СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раб.программа физика 7кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раб.программа физика 7кл»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кормиловского муниципального района

«Юрьевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено:

На заседании методического совета


от «…» ……… 2019 г.

Протокол № …

Согласовано:

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Юрьевская СОШ»

__________ В.Н. Боднар

«…..» ………… 2019 г


Утверждено:

Приказ № ….

от «……» ………2019 г.

Директор МБОУ

«Юрьевская СОШ»

__________ Т.С.Кейвабу




Рабочая программа

учебного предмета

«физика»

«7» класс





Учитель Касаткина Елена Викторовна










2020 - 2021 учебный год


  1. Пояснительная записка

  1. Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Марон, А.Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М. : Дрофа, 2015.

  • Марон, А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – М. :Дрофа. 2014.

  • Программы основного общего образования по физике, авторы: А.В. Перышкин, Н.Ф. Филонович, Е.М. Гутник, которая соответствует ФГОС основного общего образования;М.: Дрофа 2016.

  • Ханнанов, Н.К. Физика. 7 кл. : тесты / Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. – М.: Дрофа, 2014.

  • Ханнанова, Т.А. Физика. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина / Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. – М.: Дрофа. 2015

  1. Цели и задачи

  • освоение знаний о механических, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



3. Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение предмета «Физика» в 7 классе составит 68 часов.


Распределение часов в соответствии с годовым календарным графиком

Период

Всего часов

1 четверть

14

2 четверть

16

3 четверть

20

4 четверть


18




II.Содержание учебного предмета

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей 9 и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение размеров малых тел.

Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия (14 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.






  1. Планируемые результаты.


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации


Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:

    1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел

    2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,

    3. овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,

    4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,

    5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

    6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

    7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).








IV. Критерии оценивания

Для контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся применяются различные формы: устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя по критериям оценивания различных видов работ. По окончании изучения отдельных тем курса проводятся зачеты и контрольные работы, цель которых выявление уровня освоения изученного материала и дальнейшая работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.


Критерии оценивания устных ответов:


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величии, и единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики: строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий: может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5. Но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной и грубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочетов; Допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.


Критерии оценивания письменных работ (контрольных, самостоятельных):


Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Критерии оценивания лабораторных работ:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы). Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы). Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента.


 Критерии оценивания работ в форме тестов:

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания Отметка

81% и более отлично

60-80% хорошо

45-59% удовлетворительно

0-44% неудовлетворительно



V. Ресурсное обеспечение уроков

УМК учителя:


  1. Физика. Астрономия. Программы. 7-11 классы Дрофа 2013

  2. Физика. 7 класс. Учебник А. В. Перышкин. Дрофа 2013

  3. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. «Физика». 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкина А.В. «Физика. 7 класс». Дрофа 2013

  4. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика». 7 класс. Дидактические материалы   Дрофа 2013

  5. Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. «Физика». 7 класс. Тесты  Дрофа 2012

  6. А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы Дрофа 2012

УМК учащихся:

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

  2. Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. «Физика». 7 класс. Рабочая тетрадь  Дрофа 2013

авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы


Электроннные и интернет-ресурсы:

1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

3. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).

5. Электронное приложение к учебнику


www.drofa.ru

www.fipi.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://archive.1september.ru/fiz

http://www.ivanovo.ac.ru/phys

http://www.edu.delfa.net/

http://www.kursk.ru/win/client/gimn
http://www.kursk.ru/

http://www.fizika.ru/

http://physicomp.lipetsk.ru/

http://www.elmagn.chalmers.se/~igor

experiment.edu.ru/catalog. asp?ob_no12370

http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html














Учебно- тематический план

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе

контр.раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

1



















































VI. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата

План

Факт

Введение 4 часа

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.



2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.



3

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.



4

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».



Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.



6

Лабораторная работа №2 "Определение размеров малых тел»



7

Движение молекул. Взаимодействие молекул.



8

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.



9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.



10

Зачет по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"



Взаимодействие тел 23 часа

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение .



12

Скорость. Единицы скорости.



13

Расчёт пути и времени движения.



14

Инерция.



15

Взаимодействие тел.



16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.



17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».



18

Плотность вещества.



19

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела».



20

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.



21

Решение задач



22

Контрольная работа



23

Сила



24

Явление тяготения. Сила тяжести. Силы тяжести на других планетах.



25

Сила упругости. Закон Гука.



26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.



27

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром».



28

Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.



29

Сила трения. Трение покоя.



30

Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».



31

Решение задач



32

Контрольная работа



33

Зачет



Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. 21 час

34

Давление. Единицы давления.



35

Способы уменьшения и увеличения давления.



36

Давление газа.



37

Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля.



38

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда



39

Решение задач.



40

Сообщающиеся сосуды.



41

Вес воздуха. Атмосферное давление.



42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.



43

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.



44

Манометры



45

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.



46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.



47

Закон Архимеда.



48

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».



49

Плавание тел.



50

Решение задач по теме



51

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».



52

Плавание судов. Воздухоплавание.



53

Решение задач по темам



54

Зачет



Работа и мощность. Энергия. 14 часов

55

Механическая работа. Единицы работы.



56

Мощность. Единицы мощности.



57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге..



58

Момент силы.



59

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага».



60

Блоки. «Золотое правило» механики.



61

Решение задач по теме «Условие равновесия рычага»



62

Центр тяжести тела



63

Условие равновесия тел.



64

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».



65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.



66

Превращение одного вида механической энергии в другой.



67

Повторение



68

Зачет







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!