СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему«По морским дорогам (о жизни и подвигах Героя России А.М.Матиясевича)»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на тему«По морским дорогам.» О жизни и подвигах Героя России А.М.Матиясевича.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему«По морским дорогам (о жизни и подвигах Героя России А.М.Матиясевича)»»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска











Реферат по истории на тему

«По морским дорогам

(о жизни и подвигах Героя России А.М.Матиясевича)»











Работу выполнил ученик

10-а класса МОУ СОШ №22

Силкин Иван Владимирович
г.Смоленск,ул.М. Краснофлотская,д.11Б,кв.3
243417
Тел.:89517065854

[email protected]

Руководитель: учитель истории

Лескова Алла Владимировна
Тел.:89529987750
alla.leskova66@mail.ru
г.Смоленск,ул.Толмачева,д.5,кв.71

214012





2014

Содержание.



Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Детское увлечение морем………………………………………..…………….…..5

Глава 2. На торговых судах……………………………………….………………………..6

Глава 3. Эсминцы в полярных льдах……………………………………………………....8

Глава 4. Морскими дорогами войны……………………………………………………..10

Глава 5. В мирное время…………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………………………..18

Сноски………………………………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………………………….21

Приложение.

Введение.

Великая Отечественная война. Наша память о ней - это не только скорбь о 
погибших и горечь утрат, это боль тяжёлых ранений и печаль в осиротевших 
семьях.

Война. Это люди, которые стояли насмерть, защищая родную землю, и 
совершали подвиг в тылу. К сожалению, через несколько лет ветеранов не 
станет, но мы никогда не забудем героев Великой Отечественной войны. Не 
забудем, потому что память - это предостережение против угрозы новой 
войны.

В следующем году всё прогрессивное человечество отмечает 70- летие победы над фашизмом. Уроки Второй мировой войны не прошли бесследно. В ней погибло более 60 миллионов человек, были огромные разрушение, восстановить которые можно было только благодаря титаническому труду. Эта война показала, что люди должны учиться договариваться, гуманно относиться друг к другу, следуя библейским заповедям. Если этого не будет, то исчезнет всё человечество на Земле. Показателем уровня развития общества является степень гуманизма, толерантности, взаимопонимания и уважения.

События Великой Отечественной войны надо помнить ещё и потому, что нельзя жить, не зная своих корней, прошлого своей семьи, своего народа. Память о них надо пронести через века, через года.



Мы в свободной, спокойной стране
Много лет уж не ведаем бед,
Но остался от прошлой войны
В каждом сердце незыблемый след.

Эта память – она на века,
Даже ярче, чем Вечный огонь,
Ты любого спроси старика,
И откроются раны, да боль.



Ты цени их, ты помни войну,
Ты пойми, что они – это ты…
И они поднимали страну
Из разрухи, несчастий и тьмы.

Поклонись ты им в ноги сейчас, 
Детям ты о войне расскажи…
Ведь народ – это каждый из нас,
Пусть же память останется жить…


Каждый смолянин должен интересоваться судьбами своих знаменитых земляков: Глинки, Даргомыжского, Нахимова, Егорова, Лукина, Колдунова, Лавриненкова... В этот ряд смело можно поставить Героя России Алексея Михайловича Матиясевнча, капитана первого ранга, командира подводной лодки «Лембит». За настойчивость в достижении поставленной цели, твердость духа, профессиональные организаторские способности он был удостоен орденами Красной звезды, Знак Почета, Ленина, двумя орденами Отечественной Войны 1 степени, Ушакова II степени, Красного Знамени, пятью медалями.

Это, пожалуй, единственный командир подлодки Великой Отечественной, который стал не Героем Советского Союза, а Героем России… Представление к награде на Алексея Михайловича Матиясевича было подписано в 1942 году, но получил он Звезду лишь в 1995-м, посмертно… Судьба Алексея Матиясевича очень не похожа на судьбы других командиров подлодок Великой Отечественной.

В нашей школе есть военно - исторический музей. В нем имеется экспозицию, посвященная детям войны. Среди них наш выпускник В.А.Поздняков, основатель Смоленского городского музея морского флота. Я не раз посещал этот музей и заинтересовался биографией А.М.Матиясевича. Почти четыре года он командовал подводной лодкой «Лембит». За боевые заслуги лодка была награждена орденом Красного Знамени, полностью орденоносным стал её экипаж.

В своём реферате я поставил цель исследовать боевой и жизненный путь Алексея Михайловича.

Задачами моей работы стало собрать и систематизировать имеющиеся сведения о А.М.Матиясевиче, выявить и проанализировать его вклад его в победу над фашизмом, показать его настойчивость в достижении цели, твёрдость духа, сноровку, роль в развитии российского флота и профессиональные качества моряка и командира подлодки. Описать довоенные и послевоенные годы жизни.

В ходе работы над рефератом я проработал книгу А.М.Матиясевича «По морским дорогам». В ней автор вспоминает важнейшие события, связанные с морем, собраны страницы из его личного дневника. Положительной стороной этой книги является то, что события, представленные в ней, я видел глазами автора, много подробностей битв и вообще жизни моряков имеются в ней. Также для реферата я использовал статью «Сын командарма» в журнале «Морской флот» №9 за 1985 год. Она помогла мне узнать современное видение роли А.М.Матиясевича в истории советского торгового и военного флота, значения его подвигов в победе над врагом. Большой материал о командире собран в музее им. П.С.Нахимова и музее Великой Отечественной войны, которые я не раз посещал. Общую картину действий подводников создала у меня работа над книгой Дмитриева В.И. «Атакуют подводники».

В целом, суммируя знания, почерпнутые из вышеназванных источников, я получил довольно полное представление о жизненном пути А.М.Матиясевича

Глава 1. Детское увлечение морем.

Алексей Матиясевич родился 17 сентября 1905 года в Смоленске в семье царского офицера Михаила Матиясевича. Матиясевич - старший дослужился до полковника, а все пять его сыновей, включая Алексея, стали кадровыми офицерами.

С самого детства Матиясевич увлекался книгами о морских путешествиях, и в особенности об исследованиях в Арктике. Русские первопроходцы Семен Дежнев, Семен Челюскин, супруги Прончищевы и многие другие исследователи Арктики прошлых веков, а также начала XX века - Г. Седов, В. Русанов стали для него образцом мужества и беззаветного служения Родине.

В ноябре 1919 года, когда А.М. Матиясевичу шел пятнадцатый год, его приняли на должность верховного курьера транспортного отдела Смоленского губернского продовольственного комитета (губпродкома).

В первых числах января 1920 года несколько человек зачислили красноармейцами в команду разведчиков отряда особого назначения города Смоленска. Ежедневно после работы они учились ходьбе в строю, ружейным приемам и другим военным премудростям. Через месяц учебы им устроили проверку знаний, и с той поры стали посылать на выполнение различных заданий. Ему довелось участвовать в облавах на спекулянтов, охранять обозы с хлебом и дровами, направляемые из районов в город, заниматься подготовкой квартир для работников Красной Армии.

Случилось так, что в начале 1921 года семья Матиясевича распрощалась с родным Смоленском и переехала в далекий сибирский город Красноярск, поближе к отцу, который в то время командовал 5-й Краснознаменной армии и Восточно-Сибирским военным округом. В Красноярске после небольшого собеседования Алексея Михайловича приняли на подготовительный курс политехникума. Отец хотел подготовить его для поступления в военное училище, ему же хотелось стать моряком, и его мечта осуществилась. Все свободное время, отдавая учебе, Алексей Михайлович осенью 1922 года поступил в Водный техникум на судоводительское отделение.




















Глава 2. На торговых судах.

Летом 1929 года, после зимней учебы в Ленинградской «мореходке», он плавал матросом на пароходе «Камо». В то время фашизм еще не пробрался к власти, и дружеские связи между молодежью Советской России и Германской Республики осуществлялись широко, моряки Балтийского морского пароходства постоянно принимали в интерклубе зарубежных гостей, где устраивали комсомольские вечера и изучали немецкий и русский языки.

А в начале мая 1932 года пароход «Бурят», на котором А.М. Матиясевич был старшим помощником капитана, после длительного плавания во льдах Охотского моря и рейса в Петропавловск - Камчатский вернулся во Владивосток. Капитан М.В. Попов предложил на время своего отпуска Матиясевичу сходить в один рейс за него. Руководство Дальневосточном пароходством не возражало.

Матиясевич стал готовить пароход к выходу в море. Зайдя в пароходство, он неожиданно узнал, что небольшая группа судов подготавливается к рейсу в Арктику и нужны моряки, знакомые с плаванием во льдах. В течение нескольких лет ему довелось плавать в Карском море, а в восточных арктических морях он еще не бывал. Но его просьбу пойти в новый рейс, не сразу согласились удовлетворить, так как должности старших помощников были уже заняты, да и на «Бурята» надо было подыскать нового капитана. В конце концов, Матиясевич принял дела второго помощника капитана парохода «Красный партизан».

«Красный партизан» вместе с другими судами вошел в состав Северо-восточной полярной экспедиции Наркомвода. Созданная постановлением СНК от 23 января 1932 года, она направлялась из Владивостока в устье реки Колымы и должна была доставить технические и продовольственные грузы и несколько сот рабочих для освоения богатств Колымского края. Кроме того, морским судам поручалось прибуксировать для работы на Колыме два буксирных парохода и две баржи. В экспедиции участвовали шесть пароходов и одна парусно-моторная шхуна. Проводка этой большой флотилии во льдах Арктики поручалась ледоколу «Литке». 4 сентября судам удалось пробиться к устью Колымы. В этот же день произошло знаменательное событие: с запада, впервые истории Северного морского пути, пришел ледокольный пароход

«Сибиряков», который не только успешно прошел из Архангельска Северным морским путем на восток, но и прибуксировал из бухты Тикси два небольших речных буксира - «Партизан» и «Якут», предназначенных для работы на Колыме. На борту «Литке» произошла встреча двух начальников экспедиций: О.Ю. Шмидта и Н.И. Евгенова. Вскоре, получив информацию о состоянии льда, «Сибиряков» двинулся на восток. Спустя двое суток с севера начали надвигаться льды. От их натиска не могли спасти ни якоря, ни работающие машины. Руководство экспедицией приняло решение вывести все пароходы в Чаунскую губу под защиту острова Большой Раутан. Буксиры с баржами должны были уйти на зиму в Колыму.

30 сентября у галичной косы мыса Певек собрались «Анадырь», «Красный партизан», «Север», «Микоян» и «Сучан». В октябре серьезно заболел начальник экспедиции Н.И. Евгенов, и 3 ноября его отправили в Нижне - Колымск и далее в Москву. В руководство экспедицией вступил капитан Александр Павлович Бочек. Зимовка судов у Певека пошла на редкость спокойно и благополучно.

3 января 1933 года экспедиция тронулась в путь по маршруту от мыса Певек на косу острова Большой Раутан и далее через пролив на остров Айон.

За зиму и весну 1933 года, оказывая помощь экипажу «Урицкого», состоящего в основном из слушателей Владивостокского морского техникума, Матиясевичу пришлось пройти с собачьей упряжкой по льдам Арктики около 1100 километров. Дрейф «Урицкого» продолжался 295 дней - с 27 сентября 1932 года по 18 июля 1933 года. В этот день к пароходу пробился ледокол «Литке». Через четыре дня оба судна пришли к устью Колымы. Как память о зимовке Северо-восточной полярной экспедиции Наркомвода 1932-1933 годов на галечной косе у мыса Певек остались построенные нашей экспедицией два домика.

Эта экспедиция, несмотря на зимовку, закончилась успешно. Все суда в августе 1933 года сдали оставшиеся грузы в бухте Амбарчик и пошли на восток. Ледокол «Литке» закончил свой 550-суточный рейс в Арктику 4 января 1934 года. 6 апреля 1967 года Певек стал городом. 1982 год стал для Певека знаменательным. За самоотверженную работу и большие трудовые достижения торговый порт наградили орденом «Знак Почета».

В газете «Известия» за 26 февраля 1937 года было опубликовано постановление ЦИКа: «Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: за настойчивость и преданность при выполнение важнейшего задания в северных морях наградить следующих работников Главного управления Северного морского пути и лиц рядового и начальствующего состава морских сил РККА...»- далее следовал большой список награжденных орденами и медалями моряков и подписи: «Председатель ЦИК Союза ССР М.Калинин. Секретарь ЦИК Союза ССР И.Акулов. Москва, Кремль, 25 февраля 1937 г.».(1)

В списке лиц, награжденных орденом «Знак Почета», значилась и фамилия Матиясевича. В это время А.М. Матиясевич был в Ленинграде. По окончанию отпуска Алексей Михайлович выехал в порт Николаев на Южном Буге. Там стоял пароход «Моссовет», на который его назначили старшим помощником капитана. 19 марта 1937 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Матиясевичу была вручена правительственная награда. Несколько лет в печати не говорилось, за выполнение какого задания наградили орденами и медалями большую группу моряков. Затем было «расшифровано».

















Глава 3. Эсминцы в полярных льдах.

В современных справочниках перечисляются многочисленные профессии Алексея Михайловича: советский капитан дальнего плавания, полярник, подводник, гидрограф, почетный работник Морского флота СССР, действительный член Географического общества, член Полярной комиссии. Эти факты красноречиво говорят о его разносторонних способностях.

После успешных плаваний по Северному морскому пути торговых судов настало время проверить, смогут ли пройти этим же путем военные корабли. Честь стать кораблями - первопроходцами выпала двум кораблям Краснознаменного Балтийского флота: эскадренным миноносцам «Сталин» (командир- капитан-лейтенант В.Н. Обухов) и «Войков» (командир- капитан 3-го ранга М.Г. Сухоруков). Для дальнего арктического похода военных кораблей потребовались значительные силы обеспечения. Ледовую проводку поручили ледоколу «Литке» (капитан Ю.К. Хлебников). На ледоколе находился главный метеоролог-синоптик К.А. Радвиллович. Вторым судном обеспечения стал пароход «Анадырь».В начале июня 1936 года Матиясевичу предложили перейти с парохода «Уссури», на котором он плавал уже год в порты Западной Европы и Средиземного моря, старшим помощником на «Анадырь».

Пароход «Анадырь» был самым большим судном экспедиции. Перед отходом от причала Мурманского порта палуба «Анадыря» представляла собой настоящий Ноев ковчег. Суда экспедиции выходили из разных портов, но к определенному сроку должны были прийти в назначенную точку встречи. Миноносцы вышли из Кронштадта 2 июня 1936 года, прошли Беломорско- Балтийским каналом в Белое море и направились, как тогда говорили, «в точку В». К месту встречи у полярной станции в проливе Маточкин Шар, разделяющем Новую Землю на две части, «Анадырь» пришел первым. Миноносцы пополнили запас топлива с танкеров. В тот же день «Литке» провел караван судов в Карское море. До острова Диксон они прошли легко. Отдельные скопления льда «Литке» преодолевал с ходу, за ним шел «Анадырь», расширяя проход, затем миноносцы и замыкающими - танкеры.

В бухте острова Диксон снова бункеровка всех судов экспедиции. «Анадырь» сходил в Енисейский залив и заполнил все свободные емкости пресной водой. По донесению летчика М.И. Козлова, невзломанный лед, плотно прижатый к берегу, был на всем протяжении от острова Скотт - Гансена до пролива Вилькицкого. В нескольких милях к северу от отряда стояла затертая льдами большая группа транспортов вместе с самыми мощными в то время ледоколами «Ермак» и «Ленин». Наконец, 1 сентября, на рассвете, потянул слабый ост-норд-ост и постепенно стал набирать силу. К полудню сила ветра достигла 6 баллов. Лед пришел в движение. На «Литке» подняли сигнал «Приготовиться к движению». Единственным широким проходом между многочисленными остовами архипелага Норденшельда был пролив Матисена, но по нему еще ни разу не проходили большие суда. На карте было показано всего несколько глубин на большом расстоянии одна от другой. Шли переменными ходами, непрерывно измеряя глубину. Ледяная вода жгла руки матросам.

Караван благополучно прошел проливом Матисена среди островов архипелага Норденшельда. Миноносец «Сталин» несло лагом, а «Анадырь» - кормой вперед. Лед напирал все сильнее, и миноносец начал крениться, трещали и лопались бруски защитной «шубы». Под кормой «Анадыря» пришлось подрывать лед. Вокруг всех судов то и дело гремели взрывы, фонтаны воды и ледяной каши белыми столбами поднимались вверх. Внезапно нажим льда прекратился, стало возможно работать винтами. «Литке» удалось быстро развернуться на указанный курс, а узким миноносцам никак не удавалось развернуться и начать движение. «Литке» сумел подойти к «Войкову» и взять его на короткий буксир. «Анадырь» пробился к «Сталину» и тоже подал буксир.

16 сентября прошли мимо Медвежьих островов. Далее снова ледовое плавание.22 сентября 1936 года, впервые в истории мореплавания, военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря в море Беринга, обогнув мыс Дежнева.

Через два дня в бухте «Эмма», суда экспедиции отдали якоря. Здесь заканчивалась работа парохода «Анадырь» по участию в проводке и обеспечению военных кораблей в арктических походах. Дальше на юг в порты назначения суда экспедиций пошли самостоятельно. В Тихом океане суда застал шторм, но балтийцы справились с океанской стихией, вошли в Охотское море, пересекли его прямиком к мысу Елизаветы и через Татарский пролив прошли в бухту Де-Кастри, где их встретили суда Тихоокеанского флота.

В течение нескольких лет (1937-1939) Матиясевич проплавал на пароходе «Моссовет».

Большая группа моряков Балтийского пароходства отправлялась в Голландию, в командировку для приемки судов в Роттердаме и перегонки их в Ленинград. 20 апреля 1940 года моряки выехали в Берлин. 22 апреля моряки прибыли в Берлин. А на следующий день выехали в Роттердам. Главными объектами приемки были новый 150-тонный плавкран и 70-тонный плавкран и уже бывший в работе. На верфи Густо построили по заказу СССР два 600-сильных буксирных парохода. Они были почти готовы к ходовым испытаниям. Этим буксирам присвоили номера 15 и 16, купили находящийся в эксплуатации третий буксир «Аванти». Группу моряков возглавлял капитан дальнего плавания М.И. Павлов. Одновременно он принял на себя командование буксирным пароходом № 15. В командование буксирным пароходом № 16 вступил капитан Г.П. Бютнер. Матиясевич принял пароход «Аванти». Команда на судно была набрана из опытных моряков. (2)

Большой жизненный опыт, крепкая морская закалка и опыт плавания в торговом флоте и по полярным морям помогли Алексею Михайловичу в короткий срок стать хорошим командиром - подводником.
















Глава 4. Морскими дорогами войны (1941-1945 гг.).

Матиясевичу шел тридцать шестой год, за спиной почти двадцать лет плавания на торговых судах - матросом, штурманом, капитаном. Вождение кораблей по океанам и морям земного шара было его любимой профессией. В конце сорокового года он очутился за партой Высших специальных классов командиров подводных лодок.

Ему пришлось много и упорно учиться. После 22 июня 1941 года интенсивность занятий резко возросла - учились по тринадцать часов в сутки, не считая самостоятельной подготовки, готовились к сдачи экзаменов. 24 июля Матиясевича вызвал начальник классов капитан 1-го ранга В.К. Волоздько и направил его в Кронштадт, сообщив, что он назначен помощником командира подводной лодки «Лембит». Утром Матиясевич явился в часть, и вскоре командир лодки капитан-лейтенант В.А. Полещук представил его команде. Лодка недавно вышла из дока, ремонт заканчивался, корабль готовили к выходу в море.

В конце декабря 1918 года миноносцы Балтийского флота «Спартак» и «Автроил» были посланы в разведку в Финский залив и в районе острова Нарген, вынуждены были вступить в бой с кораблями английской эскадры. Силы были неравными. «Спартак», маневрируя при отрыве от противника, с полного хода вылетел на банку. «Автроил» от попаданий неприятельских снарядов также потерял ход. Оба миноносца были захвачены и приведены в Ревель, там английское командование передало их белоэстонцам. Экипажи миноносцев (около 200 человек) были интернированы и отправлены в концентрационный лагерь на острове Найссар. Одной группе моряков удалось бежать и добраться до Петрограда в 1919 году. Оставшаяся большая группа моряков вернулась на Родину только в 1920 году.

Эстонское буржуазное правительство дало русским миноносцам новые названия - «Леннук» и «Вамбола» и включило их в состав ВМФ Эстонии. Впоследствии эти миноносцы были проданы государству в Южной Америке, и на полученные деньги английская фирма построила две подводные лодки «Калев» и «Лембит». Когда «Лембит» был в составе эстонского флота, на передней части рубки крепилась эмблема лодки, своеобразный герб с золотым трезубцем - символом морского бога Нептуна, с надписью «LEMBIT» - и словами девиза лодки: «Будь достоин своего имени». Эти лодки в 1937 году образовали подводный флот Эстонии. После восстановления советской власти в Прибалтике и принятия Эстонии в семью советских социалистических республик «Калев» и «Лембит» вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота. Названия лодок были сохранены и после того, как 19 августа 1940 года на лодках был поднят советский Военно- морской флаг. (З)

Накануне войны «Лембит» стоял в Либаве, подготовленный к самостоятельному плаванию. Экипаж готовился к выполнению учебных боевых задач. 4 июля 1941 года лодка перебазировалась в Кронштадт и сразу же была поставлена в док для корпусных работ. Стремясь как можно быстрее подготовить лодку к выходу в море, личный состав работал днем и ночью. В первых числах августа команда перешла в Таллин. В Таллине на корабль приняли мины, пополнили запасы продовольствия.

В эти дни фашистские полчища прорвались в Прибалтику, оккупировали Латвию и Литву и, угрожая Эстонии, двигались к Ленинграду. Позиция, которая была указана лодке, находилась в Южной Балтике, на линии морских коммуникаций фашистской Германии. Перед выходом в море Полещук ознакомил командный состав с обстановкой и кратко изложил поставленную задачу. Предстояло пройти под водой почти через все Балтийское море и поставить мины во вражеских водах, а затем, по возможности, топить фашистские суда торпедами.

12 августа 1941 года «Лембит» отправился в свой первый боевой поход. Двое суток она шла на юг. На третьи сутки похода Балтика разбушевалась: когда ночью всплыли для зарядки аккумуляторных батарей, на корабль обрушилась шестибальная волна. Но лодка, преодолевая шторм, продолжала идти к цели. Вдруг лодку особенно сильно ударило волной, и она накренилась. Лодку стало быстро разворачивать в сторону от курса. Уменьшили ход, а через мину совсем застопорили дизели, иначе лодка продолжала бы циркулировать. Бортовая качка стала стремительной. Прошло несколько минут. Лодку несло к вражеским берегам, шторм не утихал. Берег становился все ближе, лучи прожекторов по-прежнему пронизывали темноту.

Это штормовая ночь всем крепко запомнилась. До рассвета все уже успели подзарядить аккумуляторные батареи. Командир проложил курс по безопасным для лодки глубинам в направлении к позициям. Лодка находилась к западу от острова Борнхольм. До назначенного места минной постановки было уже недалеко. Движения разных судов, перевозивших грузы фашистской Германии, здесь было интенсивным. Но прежде чем потопить фашистские суда торпедами, надо было скрытно пройти и выставить мины в заданном районе.

Настал долгожданный момент. Впервые со времени спуска со стапелей «Лембит» производил постановку боевых мин. Поэтому всегда спокойный командир БЧ-2-3 Столов немного волновался. Но вот пошла первая мина с левого борта, затем вторая - с правого борта, и так поочередно все двадцать мин вышли из шахт. Впоследствии стало известно, что на выставленном заграждении подорвались фашистское учебное судно «Дейчланд», транспорт с грузом железной руды и морской железнодорожный паром. Переход в базу прошел спокойно и быстро.

25 августа «Лембит» ошвартовался в Минной гавани Таллинского порта. Два дня «Лембит» и «Калев» стояли у стен Минной гавани. На «Лембите» приняли полный запас мин и произвели небольшой ремонт и стали готовить лодку к новому походу.

Вечером 27 августа получили распоряжение о перебазировании. В 23 часа ошвартовались у пирса в бухте острова Нарген. Враг вступал в город. 28 августа, в 16 часов, заняли свое место в кильватерной колонне кораблей, направляющихся на восток. Собрались сотни судов разных классов, все двигались в одном направлении. Тральщики прокладывали дорогу в густых минных полях.

Противник начал обстрел с берега из дальнобойных орудий. Появившиеся фашистские самолеты, беспорядочно сбрасывали бомбы. В нескольких метрах от борта лодки проплывали мины. На минах подорвалось уже несколько транспортов. Только в Кронштадте узнали, что катера, тральщики, шлюпки подобрали пятнадцать человек с подводной лодки С-5.

«... Наступали сумерки. Справа, метрах в двадцати от борта «Лембита», рванула подсеченная тральщиком мина, затем слева - вторая. Лодку подбросило взрывной волной. С наступлением темноты опасность подрыва на минах возрастала. Наконец прошли наиболее опасный район. Небольшая группа боевых кораблей ушла далеко вперед от всего конвоя. Ночью все корабли стали на якорь».(4)

29 августа, около 4 часов дня, «Лембит» пришел в Кронштадт. Вскоре «Лембит» подошел к доку Сургина у Морского завода. Первый боевой поход и переход из Таллина в Кронштадт показали, что экипаж лодки неплохо подготовлен к плаванию в условиях военного времени.

Лодка продолжала стоять кормой к берегу у дока Сургина. Личный состав и заводские мастера проводили небольшой ремонт механизмов. День 23 сентября 1941 года надолго запомнили все кронштадцы. Враг начал массированные налеты. Бомбардировщики шли группами с разных сторон. В этих налетах участвовали лучшие соединения фашистской авиации.

Налет длился уже несколько часов. Корпус лодки содрогался и временами качался от взрывной волны. Лодка покрылась слоем ила и песка. Колоссальной силы взрыв потряс корабли и осветил заревом Кронштадт. Высоко вверх поднялся столб пламени и черного дыма. Бомба фашистского пикировщика попала в линкор «Мара». На воду долго падали обломки корабля.... К вечеру налеты прекратились. Необходимо было рассредоточить корабли. Военный совет флота приказал вывести лодки на открытый рейд у Толбухина маяка. Группа моряков-эстонцев с подводных лодок «Лембит» и «Калев» не успела выехать из Ленинграда до его окружения. Позже они были отправлены самолетом в тыл на специальные курсы и затем вошли в состав национальной эстонской части Красной Армии, участвовали в боях за освобождение родной Эстонии от фашистских захватчиков.

Около полуночи командир дивизиона и капитан- лейтенант Полещук вывел лодку из Кронштадта. Вскоре лодка прибыла в заданную точку и стала на якорь. Но вот получен приказ: лодке уйти в Ленинград. 6 октября 1941 года «Лембит» прибыл в Ленинград. Весь Ленинград в эти дни превратился в единый боевой лагерь. На подступах к городу были вырыты противотанковые рвы и созданы другие преграды.

1 октября на лодку на должность помощника командира прибыл старший лейтенант В.А. Силин. Матиясевич еще не был официально утвержден в должности командира лодки, но 14 октября капитан- лейтенант Полищук лодку ему сдал. Той же ночью они ушли в Кронштадт.

18 октября вышли из Кронштадта в Нарвский залив. До Лавенсари шли в составе эскорта из тральщиков и катеров. Главной задачей являлось не допускать корабли противника в Усть-Нарву и разведать, работают ли железнодорожная станция Валасте и цементный завод в Ассери, расположенный на берегу моря.

За десять дней, проведенных в заливе, обнаружили лишь одно небольшое судно, прошедшее по самым малым глубинам в сторону Усть-Нарвы.

Значение похода в Нарвский залив было очень велико. Для Матиясевича это был первый самостоятельный выход в море в качестве командира подводного корабля. В Кронштадте Матиясевич узнал, что 24 октября подписан приказ о его назначении командиром лодки. Их ждало новое боевое задание. Необходимо было срочно заминировать форватер в проливе Бьерке-Зунд. Пользуясь этим форватером, противник мог выходить из шхер в непосредственной близости к советским коммуникациям на островные базы и к Кронштадту. Каждый час был дорог. Кронштадт обстреливался фашистской артиллерией. С воем проносились снаряды над пирсами базы подводных лодок, над морским заводом.

С наступлением темноты начались работы. Морякам трудно было работать с минами ночью, при свете переносных фонариков, под обстрелом, но они справились с задачей. Лодка была готова к выходу в море точно в назначенный срок. Потом начались препятствия, но решительность и отвага Алексея Михайловича помогли справиться с ними. И на рассвете 7 ноября 1941 года, преодолев тяжелый лед, «Лембит» вошел в Неву.

Боевые походы нелегкого сорок первого года закалили и сплотили экипаж лодки. На зиму лодка приютилась у пирса судоремонтного завода. После похода требовался ремонт многих механизмов.

Почти весь завод стоял. Не было топлива, не хватало людей. Приходилось работать с выбитыми окнами, когда в опустевшие цеха врывался ледяной ветер, но ради всеобщего счастья, ради счастья детей работали в полную силу.

К этому времени экипаж лодки хорошо изучил стрелковое оружие и при необходимости мог воевать на суше не хуже пехотного подразделения. Многие стали проситься на сухопутный фронт. «Все равно ведь, пока лед, нам в море не выйти, сидим без боевых дел»,- говорили моряки. Но им не дали разрешения и сказали, что до конца войны еще не близко и много придется поработать на море, чтобы полностью разгромить врага.

15 апреля 1942 года был объявлен приказ командующего КБФ № 10. Этим приказом Алексей Михайлович Матиясевич и командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант С. А. Моисеев награждались орденами Красной Звезды за боевые походы 1941 года.

Поздно вечером «Лембит» отошел от плавбазы «Иртыш» и направился вниз по Неве. В скором времени прибыл в Кронштадт, откуда лежал путь в Балтику. Вечером 17 августа «Лембит» вышел с Большого Кронштадтского рейда и встал в кильватер БТЩ-210.

В понедельник 24 августа «Лембит» форсировал самое насыщенное минное поле. Прошли сутки пребывания «Лембита» на позиции; ни судов, ни самолетов противника обнаружено не было. Рейд, на который проник экипаж лодки, оказался, пустым. Только в маленькой бухточке у пирса стояли два катера.

К вечеру следующего дня впервые на горизонте обнаружилась группа военных кораблей: два сторожевика типа «Капарен» и два тральщика. Позднее начатась атака. После атаки на пять часов положили лодку на грунт.

Прошло несколько дней безрезультатных поисков противника. Днем под водой, ночью над водой. Наконец, 9 сентября обнаружили большой конвой. Два крупных пассажирских судна и два транспорта шли в охранении четырех сторожевых кораблей. «Лембит» прошел под кораблями конвоя и, пропустив санитарные суда и транспорт, стал разворачиваться для торпедного залпа по концевому транспорту. В этот момент конвой начал поворот на новый курс и от торпедного залпа пришлось отказаться.

Приподнятое настроение, уверенность в победе - необходимые условия жизни экипажа. «Стыдно прийти домой только с одним транспортом». Во время этого рейда 14 сентября 1942 года подводная лодка «Лембит» потопила еще два фашистских транспорта, помогая осажденному Ленинграду. Действовать приходилось быстро, очень осторожно как по острию ножа. Один неверный шаг и можно взлететь на воздух или навсегда залечь на дно. Так было и в этот раз. Комиссар Иванов по переговорным трубкам передал во все отсеки о большом боевом успехе, и А.М.Матиясевич решил атаковать отставшие транспорты конвоя. Но, подняв перископ, увидел, что корабль охранения идет прямо на лодку. Пришлось уходить на глубину 30 метров. Бомбы разрывались прямо над лодкой, весь корпус задрожал, а в отсеке произошел взрыв газов. Лодка потеряла ход и стала быстро погружаться. На глубине 36 метров лодка легла на грунт. Весь отсек затянуло удушливым , едким дымом, есть раненые. В этот тяжелый момент со всей силой проявилась стойкость людей, их отличное знание своих боевых постов и умение бороться за живучесть корабля. Взрыв на корабле страшен, втройне страшен он на подводной лодке, находящейся под водой, преследуемой противником. Но советские подводники не дрогнули, они нашли в себе силы, чтобы выйти победителями из схватки с огнём и водой.

Поступление воды в трюм прекратили. Пожар ликвидирован. Оказана помощь раненым. В отравленной атмосфере лодки экипаж пробыл 10 часов. Этот случай еще раз доказывает, что победы не даются даром. 11 октября 1942 года приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом весь экипаж стал орденоносным. А.М.Матиясевича наградили орденом Ленина.

Боевые успехи подводников Балтики стали известны далеко за пределами Ленинграда. Ветеран торгового флота, бывший преподаватель Ленинградского мореходного училища, которое закончили А.М.Матиясевич, В.А.Полещук и другие подводники, Дмитрий Афанасьевич Лухманов написал замечательное стихотворное письмо, в котором призывал еще больше топить фашистских гадов.


Верю в вас, люблю сердечно,

Всяк из вас мне друг и свой,

И горжусь я бесконечно Вашей славой боевой!

Бейте ж фрицев беспощадно,

Смерть насильникам-врагам!

Пусть им станет неповадно

Плавать к нашим берегам.

Ни одной торпеды мимо!

Крейсер, транспорт - всё равно.

Шлите их неумолимо

Пузыри пускать на дно.

Мстите им, топите гада,

Ко дну все их корабли!

За бомбежку Ленинграда,

За разор родной земли.

За сожжённые селенья,

За истоптанную рожь,

За расстрелы, избиенья,

За безудержный грабёж,

За живьём сожжённых братьев,

За поруганных сестёр-

Всем фашистам без изъятья

Смерть - единый приговор.(5)


Январь 1943 года был богат историческими событиями на фронтах войны. Самым значимым был прорыв блокады Ленинграда. Воодушевлённые великими победами наших войск на сухопутных фронтах, «лембитовцы» стремились как можно быстрее переделать минные шахты, чтобы лодка была во всеоружии. Потери, понесенные противником на море от действий наших подводников в 1942 году, оказались столь ощутимыми, что гитлеровское командование решило принять все меры к тому, чтобы запереть наши лодки в Финском заливе. В самой узкой части залива противник оборудовал противолодочное заграждение из двух рядов стальных сетей, перекрывавших всю толщу воды от поверхности до грунта. Кроме того, гитлеровцы организовали корабельные дозоры на подходах к сетям, находящиеся друг от друга на расстоянии двух миль и усилили минные заграждения.

Штаб бригады подводных лодок проделал огромную кропотливую работу. На основе анализа разведданных о минной обстановке, сетевом заграждении и организации сил противолодочной обороны противника штаб разработал способы форсирования противолодочного рубежа. Командование приняло решение направить в море несколько подводных лодок с целью прорыва в Балтийское море или хотя бы для подробного изучения обстановки в районе новой противолодочной позиции. В результате этого в 1943 году флот потерял четыре подводные лодки с замечательными экипажами и героическими командирами, беззаветно преданными Родине и воинскому долгу. Подводники Краснознамённой Балтики выиграли моральную битву с подводниками фашистской Германии, которые, попадая в сложную боевую обстановку или при незначительных повреждениях, ,бросали свои лодки и сдавались в плен.

...Ремонт на лодке продолжался. В конце июня работы с аккумуляторными батареями закончили. В первой группе оставили прежние 60 элементов, а во вторую группу, где был взрыв, заменили полностью. В августе «Лембит» и все лодки, находившиеся в Ленинграде, отрабатывали на Неве задачи подводного плавания.

План боевой подготовки и доремонта лодки зимой 1943- 1944гг. строго выдерживался. К 1 апреля «Лембит» был в полном техническом вооружении. 4 мая командование дивизиона проверило действия экипажа при выполнении учебно-боевых задач лодки и разрешило поднять вымпел, означающий вступление лодки в летнюю кампанию. 17 мая, когда шли из Ленинграда в Кронштадт, только выгоревшие купола собора в Петергофе и остовы каменных зданий напоминали о былом присутствии на этом берегу вражеских батарей. 1 октября лодка в составе экскорта вышла из Кронштадта.

«Лембиту» был отведен район боевых действий в южной Балтике, от порта Свинемюнде в Померанской бухте до меридиана маяка Риксхефт. По данным разведки, интенсивное движение судов противника наблюдалось по направлению от портов Свинемюнде и Кольберга к северной границе банки Штольпе. Находясь в этом районе подводники обнаружили немецкий миноносец типа «Z» и пристроились за ним. Миноносец шёл полным ходом и быстро скрылся, но штурман Митрофанов успел определить его курс, он вел прямо в порт Свинемюнде.9октября на путях движения судов А.М.Матиясевич выставил минное заграждение из 20 мин. Через три часа команда услышала сильный взрыв. Кто подорвался - установить не смогли, так как уже отошли от выставленных мин на расстояние, недоступное для обозрения в перископ.

Днём и ночью А.М.Матиясевич с экипажем продолжали охоту за вражескими кораблями. Труды не прошли даром. Однажды ночью вырисовался силуэт транспорта не больше 5 тонн водоизмещения. На транспорте подводную лодку заметили, изменили курс, увеличили скорость и выключили огни. А.М.Матиясевич объявил боевую тревогу. Полным ходом под дизелями пошли на сближение. Легли на боевой курс. Две торпеды прошли мимо цели. «Лембит» продолжал преследовать транспорт. Действовать надо было чётко и быстро. Через полчаса лодка и транспорт шли параллельно на расстоянии 2 кабельтовых друг от друга со скоростью около 14 узлов, приближаясь к вражеским берегам. Выполнить торпедный залп на параллельном расстоянии не возможно. Командир дал команду увеличить до максимума скорость, от чего лодку затрясло, казалось, она развалится на части. Потом лодка начала циркулировать влево и по сигналу командира выпустили две торпеды. Обе попали в цель. С юга по направлению к огням плотиков транспорта приближались три катера. Не дожидаясь , пока катера заметят их , полным ходом пошли курсом к выбранному Алексеем Михайловичем месту покладки лодки на грунт для перезарядки торпедных аппаратов. Через два дня ещё одна ночная атака увенчалась успехом. Торпедой с «дарственной» надписью был потоплен фашистский тральщик.

После войны стало известно, что от торпед погибли бывший датский транспорт «Хельма Лоу» и тральщик. На минах, выставленных лодкой в этом походе, подорвались и затонули буксир «Пионер-5» и транспорт «Шванеск», подорвалось и получило большие повреждения пассажирское судно «Берлин».

Под напором Советской Армии гитлеровские войска откатывались всё дальше и дальше на запад. Фашистские части интенсивно эвакуировались из Прибалтики морским путём. В задачу лодки входило, чтобы эти беглецы и отправляемое на судах добро, награбленное в нашей стране, не достигло портов Германии, а подкрепление для отступавших войск, подбрасываемые морским путём, не попадало по назначению.

...Мёртвая зыбь спокойно катит свои валы. Туман. Ничто не предвещает опасности встречи с вражескими судами. Каждую секунду какое-либо судно могло внезапно вынырнуть из тумана, и лодка даже не успеет выпустить торпеды, как столкнётся с ним. В ходе этого похода зимой 1944-1945гг. А.М.Матиясевичем и его дружным и послушным экипажем было потоплен транспорт «Диршау», на минном заграждении подорвались и затонули транспорты «Эберхард», «Лютьехорн», тральщик М-421 , получили большие повреждения «Элие» и «Эйхеберг».

6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в борьбе против немецко-фашистских захватчиков подводная лодка «Лембит» была награждена орденом Красного Знамени. Эта высокая оценка ратного труда воодушевила моряков на новые боевые дела. За март-апрель 1945 года на минных банках, расставленных лодкой , подорвались и затонули сторожевые корабли противника VS-301, VS-1014,VS-343,корабль противолодочной обороны UI-1108,подорвался и получил сильное повреждение транспорт «Дрейхдейк».

В дни войны трудно было определить общее количество судов, погибших от боевого оружия этой лодки, так как невозможно точно знать, сколько судов подорвалось на минах, выставленных лодкой на коммуникациях противника. Общий итог удалось подвести позже: 21 судно потоплено и 4 сильно повреждены.


Глава 5. В мирное время.

До 1946 года А. М. Матиясевич оставался в должности командира «Лембита». Затем, до августа 1947 года командовал знаменитым «Ершом» Щ-303. С августа 1947 по апрель 1948 года командовал дивизионом строящихся и ремонтирующихся субмарин. С апреля 1948 года по февраль 1950 года командовал экспериментальной лодкой с двигателем единого хода «М-401». В октябре 1949 года на лодке произошёл пожар, в результате грамотных действий командира и экипажа возгорание было быстро ликвидировано.

С октября 1950 года по ноябрь 1955 года А. М. Матиясевич работал старшим преподавателем курсов высшего командного состава КУОПП им. С. Кирова, которые сам когда-то окончил. После работы преподавателем вышел в запас и подал в отставку.

На гражданской службе до 1981 года водил корабли, занимался гидрографическими изысканиями, работал старшим лоцманом в Ленинградском порту. Награждён знаком «Почётный работник Морского флота СССР».

В возрасте 76 лет ушёл на пенсию. В годы заслуженного отдыха участвовал в ветеранском движении, был избран почётным членом Президиума объединённого Совета ветеранов-подводников ВМФ. В 1994 году ветеранская организация подала ходатайство о присвоении А. М. Матиясевичу звания Героя России на основании архивного представления от 1942 года.

Алексей Матиясевич не дожил до награждения медалью Золотая Звезда, скончавшись 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге на девяностом году жизни. Это, пожалуй, единственный командир подлодки Великой Отечественной, который стал не Героем Советского Союза, а Героем России… Похоронен на Серафимовском кладбище. Сослуживцы и знакомые вспоминали его как скромного, учтивого человека, не склонного к самовосхвалению, не терпевшего пустозвонства и преувеличения боевых успехов, как своих, так и чужих. Этот внешне суровый и немногословный человек при близком знакомстве оказывался на редкость приветливым, доброжелательным и доступным. Он обладал большой внутренней культурой и тактом. К нему тянулась молодёжь, которой было и есть чему поучиться.

Трудно удержаться, чтобы не привести слова адмирала В.Трибуча: «Если бы командарм М.С.Матиясевич дожил до Дня Победы, он мог бы по праву гордиться своим сыном».(6)

















Заключение.

Проработав данную тему, я пришел к выводу, что А.М.Матиясевич был выдающимся флотоводцем, человеком, который посвятил флоту всю свою жизнь. Целеустремленность, преданность своему делу, неутомимое желание узнать о корабельном искусстве как можно больше помогли простому смоленскому парню, жившему вдали от морей и океанов, стать в один ряд с самыми знаменитыми адмиралами всех времен. И головокружительная карьера, и награды Родины Алексея Михайловича - не результаты интриг, а прежде всего его собственная заслуга. Большой жизненный опыт, крепкая морская закалка и опыт плавания в торговом флоте помогли Алексею Михайловичу в короткий срок стать хорошим командиром - подводником.

Почти четыре года А.М. Матиясевич командовал подводной лодкой «Лембит». За боевые заслуги лодка была награждена орденом Красного Знамени, полностью орденоносным стал ее экипаж, а командир лодки А.М. Матиясевич был награжден орденом Ленина и в числе других орденов - высшим морским командирским орденом Ушакова II степени, а в 1995 году посмертно званием Героя России.

Роль А.М.Матиясевича в истории российского флота трудно переоценить. Он ценил профессионализм, боевую подготовку экипажа, а сознательное отношение к делу, стремление воспитать закаленные кадры флота, убежденные в высоких моральных качествах советского человека ставил на первое место.

А.М.Матиясевич тщательно разрабатывал подробные планы действий, указывал на ошибки экипажа, допущенные в борьбе с врагом, учил правильным методам боевых действий.

Большое значение он уделял разведке, организации взаимной поддержки кораблей, организации взаимодействия с сухопутными силами побережья. Для него были характерны инициатива и решительность в принятии решений, правильный учет сложившейся боевой обстановки, активность и стремительность в подготовке и проведении боевых действий.

Большую роль А.ММатиясевич сыграл в истории освоения Северного морского пути грузовыми и военными судами.

Название подводной лодки, на которой плавал А.М.Матиясевич, имеет такую легенду. В1217 году на берегу реки Палы произошла битва тысяч эстов под предводительством Лембита с немецкими псами-рыцарями. Главный отряд рыцарей был разгромлен, командир отряда убит. Рыцари обратились в бегство, лембитовцы их преследовали. Но неожиданно немецкие рыцари получили подкрепление и перешли в атаку. Начался длительный неравный бой. В это время на помощь эстам шли из Новгорода ратные дружины. По бездорожью, через густые леса и болотные топи продвижение русских было медленным, и помощь их запоздала.

Эсты, собранные Лембитом из разных древних эстонских городов, бились с сильным противником. Закованные в латы, немецкие рыцари начели их теснить. Лембит воодушевлял героических защитников родины и вместе с ними дрался с врагом, пока не был убит. С тех пор прошло более семисот лет. Когда «Лембит» был в составе эстонского флота, на передней части рубки крепилась эмблема лодки, своеобразный герб с золотым трезубцем- символом морского бога Нептуна, с надписью «LEMBIT»- и словами девиза лодки: «Будь достоин своего имени».

Думаю, что советские подводники под руководством А.М.Матиясевича с честью пронесли имя Лембита через все испытания войны. Достаточно вспомнить, как в сентябре 1942 года после атаки, завершившейся потоплением двух фашистских транспортов, противник забросал лодку глубинными бомбами. В одной из групп аккумуляторных батарей, расположенных в отсеке центрального поста, взорвались газы, начался пожар, в корпус лодки стала поступать вода...Но подводники не дрогнули, они нашли в себе силы, чтобы выйти победителями из схватки с огнем и вол ой. перехитрить врага и вернуться на поврежденной лодке через минные поля в Кронштадт.

Я не сомневаюсь, что и современные российские подводники с честью и мужеством выполняют свои боевые задания.







































Сноски

1-А.М. Матиясевич «По морским дорогам», Ленинздат, 1987, стр.34.

2-там же, стр 75, 81.

3-там же, стр 96.

4-там же, стр 144.

5-там же, стр 173

6-журнал «Морской флот», 1985, №9, стр 14-16








































Список литературы

  1. «Военные моряки – герои подводных глубин» Кронштадт. Кучково поле, 2006 год.

  2. Дмитриев В.И. «Атакуют подводники.» М.,1973 год.

  3. Журнал «Морской флот», 1985, №9.

  4. Материалы музеев Великой Отечественной войны и Военно-Морского музея им. Нахимова.

  5. Матиясевич «В глубинах Балтики». – в книге «Из бездны вод: Летопись отечественного подводного флота - в мемуарах подводников» -М.: Современник, 1990 год.

  6. Матиясевич А.М. «По морским дорогам». Ленинздат, 1987 год.

  7. «Морской сборник» 2006 год, №4.

  8. Платонов А.В., Луры В.М. «Командиры советских подводных лодок», 1941-1945г.г., Санкт-Петербург., 1999 год.

  9. Энциклопедия. Смоленск. Персоналии. 2004 год.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!