СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект классно - семейного воспитания "Навигатор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Всякий человек, что большой, что маленький, - это всё одно, если он живёт по правде, как следует, хорошо, честно, благополучно, делает своё дело себе и другим на пользу – вот он и патриот своего Отечества»

А.Н. Островский

Просмотр содержимого документа
«Проект классно - семейного воспитания "Навигатор"»

УО « Берёзовичская школа» Пинского района Брестской области












Проект классно - семейного воспитания

Навигатор







Учитель математики,

классный руководитель 9 класса

Воробей Марина Макаровна















«Социальное партнёрство семьи, школы, общественных организаций и объединений в формировании гражданско-патриотического сознания учащихся»

Цель:

создать условия для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление личности ребёнка


Создать систему работы по формированию гражданско – патриотического сознания детей.

  • Задачи: повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;

  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;

  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;

  • ориентировать родителей на здоровый образ жизни в семье;

  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;

  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;

  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;

  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.


Введение.

«Всякий человек, что большой, что маленький, - это всё одно, если он живёт по правде, как следует, хорошо, честно, благополучно, делает своё дело себе и другим на пользу – вот он и патриот своего Отечества»

А.Н. Островский

Современная сельская школа - значительное по масштабам звено системы образования, имеющее свою социальную, экономическую, педагогическую, культурологическую специфику, без учета и понимания которой невозможны никакие реформы.

Работа с родителями сельских школьников направлена на активизацию внимания и интереса родителей к делам ребенка и школы через:

- установление высокогуманных отношений;

- вовлечение в управление делами школы и класса

- дифференцированный подход к семьям учащихся;

- показ работы школы родителям и общественности;

- преодоление формализма в педагогическом всеобуче;

- формирование понимания родителями престижа знаний, умений оказывать

практическую помощь в воспитании.

Многообразие форм и методов классно-семейного воспитания позволяет сформировать личность, способствующую самостоятельно строить свою жизнедеятельность. Именно опытный воспитатель увидит связующую нить между семьёй и школой и не упустит её, он увидит, что именно гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным в воспитательном процессе.

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но это не всё: наши дети - это наша старость, плохое воспитание – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Конечно, очевидно, что решение множества проблем в воспитании во многом зависит от уровня сформированности у наших детей гражданской позиции, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историческому наследию своего народа. Я предлагаю модель, которая содержит все компоненты воспитательной работы. Не первый год, работая по этой системе, я наблюдаю положительную динамику роста уровня воспитанности. Среди подходов к гражданско – патриотическому воспитанию детей особый акцент делаю на сотрудничество с родителями. В настоящее время большое значение имеет процесс взаимодействия с родителями и изучение их воспитательного потенциала. Только в этом случае процесс формирования гражданской позиции учащихся будет эффективен. Когда в 5классе ко мне пришли новые дети, проанализировав карту воспитанности, были сделаны выводы, что у ребёнка с переходом в среднее звено расширяется круг знаний направленных на гражданско – патриотическое воспитание. На первом родительском собрании мы с родителями решили составить проект “Навигатор - модель системы классно-семейного воспитания, патриотических чувств и гражданственности школьников”, который направлен на формирование личности. Мне предстояло сделать процесс воспитания незаметным и превратить родителей в союзников и главных воспитанников личным примером. Девиз нашего проекта «РЕБЁНОК+ РОДИТЕЛЬ+КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

Проект сотрудничества с родителями включает в себя проведение мероприятий, не только совместно с родителями, но и непосредственно ими. Ребята вместе с родителями предлагали мероприятия, по темам которые им важны. Это экскурсии по историческим местам нашей Родины. Встречи с известными и просто людьми, живущих по соседству. Мероприятия направленные на пропаганду здорового образа жизни, мероприятия способствующие наследованию нравственных идеалов родителей, мероприятия направленные на не только знакомство с профессией, но и проведение экскурсий на предприятия. А семейные праздники, где главными являются мамы, папы, бабушки и дедушки стали традицией для нашего класса. Участие в нашем проекте даёт возможность, как детям, так и их родителям проводить интересно время, получить необходимую информацию, проработать проблему и прийти к определённым выводам, восполнить дефицит общения, возможно, изменить взгляды на жизнь. Ценность данного проекта заключается в практическом решении воспитательной проблемы, формирования гражданских качеств, становления личности.

В проекте принимают участие





Организационный этап


Изучить уровень знаний вопросов семейного воспитания у детей, родителей, педагогов.

Проанализировать план воспитательной работы в начальной школе.

Проанализировать карту воспитанности в начальной школе.

Проводить два раза в год диагностику воспитанности детей.

Пополнить предметно-развивающую среду по семейному воспитанию.

Систематизировать литературу по теме.

Систематизировать материал классных часов, информационных часов, воспитательных мероприятий, родительских собраний.

Основной этап

Активизировать работу детских организаций.

Формировать у детей ответственность за поступки, развивать самостоятельность, учить любить свою Родину.

Стимулировать заинтересованность родителей в сотворчестве с педагогами по воспитанию личности.

Организовать экскурсии, походы, посещение музеев.

Активизировать проведение воспитательных мероприятий.


Заключительный этап

Выстроить такую систему жизнедеятельности, которая создала бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, учителей.



Формы работы


С детьми:

1. Диагностика базовых качеств воспитания.

2. Совместная деятельность с классным руководителем.

3. Проведение совместных классных часов и часов информации

4.Самостоятельная деятельность.

5. Экскурсии.

6. Организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов.

7. Встречи с интересными людьми.


С родителями:

1.Диагностика семейного воспитания.

2.Консультирование по вопросу классно - семейного воспитания.

3.Изучение семей

4.Родительские собрания

5.Практикум для родителей

6.Организация совместных досуговых мероприятий.

7. Совместные выставки декоративно-прикладного и технического творчества


С педагогическим коллективом:

1.Диагностика семейного воспитания.

2. Коррекция духовно-нравственного климата в классе.

3. Консультирование по вопросу классно-семейного воспитания.

4. Посещение родителями открытых уроков


С общественностью:

1.Диагностика семейного воспитания.

2.Коррекция семейного воспитания с учётом регионального компонента.

3.Организация совместных мероприятий.

4.Взаимо посещение мероприятий.

5. Организация семейных праздников.




Этапы реализации


Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитуемых, направленный на достижение цели.


5 – 7 классы


  • Становление коллектива.

  • Духовно – нравственное направление.

  • Воспитание учащихся на ценностях культуры, обычаях и традициях родного края.

  • Трудовое воспитание.

  • Становление маленького патриота – большой страны.

  • Я в мире, мир во мне.


Воспитание-это искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенство.



8-9 классы


  • Формирование навыков зож.

  • Формирование экологической культуры.

  • Формирование эстетического поведения

  • Формирование личности.

  • Знакомство с профессиями родителей.

  • Развитие индивидуальности.

  • Интеллект - двигатель науки.

  • Подготовка к вступлению в общественную организацию БРСМ.

  • Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.



Воспитание – это чувство, голос души и сердца.




10 – 11 классы


  • Содействие в личностном и профессиональном становлении.

  • Формирование семейных отношений.

  • Основы гражданского образования.

  • Экономические качества – дорога в будущее.

  • Подготовка к ответственному участию в политической жизни страны.


Свою работу над проектом мы начали с диагностики, которая как мы думали, нам поможет правильно направить свою работу по воспитанию наших детей.

У детей диагностировались базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений: любовь к своему Отечеству, любовь к родной природе; бережливость к общественной и чужой собственности; бережливость и экономность в отношении к личной собственности; аккуратность; товарищество, верность в дружбе; доброжелательность; вежливость и культура поведения; забота о своем здоровье; самообладание и сила воли; стремление к самосовершенствованию.

Каждое качество делится на четыре уровня – от нулевого до третьего.

0-качество не проявляется;

1-качество проявляется под воздействием;

2-качество проявляется, но ещё не стало потребностью;

3-качество стало потребностью.

Результаты исследования оказались следующими

Любовь к своему Отечеству, забота об общем благе.

Результаты диагностики 5 класса: нулевой-0%, первый уровень-12%, второй уровень– 84%, третий уровень-4% школьников.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой-0%, первый-0%, второй-72%, третий-28%.

Доминирует второй уровень качества, но по сравнению с 5 классом он снизился на 12 %, нулевой и первый уровни отсутствуют, вырос третий уровень на 24%.

Любовь к родной природе.

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень-0%, первый уровень-8%, второй уровень-92%, третий-0%.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень-0%, первый уровень-0%, второй уровень-92%, третий уровень-8%.

Первый уровень исчезает совсем, появляется отсутствующий ранее третий уровень, к нему относится 8% учащихся, второй уровень остается неизменным – 92%.

Бережливость в отношении к общественной и чужой собственности

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень-8%, первый уровень-40%, второй уровень-52%, третий-4%.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень-0%, первый уровень-12%, второй уровень-64%, третий уровень-24%.

Динамика результатов диагностики этого качества весьма существенна, она наблюдается на всех четырех уровнях: нулевой уровень снижается на 8%, первый уровень падает с 40% до 12%, второй уровень возрастает на 12%, а третий уровень увеличивается на 20%.

Бережливость и экономность в отношении к личной собственности

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень – 0%, первый – 72%, второй – 20%, третий – 8%

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень – 0%, первый – 40%, второй – 40%, а третий – 20% школьников.

В этом качестве к 9 классу доминирует второй уровень, он увеличивается в 2 раза, а третий возрастает на 12%, первый уровень падает на 32%.

Аккуратность.

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень - 4%, первый уровень-6%, второй уровень -80%. третий уровень-8%

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень - до 0%, первый уровень-3%, второй уровень -72%, а третий уровень- 24%.

По результатам к 9 классу также доминирует второй уровень, но он уменьшается на 8%, а третий уровень увеличивается в 3 раза.

Товарищество, верность в дружбе»

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень-12%, первый уровень-16%, второй уровень-28%, третий уровень-44%

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень - 0%; первый уровень-8%, второй уровень 32%, третий -60%.

Это базовое качество изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера учеников, выделяющееся своей высокой положительной динамикой результатов диагностики второго на 4% и третьего на 16%.

Доброжелательность.

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень, – 4%, первый – 16%, второй - 52%, третий - 28%.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень - 0%, первый – 8%, второй – 52%, третий – 40%.

Динамика результатов диагностики такова: нулевой уровень снизился на 4%, первый уровень - на 8%, второй уровень стабильно держится на 52 %, а третий уровень возрастает на16%.

Вежливость и культура поведения

Результаты диагностики в 5 класса: нулевой уровень-4%,первый уровень-16%, второй уровень-52%, третий уровень-26%.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень-0%,первый уровень-8%, второй уровень-56%, третий уровень-36%.

Динамика результатов диагностики этого качества имеет следующие показатели: нулевой уровень с 4% снижается до 0%; первый уровень уменьшается вдвое; второй уровень увеличивается на 4%, третий уровень увеличивается на 10%.

Забота о своем здоровье.

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень-4%,первый уровень-4%, второй уровень-88%, третий уровень-4%.

Результаты диагностики 9 класс: нулевой уровень-0%,первый уровень-4%, второй уровень-56%, третий уровень-40%.

Результаты диагностики на конец исследования показали: нулевой уровень отсутствует, первый уровень остался на прежней позиции, то есть 4%, второй уровень уменьшился на 34%, а третий уровень увеличился в 10 раз.

Самообладание и сила воли

Результаты диагностики 5 класс: нулевой уровень имеет -4% учеников, первый уровень – 12%, второй уровень – 76%, третий уровень – 8%.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень-0%, первый уровень- 4%, второй уровень – 48%, третий уровень – 48%.

Различия в результатах диагностики были статистически значимыми, динамика результатов базового качества с 5 класса по 9 класса такова: нулевой уровень снизился на 4%, первый уровень уменьшился в 3 раза, второй снизился на 28%, третий уровень поднимается на 40%.

Стремление к совершенствованию

Результаты диагностики 5 класса: нулевой уровень - 8% учащихся, первый уровень – 60%, второй уровень – 20%, третий – 12%.

Результаты диагностики 9 класса: нулевой уровень- 0%, первый уровень – 8%, второй уровень – 52%, третий – 40%.

Динамика результатов диагностики базового качества за период с 5 класса по 9 класс имеет неоднородные показатели: нулевой уровень снизился на 8%, первый уровень - на 52%, второй уровень поднялся на 32%, третий увеличился на 28%.

Такая диагностика помогла нам с родителями проследить правильность нашей работы. Нам было важно, чтобы наши дети усвоили, что их личное благополучие, их социальный статус, достижения в различных сферах деятельности взаимосвязаны с готовностью к служению Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут. Конечно, росту способствовали совместные мероприятия, это: семейные праздники «От зёрнышка до каравая», «Из бабушкиного сундучка», «Все мы родом из детства», «Чай душистый, ароматный для души всегда приятный», спортландия «Вместе мы сильнее». Много интересных экскурсий по дорогам нашей Родины осуществились благодаря родителям -это экскурсии в мемориальный комплекс Брестская крепость город-герой, Беловежская Пуща, Минск-Хатынь, Мирский замок и т.д., посещение музеев Пинского и Ивановского районов, туристические походы « Военными тропинками», «Наш друг-природа», экскурсии на предприятия и знакомство с профессиями родителей и т.д. Принимали участие в различных акциях: «Доброе сердце», «Подарок маленькому другу», «Поделись теплом своей души», «Ветеран рядом с тобой» и т.д.

Мы с родителями принимали наших детей в пионеры на фоне развёрнутого обгоревшего флага, а потом дома ждали их с пирогами, а когда подошло время вступать в ряды БРСМ, то и тут всем классом и вместе. Всё это убеждало наших детей в правильности их выбора. Самое главное в этом проекте ни шагу без родителей, только все вместе и полное отсутствие формализма. Тогда количество перейдёт в качество. Мы старались правильно определить эмоциональное направление каждого мероприятия, но мы опасались эмоциональной адаптации и привыкания к восприятию, это повлекло бы не повышение, а снижения интереса, затухания чувств, поэтому старились разнообразить формы. Стимулом работы для родителей были радостные глаза наших детей. За это период наш класс оказался самым здоровым, самым активным, самым дружным, самым добрым.

Не возможно на одном или двух листах показать все стороны патриотического воспитания. Патриот это не пламенные речи, а обычная посадка деревьев «Аллея 7класса» возле школы и дома «Семейное дерево», в том чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. И даже в хороших оценках, потому что оценки - это мера ответственности человека. И природу можно любить только тогда, когда можно прикоснуться к дереву и засмотреться на облака в озере. Этого в кабинете не увидишь. Хотелось бы пожелать классным руководителям, чтобы они не сидели в душных кабинетах и не забывали, что они знакомят детей с окружающей действительностью, с Родиной. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное - зародить в ребёнке великое чувство – быть гражданином Республики Беларусь.

Работа над проектом продолжается, у нас впереди ещё много интересного и полезного.



Используемая литература:

  1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. –Мн.,1989.

  2. Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.

  3. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.

  4. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – Мн., 1980.

  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

  6. Минтаян А.А. Потребительское поведение семьи. – М., 1989.

  7. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.

  8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1987.

  9. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.

  10. Януш Корчак, Как любить детей. – М., 1988.








Приложение 1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!