Семинар - практикум для педагогов «Проблема суицида в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения».
Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно.
И. Бродский
В рамках программы «Доверие» в целях профилактики кризисов и суицидов воспитанников в условиях центра помощи детям, в марте месяце был проведен с педагогами семинар – практикум «Проблема суицида в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения».
В настоящее время в отечественной и зарубежной статистике отмечается устойчиво высокий показатель числа детско-юношеских суицидов, причем частота этого явления постоянно растет.
Различные факторы семейного неблагополучия затрудняют продуктивное переживание подросткового и других типов кризисов и создают риск того, что подросток будет переживать кризисное состояние при столкновении с обычными (с точки зрения взрослых) жизненными трудностями.
На основании данного факта дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, практически полностью относятся к группе суицидального риска. Поэтому организация эффективной профилактики кризисов и суицидального поведения воспитанников выступает в качестве обязательного направления психолого-педагогического сопровождения детей и подростов этой категории.
Педагог-психолог начала свое выступление со стихотворения «Суицид-геройство или слабость…», с последующим обсуждением одной из острейших проблем современного российского общества – проблемы аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков.
Просмотрев и обсудив видео «Не опоздай», педагоги согласились со словами кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова «Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения…», которые являются руководством к деятельности службы социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов, направленной на профилактику кризисов и суицидальных явлений среди воспитанников центров помощи детям.
Упражнение «Грецкий орех» помогло прийти к выводу: о том, что на первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, у каждого свои индивидуальные черты, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только её почувствовать и понять.
Такие же и наши воспитанники: каждый со своей историей, со своей жизненной позицией, со своими сильными и слабыми сторонами. Задача педагогов — понять каждого воспитанника, помочь им найти выход в любой жизненной ситуации, научить ценить жизнь.
В информационной части семинара-практикума в ходе упражнения «Автобусные остановки» педагоги узнали, что такое суицид, кто чаще всего подвержен суициду, причины суицидального поведения детей и подростков, признаки готовящегося самоубийства, виды суицида.
При выполнении упражнения «Капля» педагог-психолог показала, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Педагоги прошли тестирование «Ваши суицидальные наклонности».
В ходе выполнения упражнения «Нужные слова» педагоги разработали инструменты выявления и предотвращения кризисов и суицидов среди воспитанников центра помощи детям. Обсудили взаимодействия педагогов и специалистов по данной проблеме.
В итоге семинара-практикума многие педагоги выразили положительное отношение к мероприятию, сказав, что информация, которая была представлена на семинаре-практикуме, необходима и полезна, что они сами задумались над тем, как прекрасен мир, как любят их окружающие и почему не стоит уходить из жизни.
В качестве перспективы дальнейшей работы следует обозначить необходимость продолжать профилактическую работу по улучшению психологического состояния в подростковой среде – воспитательские часы, беседы, информационные памятки для детей, воспитателей, родителей.