Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»№ 21 Проект « Бумагопластика» Воспитатель первой квалификационной категории Кузнецова А.Н. г.Ревда |
Проект:
«Бумагопластика»
1.Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.
Актуальность проблемы:
Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
2.Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Цель: Реализация проекта «Бумагопластика», как средство развития творческих способностей у детей в работе с бумагой.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов.
Выделяется два вида конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами сказок и фильмов. Но моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью…
В художественном конструировании дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков, панно или картин. Ребята стараются придать образам большую выразительность и для этого специально используют необычность цвета и фактуры.
Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через бумагопластику.
Апробация системы занятий на основе дидактических игр и экспериментирования.
Задачи:
Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих креативных способностей дошкольников. В данном исследовании ставятся следующие задачи:
Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
3.Содержание и условия педагогической работы:
Первый этап. Подготовительный:
1.Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
3.Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
4.Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.
Второй этап. Организационный:
1. Формировать интерес к бумагопластике.
2.Практически знакомить со свойствами бумаги.
3.Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
Третий этап. Практический:
На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:
1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
2. Формировать относительную устойчивость замысла.
3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
7. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
Четвёртый этап. Итоговый:
Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
Осуществить анализ полученных результатов.
Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Организовать творческие выставки детских работ.
.Диагностировать творческие способности дошкольников.
4.План-график работ.
Наименование Этапов. | Мероприятия | Сроки | Результат |
Подготовительный | Проведение мониторинга. Организация и обработка результатов исследования. Подборка дидактических и методических пособий, а также разных видов бумаги. | Май Июнь Июль | Данные исследования. Приобретение дид.игр и рабочего материала. |
Организационный | Консультации по потребностям родителей. Экспериментирование с бумагой. | Август Сентябрь | Психолого педагогическая компетентность родителей. Выявление св-в бумаги. |
Практический | Организация и проведение Игр и занятий с детьми. Примерные темы творческих заданий:«Радуга-дуга», «Цветик-семицветик», «Нарядная клумба», «Букет для мамочки», «Времена года», «Настроение», «Моя улица», «Волшебные комочки». | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Знания, Умения и Навыки детей. |
Итоговый | Проведение итоговой диагностики. Организация творческих выставок детских работ. | Декабрь | Выявление уровня развития творческих способностей детей. |
Работа с родителями:
Для родителей провести консультации «Играя - творим»;
Оформить альбом для родителей «Умные поделки»;
Организовать выставку совместных работ родителей и детей на тему: «Фантазируйте вместе с детьми»;
Создать фото-коллаж «Умные ручки».
Участники проекта:
Дети -24 человека.
Воспитатели-2 человека.
Родители - по количеству детей.
Срок реализации: 9 месяцев.
В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:
-Сбор коллекции разнообразной бумаги.
-Материальная финансовая сторона.
- Подборка специализируемой литературы.
Распространение результатов.
Формы распространения накопленного опыта:
-Выставки дидактического и методического материала по внедряемому
проекту.
-Проведение итоговых семинаров-практикумов, мастер-классов.
Контрольное обследование умений и навыков.
Автор А,Н.Малышева.
Вид деятель- ности. Степень уровня. | Декабрь |
Высок.уровень | Среднийуровень | Низкий уровень |
Сост-ние композиций по образцу. | 42% (10 чел.) | 58%(14 чел.) | - |
Сост-ние композиций по замыслу | 34%(8 чел.) | 58%(14 чел.) | 8%(2 чел.) |
Оригинальность замысла, фантазия | 62,5%(15 чел.) | 29,2%(7 чел.) | 2,3%(2 чел.) |
Самостоятельность | 34%(8 чел.) | 58%(14 чел.) | 8%(2 чел.) |
Аккуратность | 34%(8 чел.) | 58%(14 чел.) | 8%(2 чел.) |
В ходе контрольного обследования приняли участие 24 ребенка.
Вывод: Таким образом, формирование творческой личности – одна из
важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Конспект интегрированного занятия на тему:
« Поздняя осень».
Для детей смешанной группы(5-7лет).
Цель: Создание условий для развития художественно-творческих
способностей у детей в бумагопластике.
Задачи: Развивать творческие способности в создании птиц.
. Вовлекать детей в коллективные формы изодеятельности.
Учить согласовывать свои действия, договариваться друг
с другом.
. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе
осенью.
. Обогащать и активизировать словарь детей: пегая кобыла,
холод вещает, телега, грудень, полузимник, зимники.
. Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма,
аккуратность.
. Воспитывать положительное отношение к осени.
Связь с др.разделами:Ознакомление с окружающим, естественно-научн. представления, МУЗО, развитие речи.
Словарная работа: Грудень, полузимник, листопад; птицы-зимники.
Методические приемы: Вопросы к детям, рассматривание иллюстраций и репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»,прослушивание грамзаписи «Осень» А.Вивальди, П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»,
чтение стихов и пословиц. Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе
на прогулке, рассматривание иллюстра-
ций с изображением птиц и осенних
пейзажей, заучивание стихотворений,
Дид. игра «Десять птичек-стайка». Слушание
грамзаписи «Птицы в лесу».
Литература: О.А.Скоролупова « Осень», Е.К.Брыкина «Творчество детей в работе с разным материалом», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое».
Ход занятия.
Ребята, сегодня утром мне передали письмо. Оказывается, его нам написал лесовичок. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтём его вместе.
Чтение письма.(Лесовичок не может понять, какое сейчас время года? На деревьях ещё есть разноцветные листья - это осень, а на земле снег- это зима. Лесовичок просит помочь ребят во всём разобраться).
Ну что, ребята, давайте попробуем помочь лесовичку. Сейчас я покажу вам его рисунки, они помогут определить тему нашего занятия. Но, почему-то они все разрезаны? Ребята, лесовичок решил с вами поиграть. Я попрошу вас подойти и взять по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Распределить ребят на команды по цветам «рубашек». Предложить составить из частей целое изображение.
Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Что у вас получилось? Правильно, осень и зимующие птицы. Если мы эти картинки соединим, то какая получится тема занятия? Да, ребята, мы будем говорить о поздней осени.
Какие осенние месяцы вы знаете?
Сейчас у нас какой идёт месяц?
Что вы можете сказать об этом месяце?
(Правильно-это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года.)
Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли)
Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?
Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
Синица к избе, зима на дворе.
Синица пищит, зиму и холод вещает.
Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.
Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени.
Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом. Прилетают зимующие птицы.
Назовите мне птиц-зимников:
Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки, чечётки…
А кто знает загадки про зимующих птиц? (Дети друг другу загадывают загадки и отгадывают их.)
А теперь отгадайте мою загадку: «Немного зинька ест и пьёт,
а весело живёт». (Синица).
Давайте, вспомним стихи про эту птичку.
«Синичка-воробью сестричка».
«Скачет шустрая синичка…»
А сейчас мы превратимся в птичек-Синичкиных подружек.
Пальчиковая игра «Десять птичек-стайка».
Весёлые получились у нас птички. Мы сделаем для лесовичка синичек и отправим их в лес. Садитесь за рабочие столы.
Посмотрите внимательно на синичку. Вспомните все части тела.
Подумайте, какой они формы? Найдите квадрат бумаги нужного вам цвета (с одной стороны-жёлтого, с другой - синего). Методом оригами складываем птицу.(Можно сделать снегиря. Завернуть в квадрат гофрированной бумаги кусочек ваты и концы завязать нитью. Приклеить клюв и крылья - ваша птица готова).
В конце занятия полюбоваться птичками.
Вечером мы вместе напишем письмо лесовичку и отправим ему этих красивых птичек.
Используемая литература.
Литература: О.А.Скоролупова « Занятия по теме «Осень».
Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина «1000 Загадок»
Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
«Бумагопластика» .
Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
«Обруч» №2, 1997г.
Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».
Фотографии :
http://s010.radikal.ru/i313/1109/fe/dec884554a39.jpg
http://s46.radikal.ru/i114/1109/b0/f92a8fd63057.jpg
http://s005.radikal.ru/i211/1109/09/d8542a20a616.jpg
http://s005.radikal.ru/i211/1109/09/d8542a20a616.jpg