СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические инструменты раннего выявления девиантного поведения детей/подростков [решение кейсов]

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К курсу "Раннее выявление, профилактика девиаций поведения, оказание своевременной педагогической помощи детям/подросткам с девиациями поведения" 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические инструменты раннего выявления девиантного поведения детей/подростков [решение кейсов]»

«Академия Минпросвещения России»

Курс «Раннее выявление, профилактика девиаций поведения, оказание своевременной педагогической помощи детям/подросткам с девиациями поведения»

Психолого-педагогические инструменты раннего выявления девиантного поведения детей/подростков [решение кейсов]

Результат: 5/5.

№ п/п

Вопрос

Варианты ответа

1

К педагогу-психологу за помощью обратилась семья из пяти человек: отец, мать и трое детей. Отец – не родной для всех троих детей (отчим).

Родители поженились несколько лет назад. Поступили жалобы из школы на дочь (14 лет), причина - периодическое воровство.

Причины собственного импульсивного воровства девочка объяснить не может. Она из благополучной семьи, достаточно материально обеспеченной.

Отчетливая ориентация всех членов семьи на культуру, высокие духовные ценности. Отец не может понять: «Чего же ей не хватает? Попросила бы – и так дали. Зачем же ворует?»


Какую группу видов девиаций по причине их возникновения необходимо исключить в первую очередь?

a) группа отклонений, вызванных наличием явной или скрытой психопатологии

b) группа отклонений, вызванных непосредственно социальной средой (нарушения социальных, культурных и правовых норм)

c) все утверждения верны

2

Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет.

Дима - из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец - генерал. Мать - дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы.

Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика - этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть - все решала мама. И все было хорошо - до 13 лет.

А потом Дима «как с цепи сорвался».

Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя.

Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось.

Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо!

Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит.

А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…


С исследования каких причин возникновения аддиктивного поведения у подростков начинается диагностическая и последующая работа?

a) Биологические - заболевания органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.

b) Психологические - индивидуальные особенности ребенка – развитие высших психических функций, эмоций, воли, особенности темперамента и становление личности.

c) Микросоциальные - окружение – семья и близкие взрослые.

d) Макросоциальные – это общественные процессы, например, политика или средства массовой информации, традиции; и еще характеристика групп, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность.

3

Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.


На что важно обратить внимание при работе с мамой на диагностическом этапе?

a) познавательные и эмоционально-волевые процессы

b) свойства личности – темперамент, способности, характер

c) процессы жизнедеятельности – бодрствование, работоспособность, сон, апатия, эйфория, настроения

d) соответствие общим закономерностям развития – развитие психики проходит по своим этапам, каждый этап имеет свои цели, задачи – чему должна научиться психика в этот период

e) семейный контекст – семья, как первый социальный институт – где осваиваются нормы и правила поведения, ролевые модели для ребенка

f) общая социальная ситуация – политика, влияние средств массовой информации, экономический уровень региона, страны

4

Двенадцатилетний Марк проявляет приступы агрессивности, в которых он ломает мебель и разбрасывает вещи по комнате, разрушая все вокруг. Эти приступы случаются только дома, поведение в школе совершенно нормальное.

Несмотря на его некоторую эмоциональную вялость, у него были неплохие отношения с другими детьми.

Напротив, отношения с родителями весьма напряженными. Помимо вспышек ярости, у ребенка отмечается также совершение умышленных деструктивных действий через несколько часов после семейной ссоры.

Однажды он выдолбил глубокие дыры в любимом кофейном столике матери, в другой раз залил клеем ковер в комнате. Он всегда был очень зависимым ребенком, старался держаться поближе к матери. Когда Марк был младше, он часами плакал по ночам, призывая ее. До сих пор у него сохранились очень близкие отношения с матерью, и он ревновал, когда его родители целовались или проявляли заботу друг о друге.

В настоящее время его отношения с обоими родителями, а в особенности с матерью, представляют смесь любви и выраженной ненависти.


С диагностической точки зрения - какой мотив агрессивного девиантного поведения ведущий в данной ситуации?

a) Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.

b) Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.

c) Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.

d) Мотивы авторитарные (жажда власти) – человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.

e) Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.

f) Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.

5

У Анны, 13 лет, участились уходы из дома. В школе происходят конфликтные ситуации, по большей части связанные с успеваемостью несовершеннолетней в школе.

У девочки наблюдается отсутствие мотивации к обучению, несформированность волевых качеств, апатия ко всем видам деятельности.

Может внезапно уйти на длительное время из дома, не прийти ночевать, режим дня и питания несовершеннолетней часто не соблюдается. Она не прислушивается к просьбам взрослых, игнорирует их требования, не выполняет семейные правила, не рассказывает о том, что происходит в ее жизни.


Какой диагностический критерий характеризует дромоманию?

a) своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей

b) страх перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку в школе

c) импульсивно возникающее неодолимое влечение уехать (без всяких раздумий, по типу «готового решения»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!