СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публицистический стиль. Статья. Очерк. Интервью. Репортаж.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публицистический стиль: черты, характеристики, и пр. Жанры публицистического: статья, очерк, интервью, репортаж + характеристиик и примеры

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль. Статья. Очерк. Интервью. Репортаж.»

Публицистический стиль

Публицистический стиль

Что такое «стиль речи»?  Стиль речи - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни : обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.

Что такое

«стиль речи»?

Стиль речи - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни : обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.

Стили  речи  Разговорный  Книжные  научный официально- деловой публицистический  Художественный

Стили речи

Разговорный

Книжные

научный

официально-

деловой

публицистический

Художественный

Этимология *  слова  «публицистический» от латинского publicus , что означает « общественный, государственный » Однокоренные слова публиц истика публиц ист  публик а Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы Автор произведений на общественно-политические темы

Этимология * слова «публицистический»

от латинского publicus , что означает « общественный, государственный »

Однокоренные слова

публиц истика публиц ист

публик а

Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы

Автор произведений на общественно-политические темы

Задача  публицистического стиля: Воздействие на читателя, слушателя, Убеждение его в чем-то, Внушение ему определенных идей, Побуждение его к поступкам, действиям

Задача публицистического стиля:

  • Воздействие на читателя, слушателя,
  • Убеждение его в чем-то,
  • Внушение ему определенных идей,
  • Побуждение его к поступкам, действиям
Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Для публицистического стиля характерны

  • логичность,
  • образность,
  • эмоциональность,
  • оценочность,
  • призывность.
Языковые средства публицистического стиля эпитеты, сравнения, метафоры, обращения, риторические вопросы и восклицания, разговорные слова, фразеологические обороты.

Языковые средства публицистического стиля

  • эпитеты,
  • сравнения,
  • метафоры,
  • обращения,
  • риторические вопросы и восклицания,
  • разговорные слова,
  • фразеологические обороты.
Строение публицистического текста: Общественная проблема ( не забыть про обращение к публике! ) Пути её решения ( доводы, размышления ) Обобщения и выводы ( возвращается к проблеме ).  !!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем

Строение публицистического текста:

  • Общественная проблема ( не забыть про обращение к публике! )
  • Пути её решения ( доводы, размышления )
  • Обобщения и выводы ( возвращается к проблеме ).

!!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть

понятен всем

Жанры  публицистического стиля: Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Жанры публицистического стиля:

  • Статья в газете, журнале,
  • очерк,
  • репортаж,
  • фельетон,
  • ораторская речь,
  • судебная речь,
  • выступление по радио, телевидению, на собрании,
  • доклад.
Статья Статья́  — это жанр публицистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления. Черты жанра: практические обобщения, глубокий анализ фактов и явлений, аргументированность четкая социальная направленность, распространение информации. Виды статей: Передовая статья ( выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент) Научная статья (дается научно-теоретическое объяснение текущих событий) Информационная статья  (освящение событий, явлений и пр. в из временной последовательности), свойствах и признаках.

Статья

Статья́  — это жанр публицистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления.

Черты жанра:

  • практические обобщения,
  • глубокий анализ фактов и явлений, аргументированность
  • четкая социальная направленность,
  • распространение информации.

Виды статей:

  • Передовая статья ( выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент)
  • Научная статья (дается научно-теоретическое объяснение текущих событий)
  • Информационная статья (освящение событий, явлений и пр. в из временной последовательности), свойствах и признаках.
Очерк Очерк  —разновидность малой формы прозы без острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.. Черты жанра: небольшой рассказ, основанный на документах, соединяет в себе аналитическое и художественное начало. Виды очерков Портретный очерк  (в центре личность человека, его история, жизненный опыт) Путевой очерк  (сборник заметок, сделанных путешественником на протяжении какой-то поездки)  Проблемный очерк  (автор следит за развитием какой-либо проблемы)

Очерк

Очерк  —разновидность малой формы прозы без острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения..

Черты жанра:

  • небольшой рассказ, основанный на документах,
  • соединяет в себе аналитическое и художественное начало.

Виды очерков

  • Портретный очерк  (в центре личность человека, его история, жизненный опыт)
  • Путевой очерк  (сборник заметок, сделанных путешественником на протяжении какой-то поездки) 
  • Проблемный очерк  (автор следит за развитием какой-либо проблемы)
Интервью Интервью́  —жанр в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Черты жанра: два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый . вопросно-ответная форма (диалог). Виды интервью: Информационное интервью  (нацелено на сбор востребованных данных для новостей). Оперативное интервью / блицопрос  (сбор разных мнений по какому-либо конкретному узкому вопросу). Интервью-расследование (для серьезного, более подробного изучения проблемы или события) Интервью-портрет / персональное интервью (сфокусировано на одном герое) Беседа / диалог  (журналист становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству). Блиц-интервью / флеш-интервью  (часто в перерывах спортивных трансляций).

Интервью

Интервью́  —жанр в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.

Черты жанра:

  • два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый .
  • вопросно-ответная форма (диалог).

Виды интервью:

  • Информационное интервью  (нацелено на сбор востребованных данных для новостей).
  • Оперативное интервью / блицопрос  (сбор разных мнений по какому-либо конкретному узкому вопросу).
  • Интервью-расследование (для серьезного, более подробного изучения проблемы или события)
  • Интервью-портрет / персональное интервью (сфокусировано на одном герое)
  • Беседа / диалог  (журналист становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству).
  • Блиц-интервью / флеш-интервью  (часто в перерывах спортивных трансляций).
Репортаж Репорта́ж  — сообщение с места событий. Черты жанра: присутствия автора сюжета на месте действия, рассказ с позиции очевидца оперативность (быстрота реагирования), беспристрастное (без оценок) освещение событий Виды репортажа: Телевизионный ( показывает  зрителю событие, описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд) Газетный ( описывает  зрителю событие)

Репортаж

Репорта́ж  — сообщение с места событий.

Черты жанра:

  • присутствия автора сюжета на месте действия,
  • рассказ с позиции очевидца
  • оперативность (быстрота реагирования),
  • беспристрастное (без оценок) освещение событий

Виды репортажа:

  • Телевизионный ( показывает  зрителю событие, описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд)
  • Газетный ( описывает  зрителю событие)
Попробуем составить свой публицистический текст  на тему « Все на субботник !» «Лозунг». Проблема чистоты на улице.  Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать? Вывод-призыв.

Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник

  • «Лозунг». Проблема чистоты на улице.
  • Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать?
  • Вывод-призыв.
Попробуем составить свой публицистический текст  на тему « Все на субботник !» Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник. Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту Берегите природу! Берегите наш Мир.

Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник

Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник.

Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту

Берегите природу! Берегите наш Мир.

Вывод: публицистический стиль речи… Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв. Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью. Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты. Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.

Вывод: публицистический стиль речи…

  • Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв.
  • Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью.
  • Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
  • Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.
ДЗ.  Мы – публицисты! Задание: написать выступление-призы в на одну из тем День Учителя – нужный праздник.  День Пожилого человека – особенный день.  «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..» ( о проблеме успеваемости ) 4) «Возлюби ближнего своего» ( о необходимости согласия и понимания между людьми)

ДЗ. Мы – публицисты!

  • Задание: написать выступление-призы в на одну из тем
  • День Учителя – нужный праздник.
  • День Пожилого человека – особенный день.
  • «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..»

( о проблеме успеваемости )

4) «Возлюби ближнего своего» ( о необходимости согласия и понимания между людьми)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя