СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа 11 класс Удельная Русь в формате ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках подготовки к ЕГЭ по истории и повторения материала собрала вариант с сайта РешуЕГЭ максимально по периоду феодальной раздробленности на Руси. Задания 8 и 17 - исключение, т.к. они по ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа 11 класс Удельная Русь в формате ЕГЭ»

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) первое упоминание Москвы в летописи

Б) Карибский кризис

В) Бородинская битва

Г) Медный бунт


ГОДЫ

1) 988 г.

2) 1147 г.

3) 1662 г.

4) 1812 г.

5) 1939 г.

6) 1962 г.

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 1) Ледовое побоище

2) Куликовская битва

3) Вестфальский мир

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) монгольское нашествие

Б) новая экономическая политика

B) усиление влияния России на Балтике

Г) раскол в Русской православной церкви



ФАКТЫ

1) объединение Новгорода и Киева под властью Олега

2) Соловецкое восстание

3) Прутский поход

4) замена продразверстки продналогом

5) битва на реке Сить

6) победа в Северной войне

4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 Географический

объект

Событие (явление, процесс)

Когда

произошло событие

(явление, процесс)

Киев

____________ (А)

____________ (Б)

____________ (В)

Объявление о начале

проведения политики опричнины

____________ (Г)

р. Вожа

____________ (Д)

1378 г.

____________ (Е)

победа войска Великого княжества Московского над превосходящими силами Новгородской республики

1471 г.

 

Пропущенные элементы:

1) Москва

2) первая победа русских дружин над монгольским войском

3) 1565 г.

4) 1649 г.

5) свержение Ордынского ига

6) начало процесса Крещения Руси

7) р. Шелонь

8) Александровская слобода

9) 988 г.

5. Установите соответствие между именами современников

СОВРЕМЕННИКИ

А) Иван III

Б) Василий Тёмный

В) Дмитрий Донской

Г) Иван IV


СОВРЕМЕННИКИ

1) хан Батый

2) Марфа Борецкая

3) Сергий Радонежский

4) Василий Косой

5) Елена Глинская


6. Прочтите фрагменты «Русской Правды», изложенные в современном переводе:

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

Используя фрагменты документа и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета

2) изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.

3) холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца

4) варяг — воин из народного ополчения

5) огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором 6) гридин — княжеский дружинник

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «История государства российского»

Б) «Повесть временных лет»

В) Новодевичий монастырь

Г) «Доживём до понедельника»










ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Этот фильм создан известным советским режиссером Л. Гайдаем.

2) Творение завершено в эпоху Владимира Мономаха.

3) Во второй половине 1960-х гг. на экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы.

4) Этот памятник создан в честь присоединения к России Смоленска.

5) Автор данного творения Н. М. Карамзин.

6) Данное творение создано в XIV в.

8. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Заполните пропуск в предложении: «Немецкое наступление на город, защитникам которого посвящён данный плакат, носило кодовое название ____________». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Рассмотрите схему и выполните задания 9−12.

9. Напишите название битвы, представленной на схеме.

10. Рассмотрите схему и выполните задание.

Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1»?

11. Рассмотрите схему и выполните задание.

Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название населённого пункта, которое пропущено в этом тексте.

«В битве участвовал Засадный полк, которым руководили князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский. Этот полк выполнял задачу общего резерва и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил, недалеко от деревни ________. На рассвете Ордынская конница обрушилась на «передовой полк» и уничтожила его, потом врубилась в «большой полк» и пробилась к черному княжескому знамени. Бренко погиб, был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина, однако «большой полк» устоял. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Они дрогнули и попятились к Непрядве. Засадный полк Дмитрия Баброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.»

12. Рассмотрите схему и выполните задание.

Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) в составе русских войск, участвовавших в битве, не было дружин из Рязанского княжества

2) на стороне ордынцев в битве участвовали литовские полки под командованием князя Ягайло

3) битва была крупнейшим сражением русских и ордынских сил начала XV в.

4) вскоре после победы в битве русские земли освободились от ордынской зависимости

5) результаты битвы имели большое значение для укрепления авторитета Москвы как политического центра объединения русских земель

6) Московский князь Дмитрий Иванович сражался в пешем строю в доспехах простого воина

Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

13. Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

 Из сочинения историка В.О. Ключевского

«С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

14. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

15. Назовите человека, изображенного на иллюстрации.

Используя изображение, укажите и обоснуйте, какая фамилия была у данного человека.

16. Какой из представленных ниже культурных объектов был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на иллюстрации? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот культурный объект. Назовите город, в котором он находится















17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 А) «К концу сентября 1941 года сложилось положение, при котором вероятность быстрого захвата ________ танковыми и моторизованными частями противника на Малоярославецком и Можайском направлениях была весьма высока. Немецкое командование прочно удерживало стратегическую инициативу в своих руках. Оперативная плотность группировки советских войск в целом была низкой, особенно по артиллерии, всего 12 орудий и миномётов на 1 километр фронта, наблюдался дефицит боеприпасов для 76-мм и 152-мм пушек, 122-мм гаубиц, 82-мм и 120-мм миномётов. Рассчитывать на эффективноcть огневого поражения противника в обороне не приходилось.

Немецкие ударные группировки заняли исходные районы за один-два дня до начала наступательной операции. 30 сентября из района Шостки перешла в наступление 2-я танковая группа генерала Гейнца Гудериана, а ранним утром 2 октября — 9-я и 4-я полевые армии.

3-я и 4-я танковые группы атаковали позиции Красной армии на юго-западном московском направлении и одновременно на нескольких участках фронта. Адольф Гитлер, уверенный в быстром и неминуемом захвате города, в приказе солдатам и офицерам восточного фронта от 2 октября 1941 года заявил:

За несколько недель три самых основных промышленных района будут полностью в наших руках… Создана наконец предпосылка к последнему огромному удару, который ещё до наступления зимы должен привести к уничтожению врага. Сегодня начинается последнее большое, решающее сражение этого года!»

 

Б) «До 11 октября окружённые войска предпринимали попытки прорваться, только 12 октября удалось на короткое время пробить брешь, которая вскоре была вновь закрыта.

Всего под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. В вяземском «котле» были пленены командующий 19-й армией генерал-лейтенант М. Ф. Лукин и направленный к нему на помощь бывший командующий 32-й армией генерал-майор С. В. Вишневский, погиб командующий 24-й армией генерал-майор К. И. Ракутин. Всего, за первые две — три недели боёв под Москвой Красная Армия лишилась до 1 млн человек...

Мужественное, но не всегда умелое сопротивление воинов Красной Армии не смогло остановить германские танковые объединения. Многие дивизии Резервного и Западного фронтов комплектовались из ополченцев, которые дрались героически, но не имели необходимого опыта и выучки. Немцы же максимально использовали своё преимущество в огневой мощи и подвижности. Полевые командиры вермахта получали радиоперехваты переговоров между советскими штабами и применяли радиообман.»

 Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название немецкой наступательной операции, проведённой в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает а сложности, которые испытывала Красная Армия при ведении боевых действий.

18. В первой трети XII века Русь окончательно распадается на независимые княжества. Укажите три любых последствия данного события (явления).

19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «баскаки». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении князя в Новгородском княжестве и Владимиро-Суздальском в XII-XIII вв. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

21. В 1480 г. произошло Стояние на реке Угра. Через десять с небольшим лет войсками кастильской королевы Изабеллы и арагонского короля Фердинанда была захвачена Гранада. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события имели влияние на дальнейшее развитие русских земель и Испании: один аргумент для русских земель, один для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для русских земель: _______________________________________

Аргумент для Испании: _____________________________________________

Баллы.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается 1 баллом.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается 2 баллами. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается 2 баллами. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа.

Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.

13. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1

14. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1

15. Правильно указано название события, дано верное обоснование 2 Правильно указано только название события 1

16. Правильно указаны цифра, элемент 2 Правильно указана только цифра 1

17. Правильно указаны название битвы, кодовое название операции, приведено суждение 3 Правильно указаны только два элемента 2 Правильно указан только один элемент 1

18. Правильно названы три последствия 3 Правильно названы только два последствия 2 Правильно названо только одно последствие 1

19. Правильно раскрыт смысл понятия, приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие 2 Правильно раскрыт смысл понятия, но исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия 1

20. Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования 3.

21. Приведены по одному аргументу для России и ин.гос. 3 Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для ин.гос. 2 Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!