СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в Словаринку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: формирование навыков написания словарных слов, знакомство с написанием слов "вагон", " билет"

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в Словаринку"»

Багаж Билет Вагон Вокзал


Дорога Пассажир Перрон Автомобиль




Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль





Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль





Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль




Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль







Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль





Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль




Билет Вагон Вокзал Дорога


Пассажир Перрон Багаж Автомобиль

























Цель: формировать у учащихся навыки написания словарных слов,

познакомить с написанием слов «билет» и «перрон», обогащать

словарный запас учащихся; развивать речь, интерес и

внимание к слову.


Оборудование: рисунки с изображением вагона, вокзала, предложения и

карточки с изученными словами, билеты: проездной,

театральный, экзаменационный, профсоюзный; толковые

словари, фонограмма песни «Голубой вагон».


  1. Орг. момент.

Итак, в этот чудесный осенний день, если вам, конечно не лень, мы отправляемся в далёкое путешествие.


На доске: зачитайте предложения и дополните их необходимыми словами при помощи иллюстрации. Дети зачитывают предложения.


Мы сядем к шофёру в современный автомобиль ( рисунок) и ровно в 8 часов отправимся на вокзал (рисунок).

-Какими словами мы дополнили эти предложения?

- Что объединяет эти слова? (слова из блока «путешествие»)

- Какие непроверяемые гласные вы видите в этих словах? (назвать буквы и

повесить таблички с этими словами) (автомобиль, вокзал)

-

- Сегодня на уроке мы будем работать со словарными словами из блока «путешествие» и отправимся в страну Словаринку..


2.Чистописание.

Но что же мы видим? Бежит человек.

- Определите: из какого произведения этот человек, эти строки и кто их

автор.

-Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон. С Маршак. «Вот какой рассеянный»

- Записать под диктовку.

-Задание:

Назовите все орфограммы в этом предложении. (перрон – новое слово)


- Двойное Р содержит он

И называется перрон.

К нему приходят поезда,

Он на вокзале есть всегда.


Что такое перрон? (работа в словаре толковом) 1

-определите ударный гласный (О), безударный гласный -Е-. Подберите проверочное слово (проверить нельзя, нужно запомнить или посмотреть в словарике).

-Запишите в словарики это слово. (вывешиваю слово на доске)

Выполнить разбор по членам предложения.

Устно выполнить синтаксический анализ предложения. ( по цели высказывания предложение повествовательное, по интонации не восклицательное, распространённое, грам. основа: он побежал, влез, есть однородные члены.

- Что же дальше было с пассажиром?

- Почему пассажир не уехал в другой город? (вагон отцепленный).

- Назовите прилагательные, которые бы означали признак предмета слова «вагон».( пассажирский, плацкартный, купейный, товарный, общий, удобный, чистый, пустой, мягкий, соседний)


3.Знакомство с новым материалом.

Пока у нас есть время, давайте поиграем.

а) Игра «Буква заблудилась».


В каком слове заблудилась буква?

- Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это. (жилет – билет)


б) Работа над фразеологизмом

- Как называют пассажира, который едет без билета? Безбилетный пассажир)

- Как вы понимаете выражение «ехать зайцем»? Почему так говорят?

(ехать зайцем, значит, ехать без билета).

Почему безбилетного пассажира сравнивают с зайцем?

-Заяц всего боится, и пассажир, который не купил билета, тоже боится контролёров.


в) Работа над значением слова

- Вы знаете, из какого языка пришло к нам слово билет? Из французского языка и имело значение «записка».

Что же значит это слово сейчас?

г) Работа в толковых словарях.

Сейчас откройте толковые словари и найдите значение слова «билет».

Значение слова «билет» читают дети.

1)«документ, удостоверяющий право пользования чем – нибудь за плату.

2)«документ, удостоверяющий принадлежность к какой – нибудь организации».

3)«Листок с указанием вопросов, на которые должен ответить экзаменующийся».

4) Денежная купюра.

Показываю разновидности билетов: пассажирский, экзаменационный,

студенческий)

2

Что же мы забыли сделать придя на вокзал?( нужно купить билет в билетной кассе)

д)–работа над словом билет.

Произнесите слово «билет». Можно ли сразу писать это слово?

Первый слог безударный. А в нём сомнительная гласная.

Подберите проверочное слово.

В этом слове непроверяемая безударная гласная, которую нужно запомнить. А если забыл – посмотреть в словаре.

Повесить карточку со словом «билет» и записать его в словарики.


е)- А сейчас выполним фонетический разбор слова «билет».


Билет – 2 слога, би – лет, [б’ и л’ э т]


[б’] – согласный, мягкий, парный [б], звонкий, парный [п], буква «бэ»

[и]- гласный, безударный, буква «и»

[л’]- согласный, мягкий, парный [л], звонкий, непарный, буква «эль»

[э]- гласный, безударный, буква «е»

[т]- согласный, твёрдый, парный [т’], глухой, парный [д], буква «тэ».

5 звуков, 5 букв.


ж)- Подберите однокоренные слова к данным схемам:

 ^  ¬ ^ 


Билет, билетик, билетный, билетёр, безбилетный, обилетить.


- Каким способом образованы эти слова? (При помощи каких частей слова образовались слова? При помощи приставки и суффикса – суффиксальным и приставочно- суффиксальным способом)

А знаете, как ещё можно запомнить написание слова «билет»?

з) Фонетические ассоциации.

Запомните такое предложение «Водитель автобуса сигналит: «Би - би, купи билет!».

Что же вы слышите? Би – би , билет, слова би-би созвучны с первым слогом слова «билет».(по схожести звучания)


Прочитайте текст:


Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд. (А.Барто)


е) Найдите в этом тексте наше слово и выполните морфологический разбор. 3


1.Билета – имя сущ.

2.Нач. форма – билет.

3.Пост. признаки: неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2 скл.

4.Непост. признаки: ед.ч., Р.п.

5. (не берёт чего?) билета.

- Что вы можете сказать про поведение Любы? ( толкает пассажиров, едет без билета – нельзя – нарушение правил поведения в общественном транспорте)

- Ребята, а какой билет должна взять Люба? (проездной)

Где его можно приобрести? (у кондуктора)

4.Физминутка. (движения под музыку песни «Голубой вагон»

.

5.Закрепление пройденного материала. Игра «Фотоглаз»

Купив билет, мы можем сесть в поезд и занять места согласно билету.

Во время поездок можно много увидеть в пути, запомнить. Сейчас мы поиграем в игру «Фотоглаз», которая поможет узнать у кого же из вас лучше всех зрительная память.


Я вам показываю группу слов всего 10 секунд, а вы должны их запомнить и правильно записать.


Карточка


Багаж дорога

Билет пассажир

Вагон перрон

вокзал


- Кто сколько слов запомнил? (зачитывает тот ученик, который больше всех запомнил слов)

- Проверьте, правильно ли вы их записали? (вывешиваю карточку на доску)

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (пассажир, перрон)

- Почему? (Удвоенный согласный слышится как один длительный звук)


Зачастую, отправляясь в дальнюю поездку, путешественники, чтобы скоротать в дороге время, берут с собой кроссворды .Вот и мы разгадаем кроссворды.


6.Словарная работа. Кроссворд.

Задание: Замените описательные обороты одним словом и впишите в пустые клеточки кроссворда (кроссворд у каждого на столе и на доске, дети по очереди комментируют).


1.Обозначение, название места, где кто-либо живёт, а так же надпись на

конверте, посылке (адрес). 4

2.Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки

пассажиров и грузов по рельсовым путям (вагон).

3.Человек, который совершает поездку на поезде или другом виде

транспорта (пассажир).

4.Летательный аппарат с реактивным двигателем (ракета)

5.Упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир(багаж).

6. Пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем –

-нибудь (расстояние).

7.Вагон городской электрической дороги, который передвигается по

рельсам (трамвай).

8.Автомобиль (машина).

9. Здание для обслуживания пассажиров на ж.д станции или на пристани. (вокзал)

Мы с вами успешно разгадали кроссворд и быстро доехали до своей станции. Но что же мы видим на вокзале?

7. Творческая работа.

Посмотрите на картинку внимательно. Что здесь нарисовано?

- Опоздавший пассажир. Поезд ушёл.

- Попробуйте устно составить свой рассказ. Озаглавьте его.

Выслушиваются 2-3 варианта рассказов.

8. Итог урока

Мы с вами побывали в стране Словаринке. Вы показали свои умения и знания. Спасибо вам за работу.

Д.з. Записать составленный текст в тетрадь.

Выставление оценок.



















5

МОУ «СОШ с Малый Узень Питерского района Саратовской области»








Урок русского языка


«Путешествие в


Словаринку»



















Подготовила учитель

начальных классов

Исенгалиева М.Н.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!