Тема урока: Блоки. Условие равновесия
Цели урока:
1. Образовательные – ввести понятие блока, познакомить учащихся с различными видами блоков, доказать, что условие равновесия рычага применимо к блоку, обобщить и углубить основные знания о простых механизмах и их роли в быту, природе и технике; показать связь изученного материала с жизнью проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.
2. Развивающие – развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, после учебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;
3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Общие методы обучения: эвристический.
Оборудование: Динамометры, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, подвижный и неподвижный блоки, компьютер.
План урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Освоение нового материала.
Закрепление и первичная проверка материала
Домашнее задание
Ход урока
1. Этап начальной организации урока.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.
2. Актуализация опорных знаний.
Задача: повторение изученного ранее материала.
Фронтальный опрос (окончить фразу по цепочке ):
Что называют простыми механизмами?
Какие виды простых механизмов вы уже знаете?
Что представляет собой рычаг?
В каком случае рычаг будет находиться в равновесии? В чем состоит правило равновесия рычага?
К
то установил правило равновесия рычага?
С
егодня на уроке мы продолжим изучение простых механизмов, познакомимся с разновидностью рычага – блоком. Запишите тему урока «Блоки. Условие равновесия».
3. Этап изучения нового материала.
Задача: обеспечить усвоение учащимися понятия блок, принципа действия блоков, условия равновесия Пб и НПБ, используя проблемно-исследовательскую технологию, показать связь изученного материала с жизнью.
Содержание.
Блок – это разновидность рычага, имеющего форму диска с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь.
Учитель демонстрирует установки с подвижным и неподвижным блоками.
Посмотрите на установки. Чем отличаются эти блоки? (У одного ось не движется вместе с грузом, а другого – движется).
Виды блоков:
неподвижный (ось закреплена и не движется при подъёме груза).
подвижный (ось движется вместе с грузом).
Неподвижный блок
Н
еподвижным называют такой блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается.
Неподвижный блок как равноплечий рычаг
Вес груза, который поднимаем, обозначим P, прикладываемую силу обозначим F, точку опоры – O.
Плечом силы P будет отрезок OA (плечо силы l1), плечом силы F отрезок OB (плечо силы l2) (рис.3). Эти отрезки являются радиусами колеса, тогда плечи равны радиусу
. Т.е. неподвижный блок можно рассматривать как равноплечий рычаг. Если плечи равны, то по условию равновесия рычага и силы, действующие на рычаг, будут равны, иными словами вес груза и сила, которую мы прикладываем для подъёма, численно равны
.
Неподвижный блок не дает выигрыша в силе. Тогда зачем он нам нужен? Исключительно для удобства подъема: представьте, что вам надо поднять за веревку тяжелый груз вверх. Вам придется тянуть его вверх. Но если использовать неподвижный блок, то тянуть надо будет вниз, в то время как груз будет подниматься вверх. В этом случае вам будет проще, так как необходимая сила будет складываться из силы мышц и вашего веса. Без использования неподвижного блока надо было бы прикладывать такую же силу, но она достигалась бы исключительно за счет силы мышц, поэтому всегда легче поднимать груз вверх, прикладывая силу вниз, а не вытягивать веревку или канат вверх.
Итак, неподвижный блок только изменяет направление движения, а выигрыша в силе он не дает, а, значит, нет и проигрыша в расстоянии. На какое расстояние поднимется груз, на такое же расстояние надо опустить веревку.
Подвижный блок
Подвижный блок – это блок, в котором ось может подниматься и опускаться вместе с грузом.
Использование подвижного блока дает выигрыш в силе в два раза (в идеале). Это значит, что если вес груза равен F, то чтобы его поднять, надо приложить силу F/2. Подвижный блок состоит всё из того же колеса с желобом для троса. Однако здесь закреплен один конец троса, а колесо подвижно. Колесо движется вместе с грузом.
Д
ействие аналогично действию рычага. Рассмотрим, действительно ли выигрыш в силе составляет 2 раза.
Демонстрация опыта, подтверждающего, что выигрыш, в силе, получаемый с помощью подвижного блока, равен 2.
Для работы этого блока один конец веревки закрепляется, ко второму концу приложим силу F, чтобы поднять груз весом P, груз прикреплен к точке A. Какая же точка будет служить точкой опоры? Точкой опоры при вращении будет точка О, потому что в каждый момент движения блок поворачивается и точка O служит точкой опоры.
З
начения плеча силы F составляет два радиуса
.
Значение плеча силы P составляет один радиус
.
Плечи сил отличаются в два раза, по правилу равновесия рычага, силы отличаются в два раза. Сила, которая необходима, чтобы поднять груз весом P, будет в два раза меньше, чем вес груза
. Подвижный блок дает преимущество в силе в два раза.
Вес груза — это сила, направленная вниз. Таким образом, вес груза уравновешивают две силы, направленные вверх. Одну создает опора, к которой прикреплен трос, а другую тянущий за трос. Сила натяжения троса одинакова с обеих сторон, значит, между ними поровну распределяется вес груза. Поэтому каждая из сил в 2 раза меньше веса груза.
В реальных ситуациях выигрыш в силе меньше, чем в 2 раза, так как поднимающая сила частично «тратится» на вес веревки и блока, а также трение.
Подвижный блок, давая почти двойной выигрыш в силе, дает двойной проигрыш в расстоянии. Чтобы поднять груз на определенную высоту h, надо чтобы веревки с каждой стороны блока уменьшились на эту высоту, то есть в сумме получается 2h.
На практике применяют комбинации из неподвижных и подвижных блоков — полиспасты. Греческое слово "полиспаст" образовано из двух корней: "поли" - много и "спао" - тяну, так что в целом получается "многотяг". Они позволяют получить выигрыш в силе и направлении. Чем больше в полиспасте подвижных блоков, тем больше будет выигрыш в силе.
4. Первичное закрепление нового материала и домашнее задание.
Задача 1.
Вопросы для обсуждения:
Домашнее задание
Узнайте самостоятельно, что собой представляет полиспаст и какой выигрыш в силе он дает.
Где применяют в быту неподвижные и подвижные блоки?
Как легче подниматься вверх: лезть по веревке или подниматься при помощи неподвижного блока?
Какие два вида блоков вы знаете?
Чем отличается подвижный блок от неподвижного?
Для какой цели применяют неподвижный блок?
Для чего используют подвижный блок?
Что представляет собой полиспаст? Какой выигрыш в силе он дает?
Соображалки.
1. Через неподвижный блок перекинута веревка. Один конец ее прикреплен к поясу монтажника, а второй он тянет вниз с некоторой силой. Какова эта сила, если вес рабочего 700 Н? Трением в блоке и массой веревки пренебречь.
2. При проверке динамометром оказывается, что сила, удерживающая груз на неподвижном блоке, немного меньше силы тяжести груза, а при равномерном подъеме больше ее. Чем это объясняется?
3.Почему у подъемных строительных кранов крюк, который переносит груз, закреплен не на конце троса, а на обойме подвижного блока?
Этап подведения итогов урока и домашнее задание.
Творческое задание:
7