Актуальность программы
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.).
В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в "Пэчворк", которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.
Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.
Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.
Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
Целью программы является создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.
Задачи программы
Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности
Обучающие: обучение мастерству ручного шитья, обучение искусству гармоничного подбора цветов, обучение технологии сборки изделий из лоскутов, обучение приемам шитья на швейной машинке.
Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
Система оценки результатов
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры,
умение изготавливать несложные панно.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: знание и умение выполнения машинных швов, умение корректировать выкройку в большую или меньшую сторону, умение изготавливать более сложные панно, подушки, покрывала, сумки и т.д.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение выполнять сложные композиции, умение самостоятельно разрабатывать узоры, умение изготавливать жилеты из лоскутов.
Организация работы кружка
Образовательный курс программы по мягкой игрушке рассчитан на 3 года. Возраст детей в группе первого года обучения - 7-9 лет, в группе второго года обучения - 9-12 лет, в группе третьего года обучения - 12-15 лет. Для успешного освоения программы количество детей : в группе начального обучения - до15 человек, для второго года обучения - до 12 человек, для третьего года обучения - до 10 человек.
Режим работы кружка
Режим работы кружка - 2 раза в неделю: для детей 1-го года обучения по 2 часа, всего 144 часа в год, для детей 2-го и 3-го года обучения по 3 часа, всего 216 часов в год.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения
Номер
темы
|
Наименование и содержание темы
|
Количество часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
-
|
2
|
1
|
2
|
Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др.
|
6
|
20
|
26
|
18
|
3
|
Конструирование узоров, сборка:
- техника "из отдельных полос", "треугольники",
- изготовление шаблонов.
|
12
|
50
|
62
|
35
|
4
|
Гармония цвета
|
12
|
40
|
52
|
17
|
5
|
Заключительное занятие
|
2
|
-
|
2
|
1
|
|
ИТОГО :
|
34
|
110
|
144
|
72
|
Учебно- тематический план группы второго года обучения
Номер
темы
|
Наименование и содержание темы
|
Количество часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
Вводное занятие
|
3
|
-
|
3
|
1
|
2
|
Корректировка шаблонов
Увеличение и уменьшение.
|
9
|
27
|
36
|
12
|
3
|
Технология изготовления поделок повышенной сложности.
|
10
|
86
|
96
|
32
|
4
|
Цветовое решение и русские народные мотивы в шитье одежды для игрушек.
|
24
|
54
|
78
|
26
|
5
|
Заключительное занятие
|
3
|
-
|
3
|
1
|
|
ИТОГО :
|
49
|
167
|
216
|
72
|
Учебно- тематический план группы третьего года обучения
Номер
темы
|
Наименование и содержание темы
|
Количество часов
|
Количество
занятий
|
теор
|
практ
|
ВСЕГО
|
1
|
Вводное занятие
|
3
|
-
|
3
|
1
|
2
|
Изготовление игрушки на основе замысла, функционирующей игрушки
- Наброски эскиза
- Разработка лекала
- Изготовление лекала
- Раскрой игрушки
- Разработка технологии изготовления
- Изготовление игрушки
|
40
|
170
|
210
|
70
|
3
|
Заключительное занятие
|
3
|
-
|
3
|
1
|
|
ИТОГО :
|
46
|
170
|
216
|
72
|
Примечание. Учебно-тематический план может быть скорректирован в течение учебного года
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Оборудование: швейная машинка, утюг.
Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесико-резец, пластиковая подложка, линейка, карандаши.
Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
2. Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,
3. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
4. Закон РФ " Об образовании",
5. Инструкции по ОБЖ,
6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990,
7. Колодин А. Насущные проблемы дополнительного образования. - / Воспитание школьников, №2, 1997,
8. Конвенция о правах ребенка,
9. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома Справочное издание. Авт.-сост. Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001.
10. Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001,
11. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.- М., 1999г.
12. Положение о кружке филиала Дзержинского ЦДТ Станции юных техников,
13. Положение об учебном кабинете Станции юных техников,
14. Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Станции юных техников,
15. Сериков В.В. Личностный подход в образовательной системе. - Педагогика, 5, 1994,
16. "Сделай сам", приложение к журналу "Юный техник" №4, 2001,
17. Устав Дзержинского Центра детского творчества.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Лоскутная мозаика"»
Актуальность программы
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.).
В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в "Пэчворк", которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.
Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.
Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.
Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
Целью программы является создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.
Задачи программы
Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности
Обучающие: обучение мастерству ручного шитья, обучение искусству гармоничного подбора цветов, обучение технологии сборки изделий из лоскутов, обучение приемам шитья на швейной машинке.
Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
Система оценки результатов
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры,
умение изготавливать несложные панно.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: знание и умение выполнения машинных швов, умение корректировать выкройку в большую или меньшую сторону, умение изготавливать более сложные панно, подушки, покрывала, сумки и т.д.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение выполнять сложные композиции, умение самостоятельно разрабатывать узоры, умение изготавливать жилеты из лоскутов.
Организация работы кружка
Образовательный курс программы по мягкой игрушке рассчитан на 3 года. Возраст детей в группе первого года обучения - 7-9 лет, в группе второго года обучения - 9-12 лет, в группе третьего года обучения - 12-15 лет. Для успешного освоения программы количество детей : в группе начального обучения - до15 человек, для второго года обучения - до 12 человек, для третьего года обучения - до 10 человек.
Режим работы кружка
Режим работы кружка - 2 раза в неделю: для детей 1-го года обучения по 2 часа, всего 144 часа в год, для детей 2-го и 3-го года обучения по 3 часа, всего 216 часов в год.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения
Номер темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество занятий |
теор | практ | ВСЕГО |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | 1 |
2 | Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др. | 6 | 20 | 26 | 18 |
3 | Конструирование узоров, сборка: - техника "из отдельных полос", "треугольники", - изготовление шаблонов. | 12 | 50 | 62 | 35 |
4 | Гармония цвета | 12 | 40 | 52 | 17 |
5 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 | 1 |
| ИТОГО : | 34 | 110 | 144 | 72 |
Учебно- тематический план группы второго года обучения
Номер темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество занятий |
теор | практ | ВСЕГО |
1 | Вводное занятие | 3 | - | 3 | 1 |
2 | Корректировка шаблонов Увеличение и уменьшение. | 9 | 27 | 36 | 12 |
3 | Технология изготовления поделок повышенной сложности. | 10 | 86 | 96 | 32 |
4 | Цветовое решение и русские народные мотивы в шитье одежды для игрушек. | 24 | 54 | 78 | 26 |
5 | Заключительное занятие | 3 | - | 3 | 1 |
| ИТОГО : | 49 | 167 | 216 | 72 |
Учебно- тематический план группы третьего года обучения
Номер темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество занятий |
теор | практ | ВСЕГО |
1 | Вводное занятие | 3 | - | 3 | 1 |
2 | Изготовление игрушки на основе замысла, функционирующей игрушки - Наброски эскиза - Разработка лекала - Изготовление лекала - Раскрой игрушки - Разработка технологии изготовления - Изготовление игрушки | 40 | 170 | 210 | 70 |
3 | Заключительное занятие | 3 | - | 3 | 1 |
| ИТОГО : | 46 | 170 | 216 | 72 |
Примечание. Учебно-тематический план может быть скорректирован в течение учебного года
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Оборудование: швейная машинка, утюг.
Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесико-резец, пластиковая подложка, линейка, карандаши.
Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
2. Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,
3. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
4. Закон РФ " Об образовании",
5. Инструкции по ОБЖ,
6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990,
7. Колодин А. Насущные проблемы дополнительного образования. - / Воспитание школьников, №2, 1997,
8. Конвенция о правах ребенка,
9. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома Справочное издание. Авт.-сост. Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001.
10. Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001,
11. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.- М., 1999г.
12. Положение о кружке филиала Дзержинского ЦДТ Станции юных техников,
13. Положение об учебном кабинете Станции юных техников,
14. Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Станции юных техников,
15. Сериков В.В. Личностный подход в образовательной системе. - Педагогика, 5, 1994,
16. "Сделай сам", приложение к журналу "Юный техник" №4, 2001,
17. Устав Дзержинского Центра детского творчества.