КОУ ВО «Елань – Коленовский ЦППМСП»
Служба психолого-педагогической медико-социальной помощи детям,
нуждающимся в государственной защите, и семьям «Гармония»
Психологический игровой тренинг
для детей младшего школьного возраста:
«Игры в кругу друзей»
Педагог-Психолог: Волина Ю.В.
2018 г.
Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.
Психологический игровой тренинг
для детей младшего школьного возраста:
«Игры в кругу друзей» помогает развить навыки:
Цель тренинга: с помощью психологических упражнений проработать основные внутренние проблемы детей младшего школьного возраста и научить в будущем справляться с ними самостоятельно. Снять напряжение, психологические зажимы, развивать навыки общения, речь, учить рассказывать о себе.
Количество участников: 18 чел.
Время: 1час, 20 мин.
В психологический тренинг для детей 7-9 лет включены:
Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.
Оборудование: микрофон (для улучшения сосредоточения внимания на говорящем), картинка «Барометр», нарисованная полянка на ватмане (для рефлексии), мыльные пузыри.
Размещение: дети садятся на стулья, образуя круг. В кругу остается место для свободного движения.
Вступление (2-3 мин.):
Дорогие ребята я рада вас видеть на психологическом, игровом тренинге «Игры в кругу друзей». Как вы догадались по названию, сегодня мы будем играть, и выполнять различные упражнения и задания. Давайте знакомиться, меня зовут Волина Юлия Викторовна, я педагог-психолог и ведущая сегодняшнего мероприятия.
Как меня зовут, вы теперь знаете, а теперь я хочу узнать, как зовут вас. Я попрошу присутствующих здесь взрослых подписать ваши бейджики и помочь прикрепить их на вашу одежду.
Хочу, что бы вы все сегодня были активными, добрыми, позитивными, при этом внимательно слушали меня и друг, друга (право говорить будет иметь только тот ребенок, в чей руке оказывается импровизированный микрофон).
Итак, мы начинаем, и для начала я предлагаю измерить ваше сегодняшнее настроение:
«Барометр настроения» (2 мин.)
Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр (или картинку) и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.
«Что я люблю делать» (15 мин.)
Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.
В следующей игре мы проверим, хорошо ли вы запомнили, чем любят заниматься ребята.
«Мне нравится…» (15 мин.)
Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.
Тренинг-игра «Дракоша, кусающий свой хвостик» (2 мин.)
Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.
На время проведения игры включается веселая музыка. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.
Тренинг-игра «Я твой друг» (15 мин.)
Очень хорошее упражнение – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.
В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив ребятам встать в круг, ведущий может рассказать, как к ним в класс залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям, предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.
Тренинг-игра «Какая ты, Клякса?» (18 мин.)
Игра содержит элементы художественного творчества и помогает снимать агрессию и страхи.
Детям предлагается, с помощью постановки кляксы на бумаге поработать над развитием своего воображения.
Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Ребенок выбирает себе краску, какую он хочет. (по такому выбору будет сделано заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).
А потом, набрав ее на кисточку, надо намазать на подготовленную бумагу (лист уже согнут на две половинки, есть подписи 1, 2 часть). Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?
«Мыльные пузыри» (2 мин.) Игровое упражнение на выработку диафрагмального дыхания у детей. Создание позитивного настроя.
Разноцветные шары!
Полетели во дворы!
С чего радость у детей?
Да от мыльных...
Ответ: Пузырей
Ведущий вызывает одного ребенка угадавшего загадку первым. Побуждает ребенка выдувать мыльные пузыри через колечко. Ребенок пускает пузыри (делает медленный продолжительный выдох), а остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
Психологическое упражнение на самоконтроль (1 мин.)
Очень важное психологическое упражнение для детей, которое учит их сдерживать негативные эмоции. Школьникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.
Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми, достойными учениками.
«Доброе тепло» (2 мин.)
Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза. Звучит приятная музыка.
РЕФЛЕКСИЯ
Ну, что ж ребята вы большие молодцы, наша с вами игра подходит к концу.
Я прошу вас подойти к столу выбрать стикер и приклеить на нашу приготовленную полянку для игр, цветочек будет характеризовать ваше настроение после нашего сегодняшнего тренинга как отличное, хорошее, а тучка как плохое. (2 мин.)
Подведение итогов. (1 мин.) Награждение участников игрового тренинга (медальки).