«Проектная деятельность школьников по географии и биологии в условиях реализации ФГОС»
В условиях внедрения ФГОС современная школа призвана формировать и развивать умения находить, решения многим проблемам. Я задаю себе вопрос: Как заинтересовать учащихся, пробудить стремление к учебе? Ответ очевиден, нужно искать новые формы обучения. И одна из них – проектная деятельность. Именно проектный метод повышает познавательную активность обучающихся, и дает возможность выявить и развить способности ребенка, приобрести умения, которые могут пригодиться ему в жизни.
Проектный метод предполагает подход: «Скажи мне-я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне это сделать и это станет моим навсегда!».
Являясь учителем географии и биологии, на протяжении нескольких лет успешно занимаюсь с одаренными учащимися, с 2016 года использую проектную деятельность. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне и моим ученикам.
На своих уроках я использую разные виды проектов: по количеству учащихся - индивидуальные и коллективные; по содержанию - экологические, физико-географические, социальные; по интеграции – предметные (небольшой проект в рамках одного урока), межпредметные (проект в рамках двух учебных дисциплин) и надпредметные (проект выходит за рамки школьных предметов, носит характер исследования и используется как дополнение к урочной деятельности); по продолжительности – мини проект, средней продолжительности и долгосрочные; по способу деятельности – информационные, творческие, исследовательские.
Я смогла найти несколько интересных тем для своего предмета. В 5-6 классах учащиеся выполняют более простые информационные проекты, которые предусматривают изучение литературы по теме, сбор информации о каком-то объекте. Свой результат представляют в виде презентации или изготовлении книжек, буклетов, небольших макетов.
Тематика урочных проектов:
Может ли вулкан извергаться в моей местности
10 великих путешественников
Многообразие бактерий
Жизнь на разных материках
Чистый пруд
Создание рекламного листа в защиту леса
В 7 - 8 классах больше творческих проектов. В процессе работы над таким проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и умения, раскрыть свои творческие способности и продемонстрировать их. В основном это групповые проекты, в которых учащиеся распределяют роли, кто-то ищет информацию, кто рисует, кто сочиняет стихи, кто-то оформляет. Результатом таких проектов является: карта, газета, сценка, видеофильм.
Тематика проектов по географии:
На уроках биологии я использую индивидуальные, парные и групповые проекты:
Создание коллекции насекомых
Составление картотеки комнатных растений кабинета биологии
Инвентаризация зеленых многолетних насаждений
Учащихся старших классов вовлекаю в надпредметные, долгосрочные, социальные проекты, целью которых является: улучшение экологического состояния школы. В 2016 году под моим руководством, взросло – детской командой школы, был выполнен коллективный интегрированный ландшафтный проект цветника, посвященный 80 летию юннатского движения Красноярья: «Виват, юннаты!»
Составляющим ядром проекта послужили первоначально исследования территории образовательного учреждения, которые в последствии завершились проектом. Для достижения цели проекта была составлена план – карта совместной деятельности детско-взрослой команды по разработке и реализации проекта, которая включала этапы:
Организационный;
Проектный;
Практический;
Итоговый.
Прежде чем проектировать цветник учащиеся провели предпроектный анализ территории: выделили функциональные зоны, изучили климат, составили инвентаризационные ведомости малых архитектурных форм и дорожек и оценили их состояние, провели инвентаризацию зеленых многолетних насаждений, ( по методике В.С. Теодоронского: путем сплошного перечета имеющихся на территории насаждений и присвоении им индивидуального инвентаризационного номера, а также определения видов растений и их биометрических показателей,) исследовали почвы.
После проведения предпроектного анализа был составлен генеральный план территории, изготовлен макет территории школы, составлены рисунки цветника, разработан эскиз цветника, а по нему макет цветника, разработан план агротехнических мероприятий, составлена смета расходов на реализацию проекта и приобретение необходимых материалов. Для проекта была выращена рассада цветов, разбит и засажен цветник, в дальнейшем осуществлялся уход за растениями.
В рамках проекта наша команда, не только спроектировала юбилейную клумбу, но так же оформила все цветники пришкольной территории, дополнила зону тихого отдыха малыми архитектурными формами. По просьбе жителей села учащиеся вырастили и реализовали посадочный материал цветочных и овощных культур. Оказали благотворительную помощь посадочным материалом учреждению связи, пенсионерам села, дворцу культуры.
Итогом проекта «Виват, юннаты!» стало призовое место - II в краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений «Гео-декор» и участие в финале во Всероссийском конкурсе «Юннат – 2016» на базе Федерального детского эколого-биологического центра в г. Москве.
Знания, полученные в ходе реализации проекта, развивают умения, регулятивные (определить цель, решить проблему, оценить свою деятельность), познавательные (находить, обрабатывать информацию, анализировать, переводить в модель, применять умения на практике), коммуникативные (взаимодействие в группе, умение вести дискуссию, оценить свои результаты), что пригодятся в дальнейшей жизни школьникам, в выборе профессии.
Такие проекты являются эффективным средством формирования у обучающихся экологической культуры, надпредметных умений и навыков в рамках озеленения пришкольного участка, развивают в детях чувство ответственности, повышают мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.
При организации проектной деятельности изменяется роль учителя. Он становится равноправным партнером, который не подавляет ученика, а развивает, дает свободу выбора, помогает ему в затруднительной ситуации, что содействует его раскрытию.
В процессе оценки результатов проектной работы обязательным является самооценка – анализ собственной деятельности учащимися. Цель само оценивания – осмысление учащимися собственного опыта, выявление причин успеха и неудачи, поиск внутренних резервов, способствующих их разрешению. Для самооценки я учащимся даю «клише», чтобы легче было провести рефлексию своей деятельности.
Содержание письменной части отчета о выполнении проектной работы
Введение | |
Тема проекта | |
Я выбрал эту тему потому что (актуальность) | |
Цель работы | |
Проектным продуктом будет. | |
План моей работы (перечислить все этапы достижения цели, указать время выполнения) | |
Сбор информации (перечислить, где и как искал информацию) | |
Изготовление продукта, проведение эксперимента, практической части (перечислить, что и как делал) | |
Основная часть | |
Я начал работу с того, что... | |
Потом я приступил к.... | |
Я завершил работу тем, что... | |
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами... | |
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я.... | |
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как... | |
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что... | |
Заключение | |
Закончив свой проект, могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например... | |
Это произошло, потому что.... | |
Если бы я начал работу заново, я бы... | |
Я думаю, что решил проблему, так как... | |
Работа над проектом показала мне, что .... | |
Проектная деятельность нравится учащимся, так как она формирует
невероятно большое количество умений и навыков, а значит эффективна и заслуживает внимания всех учителей, так как она может быть использована в изучении любого предмета, применяться на уроках, так и во внеклассной работе.