СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые и сложные вещества. Химические элементы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

  1. сформировать понятие о простых и сложных веществах; познакомить с делением простых веществ на металлы и неметаллы, научить определять металлы и неметаллы по расположению в Периодической системе; научить различать понятия: «простое вещество» и «химический элемент», «сложное вещество» и «смесь»;
  2. научить записывать формулы простых и сложных веществ; способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание интереса к обучению, формирование межличностных отношений.

Задачи

  1. Образовательные: раскрыть понятия «простое вещество» и «сложное вещество»; сформировать представление о простых веществах – металлах и неметаллах.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение получать,обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.
  3. Воспитательные: формировать умение работать в парах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.

Просмотр содержимого документа
«Простые и сложные вещества. Химические элементы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская школа Первомайского района Республики Крым»







Тема « Простые и сложные вещества.

Химические элементы.»



Открытый урок по химии

в 8 классе





Разработала:

учитель химии

Сергеенко Валентина Федоровна













с. Октябрьское 2018г


Химия

Урок № 8

Тема: « Простые и сложные вещества. Химические элементы»

Цель:

сформировать понятие о простых и сложных веществах; познакомить с делением простых веществ на металлы и неметаллы, научить определять металлы и неметаллы по расположению в Периодической системе; научить различать понятия: «простое вещество» и «химический элемент», «сложное вещество» и «смесь»;

научить записывать формулы простых и сложных веществ; способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание интереса к обучению, формирование межличностных отношений.

Задачи

Образовательные: раскрыть понятия «простое вещество» и «сложное вещество»; сформировать представление о простых веществах – металлах и неметаллах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение получать,обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать умение работать в парах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.

УУД

Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные УУД: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Познавательные УУД: умение находить и использовать в тексте нужную информацию, умение преобразовывать информацию, строить логичное рассуждение, анализировать и обобщать изученную информацию.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: химические понятия «простое вещество», «сложное вещество», «металлы», «неметаллы», «смеси», «химические соединения».

Уметь: классифицировать вещества по составу (простые и сложные).

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Основные термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав


Формы, приемы и методы, используемые на уроке: эвристическая беседа, разгадывание кроссвордов, демонстрационный и виртуальный эксперимент, самостоятельная работа с учебником, выполнение лабораторного опыта, работа в парах, поэтические этюды

Оборудование: ПСХЭ Д.И Менделеева, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, тетради, коллекция металлов и неметаллов, сложных веществ; железо, сера, магнит,сигнальные карточки «П» и «Э».

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков и применение их на практике


Ход урока:


1. Организационный момент (приветствие, подготовка учащихся к работе, знакомство с гостями)

(Слайд 1)


2. Проверка домашнего задания.

1. Задание 1. Задание.4 с. 32

Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок - немолекулярного.

2.Задание 2. Разгадывание кроссвордов в парах, определения ключевых слов для урока.

(учащимся розданы карточки - задания по вариантам (Приложение)

Задания: Впишите название химических элементов по их порядковым номерам в ПСХЭ Д.И.Менделеева

1 вариант 2 вариант

12 Магний 12 Магний

76 Осмий 11 Натрий

57Лантан 35 Бром

63Европий 42 Молибден

19 Калий

92 Уран

3 Литий

18 Аргон

--Итак, нашими ключевыми словами на уроке будут слова МОЛЕКУЛА, АТОМ и ещё новое понятие: «ЭЛЕМЕНТ».

--Так что ж такое атом? Молекула? Давайте вспомним их определения.(учащиеся отвечают на вопросы)

???--А что такое химический элемент? Сколько их? Сколько существует веществ? Какие есть вещества?

На все эти вопросы мы постараемся ответить после прослушивания стихотворения, которое я вам сейчас прочитаю, и сформулировать тему и цели нашего урока. Слушайте внимательно.

3.Чтение стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все - от песчинок малых, до планет -

из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший – водород,

есть просто кислород, а вместе это -

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу -

глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит-

всю страшную космическую силу,

закованную в атомы хранит.



--Так вот первая строфа этого стихотворения и будет эпиграфом нашего сегодняшнего урока (эпиграф на доске)

«Другого ничего в природе нет ни здесь, ни там, в космических глубинах, все– от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых.»

--Какие понятия уже известные вам вы услышали в стихотворении? (атом, вещества)

--Названия каких веществ вы запомнили? ( водород, кислород, вода, железо)

--Но какие новые важные понятия присутствуют в этом стихотворении?

лемент,формула)

--Предположите, какой будет тема нашего урока и цели его. (учащиеся высказывают предположения и формулируется тема и цель урока)

Тема записывается на доске и в тетрадях учащихся.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

--Чтобы ответить на вопрос: что такое химический элемент и какие бывают вещества давайте проделаем опыт с веществами, с которыми мы уже знакомы -железом и серой .

Демонстрация опыта (происходит беседа и диалог с учащимися)

Смешали порошки Fe и S

Что это? (смесь)

Как разделить её?( Fe притягивается магнитом)

А что произойдёт, если эту смесь нагреть?

Давайте посмотрим этот опыт в нашей виртуальной химической лаборатории.

Что произошло?

(Железо и сера изменили свои свойства, так как произошла химическая реакция: и из атомов железа и серы образовалось вещество состава FeS, Fe+S=FeS

Значит, до проведения опыта вещества состояли из одинаковых атомов Fe и S, а после опыта вещество состоит из молекул FeS.

4. Изучение нового материала.

-- В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический элемент”.

?--Что общего и чем эти понятия различаются?

1.Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.

Например:

- Кислород собрали в пробирку - здесь кислород - простое вещество;

- В состав молекулы воды входит кислород - здесь речь идет о химическом элементе.

--Давайте с вами немного поиграем, но это будет проверка того, как вы можете отличить, когда в предложении речь идет о химическом элементе, а когда- о простом веществе.

У вас на столе по 2 сигнальные карточки с буквой П (простое вещество) и Э (элемент). Если в предложении речь идет о химическом элементе, то вы поднимаете карточку с буквой Э, если о простом веществе, то букву П. Подобное задание у вас будет на дом. Будьте внимательны!

- железо притягивается магнитом:

-кислород поддерживает горение;

-железо входит в состав ржавчины;

-сера желтого цвета;

-в состав сероводорода входит сера;

(Ошибки учащихся сразу анализируются)

Запомните! Химический элемент входит в состав вещества!


O2, Cl 2. H2O, CO2


Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – простые вещества.

Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - сложные вещества.

2.Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента (Cлайд3)

Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов, металлов;

двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, азота. (Слайд4- 5)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы. (Слайд 6-7)

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью). (Слайды 8-9)

3.Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H2O, CO2, H2SO4

(вода, углекислый газ, серная кислота).

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.


ВЕЩЕСТВА (схема записывается в тетрадях)


Простые (Ме и НеМе) Сложные

H2, O2, Fe, N2, Al, Cl2, Сu H2O, CO2, H2SO4


Работа со схемой с. 34 п.9


Определение понятий простых и сложных веществ ( запись в тетрадях)

Релакс - минутка

Заработались мы что-то, давайте устроим физминутку

Вдохнули глубоко и выдохнули.

Еще раз вдохнули! Что вдохнули? О2- кислород (простое вещество)

Выдохнули! Что выдохнули? СО2- углекислый газ (сложное вещество)

А как же так получается? Было простое вещество, а стало сложное? Откуда оно взялось? А можно ли из СО2 получить О2? Мы не можем, а кто может? Растения – фотосинтез «зеленые легкие планеты»

5.Выполнение лабораторного опыта 5 « Ознакомление с образцами простых и сложных веществ» (стр39)

Обратите внимание на названия и формулы предложенных веществ и заполните таблицу, выбрав простые и сложные вещества, металлы и неметаллы.

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА




Ф о р м у л и р о в а н и е в ы в о д а учащимися: вещества делятся на простые и сложные. В зависимости от составляющих их элементов простые вещества можно подразделить на металлы и неметаллы.

6.Первичное применение новых знаний (Слайды 10-11)

Тест.

№1

Сколько простых веществ записано в ряду формул:

N2, O3, HNO 3, P2O5 H2O, NаOH., S, Fe, CO2,

№2

К сложным относятся оба вещества:

А) С (уголь) и S (сера);

Б) Fe (железо) и CH4 (метан);

В) CO2 (углекислый газ)и H2O (вода);

№3

Выберите правильное утверждение:

Простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Неверно

Б) Верно

№4

В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

А) В состав сульфида железа входит один атом железа.

Б) Железо входит с состав ржавчины;

В) Для железа характерен металлический блеск;

Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;


№5

В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

Г) Кислород входит в состав воздуха.

Объяснение критериев оценивания, взаимопроверка учащимися теста, оценивание теста.

Ответы:1 -4; 2- В; 3- Б; 4 – Б; 5- Б;

7.Рефлексия. (Слайд 12)

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Какие знания вы сегодня приобрели?


8. Подведение итогов, оценивание учащихся


Домашнее задание. §9- 10 выучить определения, тестовые задания с.36. 39

Творческое задание для любознательных: отработайте вопрос : каких веществ больше в космосе? (Слайд 13)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!