Публицистический стиль
Что такое
«стиль речи»?
Стиль речи - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни : обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.
Стили речи
Разговорный
Книжные
научный
официально-
деловой
публицистический
Художественный
Этимология * слова «публицистический»
от латинского publicus , что означает « общественный, государственный »
Однокоренные слова
публиц истика публиц ист
публик а
Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы
Автор произведений на общественно-политические темы
Задача публицистического стиля:
- Воздействие на читателя, слушателя,
- Убеждение его в чем-то,
- Внушение ему определенных идей,
- Побуждение его к поступкам, действиям
Для публицистического стиля характерны
- логичность,
- образность,
- эмоциональность,
- оценочность,
- призывность.
Языковые средства публицистического стиля
- эпитеты,
- сравнения,
- метафоры,
- обращения,
- риторические вопросы и восклицания,
- разговорные слова,
- фразеологические обороты.
Строение публицистического текста:
- Общественная проблема ( не забыть про обращение к публике! )
- Пути её решения ( доводы, размышления )
- Обобщения и выводы ( возвращается к проблеме ).
!!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть
понятен всем
Жанры публицистического стиля:
- Статья в газете, журнале,
- очерк,
- репортаж,
- фельетон,
- ораторская речь,
- судебная речь,
- выступление по радио, телевидению, на собрании,
- доклад.
Статья
Статья́ — это жанр публицистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления.
Черты жанра:
- практические обобщения,
- глубокий анализ фактов и явлений, аргументированность
- четкая социальная направленность,
- распространение информации.
Виды статей:
- Передовая статья ( выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент)
- Научная статья (дается научно-теоретическое объяснение текущих событий)
- Информационная статья (освящение событий, явлений и пр. в из временной последовательности), свойствах и признаках.
Очерк
Очерк —разновидность малой формы прозы без острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения..
Черты жанра:
- небольшой рассказ, основанный на документах,
- соединяет в себе аналитическое и художественное начало.
Виды очерков
- Портретный очерк (в центре личность человека, его история, жизненный опыт)
- Путевой очерк (сборник заметок, сделанных путешественником на протяжении какой-то поездки)
- Проблемный очерк (автор следит за развитием какой-либо проблемы)
Интервью
Интервью́ —жанр в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.
Черты жанра:
- два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый .
- вопросно-ответная форма (диалог).
Виды интервью:
- Информационное интервью (нацелено на сбор востребованных данных для новостей).
- Оперативное интервью / блицопрос (сбор разных мнений по какому-либо конкретному узкому вопросу).
- Интервью-расследование (для серьезного, более подробного изучения проблемы или события)
- Интервью-портрет / персональное интервью (сфокусировано на одном герое)
- Беседа / диалог (журналист становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству).
- Блиц-интервью / флеш-интервью (часто в перерывах спортивных трансляций).
Репортаж
Репорта́ж — сообщение с места событий.
Черты жанра:
- присутствия автора сюжета на месте действия,
- рассказ с позиции очевидца
- оперативность (быстрота реагирования),
- беспристрастное (без оценок) освещение событий
Виды репортажа:
- Телевизионный ( показывает зрителю событие, описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд)
- Газетный ( описывает зрителю событие)
Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник !»
- «Лозунг». Проблема чистоты на улице.
- Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать?
- Вывод-призыв.
Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник !»
Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник.
Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту
Берегите природу! Берегите наш Мир.
Вывод: публицистический стиль речи…
- Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв.
- Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью.
- Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
- Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.
ДЗ. Мы – публицисты!
- Задание: написать выступление-призы в на одну из тем
- День Учителя – нужный праздник.
- День Пожилого человека – особенный день.
- «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..»
( о проблеме успеваемости )
4) «Возлюби ближнего своего» ( о необходимости согласия и понимания между людьми)