СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока по теме: «Иван Муромец и соловей разбойник» УМК: перспективная начальная школа Учебник: литературное чтение 4 класс 1 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование урока  по теме: «Иван Муромец и соловей разбойник»

 

УМК: перспективная начальная школа

Учебник: литературное чтение 4 класс 1 часть

Основная цель темы – познакомить ребят с былиной «Иван Муромец и соловей разбойник»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока по теме: «Иван Муромец и соловей разбойник» УМК: перспективная начальная школа Учебник: литературное чтение 4 класс 1 часть»

Проектирование урока по теме: «Иван Муромец и соловей разбойник»


УМК: перспективная начальная школа

Учебник: литературное чтение 4 класс 1 часть

Основная цель темы – познакомить ребят с былиной «Иван Муромец и соловей разбойник»



Задачи

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Образовательные

Познакомить ребят с новым жанром фольклора «былина». Познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Познакомиться с новым жанром фольклора «Былина». Познакомиться с былиной «Илья Муромец и соловей разбойник»

Развивающие

Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин. Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся, развитие культуры речи, воспитание сотрудничества.

Учиться сравнивать, обобщать и делать выводы. Внимательно слушать учителя, активно отвечать на уроке и выполнять задания.

Воспитательные

воспитывать любовь к устному народному творчеству, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.

Ответственно выполнять задания учителя, при ответе одноклассников слушать друг друга. Формировать представление о культуре, традициях русского народа, фольклоре.


Предмет усвоения: былина «Илья Муромец и соловей разбойник»

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Знать, что такое фольклор

Знания о героях басен



Уметь напевно читать басни


Первоначальные знания о басне

Уметь связно отвечать на вопросы


Тип урока – открытие нового знания

Ресурсы урока (средства обучения) учебник, презентация


Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, активизировать внимание детей.


- Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я - Елена Алексеевна, я надеюсь, что вы сегодня будете внимательными и много интересного узнаете. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!


1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: подготовить к изучении новой темы

Название вида учебной работы: беседа

  • Учебная задача для учителя: подвести к теме урока

  • Учебная задача для учащихся: сформировать тему урока

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: похвала

- ребята, внимательно послушайте стихотворение.

О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

(С. Михалков)


- ребята, о каком же доме идет речь в этом стихотворении?

- а как автор называет книги? Почему он говорит, что книги с нами разговаривают и могут показать нам историю?


- Верно, ребята. С помощью книг мы узнаем очень много нового, книги могут нам рассказать обо всем на свете, поведать историю жизни людей много и много лет назад. Если читать, книга может превратиться в твоего друга и советника, иногда ведь в книгах можно найти ответы на многие вопросы.

- ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока посмотрите на доску и разгадайте ребус.


- молодцы ребята, вы разгадали этот ребус. Этот слово былина.

- ребята, а что такое былина?


- Молодцы, а теперь, что бы подтвердить наши догадки давайте посмотрим, как толкует слово «Былина» словарь.

* былина – это Русская народная эпическая песня - сказание о богатырях.. (словарь ожегова)

 -  один из жанров русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси.. (словарь литературоведческих терминов)

- Ребята, какое из определений более чутко отражает смысл этого слова? Почему?

- Былины возникли в Киевской Руси. Для обозначения этих песен на севере Руси существовал термин «старина», или «старина», «старинка». В былинах с силой отражается дух независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного русского народа, а их основными приметами стали патриотизм и жизнерадостность. Былины отразили многие исторические события, связанные прежде всего с борьбой древнерусского государства против кочевников.


- ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?


- верно, сегодня мы с вами будем вести речь о былинах и с начнем знакомиться с новым разделом, а как он называется вы прочитаете в учебнике.

- верно, раздел называется : «Знакомимся с повествованиями основанными на фольклоре»

- ребята, а что такое фольклор?

- верно, фольклор это устное народное творчество.

- А что в себя включает устное народное творчество? Это и частушки, песни, былины.

- Молодцы, сегодня мы с вами совершим путешествие и познакомимся с былиной.


2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: познакомиться с былиной

Название вида учебной работы: беседа

  • Учебная задача для учителя: беседа о былинах

  • Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: похвала


- ребята, давайте прочитаем диалог под темой урока.

- ребята, а кому богу покланялись люди в Древнем Египте?

- а славяне, каким богам поклонялись?

- о каком князе говорилась в тексте, что его сравнивали с Солнцем? Почему?

- а как возникали былины?

- верно, у всех народов происходили перемены в жизни, поэтому люди отражали их устном народном творчестве, а именно в былинах, где присутствует история.

- ребята, а кто такой Иван Муромец? Что вы о нем знаете?

- ребята, посмотрите на картину И. Васнецова «Три Богатыря» . давайте найдем всех богатырей и их опишем.

- ребята, а почему былину, так называют?

- Поскольку былины передают историю, передают то что было. Поэтому слово былина образовалась от слова быль. Поэтому этот исторический рассказ называется былиной.

- ребята, но для того чтобы перейти к чтению былины, давайте потренируемся правильно ее читать.

- читаем диалог дальше.

- давайте попробуем прочитать на распев насколько раз.

- молодцы! Выделяем ударные слоги

Вопросы после.

Название вида учебной работы: словарная работа

  • Учебная задача для учителя: раскрыть значение незнакомых слов

  • Учебная задача для учащихся: запомнить значение новых слов

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: похвала


- ребята, при чтении нам встретятся слова Давайте их объясним.


Пехотой – то же, что пешком

Поскляпый – могнутый, кривой

Сыть – пища, еда

Косницею - висок, надбровье

Село карачарова

Город муром

Дородный

Заутренню

К обеденке

Чернигов

Да не прорыскивает

Воеводою

Лазуревы цветочки

Тетива

Стремечко

- прочитайте отрывок на странице 55-56 самостоятельно.

- молодцы. Ребята, давайте послушаем аудиозапись по прочитанному отрывку.

- ребята, вам понравилась аудио запись? Что именно понравилось?

- ребята прочитайте диалог под былиной на странице 56.

- ребята, давайте выполним задание Сергея Алексеевича и найдем в этом отрывке географические названия, которых нет бывает. Чего нет в сказках в сказках вымышленные места, а в былинах настоящие? Герои в былинах тоже настоящие, исторические герои. Соловей разбойник – это сказочный герой, но и олицетворение кочевников. Не точное передача исторических фактов, а сказка это вымысел.

- ребята, давайте, предположим, послушался ли Илья совета и поехал длинным путем?

- для того чтобы узнать продолжим чтение дальше.

(чтение по частям)



4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Название вида учебной работы: беседа

  • Учебная задача для учителя: проанализировать былину

  • Учебная задача для учащихся: проанализировать знания

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: похвала


- ребята, ответим на вопросы после былины.

- Что же случилось с природой от соловьиного свиста? Верно, трава заплеталась, цветочки осыпались.

- найдите этот отрывок в тексте.

- Докажите, что в былине использовался прием преувеличения.

- Верно, прием преувеличения доказывается в таких строчках, как «конь с горы на гору перескакивает, с холма на холм перемахивает», « лес к земле приклонился»

- с помощью чего передается ласковое отношение к богатырю и ко всему, что с ним связано, что его окружает?

- верно, это передается через уменьшительные слова и прилагательные: поехал дороженькой, перескакивает, перемахивает, добрый конь богатырский, травушки – муравушки, лазоревы цветочки.

- найдите примеры народного юмора в том, как Илья общается с конем

- верно, это выражается в таких словах как, «ах ты волчья сыть, травяной мешок»

- ребята выделенную часть попробуйте прочитать так, чтобы передать напевность былины.

- к повтору какой части прибегает рассказчик?

- верно, это повтор слов таких как, «добрый конь, да богатырский», «Старый казак Илья Муромец»

Почему илья поехал прямой дорогой к соловью разбойнику?

- он добрый молодец и защищает город

Почему он так поступает?

- дайте характеристику ильи.

- почему Илья так называет коня? Он его не обзывает, а с ироней его так называет, для того что бы конь не испугался, не боялся.

- о чем былина? Чем она для нас ценна, что показывает, какие качества человека? В них заложены верования русского народа

- для чего мы их читаем?


- ребята, окончание былины вы прочитаете дома.

урок хочется закончить одной поговорками

золото добывают из земли, а знания из книги.

Солнце взойдет – оживает природа, книгу прочтешь - просветляется ум.

- как вы понимаете смысл этих поговорок?



Рефлексия учебной деятельности.

Цель: само оценивание учебной деятельности на уроке

Название вида учебной работы: рефлексия

  • Учебная задача для учителя: проверить все ли усвоили новый материал

  • Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: спросить: «В чем были трудности?»


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…


Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: объяснить суть домашнего задания

Название вида учебной работы

  • Учебная задача для учителя: объяснить суть домашней работы

  • Учебная задача для учащихся: усвоить суть домашней работы

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: наблюдение

  • Подведение результатов работы: Спросить: «Все ли понятно?»


- Вашей домашней работой будет дочитать былину в прозаическом рассказе на странице 59-61.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!