Проектная работа
«.
Актуальность проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре содержания урока .
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [7].
В связи с этим учитель испытывает затруднения при планировании урока, нет готовых методических рекомендаций. Либо они есть, но не учитывают специфики нашего УМК. Все выше изложенное заставило составить данную технологическую карту.
Цель проекта:
Разработка и реализация технологической карты урока математики в 3 классе по теме: «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым».
Задачи проекта:
1.Изучить требования ФГОС к организации современного урока и систематизировать основные принципы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в 3 классе.
2. Определить содержание технологической карты урока математики на тему: «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» в 3 классе на основе системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ.
3. Разработать систему ресурсного обеспечения урока(алгоритм решения уравнений, эталон для самопроверки и мультимедийную презентацию)
4. Провести урок в 3 классе и оценить его результативность с позиции требований ФГОС.
Технологическая карта урока математики
Класс: 3
Тема: Решение уравнений с неизвестным вычитаемым
Тип урока: Комбинированный урок
Цель урока: способствовать развитию умений решать уравнения с неизвестным вычитаемым
Задачи: 1.Учить решать уравнения способом, основанным на связи между компонентами и результатом дейтвия вычитания;
2.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи.
3.Способствовать воспитанию активности обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку.
-совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи
-закреплять приемы письменного сложения и вычитания, сравнивать именованные числа
Метапредметные : овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: будут понимать значение математических знаний в собственной жизни, освоют позитивный стиль общения со сверстниками
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 3 класс, эл.приложение к учебнику Моро.М.И., рабочая программа, рабочая тетрадь 1 часть,стр.7.презентация,алгоритм решения уравнений, карточки
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины: неизвестное вычитаемое
Технологическая карта
№ | Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание учебного материала | Формирование универсальных учебных действий |
1 | I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Тетради, учебник, ручка | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика) | Фронтальная, индивидуальная | 1.Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. 3.Хоровое чтение стихотворения Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Будем правильно считать | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2 | II.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания. 2.Целеполагание. 3.Устный счет | Тетради учебник с.9 на полях стр.9 | Показывают выполненную домашнюю работу. Формулируют тему и цель урока. Решают занимательные рамки Находят ошибки в примерах, делают вывод. Сравнивают уравнения, используют термины: неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Читают,определяют границы своего знания и незнания с помощью шкалы ||| | Фронтальная, индивидуальная Работа в паре | Проверка наличия домашней работы в тетрадях. Работа на с. 9 учебника, определение темы и цели урока. 1.Решение занимательных рамок. 2.Игра «Найди ошибку». Заранее записывает на доске 6 примеров: 80 + 17 = 97 65 + 12 = 77 18 + 9 = 27 45 + 5 = 50 73 + 7 = 80 7 + 51 = 58 – Как проверяли? Вывод: Можно было из суммы вычесть одно слагаемое, и если в результате получили другое слагаемое, то пример решен верно. 3.Сравнение уравнений: х-20=31 и 51-х=31 Вывод: будем решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символи- ческие средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других |
3 4 | III. Изучение нового материала 1.Сравнение взаимо-связанных примеров. 2.Решение уравнений. Физкультминутка | Учебник стр.9 Алгоритм решения уравнений учебник стр.9 презентация | Решают примеры №1 8-6=2 8-2=6 Делают предположение, что связь между компонентами и результатом действия вычитания можно использовать для проверки вычислений и для решения уравнений. Вспоминают алгоритм решения уравнений. Решают примеры с комментированием: неизвестно вычитаемое, уменьшаемое 36,значение разности 20.Чтобы найти неизвестное вычитаемое,надо из уменьшаемого вычесть значение разности:х=16.Проверяем:вместо х подставляем 16,36-16=20-верное равенство,можно сделать вывод,что уравнение решили верно и т.д Выполняют движения физкультминутки | Индивидуальная,фронтальная | 1.Решение примеров №1 2.Проговаривание терминов: уменьшае- мое, вычитаемое,раз ность. Объяснение значение данных терминов Вывод: если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое. 1.Решение уравнений №2,3 2.Взаимопроверка | Л – осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Р – ориентируются в учебнике; П- извлекают необходимую информацию из текстов |
5 | IV. Практическая деятельность 1.Решение задач. 2.Самостоятельная работа. 3. Работа по карточкам. | Учебник стр.9 Карточки с уравнениями | Решают составную задачу. Решают задачу:устанавливают зависимость между данными,представлен-ными в задаче,и искомым,отражают её в моделях,выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.Решают задачу разными способами. Сравнивают именованные числа. Действуют по самостоятельно составленному плану, сверяют с эталоном, исправляют ошибки, оценивают свою работу. Эталон для самопроверки на новый способ действия: | 8 – х = 3 а – х = b | х = 8 – 3 х = а - b | x=5 | Ответ: х = 5 | Находят уравнения ,которые решаются вычитанием, записывают ответы | Фронтальная, индивидуальная | 1.Решение задачи №6 Самостоятельное составление условий задачи и решение. ) 16 – 6 = 10 (г.) – у Вити. 2) 16 + 10 = 26 (г.) – всего. Ответ: 26 грибов нашли мальчики. 2.Решение задачи №7 Решить эту задачу можно тремя способами. I способ: 1) 32 + 40 = 72 (к.) – было всего. 2) 72 – 20 = 52 (к.) – осталось. II способ: 1) 32 – 20 = 12 (к.) – осталось на первой полке. 2) 40 + 12 = 52 (к.) – осталось всего. III способ: 1) 40 – 20 = 20 (к.) – осталось на второй полке. 2) 32 + 40 = 52 (к.) – осталось всего. Ответ: 52 книги осталось. Выполнение заданий № 4–5 Выполнение задания по карточкам | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; используют знаково-симво-лические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, логические цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения. Л-осуществляют смыслообразование |
6 | V.Итоги урока. Рефлексия деятель- ности 1.Обобщение полученных на уроке сведений. 2.Заключительная беседа. 3.Выставление оценок | | Отвечают на вопросы Уважительно ведут диалог с товарищами и учителем. Признают свои ошибки, озвучивают их, соглашаются, если на ошибки указывают другие | Фронтальная, индивидуальная | 1.Ответы на вопросы учителя 2.Беседа 3.Оценивание работы самих учащихся с использованием шкалы. | | | Выставление оценок | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
7 | VI. Домашнее задание | Учебник, с. 9, № 8, задание на полях: начерти и раскрась | Задают уточняющие вопросы, обсуждают алгоритм выполнения задания | Фронтальная, индивидуальная | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рекомендация по выполнению домашнего задания : использовать электронное приложение для повторения материала | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
Заключение
1.Изучены требования ФГОС к организации современного урока и принципы проведения урока.
2.Определена структура технологической карты с учетом нормативных требований и содержания урока на тему «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» в соответствии с УМК «Школа России»
3. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС .
4.Урок позволяет включить всех обучающихся в активную работу, обеспечить каждому обучающемуся посильное участие в решении проблем. В процессе работы у обучающихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
5. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.
Литература
1.ФГОС НОО.
2.Рабочая программа учителя, работающего по УМК «Школа России».
3. Поурочная разработка по математике.Волкова .Столярова ,издательство «Вако».
4.Начальная школа.Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.С.П.Казачкова.М.С.Умнова.-3-е изд.,стереотип.-М.:Планета,2014.-256 с.
5.Как проектировать универсальные учебные действия.
6.http:www.
Приложение к уроку
1.Смотрю на знак арифметического действия.
2.Найду части и целое.
3.Определю, что известно: целое или часть.
4.Применю правило.
5.Произведу вычисления.
6.Сделаю проверку.
Эталон для самопроверки на новый способ действия:
8 – х = 3 а – х = b
х = 8 – 3 х = а - b
х = 5
Ответ: х = 5
Эталон для самопроверки на новый способ действия:
9 – х = 8 а – х = b
х = 9 – 8 х = а - b
х = 1
Ответ: х = 1