Проверочный тест по разделу "Лексика" в 5-м классе
Вариант I
1. Укажите лексическое значение слова "искусный":
а) тонко знающий своё дело;
б) притворный, неискренний.
2. Укажите, какие слова являются однозначными:
а) путь; г) картина,
б) брошюра, д) язык,
в) агроном, е) цапля.
3. Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) зелёный луг, г) задумчивый сад,
б) чёрствый характер, д) ароматный хлеб,
в) плачет берёза, е) непробудный сон.
4. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются:
а) однозначными,
б) многозначными,
в) синонимами,
г) антонимами.
5. Выберите группу слов, в которых правильно приведены синонимы к слову "безжалостный":
а) беспощадный, жестокий, бессердечный, слабовольный;
б) беспощадный, жестокий, бессердечный, бесчеловечный;
в) беспощадность, жестокость, бессердечность, бесчеловечность.
6. Укажите, какие из приведенных пар являются антонимами:
а) зимний – летний,
б) добрый – отзывчивый,
в) смелый – мужественный,
г) зажечь -- погасить.
7. Найдите в следующих пословицах устаревшие слова, подчеркните их.
а) Всякий подьячий любит калач горячий.
б) Счастья алтыном не купишь.
8. Вычеркните в ряду лишнее слово:
Мольберт, гуашь, натюрморт, цветок.
9. Отгадайте загадку:
Какую часть слова можно найти в земле?
Какой птицей можно достать воду из колодца?
7.Запишите три фразеологизма со словом "рука". Объясните их значение.
Проверочный тест по разделу "Лексика" в 5-м классе
Вариант II
1. Выберите правильный ответ:
Лексика – это:
а) звуки речи,
б) словарный состав языка,
в) словосочетания и предложения,
г) части речи.
2. Укажите, какие слова являются многозначными:
а) путь, б) брошюра,
в) агроном, г) картина,
д) язык, е) цапля.
3.Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
а) зелёный луг, б) чёрствый характер,
в) плачет берёза, г) задумчивый сад,
д) ароматный хлеб, е) непробудный сон.
4 .Укажите, какие из приведённых пар являются антонимами:
а) скромный – хитрый, б) неприятель – друг,
в) карлик – великан, г) печаль – веселье.
5. Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и подчеркните их:
Язык не стяг, а дружину водит.
6. Вычеркните в ряду лишнее слово:
Акварель, телевизор, пейзаж, река.
7. Какие пары слов являются синонимами, назовите их номера:
а) верный – преданный, б) учитель – преподаватель,
в) учить – учёба, г) горе – печаль.
8. Отгадайте загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
9. Допишите предложение.
Неологизмы – это слова _______________________________
10. Выпишите из стихотворения фразеологизмы
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!