Проверочная работа Обществознание 11 класс
Тема: Проблемы социально-политической и духовной жизни
Вариант 1
I. Задания с выбором ответа
1.Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, - это
1) необходимость 2) случайность 3) ответственность 4) свобода
2. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется
1) свободой 2) случайностью 3) необходимостью 4) ответственностью
3. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?
1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний
2) всякое действие человека предопределено заранее
3) воля человека – первооснова всего сущего
4) случайность играет в жизни человека определяющую жизнь
4.Носителем общественного сознания являются
1) предметы духовного производства 2) социальные группы
3) нормы морали и права 4) религиозные догматы
5. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?
А. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий
Б. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
6. К открытым формам политического поведения относится (-ятся)
1) митинг 2) демонстрация 3) референдум 4) всё перечисленное
7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?
А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое
Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
8. Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная группа людей, задают стандарты поведения и цели деятельности для больших социальных групп или общества в целом, - это
1) политическая культура 2) политическая элита
3) политическое лидерство 4) политический процесс
9. К специфическим правам религиозной организации в РФ не относится
1) право распространять религиозную литературу
2) право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями
3) право на религиозную нетерпимость
4) всё перечисленное
10. Повзрослевший сын семьи О. создал свою семью, но отделяться от родителей не стал.
В результате образовалась семья
1) коллективистская 2) многопоколенная 3) нуклеарная 4) традиционная
II. Задания с кратким ответом
1.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Гласность, политический плюрализм, парламентаризм, демократия, принцип большинства.
2.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического _________(А). Для этого потребуется консолидация усилий большинства участников _________(Б), занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные _________(В), обладающие различными видами и объёмами ________(Г). Необходима комплексная _________(Д), дополненная усилиями ________(Е), гражданских и деловых организаций.
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) ресурс 2) общественная жизнь 3) местное самоуправление 4) функция 5) социально-психологический климат 6) государственная деятельность 7) кризис 8) дискриминация 9) кадровый дефицит
4. Запишите слово, пропущенное в схеме.
5. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании. 1) демократическая 2) патриархальная 3) партнерская 4) нуклеарная
5) моногамная
6. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ САНКЦИИ |
A) понижение в должности Б) государственная награда B) аплодисменты Г) отказ пожать руку Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия Е) комплимент | 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
7. В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
1) Голосование проводится по спискам политических партий.
2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.
III. Задания с развернутым ответом
Прочитайте текст и выполните задания:
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет. Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи. Л. Туроу
1.В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления
2.Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? В ответе называются сферы общества:
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Проверочная работа Обществознание 11 класс
Тема: Проблемы социально-политической и духовной жизни
Вариант 2
I. Задание с выбором ответа.
1.Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
1) массовое сознание 2) обыденное сознание 3) идеология 4) общественное сознание
2. К формам общественного сознания не относится
1) экономика 2) религия 3) наука 4) философия
3. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании
А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек
Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
4. Теоретическое или, по крайней мере, логически упорядоченное систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства, - это
1) политическая психология 2) обыденное политическое сознание
3) политическая идеология 4) политология
5. Главной особенностью СМИ по сравнению с обычными средствами коммуникации является
1) политическое просвещение 2) прямая связь с общественностью
3) достоверность информации 4) распространение культуры
6.Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется
1) нормативным 2) патологическим 3) отклоняющимся 4) экстремальным
7. Верны ли следующие суждения о гарантиях против деградации политической элиты?
А. К гарантиям против деградации политической элиты относятся демократические выборы
Б. К гарантиям против деградации политической элиты относится её закрытость для социальной мобильности
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
8. Для большинства развитых стран характерна тенденция в семейно-брачных отношениях, связанная с
1) увеличением возраста вступающих в брак 2) сокращением числа разводов
3) уменьшением возраста вступающих в брак 4) повышением значимости семейных
ценностей
9. Религиозным организациям в РФ запрещено
1) присвоение властных полномочий 2) осуществление предпринимательской деятельности
3) обладание земельными участками 4) всё перечисленное
10. Проявление негативного отношения к политической системе в целом, либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме, - это
1) экстремизм 2) политический протест 3) электоральное поведение 4) групповое политическое поведение
II. Задания с кратким ответом.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религиозная группа».
Вероисповедание, религиозные обряды, насильственное объединение, религиозное воспитание. Богослужение. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
3.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Многопартийность, вариативность программ, многообразие позиций СМИ, конкуренция лидеров, политический плюрализм, различие политических взглядов.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Свобода человека всегда предполагает его _______(А) перед обществом за свой ______(Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей _______(В), способность действовать со _______(Г) дела ради избранной ____(Д). Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и _____(Е).
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) необходимость 2) тяжкое бремя 3) цель 4) объективное условие 5) ответственность 6) знание 7) поступок 8) фатализм 9) деятельность
5. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) нуклеарная 2) партнёрская 3) традиционная 4) многопоколенная 5) демократическая
6) моногамная
6.Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) государство делится на избирательные округа
2) избиратели голосуют за личность кандидата
3) государство представляет собой единый избирательный округ
4) избиратели голосуют за политическую партию
5) в день голосования запрещена политическая агитация
6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов
7.Установите соответствие между типами политических партий и принципами их классификации. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ПАРТИЙ | ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ПАРТИЙ |
А) оппозиционная Б) либеральная В) кадровая Г) социал-демократическая Д) массовая | 1) по отношению к власти 2) по политической идеологии 3) по составу |
III. Задания с развернутым ответом
1. Прочитайте текст и выполните задания:
Из работы М. Ж. Херманн «Составные части лидерства» Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли. Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точки зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями. Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей. Четвёртый подход к лидерству в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарного». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидерства и его последователей. Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
1. Какие типы политического лидера названы в тексте? Назовите черты, свойственные лидеру – марионетке, которые отметила автор документа.
2. Назовите три качества, которые, по мнению автора, характеризуют лидера как «великого человека». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно качество лидера.
3. Какого лидера ожидают, по мнению автора, простые люди? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите пример иного типа лидерства и охарактеризуйте его.
4. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных автором, с Вашей точки зрения, является предпочтительным? Приведите три объяснения, почему.
Ответы
| Вариант 1 | Вариант 2 |
| С выбором ответа |
1 | 3 | 4 |
2 | 3 | 1 |
3 | 2 | 3 |
4 | 2 | 4 |
5 | 1 | 2 |
6 | 4 | 1 |
7 | 3 | 1 |
8 | 3 | 1 |
9 | 3 | 1 |
10 | 2 | 2 |
| с кратким ответом |
1 | демократия | общество как система |
2 | социальная группа | плюрализм |
3 | 724163 | 579632 |
4 | культура | 31123 |
5 | 1345 | 34 |
6 | 212211 | 126 |
7 | 156 | 12323. |
III. Задания с развернутым ответом
Ответы на вопросы к тексту:
Вариант 1.
1. А. рост числа разводов; б. увеличение количества неполных семей.
2. А. социальные отношения; Б.экономика.
3. — сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;
— усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;
— женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.
4. В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).
Могут быть названы такие ее признаки:
— совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;
— более равномерное распределение семейных обязанностей.
Вариант 2.
1. 1) автор документа называет типы лидерства — «коммивояжёр», «марионетка», «пожарный»;2) лидер — «марионетка» является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени.
2. 1) три качества лидера по тексту:– определяет цели;– указывает направление своим сторонникам;– даёт им обещания;– увлекает за собой.2) качество не по тексту, например: лидер должен иметь – острый ум; – аналитические способности; – твёрдую волю; – смелость и решительность.
3. 1) простые люди ожидают от лидера по тексту: лидер должен обладать даром предвидения… чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время. 2) Пример типа лидерства не по тексту:– традиционное (основано на сложившихся традициях, например, на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах);– легальное лидером становится политик, избранный на основе определенных законных процедур, по демократическим правилам, в условиях соревновательности и конкуренции);– харизматическое (лидеры наделены исключительными качествами, способностями эффективно управлять, решая все проблемы).
4. 1) лидер — «коммивояжёр» более предпочтителен, потому что
– знает потребности людей, поэтому может точно определить цели своей политики;
– стремиться решить социальные потребности, убеждает людей в том, что он может им помочь, внушает им веру и надежду на обязательное скорейшее решение проблем;
– стремится к конструктивному диалогу со своими последователями, поэтому старатся учитывать разные позиции.