СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по географии и биологии в условиях реализации ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал работы с одаренными детьми на уроках географии, биологии и внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по географии и биологии в условиях реализации ФГОС»

«Проектная деятельность школьников по географии и биологии в условиях реализации ФГОС»


В условиях внедрения ФГОС современная школа призвана формировать и развивать умения находить, решения многим проблемам. Я задаю себе вопрос: Как заинтересовать учащихся, пробудить стремление к учебе? Ответ очевиден, нужно искать новые формы обучения. И одна из них – проектная деятельность. Именно проектный метод повышает познавательную активность обучающихся, и дает возможность выявить и развить способности ребенка, приобрести умения, которые могут пригодиться ему в жизни.

Проектный метод предполагает подход: «Скажи мне-я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне это сделать и это станет моим навсегда!».

Являясь учителем географии и биологии, на протяжении нескольких лет успешно занимаюсь с одаренными учащимися, с 2016 года использую проектную деятельность. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне и моим ученикам.

На своих уроках я использую разные виды проектов: по количеству учащихся - индивидуальные и коллективные; по содержанию - экологические, физико-географические, социальные; по интеграции – предметные (небольшой проект в рамках одного урока), межпредметные (проект в рамках двух учебных дисциплин) и надпредметные (проект выходит за рамки школьных пред­метов, носит характер исследования и используется как дополнение к урочной деятельности); по продолжительности – мини проект, средней продолжительности и долгосрочные; по способу деятельности – информационные, творческие, исследовательские.

Я смогла найти несколько интересных тем для своего предмета. В 5-6 классах учащиеся выполняют более простые информационные проекты, которые предусматривают изучение литературы по теме, сбор информации о каком-то объекте. Свой результат представляют в виде презентации или изготовлении книжек, буклетов, небольших макетов.

Тематика урочных проектов:

  • Может ли вулкан извергаться в моей местности

  • 10 великих путешественников

  • Многообразие бактерий

  • Жизнь на разных материках

  • Чистый пруд

  • Создание рекламного листа в защиту леса

В 7 - 8 классах больше творческих проектов. В процессе работы над таким проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и умения, раскрыть свои творческие способности и продемонстрировать их. В основном это групповые проекты, в которых учащиеся распределяют роли, кто-то ищет информацию, кто рисует, кто сочиняет стихи, кто-то оформляет. Результатом таких проектов является: карта, газета, сценка, видеофильм.

Тематика проектов по географии:

  • Памятники всемирного и культурного наследования

  • Хранители воды

  • Страна наоборот

  • Как изменятся материки в будущем

На уроках биологии я использую индивидуальные, парные и групповые проекты:

  • Создание коллекции насекомых

  • Составление картотеки комнатных растений кабинета биологии

  • Инвентаризация зеленых многолетних насаждений

Учащихся старших классов вовлекаю в надпредметные, долгосрочные, социальные проекты, целью которых является: улучшение экологического состояния школы. В 2016 году под моим руководством, взросло – детской командой школы, был выполнен коллективный интегрированный ландшафтный проект цветника, посвященный 80 летию юннатского движения Красноярья: «Виват, юннаты!»

Составляющим ядром проекта послужили первоначально исследования территории образовательного учреждения, которые в последствии завершились проектом. Для достижения цели проекта была составлена план – карта совместной деятельности детско-взрослой команды по разработке и реализации проекта, которая включала этапы:

  • Организационный;

  • Проектный;

  • Практический;

  • Итоговый.

Прежде чем проектировать цветник учащиеся провели предпроектный анализ территории: выделили функциональные зоны, изучили климат, составили инвентаризационные ведомости малых архитектурных форм и дорожек и оценили их состояние, провели инвентаризацию зеленых многолетних насаждений, ( по методике В.С. Теодоронского: путем сплошного перечета имеющихся на территории насаждений и присвоении им индивидуального инвентаризационного номера, а также определения видов растений и их биометрических показателей,) исследовали почвы.

После проведения предпроектного анализа был составлен генеральный план территории, изготовлен макет территории школы, составлены рисунки цветника, разработан эскиз цветника, а по нему макет цветника, разработан план агротехнических мероприятий, составлена смета расходов на реализацию проекта и приобретение необходимых материалов. Для проекта была выращена рассада цветов, разбит и засажен цветник, в дальнейшем осуществлялся уход за растениями.

В рамках проекта наша команда, не только спроектировала юбилейную клумбу, но так же оформила все цветники пришкольной территории, дополнила зону тихого отдыха малыми архитектурными формами. По просьбе жителей села учащиеся вырастили и реализовали посадочный материал цветочных и овощных культур. Оказали благотворительную помощь посадочным материалом учреждению связи, пенсионерам села, дворцу культуры.

Итогом проекта «Виват, юннаты!» стало призовое место - II в краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений «Гео-декор» и участие в финале во Всероссийском конкурсе «Юннат – 2016» на базе Федерального детского эколого-биологического центра в г. Москве.

Знания, полученные в ходе реализации проекта, развивают умения, регулятивные (определить цель, решить проблему, оценить свою деятельность), познавательные (находить, обрабатывать информацию, анализировать, переводить в модель, применять умения на практике), коммуникативные (взаимодействие в группе, умение вести дискуссию, оценить свои результаты), что пригодятся в дальнейшей жизни школьникам, в выборе профессии.

Такие проекты являются эффективным средством формирования у обучающихся экологической культуры, надпредметных умений и навыков в рамках озеленения пришкольного участка, развивают в детях чувство ответственности, повышают мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.

При организации проектной деятельности изменяется роль учителя. Он становится равноправным партнером, который не подавляет ученика, а развивает, дает свободу выбора, помогает ему в затруднительной ситуации, что содействует его раскрытию.

В процессе оценки результатов проектной работы обязательным является самооценка – анализ собственной деятельности учащимися. Цель само оценивания – осмысление учащимися собственного опыта, выявление причин успеха и неудачи, поиск внутренних резервов, способствующих их разрешению. Для самооценки я учащимся даю «клише», чтобы легче было провести рефлексию своей деятельности.

Содержание письменной части отчета о выполнении проектной работы

Введение


Тема проекта


Я выбрал эту тему потому что (актуальность)


Цель работы


Проектным продуктом будет.


План моей работы (перечислить все этапы достижения цели, указать время вы­полнения)


Сбор информации (перечислить, где и как искал информацию)


Изготовление продукта, проведение эксперимента, практической части (перечислить, что и как делал)


Основная часть


Я начал работу с того, что...


Потом я приступил к....


Я завершил работу тем, что...


В ходе работы я столкнулся с такими проблемами...


Чтобы справиться с возникшими проблемами, я....


В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как...


Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что...


Заключение


Закончив свой проект, могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например...


Это произошло, потому что....


Если бы я начал работу заново, я бы...


Я думаю, что решил проблему, так как...


Работа над проектом показала мне, что ....



Проектная деятельность нравится учащимся, так как она формирует
невероятно большое количество умений и навыков, а значит эффективна и заслуживает внимания всех учителей, так как она может быть использована в изучении любого предмета, применяться на уроках, так и во внеклассной работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!