СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление на тему: «ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ или ЭПОХА ЦИФРОВОГО АУТИЗМА»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В цифровую эпоху цифровизация образования неизбежна, но что нужно сделать, чтобы она пошла «на пользу» нашим ученикам, а клиповое мышление стало ориентиром для развития понятийного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление на тему: «ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ или ЭПОХА ЦИФРОВОГО АУТИЗМА»»

















Публичное выступление на тему:

«ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ или ЭПОХА ЦИФРОВОГО АУТИЗМА»



Подготовила: учитель истории и обществознания МАОУ лицея №14 им. Ю.А. Гагарина Стоякина В.С.





























Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В последние годы часто обсуждают качество подготовки современных школьников. По мнению большинства оппонентов педагогических работников, школьники в большей степени «натасканы» на решение конкретных задач ЕГЭ, но думать и рассуждать совершенно не обучены, плохо знают факты и события, не умеют продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение нового знания и эффективных решений.

Как известно, последнее в перечисленном относится к умениям, связанным с понятийным мышлением и креативным мышлением. А натаскивание – это закрепление и развитие клиповой системы мышления.

Своё выступление я построила в контекстном формате. И не случайно. А с тем, чтобы выделить ключевые моменты, с одной стороны, представляемого феномена – «клиповое мышление», которое характерно для современных школьников. А, с другой, - я попробую представить проблему изнутри с тем, чтобы показать – в цифровую эпоху цифровизация образования неизбежна, но что нужно сделать, чтобы она пошла «на пользу» нашим ученикам, а клиповое мышление стало ориентиром для развития понятийного мышления.

Контекст 1.

Цифры и факты



По мнению ведущих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, прошлый век был веком понятийного мышления, в 21-ом веке торжествует клиповое мышление вследствие:

- информационной насыщенности окружающего нас мира;

- активного влияния СМИ и Всемирной сети Интернет на наше сознание посредством показа клипов, рекламных роликов, коротких сюжетов, представления подборки новостей, постов, репостов и др.;

- активного использования современными людьми мобильных устройств;

- увеличения количества дел, которыми один человек занимается одновременно.

Контекст 2.

Что интереснее, то и …

Посмотрите на экран. Что в первую очередь вы видите? Что пытаетесь разглядеть в первую очередь? (ответы)

Да, картинку с инстаграма.

А что на слайде - С одной стороны - фрагмент из произведения ??????, с другой стороны ?????????

Не удивляйтесь. Так работает наша психика, когда нам предлагают две задачи: простую и сложную. Вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга.



Контекст 3.

Основные характеристики человека с клиповым мышлением

А что же наши дети? В начале своего выступления я отметила, что для них характерно клиповое мышление.

К достоинствам клипового мышления можно отнести следующее. Оно используется как защитная реакция организма на информационную перегрузку. В связи с чем, у современных молодых людей наблюдается возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.

Ещё одно достоинство - клиповое мышление придаёт динамизм познавательной деятельности: возрастает скорость передачи информации, её порционность и сжатие. Вспомним великого классика Льва Николаевича Толстого, который говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Однако на самом деле не всё так здорово и прекрасно, как выглядит на первый взгляд. Формат «клипов» заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считывать события, связанные лишь временной близостью. Таким образом, «клиповики» не умеют мыслить диалектически, анализировать, сопоставлять объекты, явления или процессы, выявлять закономерности и устанавливать причинно-следственные связи, искать противоречия и учиться их разрешать.

А платой за их способность к многозадачности становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания, кратковременная память и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Всё то, что мы наблюдаем в поведении своих учеников и о чём очень сожалеем.

Контекст 4.

Цифровизация образования – мегатренд в образовании

Цифровые технологии - фактор, влияющий на разные стороны жизни детей!

Научные исследования отечественных и зарубежных учёных (часть из них приведена на слайде) говорят о том, что цифровые технологии существенно меняют течение детства и подросткового возраста, влияя на многие социальные процессы: как дети учатся и получают информацию, как они находят друзей, формируют и поддерживают социальные связи, как проводят свободное время и взаимодействуют с обществом в целом. Результаты исследований, приведённые на слайде, говорят о следующем: цифровые технологии являются фактором, влияющим на разные стороны жизни детей! Причём фактором, который приводит к цифровой зависимости, при которой уменьшается объём рабочей памяти, потому что мозг не активен. Более того, абсолютно становится ясным то, что цифровая среда не поддерживает социальное взаимодействие, мыслительные процессы замедляются, развивается депрессия.

Контекст 4.

Никто не виноват, но что делать?

Моя позиция по этой проблеме следующая. Никто не виноват в том, что клиповое мышление – это особенность мышления современного человека в условиях мозаичной культуры общества. Это объективная реальность.

Цифровизация образования тоже неизбежна, мы живём в цифровую эпоху.

Но! Особенности феномена «клиповое мышление» и потенциальные возможности цифровых технологий надо знать педагогам и родителям, чтобы помочь ребёнку научиться мыслить многогранно в той среде, которая для них привычна и понятна.

У меня есть твёрдое убеждение в том, что не надо побеждать клиповое мышление методом «в лоб», преодолевая сопротивление и обучая «линейно». Дети хотят, чтобы их учили клипово. Придётся учить клипово. Но так, чтобы «клиповыми» методами развивать понятийное, «текстоцентрическое мышление».


Контекст 5

От замысла к действию


Поделюсь некоторыми своими наработками, соображениями, и методическими приёмами.

При формировании новых знаний использую такой приём: знания даю небольшими контекстами, а потом закрепляю их системным образом, выстраивая «фильм из отдельных эпизодов». Здесь очень хорошо «работают» ментальные карты, интерактивные схемы составляемые на основе программ Mind Map, SMARTnoterbook.

При работе с учебником практикую мелкое членение параграфов.

То есть, по-существу, я выстраиваю из клипов ЛИНЕЙНУЮ последовательность. Так я учу осмысливать факты, делать выводы, задействуя все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).


При изложении теории применяю индуктивную подачу содержания учебного материала с последующим синтезом. При решении каких-либо задач и ситуаций – дедуктивный подход с анализом и последующим синтезом. Индуктивный и дедуктивный подходы развивают аналитические способности учащихся.

Если есть видеозапись события или процесса, то демонстрирую его с помощью электронного ресурса. Но с обязательным комментарием. Если возможно, прошу детей «предсказать, а что будет дальше или чем закончилось событие, каковы его последствия?» Здесь «срабатывают» озарение, догадка, вдохновение.

При контрольном опросе часто использую «коварные» (провокационные) вопросы, где нужно вспомнить теорию и «переложить» её на практику. Иногда предлагаю многоуровневые задания. Подобные вопросы и задания учат детей мыслить системно и целостно, поскольку предполагают установить «межклиповые связи».

Конечно, что-то забывается детьми, перепутывается. Для коррекции ошибок использую повторение и актуализацию опорных знаний.


Значительную помощь в преподавании с опорой на «клиповость» детей, оказывают образовательные сайты, на которых есть большое количество оцифрованного учебного материала.


Мультимедийное сопровождение уроков позволяет осуществить переход от художественного образа понятия к его смысловой схеме, далее к его текстовому оформлению и речевому произношению (возможно и в другом порядке).


Контекст 6.

Можем ли мы передать когнитивные функции человека машинам?


Можем ли мы передать когнитивные функции человека машинам?

Я солидарна с Дэниэллом Деннетом, который на этот вопрос ответил так: Можем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков.

И к этому добавлю ещё следующее, в чём абсолютна убеждена: Правила цифровой гигиены сегодня должны стать нормой жизни для каждого – ребёнка и взрослого.

Спасибо за внимание!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!