Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская школа Первомайского района Республики Крым»
Тема « Простые и сложные вещества.
Химические элементы.»
Открытый урок по химии
в 8 классе
Разработала:
учитель химии
Сергеенко Валентина Федоровна
с. Октябрьское 2018г
Химия
Урок № 8
Тема: « Простые и сложные вещества. Химические элементы»
Цель:
сформировать понятие о простых и сложных веществах; познакомить с делением простых веществ на металлы и неметаллы, научить определять металлы и неметаллы по расположению в Периодической системе; научить различать понятия: «простое вещество» и «химический элемент», «сложное вещество» и «смесь»;
научить записывать формулы простых и сложных веществ; способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание интереса к обучению, формирование межличностных отношений.
Задачи
Образовательные: раскрыть понятия «простое вещество» и «сложное вещество»; сформировать представление о простых веществах – металлах и неметаллах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение получать,обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать умение работать в парах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.
УУД
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные УУД: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.
Познавательные УУД: умение находить и использовать в тексте нужную информацию, умение преобразовывать информацию, строить логичное рассуждение, анализировать и обобщать изученную информацию.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: химические понятия «простое вещество», «сложное вещество», «металлы», «неметаллы», «смеси», «химические соединения».
Уметь: классифицировать вещества по составу (простые и сложные).
Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.
Основные термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав
Формы, приемы и методы, используемые на уроке: эвристическая беседа, разгадывание кроссвордов, демонстрационный и виртуальный эксперимент, самостоятельная работа с учебником, выполнение лабораторного опыта, работа в парах, поэтические этюды
Оборудование: ПСХЭ Д.И Менделеева, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, тетради, коллекция металлов и неметаллов, сложных веществ; железо, сера, магнит,сигнальные карточки «П» и «Э».
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков и применение их на практике
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, подготовка учащихся к работе, знакомство с гостями)
(Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
1. Задание 1. Задание.4 с. 32
Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок - немолекулярного.
2.Задание 2. Разгадывание кроссвордов в парах, определения ключевых слов для урока.
(учащимся розданы карточки - задания по вариантам (Приложение)
Задания: Впишите название химических элементов по их порядковым номерам в ПСХЭ Д.И.Менделеева
1 вариант 2 вариант
12 Магний 12 Магний
76 Осмий 11 Натрий
57Лантан 35 Бром
63Европий 42 Молибден
19 Калий
92 Уран
3 Литий
18 Аргон
--Итак, нашими ключевыми словами на уроке будут слова МОЛЕКУЛА, АТОМ и ещё новое понятие: «ЭЛЕМЕНТ».
--Так что ж такое атом? Молекула? Давайте вспомним их определения.(учащиеся отвечают на вопросы)
???--А что такое химический элемент? Сколько их? Сколько существует веществ? Какие есть вещества?
На все эти вопросы мы постараемся ответить после прослушивания стихотворения, которое я вам сейчас прочитаю, и сформулировать тему и цели нашего урока. Слушайте внимательно.
3.Чтение стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все - от песчинок малых, до планет -
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший – водород,
есть просто кислород, а вместе это -
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу -
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит-
всю страшную космическую силу,
закованную в атомы хранит.
--Так вот первая строфа этого стихотворения и будет эпиграфом нашего сегодняшнего урока (эпиграф на доске)
«Другого ничего в природе нет ни здесь, ни там, в космических глубинах, все– от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых.»
--Какие понятия уже известные вам вы услышали в стихотворении? (атом, вещества)
--Названия каких веществ вы запомнили? ( водород, кислород, вода, железо)
--Но какие новые важные понятия присутствуют в этом стихотворении?
(элемент,формула)
--Предположите, какой будет тема нашего урока и цели его. (учащиеся высказывают предположения и формулируется тема и цель урока)
Тема записывается на доске и в тетрадях учащихся.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
--Чтобы ответить на вопрос: что такое химический элемент и какие бывают вещества давайте проделаем опыт с веществами, с которыми мы уже знакомы -железом и серой .
Демонстрация опыта (происходит беседа и диалог с учащимися)
Смешали порошки Fe и S
Что это? (смесь)
Как разделить её?( Fe притягивается магнитом)
А что произойдёт, если эту смесь нагреть?
Давайте посмотрим этот опыт в нашей виртуальной химической лаборатории.
Что произошло?
(Железо и сера изменили свои свойства, так как произошла химическая реакция: и из атомов железа и серы образовалось вещество состава FeS, Fe+S=FeS
Значит, до проведения опыта вещества состояли из одинаковых атомов Fe и S, а после опыта вещество состоит из молекул FeS.
4. Изучение нового материала.
-- В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический элемент”.
?--Что общего и чем эти понятия различаются?
1.Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.
Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.
Например:
- Кислород собрали в пробирку - здесь кислород - простое вещество;
- В состав молекулы воды входит кислород - здесь речь идет о химическом элементе.
--Давайте с вами немного поиграем, но это будет проверка того, как вы можете отличить, когда в предложении речь идет о химическом элементе, а когда- о простом веществе.
У вас на столе по 2 сигнальные карточки с буквой П (простое вещество) и Э (элемент). Если в предложении речь идет о химическом элементе, то вы поднимаете карточку с буквой Э, если о простом веществе, то букву П. Подобное задание у вас будет на дом. Будьте внимательны!
- железо притягивается магнитом:
-кислород поддерживает горение;
-железо входит в состав ржавчины;
-сера желтого цвета;
-в состав сероводорода входит сера;
(Ошибки учащихся сразу анализируются)
Запомните! Химический элемент входит в состав вещества!
O2, Cl 2. H2O, CO2
Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?
Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – простые вещества.
Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - сложные вещества.
2.Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента (Cлайд3)
Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов, металлов;
двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, азота. (Слайд4- 5)
Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы. (Слайд 6-7)
Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью). (Слайды 8-9)
3.Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.
H2O, CO2, H2SO4
(вода, углекислый газ, серная кислота).
Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.
ВЕЩЕСТВА (схема записывается в тетрадях)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/13/s_5c3afd989124f/1051072_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/13/s_5c3afd989124f/1051072_2.png)
Простые (Ме и НеМе) Сложные
H2, O2, Fe, N2, Al, Cl2, Сu H2O, CO2, H2SO4
Работа со схемой с. 34 п.9
Определение понятий простых и сложных веществ ( запись в тетрадях)
Релакс - минутка
Заработались мы что-то, давайте устроим физминутку
Вдохнули глубоко и выдохнули.
Еще раз вдохнули! Что вдохнули? О2- кислород (простое вещество)
Выдохнули! Что выдохнули? СО2- углекислый газ (сложное вещество)
А как же так получается? Было простое вещество, а стало сложное? Откуда оно взялось? А можно ли из СО2 получить О2? Мы не можем, а кто может? Растения – фотосинтез «зеленые легкие планеты»
5.Выполнение лабораторного опыта 5 « Ознакомление с образцами простых и сложных веществ» (стр39)
Обратите внимание на названия и формулы предложенных веществ и заполните таблицу, выбрав простые и сложные вещества, металлы и неметаллы.
Результат оформите в форме таблицы:
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА | СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
| |
Ф о р м у л и р о в а н и е в ы в о д а учащимися: вещества делятся на простые и сложные. В зависимости от составляющих их элементов простые вещества можно подразделить на металлы и неметаллы.
6.Первичное применение новых знаний (Слайды 10-11)
Тест.
№1
Сколько простых веществ записано в ряду формул:
N2, O3, HNO 3, P2O5 H2O, NаOH., S, Fe, CO2,
№2
К сложным относятся оба вещества:
А) С (уголь) и S (сера);
Б) Fe (железо) и CH4 (метан);
В) CO2 (углекислый газ)и H2O (вода);
№3
Выберите правильное утверждение:
Простые вещества состоят из атомов одного вида.
А) Неверно
Б) Верно
№4
В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?
А) В состав сульфида железа входит один атом железа.
Б) Железо входит с состав ржавчины;
В) Для железа характерен металлический блеск;
Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;
№5
В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?
А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;
Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;
В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;
Г) Кислород входит в состав воздуха.
Объяснение критериев оценивания, взаимопроверка учащимися теста, оценивание теста.
Ответы:1 -4; 2- В; 3- Б; 4 – Б; 5- Б;
7.Рефлексия. (Слайд 12)
Что нового узнали на уроке?
Какие вопросы вызвали затруднение?
Какие знания вы сегодня приобрели?
8. Подведение итогов, оценивание учащихся
Домашнее задание. §9- 10 выучить определения, тестовые задания с.36. 39
Творческое задание для любознательных: отработайте вопрос : каких веществ больше в космосе? (Слайд 13)