культура.

Технопарки России.

Знакомство с понятием «дополнительная реальность»


Групповая работа «Разработчики идей».

Презентация «Выставка идей».

Игра «Воображариум».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа на интерактивной доске

Раздел 7. Мир слова

28

Названия предметов. Слова иностранцы



2


Этимология – наука происхождения слов. Отражение свойств предметов в значении слов. Словотворчество. Заимствованные слова и правила их определения. Исконно русские слова.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Логическая игра «Названия предметов» Речевые игры

29

Знаки. Фразеологизмы




2


Представление о знаках как способе передачи информации, их роли в жизни человека. Язык жестов. Шифровка. Что такое фразеологизм, правила их употребления

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Шифровка.

Нарисуй фразеологизм

30

Басни

2

Происхождение басен. Эзоп и Эзопов язык. Баснописцы. Черты характера животных в баснях

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Инсценировка «Ворона и Лиса»

31

Названия животных


2



Происхождение слов-названий животных. Названия животных по их внешним признакам. Животные, которые имеют общее происхождение

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Игра-викторина «Названия животных»


Раздел 8. Открытый мир

32

Изобретения


2


Ученые и изобретатели. Достижения в науке и техники. Величайшие изобретения.

Изобретения в нашей жизни

Головоломки «Сумасшедший ученый». Выставка-конкурс «Мое изобретение»

33

Деньги


2


Разнообразие вида денег. История возникновения денег. Структура денежной банкноты. Беседа по тексту «Притча о богатстве и лени». Нумизматика

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изготовление из бросового материала творческой работы «Копилка»

34

Этикет


2

Основные правила этикета в человеческом обществе. Язык жестов и речевой этикет. Культура общения по телефону. Вежливые слова

Работа в рабочей тетради. Разгадывание кроссворда «Вежливые слова»

35

Профессии


2



Мир профессий. Все профессии нужны – все профессии важны

Работа в рабочей тетради.

Сочинение на тему «Я хочу стать…»

36

Итоговое

занятие

2


-

2 ч

Квест-игра «Большое путешествие». Выставка творческих работ

Всего

72

35

37

Календарный учебный график

п/п

Название раздела

Количество часов по месяцам

Аттестация

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


1

Вводное занятие

2









1

2

Раздел 1. Мой мир

4

2









3

Раздел 2. Мир вокруг меня


8









4

Раздел 3. Страны с пёстрой культурной мозаикой



8

2







5

Раздел 4. Мир творчества




6






1

6

Раздел 5. Мир техники





6

2





7

Раздел 6. Высокотехнологические страны






6

8




8

Раздел 7. Мир слова








8



9

Раздел 8. Открытый мир









2

6


10

Итоговое занятие









2

1

Всего

6

10

8

8

6

8

8

10

8

3


Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы


Материально-технические условия: учебный кабинет, комплект учебной мебели, учебная настенная доска, интерактивная доска или проектор, мультимедийное оборудование; инструменты для ручного труда и материалы - цветные карандаши, краски, кисточки, цветная бумага и картон и пр.; наборы для опытов и исследовательской деятельности;

Информационно-методические условия:

- электронные образовательные ресурсы:

http://www.tavika.ru

https://potomy.ru

http://klepa.ru

https://chevostik.ru/lessons

https://mironit.ru

https://bandaumnikov.ru

- информационно-коммуникационные технологии: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Paint, Microsoft Publisher, Google Forms, Learnis, Picasa, Gimp.

Сетевые ресурсы: программа «Другой взгляд на мир» реализуется с использованием сетевой формы в соответствии с договором о сетевой форме реализации программы в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Методические условия:

- рекомендуемые типы занятий: занятия по классификации Ю.А. Конаржевского;

- рекомендуемые образовательные технологии: групповой работы, интерактивные, информационно-коммуникационные, игровая, проектного обучения, диагностическая;

- методические материалы: рабочие тетради для каждого учащегося, методическая литература, интернет, интерактивная доска, ресурсы сети Интернет (презентации, интерактивные игры, видеоролики), кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций, методические разработки мероприятий.

































Методические материалы

Воспитательное мероприятие «Животные мира. Осень»

Цель: воспитание у учащихся ценностного отношения к жизни, ее биологическому разнообразию через исследование животного мира континентов.

Ожидаемые результаты:

Формирование представлений о многообразии мира животных, среде их обитания.

Формирование позитивного и бережного отношения к животным как неотъемлемой части живой природы.

Формирование мотивации к общению с живой природой на основе понимания необходимости сохранения биологического разнообразия видов.

Оборудование: физическая карта мира (настенная), части животных, изображения животных, маски, цветные карандаши, ножницы, клей, цветная и белая бумага, картон, игла, нитки, кусочки ткани, резинка метражом.

Длительность: 4 часа.

1 час – исследовательская работа;

1,5 часа – подготовка к празднику, репетиция;

1,5 часа – праздник.

Ход мероприятия

  1. Исследовательская работа (1 час)

Необходимо заранее попросить детей вырезать фрагменты. На доске расположить физическую карту мира и прикрепить изображение животных, характерных для каждого материка. Разделить детей на 6 групп (по количеству материков). Ребята по очереди выходят к доске и вытягивают из шляпы одну деталь, затем крепят ее к соответствующему изображению на карте мира, при этом называя животного и материк.

Пример: «Это сыч-эльф, он проживает на материке Северная Америка».

Антарктида:

Южная Америка:

Тюлень

Золотоволосый пингвин

Капский голубь

Гарпия

Ягуар

Капибара

Евразия:

Африка:

Медведь

Гаур

Муфлон

Глухарь

Олень

Леопард

Спрингбок

Сервал

Венценосный журавль

Верблюд

Австралия:

Северная Америка:

Кенгуру

Коала

Вомбат

Венценосный голубь

Вилорог

Скунс

Североамериканский какомицли

Учащиеся выбирают понравившегося зверя, читают о нем и готовят выступление от своей группы.

Цель выступления – оригинально представить выбранное животное.

Форма представления может быть любой: рассказ, поэтическое произведение, сценка, презентация, доклад и пр. Можно изготовить маски по шаблонам.

2. Подготовка к празднику, репетиция (1,5 часа)

Учащиеся совместно с педагогом систематизируют найденную информацию, оформляют ее, а также готовят костюмы, маски и другой антураж, репетируют выступление.

3. Праздник (1,5 часа)

Праздник можно привести в любом формате.

Например, «Собрание материков», где каждая группа рассказывает о представителе фауны своего материка. Очередность выступления можно определить методом жеребьевки, а можно устроить блиц-опрос по пройденному материалу. Команда, ответившая первой, выступает первая и больше не участвует в блице; команда, ответившая второй, выступает второй и так далее до шести.

Блиц-опрос

На каком материке обитает кенгуру? (Австралия)

На каком континенте живет капибара? (Южная Америка)

Жителем какого материка является сервал? (Африка)

Вилорог живет на материке … (Северная Америка)

Капский голубь обитает на континенте … (Антарктида)

На каком материке обитает муфлон? (Евразия)

Раздать каждой группе по одному листу-алгоритму, которые нужно заполнить после выступления каждой команды.

В конце мероприятия совместно с детьми подвести итоги и провести рефлексию.

Дополнительный материал для проведения праздника

Лото «Животные»

Игру можно сделать самим на основе пройденного материала. 20 изображений животных и 20 подписей. Перемешать все карты, раздать каждому одинаковое количество карт.

На кон переворачивается одна карта, на которую можно положить такую же, либо карточку с названием этого животного или любого другого, где есть первая буква названия этого животного.

Если подходящей карты не оказалось, то нужно взять из колоды карту и пропустить ход.

Выигрывает тот, у кого на руках не остается ни одной карты.

«Укротитель диких зверей»

Поставить в кабинете стулья, на один меньше, чем число гостей. Играющие заранее загадывают для себя животное.

Участники занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. Он медленно идет по кругу и называет подряд названия диких животных. Тот, чье животное названо, встает и идет вслед за своим укротителем. В итоге получается своеобразная «змейка».




Эксперименты

Ребенок - это постоянный исследователь. Он познает окружающий мир через взаимодействие с окружающими предметами, через свои личные ощущения. Детям нравятся занятия с педагогом, на которых они самостоятельно что-то исследуют, делают открытия, объясняют и комментируют происходящие действия. Проведение экспериментов связано со всеми сферами жизнедеятельности ребенка и благоприятно влияет на его развитие: вызывает любознательность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет и систематизирует имеющиеся у ребенка знания, развивает мышление и логику, способствует усовершенствованию речи, расширяет словарный запас, учит четко выражать свои мысли, развивает наблюдательность, ведь наблюдение - это неотъемлемая часть любого опыта.

Исследовательская деятельность положительно влияет на формирование математических навыков, так как во время экспериментов приходится что-то сравнивать, измерять, считать, анализировать, учит делать выводы, опираясь на результаты опытов. Кроме того, совместная работа педагога и детей формирует более доверительные отношения между ними, учит ребенка сотрудничеству. Разнообразные эксперименты и опыты позволяют ребенку развивать креативное мышление и активно познавать мир. Всестороннее развитие учащегося наполняет его жизнь яркими красками, интересными событиями и удивительными впечатлениями. Любознательность и заинтересованность помогут воспитать в себе уверенность, усидчивость, умение прямо идти к поставленным целям.

Камера-обскура

Для проведения эксперимента понадобится: небольшая коробка с крышкой, отвертка, черный картон и белый лист бумаги.

Коробку внутри обклеиваем черным картоном (можно закрасить черной краской), отверткой делаем отверстие 5 мм. в боковой стенке коробки. Внутри коробки, на противоположной стене от отверстия, закрепляем белый лист бумаги - это будет наш экран. Чтобы эксперимент можно было увидеть, внутри коробки устанавливаем небольшую камеру (это может быть фотоаппарат или телефон с функцией видеозаписи).

Включаем камеру, закрываем крышкой коробку и отверстием направляем нашу «камеру» на источник света.

Лучше всего эксперимент проводить на улице в солнечную погоду.

Инфузория-туфелька

Для проведения эксперимента нужны: микроскоп, предметные стекла, пипетка, три баночки с водой из разных источников: вода из под крана, вода дождевая или талая, вода из аквариума. Баночки оформляются этикетками.

В каждую баночку нужно положить по небольшому кусочку шкурки от банана.

Завести дневник наблюдения и фиксировать в нем свои наблюдения. Для наблюдений нужен микроскоп.

В результате эксперимента через две недели в баночке с водой из аквариума появились первые инфузории-туфельки. Еще через неделю их количество увеличилось в десятки раз.

Опыт «Лавовая лампа»

В бутылку с маслом наливается раствор из воды и пищевого красителя. Затем туда же добавляется шипучая таблетка (например, аспирин). В результате окрашенная вода движется вверх и вниз, не перемешиваясь с маслом. Объясняется это тем, что вода и масло - жидкости с разной плотностью и никогда не смешиваются. Добавленная шипучая таблетка при растворении выделяет углекислый газ, который заставляет жидкость двигаться.

Опыт «Вулкан»

Из глины или пластилина лепится макет вулкана. В его кратер вставляется бутылка (ее высота должна совпадать с высотой вулкана). В бутылку насыпается сода. В другой емкости смешиваются уксус с красителем. Затем аккуратно вливают его в кратер вулкана. Получается извержение вулкана. Это происходит потому, что сода вступает в химическую реакцию с уксусом и начинает пениться и увеличиваться в объеме. Такой опыт дети могут также наблюдать на кухне, когда мама или бабушка что-то пекут, используя соду, гашенную уксусом.

Опыт «Окрашивание живых цветов»

В вазу с водой добавить краситель одного цвета. Стебель белого цветка обрезать на два сантиметра, под острым углом. Затем поместить цветок в вазу. Примерно через сутки лепестки цветка окрасятся в цвет красителя. Это происходит потому, что окрашенная вода поднимается по стеблю к лепесткам.

Опыт «Невидимые чернила»

В качестве невидимых чернил можно использовать молоко или лимонный сок. С помощью кисточки для рисования можно написать послание. А для того чтобы его прочитать, листок с посланием нужно нагреть горячим утюгом, или подержать над свечой. При нагревании «невидимые чернила» подгорают и становятся темнее.

Опыт «Солевые кристаллы»

Этот опыт занимает несколько дней. Для него нужно приготовить крепкий соляной раствор. Соли необходимо бросить в воду столько, чтобы она уже перестала растворяться. Из проволоки подготавливается каркас любой фигуры и помещается в стакан с соленой водой. Через некоторое время на каркасе начнут образовываться кристаллы. Кристаллы растут из-за того, что вода постепенно испаряется, а соль осаждается на заготовленный каркас.

Опыт «Движущиеся змеи»

Для изготовление движущейся фигуры нам понадобится: песок, спирт, сахар, сода, огонь.

На горку песка налить спирт и дать пропитаться. Потом насыпать сверху сахар и соду, и поджечь! Ох, какой же веселый этот эксперимент! Детям и взрослым понравится, что вытворяет ожившая змея!







Список рекомендуемой литературы


  1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. 1-4 классы. Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. ФГОС. – М.: «Учитель», 2018. – 331 с.

  2. Боярщиков А., Вий К. Учимся играя. 100 развивающих игр для детей от 4 до 8 лет. - М.: МИФ, 2018. – 208 с.
  3. Василюк Ю.С. Развиваем интеллект. Логические игры и головоломки. – М.: Эксмо, 2019. – 224 с.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. - М.: «Детство – Пресс», 2019. – 174 с.

  5. Галанов А.С. Комплект игр «10 игр со звуками Т, Ть для познавательного, речевого и интеллект. развития детей 4-10 лет ФГОС». – М.: Учитель, 2019.
  6. Галанов А.С. Комплект игр «10 игр со звуками К, Г, Х для познавательного, речевого и интеллект. развития детей 4-10 лет. ФГОС». – М.: Учитель, 2019.
  7. Галанов А.С. Комплект игр «10 игр со звуками Д, Дь для познавательного, речевого и интеллект. развития детей 4-10 лет. ФГОС». – М.: Учитель, 2019.
    Гоми Т. Развивающие игры от Таро Гоми. Для детей 4-8 лет. – М.: МИФ, 2020. – 128 с.
  8. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения. Я. Перельман. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2021. – 187 с.
  9. Занимательные опыты и задачи по физике. Я.И. Перельман – М.: ООО «Издательство АСТ», 2018. – 223с.

  10. Кравченко Н. Словопрятки. Занимательные игры со словами для развития речи. 7-10 лет. – М.: Речь, 2021. – 40 с.
  11. Мохов Д.А. Простая наука. Увлекательные опыты для детей. – М.: ООО «Простая наука», 2019. – 80 с.
  12. Пироженко Т. Клуб почемучек. Наука в вопросах и ответах. 2019. – 79 с.

  13. Серия «Тетрадь научная». Химия. Научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста. М.: ООО «Издательство АСТ», 2018. – 47 с.

  14. Серия «Тетрадь научная». Биология. П.М. Вольцит, научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста. М.: ООО «Издательство АСТ», 2017. – 47 с.


Список рекомендуемых интернет-ресурсов

  1. Информационно-образовательный ресурс. АНО ДПО «Открытый молодёжный университете» - http://vneurochka.ru.

  2. Образовательно-игровой портал «Кувырком» - http://kuvirkom.com/.

  3. Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика» - http://internika.org/.

  4. Проект программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив «Мир моих интересов» - http://gimnazia.tomsknet.ru/.

  5. http://www.tavika.ru/

  6. https://bernudarzniece.blogspot.com/p/blog-page_28.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!